Дружба маркса и энгельса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содружество первых двух основоположников считалось образцом истинно коммунистических, бескорыстных взаимоотношений между сильными личностями. Владимир Ленин восхищенно рассуждал:

Знакомство Энгельса и Маркса

Генерал Энгельс

Маркс считал друга наилучшим экспертом по военным вопросам. Правда, Генерал блистал не только армейскими знаниями. Он превосходил соавтора по части гуманитарной эрудиции, был умелым интерпретатором новейших теорий, да и писал эмоциональнее. Но на роль первой скрипки в коммунистическом оркестре Энгельс не претендовал. Он понимал: именно Маркс – первооткрыватель нового мира. А сам умел довольствоваться преданной службой оруженосца.

Феномен Маркса не состоялся бы без такого доктора Ватсона. Перо Энгельса удвоило их общую производительность труда. Младший соавтор вооружал Маркса статистическими выкладками, экономическими сводками, рассказывал об особенностях деловой жизни. К тому же он оказался душой компании. Устраивал воскресные вечеринки, добродушно подшучивал над великим другом. Маркс с годами стал держаться как титан, а Энгельс не терял человечности и юмора.

Наследник и сирота

Своими основными добродетелями младший основоположник считал веселый нрав и умение относиться ко всему с мудрой легкомысленностью, без нытья и тревог. Он впал в кручину лишь в марте 1883 года , когда Маркса не стало.

Генерал пережил Мавра, так прозвали Маркса еще в юности, на 12 лет. От Энгельса не осталось ни потомства, ни даже могилы. Как истинный романтик и разрушитель традиций, он завещал в Истборне предать свой прах волнам пролива Ла-Манш . В прежние времена советские делегации, прибывавшие в Лондон, непременно возлагали цветы на могилу Маркса. У многих был заготовлен венок для второго основоположника: казалось, что друзья и соратники и после смерти должны оставаться неразлучными, быть похоронены рядом. Но кладбищенские служители отправляли поклонников Энгельса к Ла-Маншу.

К тому времени, когда Маркс и Энгельс начали совместную работу, они оба уже перешли от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Этот переход они совершили каждый своим путем: Маркс главным образом на основе критических исследований в области философии и права, глубокого ознакомления с французским утопическим социализмом и опытом революционного движения во Франции и в Германии; Энгельс — преимущественно на основе критического изучения буржуазной политической экономии, наблюдения и обобщения опыта английского рабочего и социалистического движения.

Основные источники марксизма. Создание марксистской теории — революционный переворот в науке

Родиной марксизма явилась Германия, которая стояла тогда на пороге глубоких революционных потрясений. В экономически отсталой (по сравнению с Англией и Францией), политически раздробленной Германии народные массы испытывали на себе двойной гнет — эксплуатации полуфеодальной и эксплуатации капиталистической. Обстановка, в которой подготовлялась тогда революция в Германии, ставила перед немецким рабочим классом задачи величайшей исторической важности, причем немецкий пролетариат был уже гораздо более развитым, чем рабочие Англии в эпоху революции XVII в. или рабочие Франции конца XVIII в.

Новое, революционное мировоззрение вырабатывалось Марксом и Энгельсом на основе критического анализа событий всемирной истории, глубокого изучения и теоретического обобщения всего исторического опыта классовой борьбы и в первую очередь опыта рабочего и социалистического движения в Англии, Франции, Германии. Вместе с тем марксизм возник в результате критического изучения и творческой переработки всех достижений передовой научной мысли.

Создавая новое, революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на завоевания развивавшейся в течение ряда столетий передовой философской мысли, в частности на диалектический метод Гегеля и на философский материализм Фейербаха.

Применив диалектический материализм к изучению человеческого общества, Маркс и Энгельс разработали теорию исторического материализма. В основу ее была положена та мысль, что не сознанием людей определяется их бытие, а, наоборот, общественным бытием определяется общественное сознание. Отсюда следовал вывод, что основой исторического развития общества являются не изменения в области идеологии (в развитии философских, политических и религиозных идей), а изменения в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ, т. е. в производительных силах и в производственных отношениях.

Наряду с немецкой философией одним из важных источников марксизма являлась английская буржуазная классическая политическая экономия. Крупнейшие представители буржуазной экономической науки Англии — Адам Смит и Давид Рикардо развили трудовую теорию стоимости, доказали, что труд является источником богатства. Однако теории Смита и Рикардо носили на себе печать буржуазной ограниченности; они рассматривали капиталистическое общество как вечный и неизменный строй. Основоположники марксизма подошли к изучению проблем политической экономии в свете созданного ими материалистического понимания истории. Это позволило им совершить переворот в области политической экономии, вскрыть объективные законы развития капиталистического способа производства, создать подлинно научную политическую экономию, краеугольным камнем которой является учение о прибавочной стоимости, создаваемой рабочим для капиталиста за счет неоплачиваемого труда.

Не менее важным, третьим источником марксизма были учения социалистов-утопистов. Социалисты-утописты заметили выявившиеся уже тогда пороки и язвы буржуазного общества — обнищание пролетариата, кризисы перепроизводства, растущую противоположность между городом и деревней — и строили различные планы создания нового, лучшего, справедливого общественного строя. Однако как великим утопистам — Р. Оуэну, Фурье и Сен-Симону, так и другим представителям утопического социализма и утопического коммунизма было чуждо понимание законов общественного развития и всемирно-исторической роли пролетариата.

Только Маркс и Энгельс на основе совершенных ими великих открытий в философии, в политической экономии и в области истории непреложно доказали, что пролетариат явится той силой, которая обеспечит революционное ниспровержение капиталистического строя и построение нового, коммунистического общества.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

Нельзя говорить об Энгельсе, не говоря о Марксе. Нельзя говорить о них обоих, не посвятив хотя бы несколько слов их дружбе. Франц Меринг.

Людмила ВАСИНА, кандидат экономических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), руководитель группы по подготовке Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (МЭГА).
2020-11-11 16:17

Опубликованное на сегодняшний день почти полностью научное и эпистолярное наследие Энгельса, изданные воспоминания людей, знавших его лично, исследования различных этапов и сторон жизни и деятельности Энгельса, истории его семьи дают возможность в полной мере представить себе личность и судьбу этого человека, который особенно при нынешних идеалах успешности в зависимости от толщины кошелька во многих отношениях мог бы служить примером не только для молодых людей.

В 1837 году отец Энгельса, Фридрих Энгельс-старший, установив деловые связи с Англией, вышел из семейного дела и основал совместно с братьями Антони и Готфридом Эрменами в Манчестере и в г. Энгельскирхене совместное хлопчатобумажное производство. Фабрика в Энгельскирхене, построенная по английскому образцу, в 1843 году выдала первую продукцию, а спустя 12 лет, в 1855 году, на ней трудились уже более 500 работников. Своего старшего сына Фридриха Энгельс-старший естественно рассматривал как продолжателя семейного дела. Тем большим разочарованием стали для него впоследствии политические взгляды и революционная деятельность сына.

Фридрих Энгельс вполне сопоставим с Марксом по образованию, знаниям, природным способностям. В городской школе в Бармене и в Эльберфельдской гимназии он приобрёл хорошие знания в области физики, химии и математики, с увлечением изучал историю, классическую немецкую литературу, древние языки, свободно читал в подлиннике и хорошо переводил произведения греческих и римских поэтов и прозаиков: Гомера, Еврипида, Вергилия, Горация, Ливия и Цицерона.

К МОМЕНТУ знакомства с Марксом за плечами Энгельса была не только коммерческая практика в Бармене и Бремене. Десятимесячная военная служба в качестве вольноопределяющегося в Берлине дала ему кратковременную возможность посещать лекции в университете, начать изучение философии и даже завязать контакты с представителями левого радикального крыла учеников Гегеля, так называемыми младогегельянцами. Его острый, пытливый ум, способность быстро проникать в суть предмета позволили Энгельсу уже в этот период выступить с критикой реакционных идей видного немецкого философа Фридриха Шеллинга, лекции которого он слушал в Берлинском университете.

О том, насколько для Маркса с самого начала было важно общение с Энгельсом, свидетельствует тот факт, что он на протяжении всей жизни хранил письма Энгельса за 1844—1847 годы, тогда как из писем Маркса Энгельсу этого времени до нас дошло только одно. Разбирая после смерти Маркса его архив, Энгельс немало поразился этому обстоятельству.

Энгельс распространял свою дружбу на всю семью Маркса. Не имея собственных детей, он относился к детям Маркса с подлинно отеческой нежностью и заботой. Дочери Маркса называли его своим вторым отцом. Энгельс до конца жизни оставался для них самым близким человеком.

Факты биографии: детство и юность

Веселым и любознательным рос Фридрих в окружении своих младших братьев и сестер (а их у него было семеро). До четырнадцати лет он посещал городское училище. Получив в училище некоторые сведения из физики и химии и проявив свои блестящие способности к языкам, Фридрих в 1834 году переходит в гимназию соседнего городка Эльберфельда. Дух в гимназии тот же, что и в Барменском училище, хотя она и считалась лучшей школой в Германии. Правда, здесь отличный историк — доктор Клаузен, Он поддержал и развил в Энгельсе интерес к живой истории.

Труды Маркса и Энгельса

Углубленные занятия наукой, историей религии, философии, экономикой, участие в политической жизни и, наконец, поездка в 1842 году в Манчестер, в Англию, страну быстро развивающегося капиталистического производства,— все это привело к тому, что к 1844 году у Энгельса сложилось в основных чертах коммунистическое мировоззрение.

В начале сентября 1844 года, возвращаясь из Англии в Германию, Энгельс несколько дней прожил в Париже у Маркса. Оказалось, что Маркс, идя своим путем, пришел к тем же выводам, что и Энгельс. Здесь, в Париже, и зародилась великая дружба этих людей.

Практическое участие в революции 1848—1849 годов,— а Энгельс сражался в нескольких боях,— привело к тому, что в период реакции, последовавшей за революцией, друзья были вынуждены эмигрировать. Съехались они в Лондоне.

Дружба Маркса и Энгельса выражалась прежде всего в совместной борьбе, в постоянном духовном общении. Сам Энгельс ставил себя на второе место и считал, что все, сделанное им, Маркс мог бы сделать сам, но не наоборот. Отдавая должное величайшей скромности Энгельса, надо все же сказать, что многое, сделанное Марксом, было бы невозможно без помощи и трудов Энгельса. И цело заключается не только в том, что Энгельс обрек себя после революции 1848 года на добровольное заточение в манчестерской конторе фирмы отца, чтобы иметь возможность оказывать Марксу регулярную денежную помощь.

Энгельсу было тогда 62 года, но он с юношеской энергией продолжает дело, которому он и его соратник и друг посвятили себя. Энгельс становится вождем международного рабочего движения, которое неизмеримо выросло и каждый день ставило все новые вопросы.

С неукротимой энергией продолжал Энгельс и теоретическую работу, обогащая человечество новыми произведениями диалектического и исторического материализма.

Молодость духа, неистощимая жизнерадостность и творческое горение — вот что отличало Энгельса до последних дней его жизни. И это проявлялось не только в его научной и организаторской деятельности, но и в самых простых житейских делах.

Идеи Маркса и Энгельса

Маркс и Энгельс утверждали, что коммунистическое общество — не пустая выдумка мечтателей, не утопия, а строгий, необходимый вывод всей истории развития человечества. Маркс и Энгельс показали, каков будет путь к этому светлому и справедливому обществу, оно будет создано не в результате благожелательных попыток отдельных личностей, а в результате совместной, организованной борьбы класса пролетариев. Только пролетариат способен уничтожить старый порядок вещей, основанный на угнетении человека человеком. Маркс и Энгельс дали в руки пролетариата, всех трудящихся самое сильное оружие: знание того, куда идти, за что и как бороться.

Читайте также: