Характерные черты искусства ацтеков кратко

Обновлено: 02.07.2024

5 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4 х-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия.

7 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

8 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева : статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа : ритуальная игра в мяч ( реконструкция )

9 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана ( реконструкция )

10 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами, начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты: каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.

11 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.

12 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.

13 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.

14 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека, одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.

16 КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

18 СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.

19 ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.

21 АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы ( гг ). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н. э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски

22 ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги ( вверху ) и кольцо ( снизу ).

23 ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа : священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.

24 ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц: кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева : ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.

26 СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.

27 КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале, круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца. Тарелка. Керамика ацтеков.

28 Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.

29 КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс, состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками, а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.

30 КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.

32 МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.

33 МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева : в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик ( Флорентийский кодекс ).

Шабалина Светлана Николаевна

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан , выстроенная на острове среди озера Тескоко , имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4х-гранные каменные пирамиды , строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев , полихромная керамика , мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия .

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы , где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами , посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева: статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа: ритуальная игра в мяч (реконструкция)

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана (реконструкция)

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами , начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты : каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека , одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.

КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.

ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.

АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы (1400-1521гг). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н.э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги (вверху) и кольцо (снизу).

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа: священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц : кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева: ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.

СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.

КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале , круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца . Тарелка. Керамика ацтеков .

Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс , состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками , а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан , сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева: в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик (Флорентийский кодекс).


Ацтеков искусство является частью древней культурной традиции, вся продукция является частью сердца пространства Мезоамерики . В мешиках , другое название ацтеков, наследники более тридцати веков цивилизации, фактически приняли и усовершенствовали художественные и архитектурные приемы народов , которые до них преобладают центральную Мексику . Художественное и архитектурное производство ацтеков даты цивилизации недавнего после классического периода , то XIV - го века начала с XVI - го века (испанского завоевания). Многие объекты были уничтожены или отправлены в Европу.

Резюме

основные особенности


Оригинальная культура синтеза

Искусство ацтеков заимствует многие элементы из наследия классического периода и других современных культур. Его вдохновляли ольмеки на монументальные скульптуры.

У ацтеков разница между основными и второстепенными искусствами, художниками и мастерами почти незаметна: как искусные скульпторы, есть хорошие ювелиры и мастера, работающие с перьями (называемые амантекатль ). С другой стороны, доиспанское общество науа знало большое количество категорий художников.

Термин науатль, используемый для определения художников, - тольтекатль ( тольтек ), поскольку ацтеки считают, что искусство зародилось в Туле благодаря влиянию Кецалькоатля . Из этого термина следуют другие, которые обозначают различные художественные отрасли, как мы видели выше: украшение перьями, письмо и живопись, имеющие одинаковый статус для мексиканцев, и работа с полудрагоценными камнями.

Общество ацтеков придает большое значение войне, которая дает пленных, которых можно принести в жертву. И когда приезжают испанцы, тоже иерархично. Высшие классы стремятся отличиться от людей и заказывают произведения искусства. Они покупают вещи со всей Империи и переправляют в Теночтитлан.

Если искусство ацтеков было по сути религиозным, то в нем использовались и светские темы: ацтеки интересовались природой и своей историей.

Технические средства

Металлургией ацтеки не владели. У них не было ни тягловых, ни вьючных животных. Материалы перевозили на лодках по озерам и каналам.

Архитектура и урбанизм

Общий

Несмотря на систематическое разрушение испанцами, ацтекская архитектура и городское планирование наиболее известны благодаря столице Теночтитлан. Более того, другие города империи имеют такой же план, как и столица. Центр занимал религиозный квартал, окруженный оградой. Он был трапециевидным в Семпоала, прямоугольным в Уэшотле и Чолуле. Внутри ограды находилось множество храмов, религиозных училищ, дворцов и т. Д.

Проще всего описать архитектуру ацтекских храмов: они имели форму усеченной пирамиды и состояли из нескольких вложенных построек (например, 6 в Тенаюке). Каждое поколение строило новое здание поверх предыдущего. В 1507 году во время церемонии Нового Огня Храм Звездной Горы был перестроен. На вершине пирамиды находился небольшой храм, которому предшествовала платформа для жертвоприношений. Круглые храмы были редкостью и, несомненно, предназначались для поклонения богу ветров Эхекатлю. Были и другие храмы, высеченные в скальных стенах: мы можем сослаться на храм на горе Тлалок, Тецкоцинго , Малиналько или Акацинго.

В священных стенах городов, были также Pelota игровых площадок ( tlachtli или ollamaliztli ). Резиновый мяч символизировал Солнце, а местность - мир; Оба игрока должны были передать мяч через одно из двух каменных колец по обе стороны поля. Игроки бьют ее бедрами, коленями и локтями. Ацтеки сделали ставку на опасную игру.

Теночтитлан

Свидетельства Кортеса и солдат, сопровождавших его в его завоевании, в частности Берналя Диаса дель Кастильо , показывают все их недоверие и восхищение ацтекскими городами , в частности столицей Мексики - Теночтитланом . В городе должно быть от 500 000 до 1 миллиона жителей.

Строить планы

Построенный по образу космоса, он был разделен на четыре больших участка ( кампана ), центром которых был Темпло Майор : Куэпопан на севере, Теопан на востоке, Мойотлан на юге и Атзакалько на западе. Эти участки сохранили испанцы. Ответственность за это возложена на военачальника, назначенного центральной властью. Каждая секция включала в себя несколько кварталов или групп домов - калпулли . Эта основная территория имела вождя, храм, дом воинов и была коллективной собственностью нескольких семей. Всего в Теночтитлане было около 100 районов.

Теночтитлан простирался на площади около 3 км с каждой стороны, что составляло примерно 1000 га . Самолет Теночтитлана был ортогонален. Он был во многом вдохновлен Теотиуаканом.

Инфраструктуры и пути связи

Через город пересекали четыре большие дороги. Берналь Диас дель Кастильо сообщает, что 10 лошадей могли пройти одновременно. Город обладал большой симметрией. Дорога к Тлателколко была 8 км в длину и 40 м в ширину. Все постройки должны были быть одобрены Calmilocatl , чиновником, отвечающим за городское планирование.

Монтесума I сначала построил первый акведук длиной 5 км . Второй был построен под Ахуицотлем между Койоаканом и центром. В 1449 году для защиты города от наводнения была построена дамба протяженностью 16 км .

Религиозный центр: Темпло Майор.



Другие постройки в городе

В других местах города были и другие престижные памятники, такие как круглый храм Кецалькоатля. Но все они были уничтожены конкистадорами.

Только дома сановников были двухэтажными. Дома не имели окон на улицу и выходили во внутренний двор. В каждом доме, каким бы скромным он ни был, был свой сад и паровая баня ( temazcalli ). Скромные дома были увенчаны соломенными крышами; у самых богатых была черепичная крыша.

Город Тлателолко

Тлателолко - второй по значимости город ацтеков до того, как он был объединен с Теночтитланом. Он был основан группой мятежных мексиканцев на островке, сообщающемся с Мехико, чуть более чем через десять лет после его создания, примерно в 1337 году нашей эры. До н.э. Однако город, однако, подчиняется Теночтитлану в 1493 году нашей эры. Н.э. , построенный таким же образом, как и этот, со священным корпусом (от которого до сих пор сохранились остатки), в центре которого находится Темпло Майор. Эта пирамида очень похожа на пирамиду ацтеков по форме, размерам и двойным зданиям, посвященным Тлалоку и Уицилопочтли . Конкистадор Кортес описал круглое здание, вход в который имел форму открытого рта (ныне исчез).

Другие сайты

Среди самых известных достопримечательностей за пределами столицы - храм Тенаюка и скальное святилище Малиналько . За пределами столицы есть два круглых храма, посвященных Эекатлю-Кецалькоатлю, один в Уэсотле, другой в Каликстлауаке .

Скульптура



Большинство ацтекских скульптур было уничтожено испанцами, но сохранившиеся показывают, что ацтеки были мастерами в искусстве вырезания различных материалов: камня, дерева, драгоценных металлов , жемчуга и драгоценных камней.

Работает

Среди самых замечательных ацтекских скульптур можно назвать монолиты внушительных размеров, такие как Камень Солнца , монолит Коатликуэ , камень Тизока , камень Моктесумы или, обнаруженный недавно, монолит Койолсауки и монолит из Тлалтекутли .

Функция

Религиозные постройки украшались статуями богов и барельефами с изображением животных или атрибутов божеств, таких как змеи или головы лягушек; храм Уицилопочтли, например, на главной пирамиде Темпло Майор , был украшен резными черепами.

Историки подсчитали , что в Chac Mool, и некоторые из больших монолитных скульптур, как камень на солнце , то камень Тисок или камень Монтесума , были cuauhxicallis или temalacatl , используемым для определенных обрядов человеческих жертвоприношений .

Императоры и правители также заказывали светские произведения.

Стиль

Религиозные и светские скульптуры ацтеков использовали символические элементы, демонстрируя энергичный реализм. Древние боги были архаичной постройки (например, Тлалок). Одним из самых известных произведений, сохранившихся в Мехико, является календарь с кровожадным солнцем в центре. Барельеф на диске богини Койолксауки, обнаруженный в 1978 году в Мексике, представляет собой полихромный монолит. В святилище Чапультепек статуя Монтесумы II была вырезана 14 скульпторами. Барельефы, украшающие святыни, алтари и дворцы, изображали животных и растения.

Каждый бог был представлен с определенными атрибутами и цветом. Наиболее представлен Кецалькоатль в виде пернатого змея или поднимающегося из змея; Ксолотль, его чудовищный близнец, чаще всего был киноцефалом. Эхекатль, бог ветра, имел выпуклый рот. Чак-Мул лепил лежа с контейнером на животе. У Тлалока был веер за головой, змеи обвивали его рот и глаза, а прическа была украшена драгоценными камнями. Чикомекоатль, одно из кукурузных божеств, был украшен початками, был выкрашен в красный цвет с квадратным головным убором. Шипе Тотек часто закрывал глаза и открывал рот в знак смерти. Ксюхтекутли или Уэуэтеотль, бог домашнего очага, вырезали череп, чтобы разместить священный очаг.

Орел и ягуар были воинственными символами. Сова была символом мудрости, рыбы и лягушки плодородия. Обезьяна олицетворяла чувства, а также наказание за сексуальные грехи.

Женские фигуры с обнаженной грудью изображали женщин из народа. Куаушикалли были вазы орлов ритуалов , чтобы собрать кровь и сердце жертвенных.

Декоративно-прикладное искусство

Ремесленники ацтеков преуспели в искусстве изготовления каменных масок, унаследованных от тольтеков, которые использовались в погребальных или религиозных целях. Жертвенные ножи или церемониальные щиты, покрытые перьями, демонстрируют изысканность ацтекского мастерства. Императоры заказали роскошные предметы из драгоценного металла, такие как золотая статуэтка императора Тизока, сохранившаяся в Нью-Йорке , или даже два диска диаметром 2,10 м из золота и серебра, предложенные Кортесу, а затем отправленные императору Карлу V.

Керамика

Живопись и освещение

Несомненно, ацтеки расписывали стены своих храмов и дворцов. Эти сооружения были уничтожены вместе с зданиями, которые они украшали. Однако в Малиналько , в здании, примыкающем к монолитному храму, остается фрагмент фрески : похоже, что ее предметом является сцена, в которой появляется бог охотника и воина Мишкоатль .

Ложные ацтеки

Черепа Лондона и Парижа прошли через руки известного французского антиквара Эжена Бобана .

Колониальное искусство

Это явление также позволило сохранить и распространить - по крайней мере на время - многие доколумбовые техники, уникальные в мире, такие как искусство мексиканского лака (техника коллажа, сильно отличающаяся от азиатского лака), амат или даже искусство лака. мозаика из перьев, необычайно виртуозная с точки зрения средств, доступных доколумбовым мастерам.

Из этих очень многочисленных произведений из перьев, отправленных в Европу для удовольствия принцев и коллекционеров, до нас дошли очень немногие. Четыре пера мозаика таблица сохраняется сегодня во Франции, в том числе двух датируемых XVI - го века:

  • Триптих Распятия, хранящийся в Национальном музее эпохи Возрождения в Экуене (Валь-д'Уаз).
  • Месса Сен-Грегуара, хранящаяся в Музее якобинцев д'Ош (Жер).

Забыть и заново открыть для себя искусство ацтеков

Огромное количество предметов искусства ацтеков было уничтожено во время испанского завоевания, главным образом потому, что завоеватели считали их проявлением идолопоклонства, которое необходимо искоренить, или даже из жадности: золотые предметы просто переплавляли.

Некоторое количество было перевезено в Европу конкистадорами в качестве диковинок. Князья эпохи Возрождения проявляют растущий интерес не только к древним артефактам, но и к экзотическим артефактам из недавно обнаруженных регионов. Пройденные Испанией, эти предметы были рассредоточены по шкафам европейских диковинок , в частности, во Флоренции, благодаря Медичи , но также и в Вене, Мюнхене или Грасе. Об этом до сих пор свидетельствует инвентаризация того времени. Предметы стали жертвами небрежного обращения или разрушительного воздействия времени: куклы или хлопчатобумажная одежда, жертвы их хрупкости, например, другие жертвы пожаров. Эфемерная мода на эти предметы прошла, и пришло время забвения.


Независимость страны вызвала повальное увлечение мексиканским антиквариатом. В 1824 году британский коллекционер Уильям Баллок организовал в Лондоне первую крупную выставку, посвященную доиспанской Мексике, где можно было полюбоваться слепками ацтекского календаря и монолита Коатликуэ, которые Баллоку удалось раскопать.

В Мексике в 1825 году был основан Мексиканский национальный музей, но он не был открыт для публики до 1887 года. Его коллекции составили ядро ​​нынешнего Национального музея антропологии .

Несколько объектов были классифицированы, а ЮНЕСКО внесла Исторический центр Мехико и Сочимилько в Список всемирного наследия человечества в 1987 году.

Ацтекская архитектура Это одна из важнейших форм искусства этой мезоамериканской цивилизации, наряду со скульптурой, живописью, ювелирным делом, музыкой и искусством с перьями. Он характеризуется своим монументальным характером и величием, а также служит для почитания своих богов.

Архитектура и все ацтекское искусство развивались в зависимости от интересов государства, поскольку оно служило языком для передачи своего особого видения мира внутреннему обществу и другим культурам. Как и все мексиканское искусство, архитектура выполняла политико-религиозную функцию.


Через архитектуру ацтеки хотели продемонстрировать силу своей империи. Это объясняет, почему они построили такие монументальные здания, как мэр Темпло, пирамида Тенаюка или круглые пирамиды. Посредством этих конструкций усилилось великолепие и самобытность ацтекского общества..

Его основными зданиями были храмы, пирамиды, дворцы и другие административные здания. Храмы были построены на вершине пирамид и были построены из камня и земли.

К этим небольшим парадным стенам, украшенным внушительными скульптурами монстров и рельефами, к нему можно было добраться по лестницам..

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Мексика - Теночтитлан
    • 3.1 Великий Храм
    • 3.2 Великая пирамида Чолулы
    • 3.3 Пирамида Тенаюка
    • 3.4 Круглые пирамиды

    источник

    Из ацтекского искусства архитектура была одной из форм, которая больше всего пострадала от последствий испанского завоевания и колонизации, поскольку большинство ее зданий были превращены в руины..

    Есть немного структур, которые остаются стоящими, чтобы углубить изучение организации пространства и других архитектурных особенностей в церемониальных центрах и других зданиях.

    Это препятствует более глубокому знанию происхождения и влияний, полученных от их предков и других культур мезоамериканского постклассического периода. Эти влияния включают цивилизацию ольмеков и культуры майя, тольтеков и сапотеков, которые способствовали развитию их собственного архитектурного стиля..

    Предполагается, что, как и в случае с другими выражениями ацтекского искусства, такими как скульптура или ювелирное дело, архитектура ацтеков является результатом слияния различных стилей строительства, которые развивались в Мезоамерике в течение почти двух тысячелетий..

    Мексика - Теночтитлан


    Теночтитлан, основанный в 1325 году, был священным городом этой развитой цивилизации, которая демонстрирует величие и великолепие ацтекской архитектуры. Этот внушительный город, признанный одним из наиболее спланированных городов всех древних цивилизаций Америки, был построен на острове Тенох, расположенном на озере Тезкоко..

    Однако до мэра Темпло ацтеки построили временное убежище из дерева и соломы, в основном из-за нехватки камней. Когда им наконец удалось получить необходимые строительные материалы, они начали строительство церемониального центра, более достойного их бога.

    черты

    - Одной из характеристик ацтекской архитектуры является ее заметное чувство порядка и симметрии, очень похожее на то, что наблюдается в других мезоамериканских культурах..

    - Мексиканская архитектура менее элегантна, чем архитектура майя.

    - И широкие линии, и геометрические узоры являются символическими выражениями власти государства и религиозного характера его архитектуры..

    - Архитектура Мешики использовала барельефы в различных местах: на площадях, стенах и платформах, как дополнение к общению своих идеалов и религиозному представлению..

    - Наиболее представительными ацтекскими архитектурными образцами являются храмы (Теокали), пирамиды, дворцы и другие общественные здания..

    - Одной из наиболее часто встречающихся архитектурных моделей является круговая пирамида. Этот тип строительства приписывают храмы в честь бога Эхеката, божества ветра, которое выглядит как водоворот. Например, Calixtlahuaca и тот, который находится на станции метро Pino Suárez в Мехико.

    - Другим типом архитектуры были платформы, украшенные черепами, которые послужили основой для цомпантли, алтаря, широко используемого мезоамериканскими культурами. Пример такого типа алтаря до сих пор хранится в Национальном музее антропологии Мексики..

    Представительские работы

    Великий Храм


    Также известный как Великий Храм Мексики, он состоял из нескольких зданий и башен, а также Главного Храмового Участка, где происходили наиболее важные религиозные, политические и экономические события Теночтитлана..

    Это место выполняло несколько символических и религиозных функций, так как оно служило для совершения священных жертвоприношений, а также для организации похорон. Это было святилище, посвященное почитанию ацтекских божеств дождя и войны, которое символизировало власть мексиканского имперского государства против его врагов..

    Храмы с двойными лестницами, расположенными в виде короны у основания пирамиды, символизируют дихотомию космологического видения ацтеков: небо - земля, дождь - засуха, зимнее солнцестояние - летнее солнцестояние. Архитектурный стиль этого храма соответствует позднему постклассическому периоду..

    В этом месте поклонялись ацтекским богам: Тлалтекухтли, Тлалок, Коатликуэ, Койольксаухи и Чихуакоатль.

    Великая пирамида Чолулы


    Он расположен в археологической зоне Чолула, штат Пуэбла. Его особенность в том, что он спрятан под горой, на которой была построена церковь.

    Точно не известно, когда началось его строительство, но считается, что это было в 300 году до нашей эры. и 500 или 1000 лет спустя он был закончен мексиканцами.

    Пирамида Тенаюка


    Он считается одним из наиболее представительных произведений архитектуры Мексики, чье строительство, очевидно, расширилось с 1300 до 1500. Пирамида была построена поэтапно, во время которой она была расширена.

    Первые две фазы относятся к культуре чичимека, а следующие шесть соответствуют самой архитектуре ацтеков..

    Круглые пирамиды


    Эти сооружения были построены в основном в Каликстлахуаке, Толука, в честь бога ветра Эхеката. По мнению мексиканцев и других доколумбовых культур, его круглая форма была точно предназначена для того, чтобы ветер мог циркулировать через них, не препятствуя их проникновению..

    Благодаря богу ветра (Ehecatl), который дул через четыре кардинальных точки, Тлалок послал дождь, чтобы удобрить богатые ацтекские земли.

    Читайте также: