То свечей зажигания кратко

Обновлено: 04.07.2024


По внешнему виду свечей зажигания можно судить о ее исправности, а также о регулировке и работе двигателя, исправности системы питания и зажигания. Свечи зажигания по своим параметрам должны соответствовать двигателю, на который они установлены. Это относится в первую очередь к величине калильного числа свечи. Неправильно подобранная свеча обязательно негативно отразится на работе мотора, и даже может привести к его поломке. Всегда используйте свечи в соответствии с рекомендациями, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как обслуживать свечи зажигания авто
Чтобы оценить состояние свечей, осматривать их нужно сразу после остановки автомобиля, и учитывать, что вид свечи изменяется в зависимости от режима работы двигателя.
сли свечи зажигания залиты маслом и покрыты нагаром черного цвета, то можно предположить повышенный износ цилиндров и поршневых колец, или повышенный уровень моторного масла в картере. Если заливает свечу зажигания, возможно не отрегулирована подача топлива.

Если заливает свечу зажигания авто
Если свеча зажигания черная и сухая, то возможно двигатель долго работал на холостых оборотах, или автомобиль двигался на небольшой скорости и с малой нагрузкой длительное время.

Если конус изолятора свечи сухой, чистый, имеет налет светлого цвета, а также заметны следы оплавления, то причиной может быть слишком раннее зажигание. Исправная свеча в нормально работающем двигателе, имеет цвет от светло-серого до светло-коричневого. При этом нагара на ней практически нет, во всяком случае, его очень мало.

Внимательно осмотрите свечи — если сильно износились центральный или боковой электрод, то свеча выработала свой ресурс. Также нужно заменить свечи, у которых повреждены изоляторы, например на них появились трещины, сколы. Обычно срок службы свечей зажигания составляет примерно 25-30 тысяч км пробега.

Если свеча зажигания черная
Во время обслуживания свечей (желательно после пробега каждых 10 000 км) их нужно очистить, а также проверить, и при необходимости отрегулировать зазор между электродами. Удобнее всего чистку проводить щеткой из тонкой стальной проволоки.

Можно также применить химический метод. Для этого свечи сначала обезжиривают в бензине, сушат, а потом в течение 30 минут выдерживают в горячем 20% растворе ацетата аммония (уксуснокислый аммоний). После этого свечи чистят щеткой и хорошо промывают горячей водой.

Срок службы свечей зажигания
Искровой зазор свечей проверяют не плоским щупом, а цилиндрическим, можно для этого использовать отрезок проволоки соответствующего диаметра. Регулируют зазор путем подгибания бокового электрода, причем делать нужно это не пассатижами, а специальным ключом.

Наиболее точно оценить состояние свечей могут помочь специальные тестеры. Эти приборы создают условия, похожие на те, в которых работает свеча в двигателе. Такие приборы могут не только проверить свечу, но и очистить ее песком.

Обслуживание свечей зажигания

Обычная ошибка начинающих автовладельцев — не обращать внимания на свечи зажигания либо менять их при первом же подозрении на какую-либо неисправность. Они забывают о том, что в процессе эксплуатации необходимо проводить техническое обслуживание и плановую замену свечей зажигания, выработавших ресурс. Кроме того, возникает необходимость в диагностике отказов и проверке работоспособности свечи.
В процессе работы электроды свечи изнашиваются под воздействием искрового разряда, пламени и раскаленных газов. Свечи зажигания требуют ухода (технического обслуживания): регулярной очистки и регулировки искрового зазора между электродами (когда искровой зазор возрастает до предельно допустимой для данной системы зажигания величины). В противном случае появляются перебои в искрообразовании.

Это происходит за счет неравномерного износа электродов в процессе эксплуатации (рабочий торец центрального электрода постепенно приобретает сферическую форму, а в боковом электроде образуется серповидная выемка). Величина искрового зазора должна соблюдаться с точностью до 0,10–0,15 мм.

Если автомобиль интенсивно эксплуатируется, то эти операции следует осуществлять примерно через каждые 10 тыс. км пробега автомобиля. Если же годовой пробег автомобиля 10–15 тыс. км или даже меньше, то очищать свечи и регулировать зазор между электродами следует дважды в год: перед началом зимнего и летнего эксплуатационных сезонов.

Следует отметить, что многие производители автомобилей рекомендуют заменять свечи при электронной системе зажигания через каждые 20 тыс. км пробега автомобиля, а при классической — через каждые 30 тыс. км, вместо того чтобы проводить ТО свечей зажигания. Хотя при регулярном ТО долговечность свечей может быть увеличена в 2–3 раза, это зависит от качественного и грамотного проведения очистки свечи от нагара и регулировки искрового зазора.

Для очистки свечей категорически не рекомендуется применять острые металлические предметы, например отвертку или шило, так как ими легко повредить изолятор. На поврежденном конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, нагар шунтирует электроды и свеча перестает работать. В этом случае вместо увеличения срока эксплуатации свечи зажигания можно получить значительное его снижение.

Свечи зажигания, которые производились до середины прошлого века, очищались от нагара с помощью нагрева до температуры самоочищения. Современные свечи герметизированы по соединению центрального электрода с изолятором специальным стеклогерметиком, который повреждается при нагреве до температуры 350–400 С. Поэтому если свечи очищать нагревом, то температуру следует ограничивать до 200 С. Таким образом свечу можно очищать газовой горелкой. Воздействовать желательно только на покрытую нагаром рабочую часть.

В некоторых случаях очистку можно производить с помощью металлических щеток. Но при этом следует учитывать, что при применении таких щеток электроды неравномерно покрываются металлической пленкой, и может произойти короткое замыкание.

Но оптимальный способ очистки свечей зажигания — химический.


Последовательность действий при таком способе очистки свечей зажигания следующая:

обезжирить свечи (промыть в бензине);
тщательно просушить;
погрузить свечи в горячий 20 %-й водный раствор ацетата аммония (уксуснокислого аммония);
выдержать свечи в растворе 25–30 мин при температуре не менее 90 С (раствор может слабо кипеть);
прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой;
тщательно промыть свечи горячей водой и высушить.
ПРИМЕЧАНИЕ Химическую очистку свечей зажигания следует проводить на открытом воздухе во избежание отравления — из горячего раствора уксуснокислого аммония выделяются пары уксусной кислоты.

Зазор между электродами свечи зажигания регулируется путем подгибания бокового электрода.

ПРИМЕЧАНИЕ Воздействовать на центральный электрод ни в коем случае нельзя — в этом случае можно повредить изолятор, и свеча станет полностью непригодной к дальнейшей эксплуатации.

Подгибается боковой электрод с помощью прорезей в специальном щупе. Можно уменьшить зазор между электродами, аккуратно ударяя боковым электродом по твердой поверхности. Увеличить зазор можно с помощью тонкой пластины, небольшой отвертки или ножа.

ПРИМЕЧАНИЕ Зазор отрегулирован правильно, если соответствующая пластина специального щупа проходит между электродами с небольшим сопротивлением.

Для измерения величины зазора лучше всего применять цилиндрический щуп (кусок проволоки подходящего диаметра). При использовании плоского щупа можно получить неверный результат из-за выемки, которая образуется в изношенном боковом электроде.

Свеча зажигания – это важнейший элемент системы зажигания двигателя, который непосредственно осуществляет воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания. В современных автомобилях используются свечи различных конструкций и эксплуатационных параметров, но все они имеют сходный принцип работы.

Устройство и роль в автомобиле

Устройство автомобильной свечи зажигания

Базовая конструкция свечи включает в себя следующие элементы:

В устройстве автомобильной свечи системы зажигания также может быть предусмотрен резистор. Его основной задачей является подавление помех, создаваемых системой зажигания. Сопротивление может варьироваться от 2 кОм до 10 кОм.

Свечи, используемые в двигателях внутреннего сгорания, также называют искровыми. Они формируют искру на каждом такте сжатия (либо сжатия и выпуска при применении двухвыводных катушек зажигания), воспламеняя топливовоздушную смесь в определенный момент, на протяжении всего времени работы мотора. На каждый цилиндр двигателя, как правило, приходится одна свеча (за исключение двигателей типа Twinspark), которая ввинчивается при помощи резьбы в специальные отверстия в корпусе головки блока цилиндров. Рабочая часть при этом находится в камере сгорания двигателя, а ее контактный вывод снаружи.

Неправильно выполненная затяжка свечей может привести к неустойчивой работе мотора. Недостаточная затяжка способствует понижению компрессии в камере сгорания. При слишком сильной затяжке могут произойти механические деформации.

Принцип работы и характеристики

iskra

Основной задачей свечи является формирование искры и ее поддержание в течение необходимого количества времени. Для этого низкое напряжение от аккумулятора автомобиля преобразуется в высокое (до 40 000 В) в катушке зажигания, а затем поступает на электроды свечи, между которыми выполнен зазор. “Плюс” от катушки приходит на центральный электрод, “минус” – на боковом от двигателя.

В момент формирования напряжения на электродах (“плюс” от катушки на центральном и “минус” на боковом от двигателя), достаточного для преодоления (пробоя) сопротивления среды в зазоре, между ними возникает искра.

Значение искрового зазора

Искровой зазор – главный параметр свечей зажигания. Он определяет минимальное расстояние между электродами, обеспечивающее формирование искры достаточного размера и возможность пробоя соответствующего слоя среды (топливовоздушной смеси, находящейся под давлением).

zazor

Величина зазора должна находиться в пределах, заданных производителем. Если зазор будет слишком большим – энергии искрового разряда может не хватить для поддержания необходимого времени горения свечи и смесь может не воспламениться. С другой стороны, слишком малый зазор приведет к прогоранию электродов и повышенному износу свечей.

Величина искрового зазора отличается в зависимости от режима работы двигателя и его типа и производителя. Нижний порог искрового зазора может быть около 0,4 мм, а верхний доходить до 2 мм.

Для проверки величины искрового зазора используется специальный инструмент – щуп, который может быть округлым или плоским. Второй тип более прост в использовании, но дает погрешность, поскольку не учитывает износ поверхности электродов. Подгонку зазора под необходимый размер выполняют вручную подгибанием бокового электрода.

Что такое калильное число

Где находятся свечи зажигания

Не менее важным параметром является калильное число. Оно определяет тепловые свойства конструкции и демонстрирует, при каком давлении в камере сгорания может произойти неконтролируемое самовоспламенение топливовоздушной смеси (калильное зажигание). Простыми словами, чем больше будет калильное число, тем меньше свеча будет разогреваться в процессе работы двигателя.

Конструкции с разным калильным числом применяются соответственно типу мотора, режиму и условиям его работы. Так, в летнее время и при повышенных нагрузках оптимально использовать конструкции с большим калильным числом, а зимой или при спокойной езде в городской черте – с меньшим.

Свечи с низким калильным числом устанавливаются в моторах с малым уровнем давления, работающих на топливе с небольшим октановым числом. Конструкции с высоким калильным числом наоборот используются в двигателях с повышенной компрессией и высокой температурной нагруженностью камеры сгорания.

Виды и маркировка

Что означает маркировка свечей зажигания

Чтобы не ошибиться при выборе модели, следует обратить внимание на маркировку приобретаемых свечей зажигания. У каждого производителя она своя.

Первый параметр – это, как правило, диаметр резьбы и форма опорной поверхности, демонстрирующие возможность фактической установки свечи на конкретный двигатель.

Символ R (Р) зачастую свидетельствует о присутствии в конструкции резистора. Далее, указывается калильное число, величина искрового зазора и материал, из которого выполнены электроды.

По количеству электродов свечи зажигания разделяют на два вида:

  • Одноэлектродные.
  • Многоэлектродные – они имеют несколько боковых электродов. Искра возникает с тем из них, у которого наименьшее сопротивление.

В зависимости от величины калильного числа свечи разделяют на:

По типу материала центрального электрода свечи зажигания различают:

  • иридиевые;
  • иттриевые;
  • вольфрамовые;
  • платиновые;
  • палладиевые.

Самыми долговечными и износостойкими считаются иридиевые автомобильные свечи зажигания. Они применяются в двигателях высокой мощности, но при установке на обычные моторы серьезных улучшений не создают.

Срок службы и распространенные неисправности

Определить на практике, когда менять свечи зажигания можно, принимая во внимание несколько аспектов:

  • Заявленный производителем срок службы конкретной марки свечей зажигания. Например, периодичность замены для типовых моделей составляет до 50 тысяч километров пробега, для платиновых этот показатель составляет 90 тысяч километров, а наиболее дорогостоящие иридиевые свечи зажигания служат до 160 тысяч километров.
  • Условия эксплуатации. При использовании низкокачественного топлива реальный срок работы будет меньше заявленного изготовителем на 20%. При этом особенно чувствительными среди свечей зажигания являются иридиевые.
  • Состояние электродов. Они могут выгорать в ходе долгой эксплуатации или в результате нарушения режимов работы двигателя. Очистка электродов может производиться механическим способом или самопроизвольно (при достижении высоких температур). Стоит отметить, что иридиевые и платиновые свечи зажигания очищать механически нельзя.
  • Состояние изолятора. Он может быть загрязнен или разрушен.

От работоспособности этого, на первый взгляд, простого элемента зависит корректный запуск и мощность мотора, расход топлива и содержание СО в выхлопных газах, а потому ответ на вопрос зачем своевременно менять свечи зажигания вполне очевиден.

(8 оценок, среднее: 4,50 из 5)
системы зажигания двигателя, который непосредственно осуществляет воспламенение топливовоздушной смеси в камере сгорания. В современных автомобилях используются. " />

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свечи зажигания можно проверить как на автомобиле при работающем двигателе, так и сняв их с автомобиля.

При работающем двигателе для проверки свечей снимают с них поочередно провода и следят за работой двигателя:

если она не изменяется, то свеча неисправна.

Такую свечу вывертывают специальным ключом и внимательно осматривают.

Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серожелтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

Свечи зажигания можно проверить как на автомобиле при работающем двигателе, так и сняв их с автомобиля.

При работающем двигателе для проверки свечей снимают с них поочередно провода и следят за работой двигателя:

если она не изменяется, то свеча неисправна.

Такую свечу вывертывают специальным ключом и внимательно осматривают.

Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серожелтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

Занятие 56 Техническое обслуживание свечей зажигания.

Занятие 56 Техническое обслуживание свечей зажигания.

Свечи зажигания можно проверить как на автомобиле при работающем двигателе, так и сняв их с автомобиля. При работающем двигателе для проверки свечей снимают с них поочередно провода и следят за работой двигателя: если она не изменяется, то свеча неисправна. Такую свечу вывертывают специальным ключом и внимательно осматривают. Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серожелтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

Свечи зажигания можно проверить как на автомобиле при работающем двигателе, так и сняв их с автомобиля.

При работающем двигателе для проверки свечей снимают с них поочередно провода и следят за работой двигателя:

если она не изменяется, то свеча неисправна.

Такую свечу вывертывают специальным ключом и внимательно осматривают.

Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серожелтого до светло-коричневого цвета, его можно не удалять, так как такой нагар появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.

Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя. Матовая черная копоть на свече Черный маслянистый нагар на свече.

Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя.

Матовая черная копоть на свече

Черный маслянистый нагар на свече.

Толстый слой рыхлых отложений на свече. Оплавление центрального электрода. Разрушение теплового конуса изолятора.

Толстый слой рыхлых отложений на свече.

Оплавление центрального электрода.

Разрушение теплового конуса изолятора.

Матово-черный, бархатистый нагар свидетельствует о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива или слишком большом зазоре у электродов свечи. Глянцевито-черный цвет нагара и замасливание свечи указывают на слишком большое количество масла в камере сгорания. Нагар от свечи следует удалять специальной щеткой с применением специальной жидкости или на специальном пескоструйном аппарате. Если очистить свечи невозможно и слой нагара значительный, свечи заменяют.

Матово-черный, бархатистый нагар свидетельствует о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива или слишком большом зазоре у электродов свечи.

Глянцевито-черный цвет нагара и замасливание свечи указывают на слишком большое количество масла в камере сгорания.

Нагар от свечи следует удалять специальной щеткой с применением специальной жидкости или на специальном пескоструйном аппарате.

Если очистить свечи невозможно и слой нагара значительный, свечи заменяют.

После очистки свечей надо с помощью круглого проволочного щупа (рис. 56.1.) проверить зазор между электродами и отрегулировать его, подгибая боковой электрод для достижения требуемого зазора согласно табл. 56.1. табл. 56.1.

После очистки свечей надо с помощью круглого проволочного щупа (рис. 56.1.) проверить зазор между электродами и отрегулировать его, подгибая боковой электрод для достижения требуемого зазора согласно табл. 56.1.

Рис. 56.1. Проверка зазора между электродами свечи с помощью круглого проволочного щупа

Рис. 56.1. Проверка зазора между электродами свечи с помощью круглого проволочного щупа

Никогда не следует подгибать центральный электрод свечи — это неизбежно приведет к появлению трещин в изоляторе и к выходу свечи из строя. Очистить свечи от нагара, а также проверить их под давлением можно на специальном приборе (рис. 56.2), в котором сжатый воздух от специального компрессора или баллона подводится в прибор через штуцер 7 и поступает в распределительную камеру 8. Регулирование подачи воздуха в воздушную 28 и пескоструйную 21 камеры, а также к отверстию 24 для установки свечи при обдуве сжатым воздухом производится с помощью винтов 12, 13, 14.

Никогда не следует подгибать центральный электрод свечи — это неизбежно приведет к появлению трещин в изоляторе и к выходу свечи из строя.

Очистить свечи от нагара, а также проверить их под давлением можно на специальном приборе

(рис. 56.2), в котором сжатый воздух от специального компрессора или баллона подводится в прибор через штуцер 7 и поступает в распределительную

камеру 8. Регулирование подачи воздуха в воздушную 28 и пескоструйную 21 камеры, а также к отверстию 24 для установки свечи при обдуве сжатым воздухом производится с помощью винтов 12, 13, 14.

Стенд проверки свечей зажигания Молния 1.0.

Стенд проверки свечей зажигания Молния 1.0.

Рис. 56.2. Прибор для очистки и проверки свечей.

Рис. 56.2. Прибор для очистки и проверки свечей.

Рис. 56.2. Схема прибора для очистки и проверки свечей зажигания : 17 — крышка манжеты; 18— отражательный диск; 19 — манжеты; 20 — крышка камеры; 21 — пескоструйная камера; 22 — слой песка; 23 — насадка; 24 — отверстие для обдува проверенной свечи; 25 — манометр; 26 — заглушка; 27 — смотровое окно; 28 — воздушная камера 1 — выключатель; 2 — индукционная катушка; 3 — наконечник; 4 — испытуемая свеча; 5 — корпус; 6 — искровой разрядник; 7— штуцер; 8 — распределительная камера; 9— диафрагма; 10 — крышка корпуса; 11 — штифт; 12, 13, 14— винты; 15 — фильтр; 16— винт крепления крышки;

Рис. 56.2. Схема прибора для очистки и проверки свечей зажигания :

17 — крышка манжеты;

18— отражательный диск;

20 — крышка камеры;

21 — пескоструйная камера;

24 — отверстие для обдува проверенной свечи;

27 — смотровое окно;

28 — воздушная камера

2 — индукционная катушка;

4 — испытуемая свеча;

6 — искровой разрядник;

8 — распределительная камера;

10 — крышка корпуса;

16— винт крепления крышки;

При завертывании винтов металлические штифты 11 прижимают диафрагму 9 к нижней плоскости распределительной камеры и перекрывают каналы для подачи воздуха к камерам. Очистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком. Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21. При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара.

При завертывании винтов металлические штифты 11 прижимают диафрагму 9 к нижней плоскости распределительной камеры и перекрывают каналы для подачи воздуха к камерам.

Очистку свечи от нагара выполняют мелким кварцевым песком.

Для этого свечу вставляют в отверстие сменной резиновой манжеты 19, установленной под крышкой 20 пескоструйной камеры 21.

При вывинчивании винта 14 сжатый воздух под давлением проходит через слой песка 22 в

насадке 23, захватывая его, ударяется о загрязненную поверхность свечи и очищает ее от нагара.

В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15. Обдувку свечи сжатым воздухом для удаления оставшихся частиц песка производят в отверстие 24 при слегка вывернутом винте 13. Для испытания на бесперебойность искрообразования вместо одной из трех заглушек 26 ввертывают свечу 4 и на центральный электрод надевают наконечник 3 провода от вторичной обмотки индукционной катушки 2.

В боковых стенках насадки есть отверстия, через которые песок засасывается во внутреннюю полость насадки при движении воздуха. Из пескоструйной камеры сжатый воздух выходит наружу через окна в крышке 20, песок же задерживается сеткой и матерчатым фильтром 15.

Обдувку свечи сжатым воздухом для удаления оставшихся частиц песка производят в отверстие 24 при слегка вывернутом винте 13.

Для испытания на бесперебойность искрообразования вместо одной из трех заглушек 26 ввертывают свечу 4 и на центральный электрод надевают наконечник 3 провода от вторичной обмотки индукционной

Питание первичной обмотки катушки происходит от источника постоянного тока напряжением 12 В. Включение индукционной катушки осуществляется нажатием кнопки выключателя 1. Сжатый воздух по каналу поступает в воздушную камеру при отвинчивании винта 12. При давлении воздуха 0,6. 0,8 МПа и нормальном зазоре между электродами искрообразование должно быть бесперебойным. Для проверки свечи на герметичность необходимо ввернуть свечу в соответствующее гнездо стенда, создать в камере давление согласно таблице и накапать на свечу несколько капель масла или керосина. Если герметичность нарушена, то между изолятором и корпусом будут возникать пузыри воздуха.

Питание первичной обмотки катушки происходит от источника постоянного тока напряжением 12 В. Включение индукционной катушки осуществляется нажатием кнопки выключателя 1.

Сжатый воздух по каналу поступает в воздушную камеру при отвинчивании винта 12.

При давлении воздуха 0,6. 0,8 МПа и нормальном зазоре между электродами искрообразование должно быть бесперебойным.

Для проверки свечи на герметичность необходимо ввернуть свечу в соответствующее гнездо стенда, создать в камере давление согласно таблице и накапать на свечу несколько капель масла или керосина. Если герметичность нарушена, то между изолятором и корпусом будут возникать пузыри воздуха.

Читайте также: