Европейская интеграция во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Интеграционные процессы в Европе во второй половине ХХ- начале ХХІ века: достижения и проблемы." — Транскрипт:

2 Интеграционные процессы в Европе во второй половине ХХ- начале ХХІ века: достижения и проблемы.

5 План. 1. Предпосылки европейской интеграции. 2. Этапы евроинтеграции. 3. Создание Европейского экономического сообщества (Европейского Союза). Институты ЕС. 4. Достижения и проблемы ЕС на современ- ном этапе. 5. Перспективы участия Украины в евро- пейской интеграции.

9 Европейский союз (Евросоюз, ЕС) экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию. Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году, вступившим в силу 1 ноября 1993 года на принципах Европейских сообществ.

10 Маастрихтский договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский Союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

12 Государства – Члены ЕС В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Чехия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Швеция Люксембург, Мальта, Польша, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, и Эстония.

13 Институты ЕС Европейский совет высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Совет Европейского союза наряду с Европейским парламентом, один из 2-х законодательных органов Европейского союза. Европейская комиссия высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств. Суд Европейского союза высший суд ЕС. Европейский парламент имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль Европейской комиссии. C 1979 года избирается населением. Европейская счётная палата институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета Cоюза и его учреждений. Европейский центральный банк центральный банк Евросоюза и зоны евро.

14 Европейский совет высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии.

15 Совет Европейского союза (официальное название Совет, обычно упоминается как Совет министров, в качестве компромисса также называется латинским Consilium) наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар.

16 Европарламент – это консультативно- законодательный орган Европейского Союза, состоящий из представителей стран-участниц. Депутаты избираются прямым голосованием в своих странах на пять лет, при этом объединяются они не в зависимости от национальности, а в соответствии с политической ориентацией. Председатель Европейского парламента избирается на 2,5 года. Число представителей от каждого государства соответствует числу его голосов в органах Евросоюза.

21 Исторический диктант. 1. Когда отмечается День Европы? 2. Кто возглавляет Европарламент? 3. Как называется валюта еврозоны? 4. Какое скандинавское государство подало заявку на членство в ЕС, а потом отказалось от своих намерений? 5. Какое азиатское государство является ассоциированным членом ЕС, но не является его полноправным членом? 6. Сколько длится президентство страны в ЕС? 7. Сколько государств на сегодняшний день является членом ЕС? 8. Какой Президент Украины подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС? 9. Какие из бывших республик СССР вступили в ЕС? 10. В какой институт ЕС могут обратиться граждане Украины в случае нарушения прав человека? 11. Символикой банкнот евро является …? 12. Кто является автором музыки Гимна Евросоюза?

23 Домашнее задание Проработать §12. Ответить на вопросы: - достаточный уровень: Если Украина в недалеком будущем станет членом ЕС, какими могут быть позитивные и негативные последствия этого шага? (Оформить в виде таблицы.) - творческий уровень: Сделать прогноз развития ЕС на ближайшее десятилетие. (Оформление произвольное: сочинение-рассуждение, мини- проект, схема, таблица и др.).

Европе́йская интегра́ция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

История становления Европейского Союза. основой для европейской интеграции стали разрушительные последствия Второй мировой войны пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире, стремление стран Западной Европы восстановить экономические позиции. К окончанию 2МВ сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Это открыло путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений

– создание таможенного союза с введением политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка , предусматривавшего осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002)

В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

1987 Единый европейский акта (ЕЕА) ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции. углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики

1992 Подписание Договора о Европейском Союзе в в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам новое официальное название – ЕС. В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены

1997 Амстердамский договор () подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности, включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии

2000 . Ниццский договор сосредоточился на трех основных проблемах: внутренних реформах ЕС, принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, формировании общей внешней и оборонной политики Союза




Институты ЕС.Одни институты состоят из лиц, действующих в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего Сообщества

Европейский Совет образован в 1974 В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год. Обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете

Совет ЕС (Совет министров) – (Council)– высший законодательный орган ЕС. . Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.. Комиссии принадлежит право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. Они назначаются на пять лет национальными правительствами. . Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе

Европейский парламент Европейский парламент(European Parliament)– консультативно-законодательный орган ЕС,состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах. . Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС. Парламент контролирует деятельность Совета. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года.

Суд Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities). Обеспечивает единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории. Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Состоит из 15 судей Место пребывания – Люксембург.

Счетная палата (Палата аудиторов) (The Court of Auditors). Создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений Проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам (по просьбе институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС. . Палата состоит из представителей государств-членов Место пребывания – Люксембург.

Комитет регионов Комитет регионов Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей . Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Европе́йская интегра́ция — это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

История становления Европейского Союза. основой для европейской интеграции стали разрушительные последствия Второй мировой войны пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире, стремление стран Западной Европы восстановить экономические позиции. К окончанию 2МВ сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Это открыло путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений

– создание таможенного союза с введением политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка , предусматривавшего осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002)

В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

1987 Единый европейский акта (ЕЕА) ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции. углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики

1992 Подписание Договора о Европейском Союзе в в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам новое официальное название – ЕС. В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены

1997 Амстердамский договор () подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности, включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии

2000 . Ниццский договор сосредоточился на трех основных проблемах: внутренних реформах ЕС, принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, формировании общей внешней и оборонной политики Союза

Институты ЕС.Одни институты состоят из лиц, действующих в качестве официальных представителей государств-членов; другие – из лиц, предлагаемых национальными правительствами, но действующих от имени всего Сообщества

Европейский Совет образован в 1974 В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год. Обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете

Совет ЕС (Совет министров) – (Council)– высший законодательный орган ЕС. . Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган ЕС, обладающий одновременно правом законодательной инициативы.. Комиссии принадлежит право законодательной инициативы: она разрабатывает законодательные предложения и направляет их в Совет, контролирует дальнейший процесс законотворчества; следит за применением законодательных актов, принятых Советом. Они назначаются на пять лет национальными правительствами. . Комиссия состоит из 26 генеральных директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая отношения с третьими странами. Комиссия собирается один раз в неделю в Брюсселе

Европейский парламент Европейский парламент(European Parliament)– консультативно-законодательный орган ЕС,состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах. . Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС. Парламент контролирует деятельность Совета. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года.

Суд Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities). Обеспечивает единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории. Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Состоит из 15 судей Место пребывания – Люксембург.

Счетная палата (Палата аудиторов) (The Court of Auditors). Создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений Проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам (по просьбе институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС. . Палата состоит из представителей государств-членов Место пребывания – Люксембург.

Комитет регионов Комитет регионов Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей . Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Несмотря на видимые трудности, идейно-политическому и со­циально-экономическому сплочению Запада в значительной степе­ни способствовала интеграция.

Здание Европарламента

Маастрихтский договор

Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с под­писанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.

В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфля­ции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит госу­дарственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство госу­дарств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев кон­вергенции с огромным трудом.

Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям кон­вергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, во­шедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.

Шенгенское соглашение

С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Велико­британией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фак­тически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которо­го капиталы из одной страны могли перетекать в другую.

Комиссия европейских сообществ

В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет кон­сультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается пря­мым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государст­ва. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Фран­ция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.

Европейский валютный институт

Второй этап реализации валютно-экономического союза начал­ся в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютно­го института, в задачу которого входила координация валютной по­литики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.

Амстердамский договор

В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап инте­грации.

Европейский центральный банк

Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролиро­вать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и нала­гать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограниче­ния, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём де­вальвации валюты или эмиссии.

Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.

Особенности и состав участниц

Для европейской интеграции характерны следующие черты:

  1. Формирование независимых органов власти с учетом разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви, а также поиск баланса между ними с учетом государственных и национальных интересов.
  2. Компромиссность — постоянное согласовывание интересов стран-участниц друг с другом. Что усложняется периодическим приемом в ЕС новых государств.
  3. Новизна с учетом того, что ранее в Европе не было примеров делегирования власти или полномочий на подобном уровне.
  4. Отказ от итоговой цели интеграции.
  5. Элитарность: интеграцию начали политические элиты без участия населения.
  6. Роль США, которые использовали европейский лагерь, чтобы противопоставить его советскому во времена холодной войны.
  7. Антикоммунистическая направленность и желание объединить западноевропейские ценности.

Европейская интеграция

Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:

  1. Инициаторы. Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция.
  2. Западноевропейская. Великобритания, Дания, Ирландия — присоединились в 1973 году ввиду политических и экономических выгод.
  3. Смешанная. Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — ввиду необходимости изменить национальный статус.
  4. Центрально-восточноевропейская. Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия — ввиду желания сменить политическую ориентацию с окончанием холодной войны.

Причины и история объединения

При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.

Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.

Флаг ЕС

В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:

  1. Европейская комиссия — главный орган исполнительной власти. Ее первым председателем стал статс-секретарь германского МИД В. Хальштейн. С 1 июля 1967 года комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома объединили в одну, наделив правом законодательной инициативы.
  2. Совет министров — орган, участвующий в законодательной деятельности и решающий дальнейшее течение интеграции.
  3. Европейский парламент — главный законодательный орган. Начиная с 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц посредством прямого голосования.
  4. Европейский совет — наднациональный орган, несущий консультативную функцию. Состоит из глав государств и правительств стран-участниц.
  5. Европейский суд — суд высшей судебной инстанции на интеграционном пространстве, состоящий из судей стран-участниц (по одному от каждой).

Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.

Среди главных достижений европейской интеграции называют:

  1. Организацию мира после Второй мировой войны и примирение между бывшими противниками.
  2. Укрепление созданной структуры благодаря постоянным поискам компромиссов.
  3. Создание единой европейской модели развития несмотря на изначальную разность экономических интересов.

Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.

Читайте также: