Эволюция политического строя россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Идея самодержавной власти как власти полностью независимой от правителей других государств в России стала активно развиваться после освобождения от власти Орды и в процессе централизации объединенных русских земель.

Одним из основных факторов, предопределивших эволюцию различных сторон государственной и общественной жизни XVII в., стал зарождавшийся абсолютизм. Абсолютизм, как тип государственной власти, присущ различным странам. При рассмотрении абсолютной монархии в рамках отдельного государства, такого как Россия, правомерно говорить об общих закономерностях становления и развития абсолютизма и его особенностях в отечественных условиях. Традиционно время становления абсолютизма определяется переходом от феодального и сословного общества к обществу капиталистическому.

Русский абсолютизм в своем развитии прошел долгий путь, в рамках которого можно выделить ряд этапов:

· Начальный период становления абсолютизма (вторая половина XVII столетия)

· Утверждения абсолютизма (первая четверть XVIII в.)

· Относительный кризис абсолютистского режима и преобразования буржуазного характера (XIX в. – начало XX в.)

Начальный этап становления русского абсолютизма характеризует ряд особенностей:

· Незавершенность процесса абсолютизации, отсутствие целостного комплекса устойчивых признаков абсолютной монархии.

· Характерные черты нового государственного строя тесно переплетаются с чертами постепенно уходящей в прошлое сословно-представительной монархии.

В условиях монархического правления зарождающийся русский абсолютизм неизбежно сталкивается с воздействием такого фактора, как влияние личности монарха на выбор способов и форм государственного реформирования. Наиболее существенные изменения в государственной власти второй половине XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Хотя политика обоих этих царей способствовала развитию абсолютистских тенденций и во многом была преемственной, говорить о ее полной тождественности не приходиться. Различия отчасти были предопределены самой спецификой воспитания и условиями формирования личностей этих государей. Если царь Алексей был воспитанником традиционной русской системы, то его сын Федор в значительно большей степени испытал на себе европейское влияние. В целом в рамках начального этапа становления абсолютизма в России можно выделить два периода, соответствующие третьей и четвертой четвертям XVII столетия

Анализируя проблему абсолютистской типологии, необходимо выделить основные черты, свойственные как западноевропейскому, так и отечественному абсолютизму:

· законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточены в руках наследственного монарха.

· выстраивается унифицированная иерархическая система центральной и местной власти, непосредственно подчиненная монарху

· происходит унификация налоговой системы (право распоряжаться налоговой системой и финансами лежит монарху)

· происходит становление и развитие чиновничье-бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет административные, финансовые, судебные и иные функции

· происходит становление и развитие регулярной армии и полиции

· регламентации подвергаются все виды службы и состояние сословий

· подчинение церкви государству

Подобное определение социальной опоры русского абсолютизма представляется более чем спорным. Говорить о равенстве сил феодалов и буржуазии не приходиться. В силу относительно позднего развития в России капиталистических отношений русская буржуазия еще не сформировалась как социальная группа, обладавшая той степенью единства, которая бы позволила претендовать на политическую власть.


12. Россия в первой четверти XVIII вв. Причины, содержание и последствия петровских реформ.

XVIII век в России начался под знаком петровских реформ, создания империи и укрепления авторитарной самодержавной власти. Объективная необходимость всего комплекса общественно-политических и социально-экономических петровских преобразований в стране не вызывала сомнения. До конца XVII в. Россия пыталась дать "ответ" на "вызов" Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе.

Как правило, такие нововведения не укладывались в традиционную систему ценностей. Однако реалии того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки: 1) экономическая отсталость страны; 2) основа хозяйства – подневольный труд крепостного крестьянства; 3) отсутствие регулярной армии; 4) отсутствие выходов к морям и мировым рынкам; 5) сложный государственный аппарат, взяточничество и казнокрадство чиновников;6) засилье церкви в сфере духовной культуры.

Все эти проблемы в качестве главной задачи ставили изменение традиционной системы ценностей. В XVII в. это понимали многие политики и государственные деятели, которые считали, что обращение к опыту и знаниям Запада может стать важным условием выполнения новых задач. Однако самим обществом любые заимствования воспринимались как нежелательные. Уже при первых Романовых (> 3.3) ощущалась необходимость модернизации как потребность государственная, хотя внутренний страх – не испортимся ли мы от общения с иностранцами – сдерживал и давил.

И тем не менее опосредованно, поверхностно, избирательно в жизнь российской цивилизации входил процесс вестернизации. Носителями идей реформаторства были Б. И. Морозов, Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащёкин. Позже В. В. Голицын (фаворит царевны Софьи) выдвинул концепцию реформ, предвосхитивших преобразования Петра I и охвативших все стороны развития общества (военное дело, налоги, политика, торговля, промышленность). Таким образом, поворот к Западу был сделан уже во второй половине XVII в. Повторяя, хотя и с опозданием, технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот, усиливая самодержавие и крепостничество. К концу XVII в. в России сложилось две модели модернизации: 1) мягкая, постепенная модель, ориентированная на католические страны (Польша) – царевна Софья, В. В. Голицын; 2) жёсткая, ускоренная модель, ориентированная на протестантские страны (Голландия, Северная Германия, Англия) – Пётр I. Однако история не отпустила России времени для естественного развития. И ни одна из существующих политических систем в тот период не давала методов для такой страны, как Россия, реализовать рывок из трясины отсталости и застоя. Для каких-либо глубоких прогрессивных преобразований по европейским меркам в стране не было необходимого уровня цивилизованности. Тогда, на рубеже XVII–XVIII вв., в условиях отсталости авторитарная российская система едва ли могла быть преобразована за период жизни одного поколения.

Причины

1.Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от западной Европы

2.Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

РЕФОРМЫ: государственного аппарата управления, экономические преобразования

Идея самодержавной власти как власти полностью независимой от правителей других государств в России стала активно развиваться после освобождения от власти Орды и в процессе централизации объединенных русских земель.

Одним из основных факторов, предопределивших эволюцию различных сторон государственной и общественной жизни XVII в., стал зарождавшийся абсолютизм. Абсолютизм, как тип государственной власти, присущ различным странам. При рассмотрении абсолютной монархии в рамках отдельного государства, такого как Россия, правомерно говорить об общих закономерностях становления и развития абсолютизма и его особенностях в отечественных условиях. Традиционно время становления абсолютизма определяется переходом от феодального и сословного общества к обществу капиталистическому.

Русский абсолютизм в своем развитии прошел долгий путь, в рамках которого можно выделить ряд этапов:

· Начальный период становления абсолютизма (вторая половина XVII столетия)

· Утверждения абсолютизма (первая четверть XVIII в.)

· Относительный кризис абсолютистского режима и преобразования буржуазного характера (XIX в. – начало XX в.)

Начальный этап становления русского абсолютизма характеризует ряд особенностей:

· Незавершенность процесса абсолютизации, отсутствие целостного комплекса устойчивых признаков абсолютной монархии.

· Характерные черты нового государственного строя тесно переплетаются с чертами постепенно уходящей в прошлое сословно-представительной монархии.

В условиях монархического правления зарождающийся русский абсолютизм неизбежно сталкивается с воздействием такого фактора, как влияние личности монарха на выбор способов и форм государственного реформирования. Наиболее существенные изменения в государственной власти второй половине XVII в. происходили в период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Хотя политика обоих этих царей способствовала развитию абсолютистских тенденций и во многом была преемственной, говорить о ее полной тождественности не приходиться. Различия отчасти были предопределены самой спецификой воспитания и условиями формирования личностей этих государей. Если царь Алексей был воспитанником традиционной русской системы, то его сын Федор в значительно большей степени испытал на себе европейское влияние. В целом в рамках начального этапа становления абсолютизма в России можно выделить два периода, соответствующие третьей и четвертой четвертям XVII столетия

Анализируя проблему абсолютистской типологии, необходимо выделить основные черты, свойственные как западноевропейскому, так и отечественному абсолютизму:

· законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточены в руках наследственного монарха.

· выстраивается унифицированная иерархическая система центральной и местной власти, непосредственно подчиненная монарху

· происходит унификация налоговой системы (право распоряжаться налоговой системой и финансами лежит монарху)

· происходит становление и развитие чиновничье-бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет административные, финансовые, судебные и иные функции

· происходит становление и развитие регулярной армии и полиции

· регламентации подвергаются все виды службы и состояние сословий

· подчинение церкви государству

Подобное определение социальной опоры русского абсолютизма представляется более чем спорным. Говорить о равенстве сил феодалов и буржуазии не приходиться. В силу относительно позднего развития в России капиталистических отношений русская буржуазия еще не сформировалась как социальная группа, обладавшая той степенью единства, которая бы позволила претендовать на политическую власть.


12. Россия в первой четверти XVIII вв. Причины, содержание и последствия петровских реформ.

XVIII век в России начался под знаком петровских реформ, создания империи и укрепления авторитарной самодержавной власти. Объективная необходимость всего комплекса общественно-политических и социально-экономических петровских преобразований в стране не вызывала сомнения. До конца XVII в. Россия пыталась дать "ответ" на "вызов" Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе.

Как правило, такие нововведения не укладывались в традиционную систему ценностей. Однако реалии того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки: 1) экономическая отсталость страны; 2) основа хозяйства – подневольный труд крепостного крестьянства; 3) отсутствие регулярной армии; 4) отсутствие выходов к морям и мировым рынкам; 5) сложный государственный аппарат, взяточничество и казнокрадство чиновников;6) засилье церкви в сфере духовной культуры.

Все эти проблемы в качестве главной задачи ставили изменение традиционной системы ценностей. В XVII в. это понимали многие политики и государственные деятели, которые считали, что обращение к опыту и знаниям Запада может стать важным условием выполнения новых задач. Однако самим обществом любые заимствования воспринимались как нежелательные. Уже при первых Романовых (> 3.3) ощущалась необходимость модернизации как потребность государственная, хотя внутренний страх – не испортимся ли мы от общения с иностранцами – сдерживал и давил.

И тем не менее опосредованно, поверхностно, избирательно в жизнь российской цивилизации входил процесс вестернизации. Носителями идей реформаторства были Б. И. Морозов, Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащёкин. Позже В. В. Голицын (фаворит царевны Софьи) выдвинул концепцию реформ, предвосхитивших преобразования Петра I и охвативших все стороны развития общества (военное дело, налоги, политика, торговля, промышленность). Таким образом, поворот к Западу был сделан уже во второй половине XVII в. Повторяя, хотя и с опозданием, технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот, усиливая самодержавие и крепостничество. К концу XVII в. в России сложилось две модели модернизации: 1) мягкая, постепенная модель, ориентированная на католические страны (Польша) – царевна Софья, В. В. Голицын; 2) жёсткая, ускоренная модель, ориентированная на протестантские страны (Голландия, Северная Германия, Англия) – Пётр I. Однако история не отпустила России времени для естественного развития. И ни одна из существующих политических систем в тот период не давала методов для такой страны, как Россия, реализовать рывок из трясины отсталости и застоя. Для каких-либо глубоких прогрессивных преобразований по европейским меркам в стране не было необходимого уровня цивилизованности. Тогда, на рубеже XVII–XVIII вв., в условиях отсталости авторитарная российская система едва ли могла быть преобразована за период жизни одного поколения.

Причины

1.Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от западной Европы

2.Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

РЕФОРМЫ: государственного аппарата управления, экономические преобразования

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. При молодом царе Михаиле Федоровиче власть в свои руки захватила Боярская дума, значительную роль в которой играла родня нового царя - Романовы, Черкасские, Салтыковы.

Однако для укрепления централизованной власти в государстве требовалась постоянная поддержка дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно.
"Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию. С большими трудностями шло восстановление хозяйственной жизни как в городах, так и в деревнях. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым. Смоленск находился в руках поляков, Новгород - шведов, во многих районах бесчинствовали отряды бывших тушинцев.

После неудачной попытки в 1615 г. овладеть Псковом Швеция пошла на мирные переговоры с Москвой . 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово между ними был заключен мирный договор. Новгородская земля возвращалась России, за Швецией оставались Ивангород с Ижорской землей, город Корела с уездом и город Орешек. Россия лишалась единственного выхода к Балтийскому морю.

Польское войско королевича Владислава и украинские казаки под командованием гетмана П. Конашевича-Сагайдачного совершили новый поход в глубь России. В октябре 1618 г. враги подступили к Москве, оборону которой возглавил воевода Д.М. Пожарский.
1 декабря того же года в селе Деулино (под Москвой) было заключено перемирие между Россией и Польшей сроком на 14 с половиной лет. За Речью Посполитой оставались Смоленская и Чернигово-Северская земли. Главное, по условиям перемирия Владислав не отказывался от русского трона.

Подписанием двух неравноправных договоров закончились для России Смутное время и польско-шведская интервенция. Сохранив национальную независимость, страна обеспечила свое дальнейшее развитие и решение первоочередных внутренних и внешнеполитических задач.
В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Михаила Филарет (Федор Никитович Романов), в свое время реально претендовавший на царский престол. В Москве он принял патриарший сан с титулом "великого государя" и стал фактическим правителем государства вплоть до своей смерти в 1633 г.

Принимаются меры к укреплению самодержавия. Крупным светским и духовным землевладельцам передаются огромные угодья и целые города. Большая часть поместий среднего дворянства переводится в разряд вотчин, "жалуются" новые земельные наделы "за службу" новой династии.
Меняются облик и значение Боярской думы. Власть концентрируется в руках так называемой Ближней думы, состоявшей в то время из четырех бояр, связанных с царем родственнымм узами (И.Н. Романов, И.Б. Черкасский, М. Б. Шеин, Б.М. Лыков). В 1625 г. вводится новая государственная печать, в царский титул включается слово "самодержец".

С ограничением компетенции Боярской думы усилилось значение приказов. Важнейшими из них являлись Поместный, Посольский, Разрядный, приказ Большой казны и др. Постепенно устанавливается практика подчинения нескольких приказов одному влиятельному в государстве человеку - фактически главе правительства.
Начались перемены и в местном управлении - власть в уездах постепенно переходит в руки воевод.

При Филарете восстановила свое пошатнувшееся положение церковь. Особой грамотой царь передал в руки патриарха суд над духовенством и монастырскими крестьянами. Расширились земельные владения монастырей. Появились патриаршие судебные и административно-финансовые приказы. Патриарший двор был устроен по образцу царского.

Утверждение абсолютизма в России началось после вступления на престол в июне 1645 г. старшего сына царя Михаила - Алексея Михайловича. Первым лицом около молодого царя стал его воспитатель боярин Б.И. Морозов. Переход правительства к финансовой политике "экономии" привел к расцвету взяточничества и произволу приказного аппарата. Это вызвало недовольство широких кругов служилых людей и явилось причиной смены правящей верхушки страны в 1648 г. На первую роль в Ближней думе выдвигается И.Д. Милославский.
Под нажимом дворянства начинается подготовка нового свода законов, учитывающих сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки, укрепляющих самодержавие.

В 40-х годах вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия", он дал толчок к проведению в годы царствования Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных книг и унификация церковных обрядов. Однако когда речь зашла о выборе образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали предпочтение древнерусским книгам, другие ? греческим. Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь.

Государство было заинтересовано в такой реформе - ограничивалось могущество церкви, а объединение православных церквей облегчило бы воссоединение Украины с Россией. В 1658 г.
Никону пришлось демонстративно покинуть Москву, но он сохранил за собой патриаршество. Его огромная власть вызвала недовольство царя, бояр и церковных иерархов. Церковный собор 1666 г. с участием восточных патриархов лишил Никона высокого духовного сана.

Во главе церковной реформы встал сам царь. Русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев - встал протопоп Аввакум. Начались жестокие гонения на раскольников, движение которых приобрело социальную окраску. В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был заживо сожжен. Но несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало набирать силу и в XVIII в.

Важным новшеством в системе управления было создание по инициативе царя Алексея Михайловича приказов Тайных дел и Счетного. Приказ Тайных дел подчинялся лично царю и был поставлен над всеми государственными учреждениями и лицами. Во главе его стояли приближенные к Алексею Михайловичу Ф.М. Ртищев и Д.М. Башмаков. В Счетном приказе впервые было объединено финансовое управление страны.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор - болезненный мальчик 14 лет. Фактически власть взяли в свои руки его родственники по матери Милославские и сестра Софья, отличавшаяся сильной волей и энергией. Правящий кружок при царевне возглавил умный и талантливый князь В. В. Голицын - фаворит царевны.
Сильный удар по сословным привилегиям аристократии был нанесен в 1682 г. отменой местничества. Теперь при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип личных заслуг вместо отживающего признака "породы".

По требованию стрельцов на трон были посажены оба царевича, а правительницей при них стала царевна Софья. С наступлением совершеннолетия Петра в 1689 г. регентство Софьи потеряло свое основание. Не желая добровольно отдавать власть, Софья, опираясь на своего ставленника, начальника Стрелецкого приказа Ф. Шакловитого, намеревалась при поддержке стрельцов осуществить новый дворцовый переворот, но ее надежды не оправдались. Софья была лишена власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее ближайшие сторонники казнены или сосланы.

Государственный строй России в XVIII-XIX вв. оставался самодержавным. В первой четверти XVIII в. произошло окончательное оформление абсолютизма. Европейский абсолютизм лавировал между буржуазией и дворянством, российский опирался на дворянство и бюрократию, поскольку буржуазный слой только зарождался.

Отличительной чертой российского абсолютизма было то, что он сам выступал сторонником радикальных преобразований, проведенных государством и названных Н. Эйдельманом революцией сверху без участия, а зачастую при сопротивлении значительной части общества.

Мощная централизация власти, принуждение общества, насилие как универсальное средство решения всех проблем характеризовали государственный строй России. Армия, полиция как главные силовые элементы играли значительную роль в гражданской жизни. С небольшими усовершенствованиями и изменениями такая политика продолжалась при всех преемниках Петра I.

Попытки модернизации системы государственного управления в соответствии с новыми задачами предпринимались постоянно: при Петре I появились правительствующий сенат, коллегии; при Александре I – Комитет министров и Государственный совет; при Александре II был подготовлен проект законосовещательного органа при царе, состоящего из представителей корпоративных объединений (земств, городских дум, дворянства). В этот период были предприняты меры по разделению властей.

Относительно самостоятельной ветвью власти стала в России судебная. Так, при Екатерине II суд был отделен от администрации и полиции и приобрел разветвленную систему (гражданский, уголовный, сословный). При Александре II судебная реформа (1864) утвердила бессословность и относительную независимость новых судов, ввела гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных. В конечном итоге это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.

В результате реформ государственного управления структура власти была приближена к европейской. Создание Государственного совета в 1810 г. организационно соответствовало законодательной ветви власти. Однако несмотря на то, что в основе создания государственного аппарата лежали европейские образцы, общество полностью зависело от единоличной, неограниченной власти царя.

С петровских времен утвердились представления о синтезе государственности, Отечества и личности самодержца. Традиционная богоданность царской власти была подкреплена рационалистическими рассуждениями о власти монарха как всеобщем благе. Большинство проектов преобразования общества, созданных русскими мыслителями XVIII-XIX вв. (Ф. Прокоповичем, Г. Бужинским, А. Кантемиром, Н. Новиковым и др.), было направлено на развитие и усовершенствование абсолютистского государства.

Государство выполняло роль демиурга, формировало и одновременно отражало общественное мнение. При этом у государственной власти в России фактически долго не было оппонента, ибо общество, находясь под жестким государственным прессингом, оказалось неспособным выступить в роли оппозиции.

Ситуация начала меняться примерно в середине XIX в., когда в ходе реформ стали возникать ростки гражданского общества, хотя политико-правовые предпосылки установления его контроля над государственной властью появились только спустя полвека.

Российское общество находилось в состоянии перехода от традиционного, закрытого общества к гражданскому, открытому обществу и правовому государству. Об этом свидетельствовали раскол общества на традиционно новые формирующиеся классы и социальные группы, множественность альтернатив общественного развития и т.д.

Тенденция к расхождению в понимании национальных интересов между властью и основной массой населения четко просматривается в конце XIX в., и связана она была с неспособностью государственной власти в условиях быстрой экономической модернизации страны создать необходимые условия для осуществления безболезненной адаптации к ней основной массы населения.

С 1721 г. Россия стала именоваться империей. Имперские черты придавали России ее историческая эволюция, долгий процесс территориальной экспансии, сочетавший завоевания, добровольные присоединения и мирную колонизацию. С XVI в. Русское государство постепенно превращалось в империю, но особенно явственный классический имперский характер оно приобрело в XVIII-XIX вв.

Представление о российской великодержавности создавали российские просторы, ландшафтное разнообразие, объединение народов под властью одного монарха. С точки зрения геополитического положения Россия стала великой державой, как мощное континентальное ядро, активно взаимодействующее и тесно связанное со своей внутриконтинентальной и приморской периферией, с народами как Запада, так и Востока.

На протяжении всего XVIII в. Россия боролась за Прибалтику, получив в результате выход к Балтийскому морю с собственными портами и целый ряд территорий. Во второй половине XVIII в. после двух победоносных войн с Турцией (1774; 1791) к ней отошли Крым и северные берега Черного и Азовского морей.

Вопрос о воссоединении Западной Руси с Россией (все западно-украинские и белорусские земли, большая часть Литвы и Курляндии) разрешился уничтожением Речи Посполитой. С присоединением Финляндии (по договору со Швецией в 1809 г.) и Бессарабии (по договору в Бухаресте в 1812 г.) территориальное и национальное объединение Европейской России было завершено.

Основным регулятором внешней политики России стал восточный вопрос. С 1801 г. по 1810 г. в ее состав было включено почти все Закавказье. Большая часть населения этих территорий предпочла Россию Турции и Ирану добровольно (закавказские христиане), мусульманские народы – под воздействием военной силы.

Наиболее длительной и кровопролитной была колонизация Северного Кавказа (до середины 60-х годов XIX в.). На протяжении XVIII в. и до 80-х годов XIX в. к России были присоединены большие территории Казахстана и Средней Азии. Россия утверждалась и на Дальнем Востоке, на берегах Тихого океана.

В процессе формирования территории Российского государства стабильность исторического ядра обеспечивалась через поглощение нестабильных геополитических зон, инкорпорацию бывших противников. Россия делала выбор в пользу не перманентной войны с беспокойным соседом и временного примирения с ним, а в пользу присоединения этого соседа, его умиротворения во внутриимперском пространстве.

К концу XIX в. Россия объединяла 165 народов, тяготеющих и к западному, и к восточному типам развития, т.е. представляла собой цивилизационно-неоднородное общество. Объединяющую роль играло мощное деспотическое государство, при ослаблении которого возникала угроза его распада. Сильная государственная власть обладала в России высоким авторитетом.


Хронологически первым исторически известным элементом тысячелетнего конституционного строя России было учреждение на Новгородском вече в 862 году общей надплеменной верховной власти, в принципе для всея Руси. Это было конституционным учреждением монархического строя, ибо первый носитель этой Верховной власти не был избран из числа самих учредителей, а был призван извне, так как подлинная монархическая власть должна быть арбитражной и независимой от коррупции и от других внутренних факторов.

Предыдущие общественно-­‐политические структуры на Руси тогда были весьма схожими с аналогичными структурами у всех славян и даже у многих индоевропейских народов. Эти предыдущие структуры – племенные князья, веча, военные и гражданские выборные магистраты (посадники, тысяцкие, воеводы) и городские советы, состоящие из действительных и предыдущих городских магистратов – в 862 году не были отменены. Они сами по себе обуславливали (и ограничивали) характер новой учреждённой верховной власти, каковая, таким бразом, имела характер смешанного строя, конкретно – соборной монархии, а не абсолютной.

Таким образом, первоначальная Россия была геополитическим мостом между бассейнами четырёх морей: Варяжского (сегодня называемого Балтийским), Русского (Чёрного), Сурожского (Азовского) и Хвалынского (Каспийского). Затем прибавились еще басссейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. Значит, Древняя Русь была морским государством, с сильным военно-­‐морским флотом. Первый русский морской поход в Русское море к Византии историки отмечают маем 865 года, т. е. уже через три года после основания Русского Государства. В 907 году, князь Олег с двумя тысячами судов явился под Константинополь. В 945 князь Игорь осадил с моря эту столицу Восточной Римской Империи, а затем заключил вышеупомянутый договор с Византией, в котором впервые в международных документах упоминается имя России. В 941, 944, 987, 988 и 1043 годах Россия ведёт морские войны в Русском море, а в 935 году русские корабли участвуют в морском походе на Италию и в 966 в походе на Сицилию.

Тысячелетняя эволюция русской конституции

Правнук Владимира Святого, внук Ярослава Мудрого, киевский великий князь Владимир Мономах, сын другой византийской царевны Анны, получил от своего деда, византийского императора Константина Мономаха, царскую корону (Шапку Мономаха) и Бармы (наплечники) и его иногда величали царём. Владимир Мономах пытался разрешить новые политические проблемы, вставшие тогда перед Русью. Вся его жизнь была посвящена преодолению разрастающегося междоусобия и отклонению угрозы со стороны степных кочевников на границах Руси. Он созывал общерусские съезды местных властей (первый Съезд в Любече, в 1097 г.) и терпеливо объединял силы для борьбы со степью.

Нашествие татар не прервало политической традиции сохранения самобытности и стремления к единству. Св. Александр Невский (праправнук Владимира Мономаха) выбрал для нашего народа единственно возможный тогда исторический путь: ни физическое самоубийство, в невозможном сопротивлении далеко преобладающей силе татар, ни духовное самоубийство, в безоговорочном принятии татарских или западных латино-­‐германских начал. Этот выбор самого трудного (даже лично), но единственно верного исторического пути является величайшим примером для нашей политической мысли. Св. Александр Невский спас Россию от самоубийства. Исходя из этого примера, можно предложить такой вариант определения политической мысли: это такая мысль, которая сохраняет свой народ от самоубийства и дает ему возможность дальнейшей исторической жизни. (Известный историк Тойнби высказывает предположение, что народы никогда не гибнут от внешней силы, но от внутренних причин. Другими словами, народы невозможно убить, если они сами не пойдут на самоубийство).

В правление великого князя Ивана III завершается дело собирания Северной Руси. Новгород, Тверь и другие последние удельные княжества присоединяются к Москве, чем и заканчивается преодоление удельного строя, начавшееся до татарского ига. Окончательно и формально падает и татарское иго, причем Иван III удачно использует усобицы между самими татарами, разделившимися на ряд отдельных ханств, чтобы без больших русских жертв положить конец не только владычеству Золотой Орды, но и ее существованию. При Иоанне III Московское княжество переходит в наступление против своих западных соседей, Литвы и Ливонского ордена, открыто высказывая притязание на присоединение к Москве всех оторгнутых ими русских земель, и напоминая, что Киев, Смоленск, Витебск и Полоцк издавна были вотчиной предков московского великого князя. Русь выходит из изоляции от остального мира, в которой она практически находилась из-­‐за татар столько времени, и при Иоанне III возобновляет связь не только с Западной Европой, но и с Востоком (с Турцией, Хоросаном и Грузией). После отказа в1480 году великого князя Ивана Третьего дальше платить дань татарам, южные славяне его величают

Свадьба Иоанна III с царевной Софией, наследницей Византийского Престола, изменила категорически международный статус России. Герб Москвы соединился с гербом Константинополя. Так возник Российский герб: чёрный римский орёл на золотом константинопольском щите, с московским гербом Георгия Победоносца в центре. От этого имперского герба ведёт свое происхождение русская военная кокарда и георгиевская лента победы. (Между прочим, уже пора вернуться нашим вооруженным силам к русской кокарде с цветами победы). Вскоре, мысль о весьма важной миссии России (миссия не есть

Значение царя Ивана Грозного еще заключается и в том, что он был у нас первым теоретиком монархической власти, ибо он конкретно писал о ней и ясно высказывался на политические темы в своих публичных дискуссиях с иезуитским послом Поссевином, родоначальником политического замысла Запада об отделении Малороссии от Всея Руси.

Так была достигнута полнота общественно-­‐политического строя России, в котором Царь был Главой Государства и народа, Патриарх возглавлял Церковь, являюшуюся главной гражданской институцией русского народа, а Боярская Дума была главным совещательным органом Царя и, cовместно с Царём, руководила всеми государственными структурами. В остутствии царя, она обладала полной царской законодательной властью. Все они образовывали Земский Собор, вместе с выбранными от народа представителями, решения которого принимались единодушно. В такой соборной системе не было места для негласных закулисных структур.

Император Александр II Освободитель раскрепостил крестьян и учредил суд присяжных, как и во времена царя Иоанна Грозного, а затем хотел созвать Земский Собор, но его до этого убили террористы. Ровно восемьдесят лет раньше был убит в 1801 году его дед, император Павел I, учредивший порядок наследования Верховной Власти, ограничивший эксплуатацию крепостных крестьян и направивший экспедицию казаков в Индию. Сына убитого царя Павла I, (отца убитого царя Александра II Освободителя), царя Николая I не удалось убить, но при его воцарении было убито несколько тысячь русских солдат. Внук убитого царя Александра II Освободителя, Царь Мученик Николай II созвал в начале ХХ века Предсоборное совещание для подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви, для восстановления патриаршества, но его убили через полгода после выбора Патриарха Тихона, а затем замучили и самого патриарха.

Тысячелетнюю эволюцию государственного строя России можно считать положительной и даже удачной, за одним исключением: после замены наших исконних коренных конституционных учреждений Боярской Думы, Земского Собора и Патриаршества подсунутой нам номенклатурной бюрократией чужого образца, наше государство не сумело и не смогло защитить носителей его Верховной Власти от вражеских покушений, а посему оно и было вовлечено в катастрофу. Бюрократия не является самодовлеющим учреждением, а служебным органом, которым должны публично и твёрдо управляют учреждённые народом публичные политические структуры В противном случае, ею негласно будут пытаться манипулировать, в той или иной мере, закулисные или подпольные структуры, зачастую с помощью коррупции. +

Читайте также: