Гуревич аграрный строй варваров кратко

Обновлено: 05.07.2024

В первую очередь, необходимо рассмотреть концепции системы землепользования древних германцев. Первая из них – Общинная (марковая) теория, зародилась в 50-е годы XIX столетия, ее основателем считается немецкий историк Георг Людвиг фон Маурер . Согласно данной теории, исходным пунктом всего социального строя средневековья было общинное землевладение с коллективной собственностью на землю. В дальнейшем труды фон Маурера послужили материалом для обоснования Карлом Марксом и Ф. Энгельсом своих воззрений на первобытно-общинный строй. Вторая концепция – вотчинная. Она отводила определяющую роль в социально-экономической, политической, культурной жизни средневековья мелким вотчинникам с индивидуальной собственностью на землю. Апологетами данной теории являются французский историк Нюма-Дени Фюстель де Куланж и Страсбургская школа аграрной истории. Концепция неоднократно подвергалась критике со стороны различных исторических школ, преимущественно марксистской. Критика обосновывалась тем, что земли в то время было очень много, огромные пространства плодородных почв были не заселены людьми, в таких условиях частная собственность не могла существовать.

Выдержка из текста

В историографии существует несколько точек зрения на общественный строй древних германцев. Разногласия в оценке как социально-политического устройства, так и формы землепользования продиктованы:

Список использованной литературы

О происхождении германцев и местоположении Германии / Корнелий Тацит. Сочинения. В 2 т. Т. 1. — Л., 1970. — 373 с.

Грацианский Н. П. К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря // Грацианский Н. П. Из социально-экономической истории западноевропейского феодализма. — М., 1960.

Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров. История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. / А.Я. Гуревич. — Москва: Наука, 1985. — 426 с.

Гуревич А.Я. Избранные труды: В 2 т. Т.

1. Древние германцы. Викинги. / А.Я. Гуревич. — Москва: Университетская книга, 1999. — 352 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. — 256 c.

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

КНИГИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Название: Древние германцы. Викинги
Автор: Гуревич А.Я.
Жанр: монография
Описание: В том объединены работы, в которых рассматриваются предпосылки и начальный этап генезиса феодализма в Западной Европе. В очерке о древних германцах охарактеризованы их хозяйство, формы поселений и социальная организация в последние века до н.э. и в период, непосредственно предшествующий Великим переселениям народов в V в.

Широкое привлечение данных археологии и истории древних поселений дает возможность по-новому осветить особенности древнегерманского общественного устройства.

Походы викингов
Викинги - легенда и реальность
Родина викингов
Корабли. Города. Торговля
Существовал ли Йомсборг?
Походы викингов
Воины, Поселенцы
Конунги. Королевства
Норманнские поселения на Западе
Культура скандинавов IX—XI вв.
Заключение
Примечания

СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 352 с. — (Письмена времени).

История древних германцев – история этноса, сыгравшего основную роль в крушении могущественной Римской Империи, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы, давшего толчок становлению феодального общества. В целом, раннее средневековье в истории Европы явилось тем моментом всемирной истории, когда завязался узел, в котором сплелись пути развития трех общественных форм — античного общества, общества варваров, зарождавшегося феодального общества. Все это делает эпоху раннего средневековья и историю древних германцев, как ярких её представителей, интересной для историка, философа, социолога, поучительной в теоретическом отношении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Хозяйственный строй германцев 4
2. Общественный строй германцев 7
3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в историографии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КОНТРА.doc

Таким образом, в первые века нашей эры у древних германцев родовой строй вступил уже в период разложения. Развитие классовых отношений в обществе древних германцев было в значительной мере ускорено их соприкосновением с общественными порядками в поздней Римской империи IV—V вв.

3. Вопрос об эволюции общины (I в. до н. э. – I в н. э.) в

историографии.

В советской историографии общепринято выделение двух основных типов общины — первобытной, кровнородственной и соседской, территориальной, что соответствует двум принципиально различным социально-экономическим типам общества — доклассовой и классовым докапиталистическим формациям . Спорным является вопрос о переходных формах (соседско-родовых, соседско-большесемейных и пр.). Часть исследователей рассматривает большую семью в качестве типа, равноценного родовой и соседской общины. В развитии родовой общины обычно различают раннеродовую общину охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую общину ранних земледельцев и скотоводов. Первая приходится на стадию присваивающего хозяйства, вторая — на начальный этап производящего. Однако критерии различия той и другой со стороны внутренней структуры общины, конкретных форм кровнородственных связей понимаются по-разному. 20

При всём огромном разнообразии конкретно-исторических форм и вариантов соседской общины она также прошла через определённые стадии, в общем совпадающие со ступенями общественной эволюции. К. Маркс различал 3 основные формы (ступени, стадии) разложения первоначального единства общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: т. н. азиатскую, античную, германскую. 21

Перечисленные стадии общины характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего дуализмом коллективного и индивидуального землевладения , но соотношение этих начал в них было разным. Азиатская стадия общины по сути являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В основе её лежала ещё общая собственность на землю. Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Такого рода общинная организация опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках общины, слабость либо отсутствие разделения труда между разными общинами. Античная стадия (полис), представлявшая следующую ступень разложения первоначального единства общины и обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности , предполагала такую организацию , при которой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в общине, но каждый член общины уже стал частным собственником обрабатываемого надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности (Ager publicus) отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших своё существование . 22

Германская община являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших Община семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность лишь дополнение к собственности отдельных домохозяев. Если в античной общине существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в общине (полисе, государстве), то в германской форме, напротив, наличие самой общины обусловлено потребностями семейно-индивидуального хозяйства. 23

С точки зрения эволюции общины представители теории исследовали происхождение и развитие феодальной вотчины, городов и их строя, используя сравнительно-исторический метод и особенно такие его разновидности, как метод исторических переживаний и ретроспективный метод исторического исследования. 24

Слабой стороной теории стало рассмотрение аграрной истории феодальной эпохи как плавного, эволюционного процесса, лишенного внутренних антагонизмов, объяснение социальных конфликтов не классовыми противоречиями противоречиями, а вторжением в деревню внешних сил, недооценка роли насилия и переоценка роли правовых институтов в истории, представление о неизменности таких ист. категорий, как марка, альменда, марковый строй. Все эти идейно-методологические принципы, присущие теории, определили ограниченность познавательных возможностей в исследованиях представителей этой теории. 25

Рассматривая социально-экономическую эволюцию древнегерманских племён на рубеже новой и старой эр, мы видим многочисленные варварские племена, занимающие к I в. н.э. обширную территорию между Рейном и Вислой от запада к востоку, Дунаем на юге и Балтийским и Северным морями на севере, а также южную Скандинавию .

Характеристика экономического строя древних германцев в представлении историков разных школ и направлений, была предельно противоречива: от первобытного кочевого быта до развитого хлебопашества, но все-таки свидетельств, указывающих на оседлый образ жизни больше. Следует также отметить, что, несмотря на развитие ремесел, появление плуга, ведущую роль занимало все же скотоводство, а не пахотное земледелие, что сформировало особое отношение к представлению рабства. Отсюда хозяйственная жизнь древних германцев стояла на значительно более низком уровне, чем хозяйственная жизнь рабовладельческого общества, находившегося в периоде расцвета.

Родовой строй как при Цезаре, так и при Таците играл огромную роль у германцев. Однако уже во времена Тацита родовой строй германского этноса обнаруживает признаки своего разложения. Родовая знать приобретает всё большие богатства и всё большую власть, происходит поляризация между знатью (nobilitas) и рядовыми членами рода (plebs). Процесс стратификации идет медленно, тем не менее мы наблюдаем усложнение социальной структуры. В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй.

Все это подталкивало процесс разложения первобытно-общинных отношений и перехода к феодализму.

В целом нужно признать, что структура общины у древних германцев нам известна слабо. Отсюда — те крайности, которые зачастую встречаются в историографии: одна, выражающаяся в полном отрицании общины в изучаемую эпоху (между тем как жителей поселков, изученных археологами, несомненно, объединяли определенные формы общности); другая крайность — моделирование древнегерманской общины по образцу средневековой сельской общины-марки, порожденной условиями более позднего социального и аграрного развития.

Арон Гуревич (1924-2006) – пожалуй, один из самых известных российских историков в мире. Это не преувеличение. Большинство его работ переведено не меньше чем на десяток языков, и давным-давно вошли в золотой фонд. Его монографии и статьи до сих пор вызывают споры во всём мире. Большинство работ по истории культуры Средневековья не обходят стороной творчество этого историка, и его фамилию можно часто встретить в книгах и статьях историков самых разных направлений, по всему миру. Ему посвящали книги (Scholze-Irrlitz L. Moderne Konturen historisher Anthropologie. Eine vergleichende Studie zu den Arbeiten von Jacques Le Goff und Aaron J. Gurjewitsch. Frankfurt a. M., 1994) и сборники (Mazour-Matusevich, Y. & A.S. Korros (eds.). Saluting Aron Gurevich. Essays in History, Literature and Other Related Subjects. Boston 2010. ISBN 978 90 04 18650 7). Гуревич – действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Иностранный член Американской академии медиевистов (Medievel Academy of America), Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa университета Лунда (Швеция).

В этот сборник входит три работы Гуревича, написанные в разное время, но объединённые временем – Ранним Средневековьем. Две работы композиционно похожи, другая же носит скорее научно-популярный характер. Итак…

1. Аграрный строй варваров (1985)

Гуревич здесь вступает в бой сразу с тремя направлениями в германистике – с общинной, вотчинной и номадной теориями. Кратко – общинная настаивает на существовании общины-марки у древних германцев до ВПН, вотчинная упирается в аристократическое землевладение, номадная – в кочевничье прошлое предков современных немцев. Гуревич же обратился к археологии и лингвистике, нарисовал иную картину. Итак, население нынешней Германии жило веками на относительно постоянных местах проживания, обособленными поселениями, чаще – хуторами. Гуревич считает, что основной ячейкой социума являлась семья и семейная община – соответственно, в сакральной собственности которой находилась возделываемая земля. Это не частная собственность, не posessio римского права, скорее – нечто, находящееся в комплексе мировоззрения человека того времени, напоминающее норвежский odal (об этом – в другой раз). Центром вселенной для человека был его дом, хозяйство.

На протяжении всей главы Гуревич прослеживает прежде всего историю общины. Он не отрицает её существования до ВПН – но считает крайне аморфным образованием, не communitas, а скорее институтом для регулирования территориальных вопросов. Во времена ВПН и эти хрупкие отношения рушатся, и община (совсем в другом виде) возрождается уже в классическое средневековье, ставя её в один ряд с урбанистическими процессами.

Помимо основной концепции, работа содержит массу сведений о хозяйстве древних германцев (по данным археологии) и социальному строю, который был далёк и от военной демократии (уже в нашу эру), и от феодальной системы.

2. Походы викингов (1966)

Первая книга Гуревича, и один из первых образцов адекватного научно-популярного произведения о викингах-скандинавах. Оригинал, конечно, был богато проиллюстрирован, здесь, конечно, мы такого великолепия не найдём, нам оставили только текст. Кратко и доступно автор описывает, по моему, все основные стороны жизни это уникальной цивилизации, умудрившись коснуться самих военных походов как бы вскользь. Гуревич старается показать весь размах норманнской экспансии, их военные и торговые контакты, освоение Исландии и Гренландии, перенесение своих общественный и хозяйственных порядков в английское Дэнло, купеческие экспедиции. Автор подробно описывает социальный строй, царящий на родине викингов, и пытается выделить основные причины начала таких невероятных по размаху кампаний. Особняком стоит последняя глава книжки, которую Гуревич целиком посвятил культуре скандинавов, описывая вкратце основные стороны их духовного мира. Он не пытается ограничиваться сведениями о прекрасно всем нам известной религии – рассматриваются также скальдическая поэзия, изобразительное искусство, культура письма. Гуревич старается показать викингов как людей, которым был присущ достаточно сложный комплекс воззрений, а не обыкновенными дикарями.

В общем, книжка заслуживает всецелого внимания, как одно из лучших пособий по скандинавской субцивилизации. Для первоначального ознакомления – более чем.

3. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе (1970)

Далее – рассмотрение социальных групп в Ранее Средневековье, но не описание, а характеристику того, какую роль они играли в жизни человека. Впервые в своих работах Гуревич поднимает тему индивида. В отличие от многих, он утверждает тезис о существовании индивида в то далёкое время, но оценивает его о другому. По теории А.Я., индивид стремился быть членом социальной группы, соответствовать некому существующему у него в голове идеалу. Сначала человек был членом семьи, рода, однако с распадом этих отношений они стали более территориальными и профессиональными. В любом случае, человек являлся членом какой-то корпорации, и не мог существовать вне её.

Читайте также: