Хадия давлетшина биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Пт, 04/14/2017 - 12:02

Хадия Давлетшина

(1905-1954)

Советская башкирская писательница. Лауреат Государственной премии им.Салавата Юлаева.Член Союза писателей БАССР (1935).

Давлетшина Хадия Лутфулловна родилась 21 февраля 1905 года в д. Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии в бедной крестьянской семье. Семья жила очень бедно, глава многодетной семьи Давлетшиных был батраком.Хадия получила начальное образование в сельском медресе, затем в советской школе. Когда в 1919 году умер ее отец, на хрупкие плечи девочки легли заботы о семье. В годы Гражданской войны Хадия стала одной из первых комсомолок в округе, всем сердцем поддержала новую власть, видя в ней спасение от нищеты и угнетения.

Затем она работала в школах, была воспитательницей детского дома. В 1932-33 годах Хадия Лутфулловна училась в Московском редакционно-издательском институте. В 1935-37 годах являлась студенткой факультета языка и литературы Башкирского педагогического института имени Тимирязева (ныне БашГУ).

В 1933 году вместе с мужем Губаем Давлетшиным ( башкирским писателем, впоследствии наркомом просвещения Башкирской АССР) уезжает в Зилаирский зерносовхоз Баймакского района, где работает литсотрудником газеты “Иген фабрикаһы”.Очерк “Непобедимые батыры”посвящен тракторисам Зилаирского совхоза,которые несмотря на зимнюю стихию смогли спасти перевозимое зерно.

В с.Ургаза действует музей Х.Давлетшиной, на здании,построенном на месте дома, в котором жили Давлетшины была установлена мемориальная доска.

Давлетшина Хадия

Она, как и многие из ее коллег-современников, стала жертвой своего страшного времени. До последних дней своей недолгой жизни писательница безуспешно надеялась, что несправедливость власти по отношению к ней и ее семьи будет исправлена.

Хадия Давлетшина (девичья фамилия Ильясова) родилась 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1905 года в деревне Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии, ныне Самарской области России. Семья жила очень бедно, глава многодетной семьи Давлетшиных был батраком.

Хадия получила начальное образование в сельском медресе, затем в советской школе. Когда в 1919 году умер ее отец, на хрупкие плечи девочки легли заботы о семье. В годы Гражданской войны Хадия стала одной из первых комсомолок в округе, всем сердцем поддержала новую власть, видя в ней спасение от нищеты и угнетения.

Затем она работала в школах, была воспитательницей детского дома. В 1932-33 годах Хадия Лутфулловна училась в Московском редакционно-издательском институте. В 1935-37 годах являлась студенткой факультета языка и литературы Башкирского педагогического института имени Тимирязева (ныне БашГУ).

В 1933 году вместе с мужем Губаем Давлетшиным Хадия Лутфулловна уезжает в Баймакский район, где работает сотрудником районной газеты. В 1934 году она участвовала в работе I съезда писателей СССР, встречалась с Максимом Горьким. В 1935 году вступила в Союз писателей Башкирской АССР. В 1936 году была делегатом III пленума писателей СССР в Минске.

В Бирске Хадия Давлетшина жила в большой нужде. Работу ей не давали. Публиковать свои произведения и заниматься литературной деятельностью ей было категорически запрещено. В последние годы жизни она работала уборщицей в Бирском педагогическом институте. 20 марта 1951 года Хадия Лутфулловна обратилась письмом к председателю правления Союза писателей СССР Александру Фадееву, в котором сообщала о своей непоколебимой поддержке марксистко-ленинского мировоззрения и просила помочь с публикацией романа. Это письмо написано убористым почерком на шести страницах, на листах много пятен от слез писательницы.

Хадия Лутфулловна Давлетшина (в девичестве Ильясова) родилась 5 марта 1905 года в деревне Хасан Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачевский район Самарской области). Первоначальное образование получила в женском медресе, впоследствии училась в Московском институте по подготовке редакторов и в Башкирском педагогическом институте. С пятнадцати лет работала учителем, педагогом-воспитателем в детдоме, литсотрудником баймакской районной газеты. Участвовала в работе Первого съезда писателей СССР, 3-го Пленума писателей в Минске. Незаконно репрессирована в 1937 году как жена известного государственного деятеля и писателя Губая Давлетшина, возвратилась на родину в 1942 году без права…

Библиография


Хадия Лутфулловна Давлетшина родилась 5 марта 1905 года в д. Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии ныне Самарской области.

В 1921 г. поступила учиться в татаро-башкирский техникум (Самара), в 1932 г. – в институт по подготовке редакторов для книжных издательств (Москва), в 1935-1937 ггодов – студентка факультета языка и литературы Башкирского пединститута. В 1934 году была избрана делегатом I съезда писателей СССР. В 1936 году участвовала на III пленуме писателей СССР в г. Минск. В 1937 году была репрессирована, впоследствии долгие годы терпела притеснения, провела жизнь в нужде.

В Бирске Хадия Давлетшина жила в большой нужде. Работу ей не давали. Публиковать свои произведения и заниматься литературной деятельностью ей было категорически запрещено. В последние годы жизни она работала уборщицей в Бирском педагогическом институте. 20 марта 1951 года Хадия Лутфулловна обратилась письмом к председателю правления Союза писателей СССР Александру Фадееву, в котором сообщала о своей непоколебимой поддержке марксистко-ленинского мировоззрения и просила помочь с публикацией романа. Это письмо написано убористым почерком на шести страницах, на листах много пятен от слез писательницы.

Писательница вернулась к роману лишь в начале 50-х гг.

X. Давлетшина изображает народ в качестве главного героя произведения. Это было крупным достижением всей башкирской прозы, повлекшим за собой коренной перелом в развитии жанра башкирского романа. Наряду с картинами классовой борьбы и роста классового самосознания автор показал – и это очень важно – особенности быта башкир того времени, еще полностью не освободившегося от полукочевого феодально-патриархального образа жизни, но уже вступающего в буржуазно-капиталистические отношения. Многогранное и многокрасочное изображение народной истории и быта представляет ценное новшество для жанра национального романа.

Читайте также: