Гуманизм народной педагогики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гуманизм является целой концепцией человека, как самой большой ценности в мире. Основное положение такой концепции – защита личностного достоинства, права человека на счастье, свободу, развитие и проявление своих возможностей.

Гуманизм – это система идей и ценностей, которые подтверждают значимость существования человека как личности и его бытия. Гуманизм считается общественным идеалом, выступая в качестве системы ценностных ориентиров и установок.

Гуманистическая педагогика – это комплекс научных фактов, который представляет ученика как сознательного, равноправного, активного участника учебного и воспитательного процесса. Каждый ученик развивается в зависимости от своих возможностей.

Каждый ребёнок является на этот свет не похожим на других, особенным. Педагоги созданы для того, чтобы этот ребёнок получил развитие по своим возможностям, достиг его максимально возможного уровня и определил своё место в жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления к ребёнку и ставит его в центр отношений. При этом процесс проходит так, чтобы ребёнок получил максимальное развитие.

Также гуманистическую педагогику называют инновационной, так как является инновацией для нашей страны. Что касается западных систем, то они намного раньше начали движение гуманистического подхода в педагогике и сформировали систему новых отношений педагога и ученика в несколько этапов.

С точки зрения гуманизма, главная цель воспитания – это возможность каждого ребёнка стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения и просто свободной личностью. Уровень гуманизации процесса воспитания представлен тем, насколько такой процесс предоставляет возможность для формирования личности, раскрытия природных задатков и создания творческих начал, ответственности.

Признаки гуманистической педагогики

Главный ориентир гуманистической педагогики – это личность. Выделяют такие признаки гуманистической педагогики:

  • Изменение ценностей с овладения информацией на формирование навыков и развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и других сторон личности.
  • Формирование действующей, самостоятельно думающей, свободной личности.
  • Создание организационных условий, которые способствуют успешной смене ориентации учебного и воспитательного процесса.

Роль педагога в гуманистической педагогике

Гуманизация в педагогике – это переход от авторитарной педагогики и её давления на личность человека на личностно-ориентированную педагогику, которая больше значение придает свободе личности и деятельности воспитанников. Гуманизировать такой процесс предполагает создание таких условий, в которых легко учиться и нельзя остаться в стороне от воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.

Для создания правильных условий гуманистической педагогики следует приспособиться учителю и образовательным учреждениям к ученикам, обеспечить психологическую безопасность и полный комфорт.

Учителя в гуманистической педагогике должны пробудить внутренние силы человека для решения любых проблем, а не их избегания. Не стоит навязывать ученику уже готовую идею, а стимулировать находить решение самому. Главная цель воспитания и обучения – это не приобретение знаний, как просто набора фактов и теорий, а формирование личности в результате самостоятельного обучения. Значимое для человека учение – это такое учение, в котором заинтересован сам ученик, когда идёт не просто накопление теорий, а формирование личности, изменение его поведения и Я-концепции.

Основные признаки гуманного воспитания – это обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, решение конфликтов и ролевые игры. Используются такие приёмы и методы в общении с ребёнком:

Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, половому, трудовому и предпринимательскому воспитанию, сформировав у молодого поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие.

Исходя из позиций гуманности народной педагогики, справедливо заметить, что история этноса культуры и история цивилизации, прогресса - это единство и борьба противоположностей. Это история народа, ищущего своё место в общечеловеческой культуре, история поиска человеком самого себя, своего места в собственной культуре и в поликультуре.

Кризис в области теории и практики воспитании и его проявление в современной отечественной образовательной системе в историко-культурном отношении бесспорно. Стремление педагогического сообщества осуществить воспитание ребенка с опорой на гуманистические основы народной педагогики и современной науки педагогики, а также принципы религиозного воспитания оказываются невостребованными в поликультурном пространстве в условиях выживания.

26.Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством


Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским




Собрание Ивана Александровича Сахарова, ныне хранящееся в отделе рукописей и редких книг Национальной библиотеки Татарстана, включает 508 фолиантов. В нем 397 названий и 627 томов. Большую часть коллекции составляют уникальные по значимости учебные пособия по теории словесности и произведения художественной литературы, книги по истории, географии, богословию, а также по педагогике, психологии, философии, медицине. Представлены здесь научные сборники, альманахи, энциклопедии. По времени издания книги относятся к XVIII – началу XIX века…

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, художественные народные промыслы и т. д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей; основные нравственные правила и идеалы, понимание образа и зла, нормы общения и человеческих отношений отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Даже в самом маленьком произведении, будь то тахпахи, песни и сказки, пословицы и поговорки, загадки, высвечивается эпоха, колорит национальной культуры. Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку с младенческого возраста. В разные жизненные моменты используются разные песни: колыбельные, детские, игровые, трудовые. В песнях отражены буквально все требования к становлению, совершенствованию личности.

Колыбельная песня – маленький лаконичный урок на всю жизнь. Урок этот добрый и искренний, потому что исходит от близкого человека. Колыбельная песня – первичная форма освоения действительности познания окружающего мира. Через колыбельную песню ребёнок усваивает словарный запас, знакомится со своей семьёй, родственниками, родом.

Дедушка твой Хара-Хан,

Бабушка твоя Хара-Торгы,

Отец у тебя Хара-Педекей,

Мать твоя Поган-Арыг…

Дядя по матери твой Погда Кирис.

Мудрость, трудовой опыт поколений, свод правил жизненной морали и нравственности, быта, мировоззрения на прошлое и настоящее отразил в пословицах и загадках. В пословицах отражается действительность, поэтому они имеют большое познавательное значение. Многие из них сложены на тему необходимости почтения к старшим, вежливости по отношению друг к другу. Эти качества прививали с детства в семье.

Старшего брата будешь слушать,

Пословицы ориентируются не на безоговорочное подчинение авторитету старших, но на их мудрость, гуманное заботливое отношение к младшим.

Старших почитай,

В загадках отражены черты жизни и быта хакасов. Хакасская загадка в звуковом отношении (можно использовать для упражнений в чётком произношении звуков)

Ойда отыс ой адым. В долине тридцать соловых коней. (Зубы)

Сказки занимали одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению. Они выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме, раскрывали исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и были средством художественного познания действительности и служили целям воспитания.

Народ и сегодня рассказывает сказки. Но среди народа есть особо искусные сказители – мастера устного сказа – хайджи и нымахчы. Хайджи и нымахчы являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Народный сказитель – хайджи – рассказывая героические сказания сопровождал их горловым пением и игрой на чатхане. Народные мелодии, песни и инструменты развивают у детей положительные эмоции радости бытия, прививают красивые манеры, направляют его к благородным поступкам. Знакомясь с ними, ребенок проникается уважением к его традициям и обычаям. Народная музыка через своих народных сказителей - хайджи ярко и правдиво раскрывает волнующие проблемы жизни. Именно они являются прирожденными педагогами и талантливыми воспитателями. В ненавязчивой форме через сказания в своих слушателях развивают находчивость, сообразительность, умение сопереживать: воспитывают чувство добра, справедливости.

Психологи доказывают, что особенно в раннем детстве ребенок нуждается положительных эмоциях и любви близких.

Хакасы большое уважение проявляли к многодетной матери. Об этом говорит пословица:

«У вырастившего скот сыт желудок,

При воспитании детей существовало множество различных запретов. Рёбенка никогда не ставили на порог – останется малорослым. Нельзя сидеть, опираясь двумя руками о землю – будет печальным. При игре нельзя вместо шапки надеть посуду – ребёнок не вырастет. Ребёнка нельзя ставит на стол – вырастет болезненным и капризным. Малыша не кормили из ложки, которой мешали кашу – будет злоязыким. Следить за тем, чтобы он долго не плакал, а то долго не проживет. Нельзя целовать подошвы младенца – мальчик вырастет слабым, а девочка легкомысленной. Не целовали в лоб – будет жадным.

У детей вырабатывали уважение к взрослым, почитание к природе, к небесным светилам. Им нельзя было называть взрослых по имени, а только иносказательно, т. е. отец или мать такого-то ребёнка. Запрещалось ходить перед сидящими людьми, громко смеяться в их присутствии и т. д.

• В уважении ребёнка, как личности;

• В уважении его достоинства;

• В понимании его проблем и поступков.

Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.

3. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Народные праздники Хакасии. – Абакан. 1999.

4. Мудрое слово. Сборник хакасских народных пословиц, поговорок и загадок. – Абакан. 1976.

5. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М. : А. П. О., 1995.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки - зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Содержание

Введение
1. Педагогика как наука
2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из 1 файл

Гуманистические идеи_контр.doc

Гуманистические идеи русской народной педагогики

  1. Педагогика как наука
  2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
  3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
  4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Осознавая воспитание как важнейшую функцию развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт апробировался в течение многих поколений. Обобщался народными сказителями в пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом передавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их. В произведениях фольклора, предназначенных для бытования в детской среде, колыбельных, потешках, частушках, прибаутках, пестушках, приговорках, а также в сказках, былинах, легендах, пословицах, трудовых, героических и обрядовых песнях одобрялись и восхвалялись лучшие человеческие качества. А народные обычаи, ритуалы закрепляли эти качества до уровня положительных установок и привычек.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. В данной работе ставится целью рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.

1. Педагогика как наука

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование и обучение. 2

Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. 4

Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение.

Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.

2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики.

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

Понятие гуманности определяется в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

Гуманистическая педагогика отвергает в традиционном учебно-воспитательном процессе его обезличенный характер, явную или завуалированную регламентированность, при которой предлагаемые учащимся знания, не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок.

Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога данное направление требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебной работы: от спонтанных и гибких (например, открытое обучение), до жестко построенных (например, программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.

Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Педагогические поиски ведутся по линии связи обучения с эмоционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психологического климата в классе, своеобразного психолого-педагогического консультирования в учебном контексте.

Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти свое отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условий является разработка системы управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитию творческого компонента.

  1. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания

Какие же идеи, ценности русской педагогики, закрепленные в народном творчестве и ставшие традициями, могли стать предметом воспитания?

- название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;

- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Самостоятельность гуманизма как философской системы. Гуманизм - отдельная и глобальная философская система. Его самостоятельность определяется такими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.




Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и любым социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических. религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма - не второстепенные элементы определенной надстройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер. то формирование позитивных потребностей и свойств затрудненно. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики наркоманы или судимые.

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

В нашем понимании личность - это человек, сознательно открывающий или создающий что-то новое в себе, природе, социальной сфере, общий ориентир деятельности которого имеет позитивную направленность. Позитивной направленностью обладают процессы, имеющие своей целью развитие человека, окружающих его людей, среды обитания и, следовательно, всего человечества в целом.

- название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;

- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Самостоятельность гуманизма как философской системы. Гуманизм - отдельная и глобальная философская система. Его самостоятельность определяется такими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, единства целей и средств.

Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др.

Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и любым социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических. религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма - не второстепенные элементы определенной надстройки, по своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пресечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это ни обосновывалось.

Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Если человеческие отношения носят негуманный характер. то формирование позитивных потребностей и свойств затрудненно. К примеру, учителю в школе всегда приходится больше внимания уделять детям из сложных семей, где родители алкоголики наркоманы или судимые.

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

В нашем понимании личность - это человек, сознательно открывающий или создающий что-то новое в себе, природе, социальной сфере, общий ориентир деятельности которого имеет позитивную направленность. Позитивной направленностью обладают процессы, имеющие своей целью развитие человека, окружающих его людей, среды обитания и, следовательно, всего человечества в целом.

Читайте также: