Гуманизм петрарки и лоренцо валлы кратко

Обновлено: 30.06.2024

человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в)сущность: По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним преждевсего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

•Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги

один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в

соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в

памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

•Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О

человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал

наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

•Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494)

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.




а)Исторические рамки и черты:

Гуманизм как философское (антропоцентрическое)

направление получил распространение в Европе в XIV -середине XV вв. Его центром была Италия;

к основным чертам гуманизма относились:

антицерковная и антисхоластическая направленность;

стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать

б)опредление: антропоцентризм - особое внимание к

человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в)сущность: По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним преждевсего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

•Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги

один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в

соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в

памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

•Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О

человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал

наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

•Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494)

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.

Николай Кузанский, так названный по названию селения Куза в Южной Германии, в котором он родился в 1401 г. Немецкий язык был родным его языком, а итальянским он овладел, обучаясь в Падуе. В 1426 году он стал священником, а в 1448 кардиналом. Умер в 1464 году. Среди его работ: "Об ученом незнании" (1438—1440), "О предположениях" (написано между 1440 и 1445), "Об искании Бога" (1445), "О Богосыновстве" (1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец" (1450), "Начало" (1450), "О видении Бога" (1453), "Оберилле" (1458), "О возможности-бытии" (1460), "Об игре в шар" (1463), "Об охоте за мудростью" (1463), "Компендий" (1463), "О вершине созерцания" (1464). Основание, на котором покоится его собственная мысль, это неоплатонизм, особенно в том виде, который придал ему Псевдо-Дионисий, а также Скот Эриугенаю. Он не следует риторическому методу древних, но также не следует и дискурсивному методу схоластов. Кузанский использует оригинальный метод, взятый из математики, тем не менее в нем нет собственно математической ценности, а скорее он выступает в аналого-аллюзивной функции.

Кузанский указывает верный путь для приближения к истине (самой по себе недостижимой), сосредотачиваясь на том представлении, согласно которому в бесконечности имеет место совпадение противоположностей. На этом пути, различные конечные вещи могут выступать не столько как антитеза бесконечности, но скорее вступают с ней в некоторое символическое отношение, содержащее в себе аллюзию бесконечности. Следовательно, и в Боге, поскольку он бесконечен, все различия, которые в тварном мире оказываются противопоставленными между собой, совпадают.

Кузанский показывает, что он имеет в виду, когда говорит о "совпадении противоположностей", на концепции "максимума". В Боге, который есть предельное "абсолютное", противоположные "максимумы" и "минимумы" являются одним и тем же.

Он пишет: "Абсолютное количество. не более максимально, чем минимально, потому что максимум его есть через совпадение вместе с тем и минимум".

Кроме того, в бесконечном круге любая точка будет центром, и, вместе с тем, также крайним пределом; и, аналогично, дуга, хорда, радиус, диаметр совпадут, и все совпадет со всем. То же самое и относительно треугольника. Если продолжать постепенно сторону в бесконечность, треугольник будет стремиться к прямой; и примеры можно умножать. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому, свертывание противоположностей и их совпадение.

Все это ведет к преодолению представлений здравого смысла, которые основаны на начале непротиворечия. Кузанский пытается оправдать возможность такого преодоления, используя (восходящие к платоникам) отличия ступеней познания: а) чувственное восприятие, б) рациональное и в) интеллектуальное. а) Восприятие чувственное всегда положительно, или утвердительно, б) рациональное, т.е. познание дискурсивное, подтверждает и отрицает, согласно принципу различения противоположностей (подтверждается одно, отрицается другое, и наоборот) и согласно принципу непротиворечия.

в) интеллект, напротив, сверх любого рационального утверждения и отрицания, схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции, познавательном акте более высокого порядка.

Кузанский пишет: "Так непостижимым образом получается, сверх любого рационального дискурса, что абсолютный максимум есть бесконечность, которой ничто не препятствует, и с которой минимум совпадает". В этих рамках с оригинальностью и утонченностью он вновь вводит основную тематику христианского неоплатонизма. В частности, три пункта заслуживают того, чтобы быть отмеченными особо: а) способ отношения Бог — мир, б) значение античного принципа "все есть во всем", с) концепция человека как "микрокосма".


Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Концепция и деятельность

Образ жизни и идеалы гуманистов

Гуманистические занятия, как правило, оставались частным делом гуманистов, их увлечением, не являясь их профессией, хотя они и приносили репутацию, а вследствие неё и подарки от меценатов.


Платонова академия (древнеримская мозаика, Помпеи)

При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причём последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-учёные ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республики — см. Гражданский гуманизм. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.

Новый идеал человека


Давид (Микеланджело)

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил своё развитие.

Леон Баттиста Альберти пишет:

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Добродетель

  • нравственные (мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружественность)
  • умственные (мудрость, благоразумие, способность к науке и искусству)

Для всех гуманистов 1-й пол. XV века virtú являлась универсальной категорией, которая определяла важнейшие свойства человеческой личности, характер и образ жизни[11]. Первоначально идеал uomo virtuoso отличался сильными чертами религиозно-нравственного стоицизма, но затем он был смягчён идеями о нераздельности души и тела, потребностей духовных и земных, жизни созерцательной и активной. Для ранних гуманистов совершенный человек — uomo completo образуется через приобщение к studia humanitatis.

Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путём неутомимого познания и полезной деятельности.

Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:

И мы скажем так: через доброту человек создаёт и укрепляет в себе истинное и бесконечное спокойствие и безмятежность души, и живёт сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (. ) Истинное счастье — это спокойствие и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой собой.

Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует отметить:

Навыки, знания и убеждения гуманистов

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Отношение к античности

Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Симоне Мартини. Иллюстрация к Вергилию, XIV век

Симоне Мартини. Иллюстрация к Вергилию, XIV век

Отношение к христианству

Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Гуманистическая теория искусства

Жанры творчества гуманистов

Эпистолы

(отрывок)
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и тёмное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле.

Периоды ренессансного гуманизма

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании.

Принято разделять на:

  • Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.
  • С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определённых особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).
  • За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

Известные гуманисты

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Картины В.М. Васнецова


Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

История Владимира и Рогнеды


Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне - красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгт со своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Монье подверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистов Ж. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV- XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так – трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизации ренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV- XVI вв., по Ф. Шабо - XV- XVI вв., по Д. Хей – 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру – 1280-1600.

С.Д. Сказкин считает, что Возрождение – продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV- XVI вв., для всех остальных стран – конец XV- XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

Большое влияние на гуманистов Италии оказал Плифон Георгий Гемист (создает новую религию, опирающуюся на философию, начал полемику между платониками и перипатетиками), Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул.

Были гуманисты, для которых педагогика была главным занятием. Гаспарино да Барцицца, профессор Падуи, на дому организовал нечто общеобразовательного пансиона для детей, которых обучал риторике и правилам хорошего поведения.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла в разрез с официальным учением церкви, антропоцентризм, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающие радость земного бытия и зовущие к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию знаменовали отход от принципов средневекового мировоззрения. Гуманизм второй половины XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Читайте также: