Гуманизм нового времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гуманизм (в обществознании) — это интеллектуальное и культурное течение, которое противоречит богословской идее о том, что Бог является центром вселенной, утверждая, что человек и его качества — это высшие ценности.

Гуманизм является философским течением, появившимся в Италии в XIV веке в эпоху Ренессанса, это движение основано на ценности людей, придает большее значение критическому и рациональному мышлению, отрицая значение различных суеверий или догм. В этом была сущность гуманизма. Гуманисты стремились передать знания, которые делали человека действительно человеческим и естественным субъектом.

Гуманистом называют человека, который верит, что человеческий опыт и рациональное мышление являются единственным источником как знаний, так и морального кодекса, по которому следует жить.

Особенности гуманизма

Основными особенностями гуманизма являются следующее:

  1. Гуманизм возник среди буржуазного общества процветающих итальянских городов.
  2. Он заменил теоцентрическую концепцию вселенной, свойственную средневековому миру, антропоцентрической формой мышления.
  3. Гуманисты предлагали развивать критическое мышление, а не догматическое мышление, которое объясняло мир через божественное откровение.
  4. Они считали человека самым совершенным творением Бога и в этом смысле утверждали, что природа подчинена человеку.
  5. Гуманизм вернулся к эстетическим и философским ценностям классической культуры (Древней Греции и Рима), сосредоточенным на человеческих проявлениях, а не на божественных. Гуманисты восстановили древние философские произведения и изучили их на своих оригинальных языках.
  6. Интерес к познанию привел к развитию научно-технических новшеств. Большие успехи произошли в математике, астрономии, анатомии и медицине. Новые знания были также применены в художественном творчестве.
  7. Он стремился использовать разум и опыт, а не веру, чтобы узнать и объяснить мир.

Теоцентрическая концепция утверждает, что центром всей естественной и сверхъестественной реальности является Бог. Все сущее в своей основе, изначально и в конечном счете, фокусируется вокруг трансцендентного Бога (недоступного познанию) и в нем находит смысл своего существования. Теоцентризм (богоцентризм) является характерной чертой некоторых философий, религий, теологий и аскетизма.

Антропоцентризм — это мировоззрение или взгляд на вещи, которое считает людей самым важным существом во Вселенной или, по крайней мере, на планете Земля.

Напротив, биоцентрическое мировоззрение рассматривает людей как особый вид животных, не имеющий большей внутренней ценности, чем любой другой вид организмов, встречающийся на Земле. Экоцентрическое мировоззрение включает в себя биоцентрическое мировоззрение, в то же время дополнительно предполагая, что люди являются естественным компонентом экосистемы Земли и что люди имеют право на продукты и услуги экосистем для поддержания себя и своих обществ.

Современные гуманистические идеи

Большинство современных деятелей гуманизма согласились бы с приведенными ниже идеями:

  1. Нет никаких сверхъестественных существ.
  2. Материальная вселенная — это единственное, что существует.
  3. Наука обеспечивает единственный надежный источник знаний об этой вселенной.
  4. Мы живем только этой жизнью.
  5. Люди черпают свой моральный кодекс из уроков истории, личного опыта и мышления.

Классификация гуманизма

Гуманистическая психология подчеркивает взгляд на личность в целом и подчеркивает такие понятия, как свобода воли, самоэффективность и самоактуализация. Гуманистическая психология стремится помочь людям реализовать свой потенциал и максимизировать свое благополучие.

Две более ранние теории — это бихевиоризм, теория, по которой люди и животные учатся посредством обусловливания и слабо контролируют импульсы или поведение. Вторая теория, психоаналитическая теория, которая заключается в том, что наше прошлое определяет наше будущее, не является прогрессивной теорией, которая помогает людям двигаться вперед.

В конце XIX и начале XX века психология все больше приближалась к научному изучению людей и их поведения. В отличие от изучения сознания, это было в прошлом.

Религиозный гуманизм

Религиозный гуманизм разделяет с другими видами гуманизма основные принципы первостепенной заботы о человечестве — потребности людей, желания людей и важность человеческого опыта.

Некоторые религиозные традиции включают элементы гуманизма как часть своих систем верований. Примерами религиозного гуманизма являются квакеры, лютеране и унитарианские универсалисты. Любая религиозная система верований, включающая гуманистические убеждения и принципы, может быть описана как религиозный гуманизм — таким образом, христианский гуманизм можно рассматривать как разновидность религиозного гуманизма.

Для религиозных гуманистов именно человеческое и гуманное должно быть в центре нашего этического внимания.

Светский гуманизм

Светский гуманизм отвергает все религиозные верования, включая существование сверхъестественного.

Этот подход подчеркивает важность логики, научного метода и рациональности, когда дело доходит до понимания мира и решения человеческих проблем.

Светский гуманизм всеобъемлющ и затрагивает все аспекты жизни, включая вопросы ценностей, смысла и идентичности. Таким образом, она шире, чем атеизм, который касается только несуществования бога или сверхъестественного. Светский гуманизм нерелигиозен, он не поддерживает веру в царство или существ, которые, как предполагается, превосходят обычный опыт.

Либеральный гуманизм

Либеральный гуманизм можно определить как философское и литературное движение, в котором человек и его способности занимают центральное место. Его также можно определить как систему исторически меняющихся взглядов, которая признает ценность человека как личности и его право на свободу и счастье.

Социалистический гуманизм

Социальные гуманисты верят, что человечество должно и может жить только в коллективе.

Неравенство между людьми недопустимо, потому что оно отдает предпочтение таким неважным качествам, как богатство или цвет кожи. Например, когда мы отдаем предпочтение богатым перед бедными, это показывает, что мы ценим деньги больше, чем хорошим качествам, которыми обладают все люди, независимо от их капитала.

Эволюционный гуманизм

Эволюционный гуманизм — это философская точка зрения, основанная на человеческих интересах и ценностях в контексте естественного отбора и дополнительных сил эволюции.

Эволюционные гуманисты обратили внимание на единство тела и разума, преемственность человека между популяциями и другими формами жизни, а также естественные, а не сверхъестественные объяснения. Эволюционные гуманисты часто имеют в виду благополучие человека и социальные реформы как конечную выгоду своей науки, следуя философским традициям гуманизма.

Гуманизм в разное время

Гуманизм берет свое начало в XIV веке, и это произошло в одно в с эпохой Возрождения, начавшись сначала в Италии, а затем распространившись по всей Европе. Поэтому это течение обычно называют гуманизмом эпохи Возрождения.

Изобретение типографии объясняет его большую экспансию по всей Европе. Помимо меценатства и университетов, многие из которых были созданы в XIV-XV вв.

Флоренция стала колыбелью гуманизма, который вместе с Возрождением подарил миру новых мыслителей, философов и художников. Гуманизм, основанный прежде всего на мысли, философии и учении, взял в качестве модели и источника вдохновения классическую греко-латинскую древность. Его развитие произошло в XV веке и распространилось по Европе в XVI веке.

В Средние века философия подчинялась служению богословию, но когда человек начал задаваться вопросом о себе, он почувствовал необходимость искать ответ в других источниках.

В течение XIV-XV веков человек переходит от менталитета, основанного на вере, к новому менталитету, основанному на разуме, опыте и наблюдении. Человек рассматривается как существо, обладающее способностью думать и понимать вещи, и поэтому пытается подражать работе Творца и стремится к совершенству во всем, что он делает.

Гуманизм эпохи Просвещения характеризуется такими понятиями, как автономия, разум и прогресс, и его обычно отличают от гуманизма эпохи Возрождения из-за его более светского характера. В то время как гуманизм эпохи Возрождения все еще был в некоторой степени религиозным, гуманизм эпохи Просвещения ознаменовал радикальный отход от религии.

После эпохи Просвещения гуманизм стал охватывать ряд взаимосвязанных концепций о природе, способностях и ценностях человеческой личности. Происходит развитие философии, антропологии, истории, эпистемологии, эстетики, онтологии, этики и политики, которые основаны на человеке как точке отсчета. В течение последних двух столетий различные элементы гуманизма проявлялись в философских взглядах, включая экзистенциализм, утилитаризм, прагматизм, персонализм и марксизм.

Современные гуманистические движения

Одной из первых предшественниц современных гуманистических организаций была Гуманистическая религиозная ассоциация, созданная в 1853 году в Лондоне. Эта группа была организована демократическим образом, мужчины и женщины участвовали в выборах руководства и пропагандировали знания в области наук, философии и искусства.

В начале 1920-х годов Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер считал, что его творчество связано с гуманистическим движением. Шиллер находился под влиянием прагматизма Уильяма Джеймса. В 1929 году Чарльз Фрэнсис Поттер основал Первое гуманистическое общество Нью-Йорка, в консультативный совет которого входили Джулиан Хаксли, Джон Дьюи, Альберт Эйнштейн и Томас Манн.

В 1941 году была организована Американская ассоциация гуманистов. Среди известных членов AHA были писатели Айзек Азимов и Курт Воннегут.

Почему развился гуманизм

По мере того как власть католической церкви начала приходить в упадок, популярность гуманизма росла. В Средние века, примерно между III и XIII веками, жизнь и культура были в основном сосредоточены на Церкви и религии. Однако к началу XIV века могущество Церкви в Западной Европе начало сильно ослабевать. Этот упадок является главной причиной развития гуманизма.

  1. Многие историки считают, что было две основные причины этого упадка, первой из которых была бубонная чума, которая опустошила Европу и убила более половины населения многих стран. Люди молились, но их близкие продолжали умирать. Это привело многих к разочарованию, заставив их искать другие объяснения человеческих страданий и потерь, помимо духовного.
  2. Второй и, возможно, самой глубокой причиной упадка Церкви был подъем рыночной экономики. По мере того как деньги начали накапливаться за счет торговли, выросли города-государства и монархии, управляемые скорее экономикой, чем религиозными ограничениями. Светскому человеку стало важнее учиться, творить и наслаждаться. Изучение человеческого прогресса и человеческой природы находится в центре всего сущего.

Основные представители гуманизма

Среди авторов, которые выделяются как представители гуманизма:

Примеры гуманистических произведений

Значимые гуманистические произведения:

Гуманизм фокусируется на потенциале каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальное убеждение гуманистической психологии состоит в том, что люди от природы добры и что психические и социальные проблемы являются результатом отклонений от этой естественной тенденции.

Гуманизм также предполагает, что люди обладают личной свободой воли и что они мотивированы использовать эту свободу воли для достижения целей, которые помогут им полностью раскрыть свой потенциал как человеческих существ.


Принципы гуманизма

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

ГУМАНИЗМ - ши­ро­ком смыс­ле - осо­бый тип фи­лософского ми­ро­воз­зре­ния, со­сре­до­то­чен­но­го на че­ло­ве­ке с его зем­ны­ми де­ла­ми и свер­ше­ния­ми, ут­вер­ждаю­ще­го его сво­бо­ду и дос­то­ин­ст­во.

В других ва­ри­ан­тах со­ци­аль­но-фи­лософской мыс­ли Гу­ма­низм со­хра­ня­ет зна­че­ние ос­но­во­по­ла­гаю­щей куль­тур­ной цен­но­сти, с по­зи­ции ко­то­рой ве­дёт­ся кри­ти­ка ка­пи­та­лиз­ма как об­ще­ст­ва, ис­клю­чаю­ще­го под­лин­ную сво­бо­ду и ав­то­но­мию че­ло­ве­ка, под­чи­няю­ще­го его вла­сти ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­ных сил в ли­це фи­нан­со­во-промышленных кор­по­ра­ций, по­ли­тической бю­ро­кра­тии и элек­трон­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. Кри­ти­ка эта ха­рак­тер­на для многих на­прав­ле­ний ле­во­го тол­ка и различных пред­ста­ви­те­лей не­омар­ксиз­ма, в ча­ст­но­сти франк­фурт­ской шко­лы (М. Хорк­хай­мер, Т. Адор­но, Г. Мар­ку­зе), нео­фрей­диз­ма (Э. Фромм) и др.

Особенно актуальны проблемы достойного выживания человечества в связи с переживаемым сегодня многомерным глобальным кризисом, затрагивающим судьбы миллионов людей. Многие эксперты полагают, что сегодня нужно говорить о первом системном кризисе эпохи глобализации. Политики ставят во главу угла его социально-политическую составляющую, экономисты - финансовую, а философы на первое место выдвигают вопрос о тектонических сдвигах духовно-нравственной основы современной цивилизации и даже говорят о кризисе гуманизма, не устоявшего в ХХ веке против двух мировых войн и тоталитарных режимов. Это вызвало не только критику гуманизма как такового, но и широкое распространение антигуманизма, сопровождаемого призывами вернуться к традиционалистским или даже архаическим практикам жизни. Все это порождает тревожную ситуацию, экзистенциальную неопределенность и означает, по сути, потерю основных моральных и мировоззренческих опор человечества.

В этих условиях в мировом научном и политическом сообществе идут поиски такой ценностной платформы, которая стала бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, универсалией, способной стать той подлинно общечеловеческой основой, на которой и будет выстраиваться межкультурный и межцивилизационный диалог.

В качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира рассматривается новый гуманизм. Это мировоззренческое движение находится в состоянии поиска и развития, создавая для себя все новые формы тематического, организационного и институционального оформления. Так, в настоящее время в России и за рубежом существует ряд объединений гуманистов. Одно из самых влиятельных среди них - Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), насчитывающий несколько миллионов членов и включающий в себя национальные гуманистические союзы и ассоциации более чем 35 стран. Известны и такие организации, как Европейская гуманистическая федерация, Совет по светскому гуманизму (США), Международная академия гуманизма и т.д.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком предназначении человека, о его достоинстве. И тем не менее у него были свои границы - отличительными чертами гуманизма Возрождения были его элитаризм и европоцентризм.

Но Хаксли опередил свое время. На первой Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1946 году его предложение принять философию неогуманизма в качестве базисной концепции было отклонено.

Лишь спустя три десятилетия идеи Хаксли получили новый импульс и развитие в работах Римского клуба, в его докладах решение глобальных проблем и вопросы дальнейшего развития человечества ставились в прямую зависимость от изменений его гуманистических целей, сознания, морали 2 .

Подчеркнем, что ЮНЕСКО в качестве ведущего мирового гуманитарного форума располагает очень серьезным потенциалом в имплементации идей нового гуманизма в свою повседневную деятельность.

С большой теплотой вспоминаю свою первую встречу с И.Боковой в октябре 2009 года во Франции, тогда она еще только была избрана генеральным директором. В ходе насыщенной беседы обсуждались важные общие темы для налаживания плодотворного диалога между Федеральным агентством* (*Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

и соответствующими структурами ЮНЕСКО. В частности, было обозначено возможное сотрудничество на таких ключевых направлениях, как диалог цивилизаций и толерантность, предотвращение разрушения культурного наследия человечества, повышение качества и доступности образования как фактора устойчивого развития и т.д.

Стоит подчеркнуть, что отечественный концептуальный гуманитарный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к преодолению межцивилизационного раскола.

Русская культура обладает давними и глубинными гуманистическими традициями. Достаточно назвать имена А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и А.М.Горького. В рамках русской философии развивались мощные традиции религиозного и светского (научного) гуманизма. К ней принадлежат В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский и т.д. Эта традиция непрерывно развивалась и в XX веке. Концепция нового гуманизма получила свое выражение в трудах крупнейших философов и ученых, академиков И.Т.Фролова, Н.Н.Моисеева, А.Н.Яковлева, А.Д.Сахарова, В.Л.Гинзбурга и т.д. Сегодня эти глубинные интеллектуальные поиски продолжаются современными российскими учеными и философами. С 1995 года в России существует межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма - Российское гуманистическое общество (РГО), основной целью которого является разработка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений.

Мы имеем все ресурсы и возможности, поддерживая эти идеи и сохраняя набранный темп, содействовать формированию мирового гуманистического движения под эгидой ЮНЕСКО. Учитывая достигнутый уровень развития научных исследований в области современного гуманизма, Россия могла бы стать своего рода интеллектуальным центром нового гуманизма, аккумулируя вокруг себя все заинтересованные силы в рамках проведения международных форумов. А в перспективе кажется вполне вероятным и создание такой новаторской структуры, как мировой институт нового гуманизма. Необходимость создания такого центра с каждым годом приобретает все более актуальный и злободневный характер. Мы уже растрачиваем ресурсы природные, давайте же беречь ресурсы интеллектуальные. Просто толерантности сегодня недостаточно. Друг друга следует не только уважать, но и познавать. Гуманизм как открытая мировоззренческая позиция, альтернативная любой претендующей на монополию идеологической системе, предлагает человеку осознание всякой жизни как ценности, а также учит его жить для ценностей за границами индивида, во благо ближнего, планеты и будущего человечества.

1 Сет С. Куда идет гуманизм //Курьер ЮНЕСКО. Октябрь-декабрь 2011. С. 9.

2 См.: Peccei A. The Human Quality. New York, 1977; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988.

3 См.: Bokova I. Un nouvel humanisme pour le XXI siècle//UNESCO. Paris, 2010.

4 Фролов И.Т. Новый гуманизм //Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспективы. М., 1997. С. 73.

5 Моисеев Н.Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. М., 1992. №3. С. 150.

6 Кувакин В.А. Современный гуманизм // Высшее образование. №4. 2002.

Мир в наших руках

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности. Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

  • гуманизм – это философская концепция или система взглядов, ориентированная на достижение счастья каждого человека.
  • а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Читайте также: