Гуманитарные и технологические аспекты информатизации кратко

Обновлено: 02.07.2024

В пособии соотнесены технические и гуманитарные компоненты подготовки в области информатики: раскрыты методологические, функционально-технические и социальные аспекты современной информатики. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 220400, при изучении дисциплины "Информатика".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Подготовила: Мадашова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Подготовила: Мадашова.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Подготовила: Мадашова Марьям Хароновна

1) Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристи.

1) Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики; 2) Гуманитарные и технологические аспекты информатизации; 3) Влияние информатизации на сферу образования; 4) Этапы информатизации образования; 5) Положительные стороны информатизации образования; 6) Отрицательные стороны информатизации образования СТРУКТУРА:

Основными ценностями информационного общества становятся: • знания; • квалифи.

Основными ценностями информационного общества становятся: •знания; •квалификация; •самостоятельность мышления; •умение работать с информацией и принимать на этой основе аргументированное решение; •осведомленность не только в узкой профессиональной области, но и в смежных областях. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, передача и использование информации, осуществляемые на основе средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации о.

Выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества, вызывающих социальные последствия в технологической и гуманитарной сферах соответственно: 1) технократический подход, при котором ИК-технологии считаются средствами повышения производительности труда, и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; 2) гуманитарный подход, при котором ИК-технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социально-культурной сферы. ГУМАНИТАРНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ Особая роль в информатизации обще.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий (через выпускаемые высококвалифицированные кадры). Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИК-технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения и воспитания, и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Первый этап информатизации образования (элек.

ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Учащиеся как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - "заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ совершенствования методов и.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования; введения и развития новых учебных дисциплин и направлений, связанных с информатикой и информационными технологиями; внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой; повышения эффективности обучения за счет повышения индивидуализации и дифференциации его; организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика; совершенствования механизмов управления системой образования.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ индивидуализация обучения св.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". свертываются социальные контакты, сокращается практика социального взаимодействия и общения, что ведет к индивидуализму; также могут отвлекать внимание в процессе обучения колоссальные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации как справочники, энциклопедии, Интернет-порталы; становится проблемой Интернет-списывание, состоящее в том, что из сети заимствуются готовые проекты, рефераты, доклады, решения задач и так далее, вовсе не соответствующие повышению эффективности обучения и воспитания; средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников, но и наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности; чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участков образовательного процесса.


Оглавление
Лекция 1. Информатизация образования как фактор развития общества . 3
Лекция 2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. 9
Лекция 3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении . 18
Лекция 4. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. 37
Лекция 5. информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. 45
Лекция 6. экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения. 56
Лекция 7. Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах . 62
Литература. 68
Контрольные вопросы для самопроверки и экспресс-контроля. 69 2


ЛЕКЦИЯ 1.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В отличие от индустриального общества, в котором главным было производство материальных благ, в нынешнем, постиндустриальном, обществе основным видом деятельности становится производство информации (под информацией будем понимать знание как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах вне зависимости от формы их представления, которое может быть записано на материальном носителе), и этот процесс называют информатизацией (отсюда и термин — информационное общество).
Такое перенесение акцентов вызвано во-первых, тем, что человечество осознает ограниченность природных (естественных) ресурсов среды своего обитания, и во-вторых, появлением глобальных проблем (например, энергетических, экологических), решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом развития мирового сообщества и существенно влияет на развитие других отраслей и сфер жизни: науки, техники, социальных сфер (культурного общения между людьми, образования).
Основными ценностями информационного общества становятся:

знания;

квалификация;

самостоятельность мышления;

умение работать с информацией и принимать на этой основе аргументированное решение;

осведомленность не только в узкой профессиональной области, но и в смежных областях.
Умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания, опыт, ценится значительно выше, чем просто эрудиция или обладание широким спектром знаний без умения применять
эти знания для решения конкретных проблем. На первый план выходит такое понятие, как
компетентность. Так, в качестве основных или ключевых компетенцией (компетенция-это то, что порождает умение, действие) определяющих степень развития общества, Совет
Европы выделил следующие:
1. Ответственность за участие в совместном принятии социально-политических решений.
2. Способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий в монокультурном обществе, основанная на понимании различий, взаимопонимании.
3. Владение устным и письменным общением, играющим важную роль в общественной и профессиональной деятельности. Тем, кто не обладает этим навыком, грозит выпадание из жизни общества.
4. Способность овладевать новыми технологиями.
5. Способность критического отношения (отличать правду от лжи) к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
3


6. Способность учится всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Таким образом, понятие "информатизация общества" можно определить как глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, передача и использование информации, осуществляемые на основе средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация представляет собой систему следующих взаимосвязанных процессов:

информационного - обособления и представления всей социально-значимой информации в форме доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общественных институтов;

материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
Гуманитарные и технологические аспекты информатизации
Выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества, вызывающих социальные последствия в технологической и гуманитарной сферах соответственно:
1. технократический подход, при котором ИК-технологии считаются средствами повышения производительности труда, и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
2. гуманитарный подход, при котором ИК-технологии рассматриваются как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социально-культурной сферы.
Информатизация общества влечет за собой следующие социальные последствия:

увеличение числа занятых в информационной сфере (производители, обработчики, распространители информации);

интеллектуализация многих видов труда и как следствие, повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов и профессиональной подготовке;

появление совершенно новых профессий;

отмирание существующих профессий (особенно, в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта).
Поэтому очевидно, что информатизация становится ключевым фактором развития общества.
4


Влияние информатизации на сферу образования
Особая роль в информатизации общества принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий (через выпускаемые высококвалифицированные кадры). Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека, то система образования призвана формировать у учащегося способность к критическому мышлению, начиная со школы (для критического мышления характерны знания, осмысление, применение, анализ, синтез, оценка).
Образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни.
Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий во всех областях науки, культуры, производства предполагает использование творческого потенциала образованных людей не только в сфере управления, но и для обслуживания технологий. Поэтому информатизация образования рассматривается как одно из приоритетных направлений информатизации общества.
Под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИК-технологий, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения и воспитания, и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
Изменение механизмов функционирования и реализации системы образования в условиях
информатизации общества
Под влиянием информатизации общества происходят существенные изменения в механизме функционирования и реализации системы образования, как среднего, так и высшего. Так, информатизация инициирует следующие процессы:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования атоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную,
экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды совместной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
5


Этапы информатизации образования
Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.
Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического
стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.
Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь
использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Учащиеся как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - "заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.
Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.
Положительные и отрицательные стороны информатизации образования
Не следует считать, что использование средств информатизации оправдано во всех областях образовательной деятельности. Во многих случаях это действительно так. Вместе с тем информатизация образования имеет и негативные аспекты. Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности школы следующими
6

значимыми возможностями:

совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

введения и развития новых учебных дисциплин и направлений, связанных с информатикой и информационными технологиями;

внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

повышения эффективности обучения за счет повышения индивидуализации и дифференциации его;

организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;

совершенствования механизмов управления системой образования.
Процесс информатизации актуализирует разработку подходов к использованию возможностей ИТ для развития личности школьников и повышает уровень активности и реактивности обучаемых.
Но использование средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных моментов:

индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". При этом орган активизации мышления человека-речь, оказывается выключенной на долгое время. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке;

свертываются социальные контакты, сокращается практика социального взаимодействия и общения, что ведет к индивидуализму;

оказывается затруднен переход от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, чем логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике (на психологическом языке - проблема перехода от мысли к действию);

зачастую педагоги и обучаемые неспособны воспользоваться свободой в поиске и использовании информации, предоставляемой современными телекоммуникационными средствами. Часто запутанные и сложные способы представления информации отвлекают обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что отвлекает от основного русла изложения учебного материала;

также могут отвлекать внимание в процессе обучения колоссальные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации как справочники, энциклопедии,
Интернет-порталы;

поскольку человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными категориями, то при одновременной демонстрации разных типов информации может быть отвлечение от одних, чтобы уследить за другими, что зачастую ведет к пропуску
7

важной информации;

становится проблемой Интернет-списывание, состоящее в том, что из сети заимствуются готовые проекты, рефераты, доклады, решения задач и так далее, вовсе не соответствующие повышению эффективности обучения и воспитания;

средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности, субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности;

во многих случаях использование средств информатизации лишает школьников проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на реальном обучении;

чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участков образовательного процесса.
Основные понятия и определения предметной области "информатизация образования"
Информатизация образования предполагает использование определенного понятийного аппарата, который, в основном, можно считать устоявшимся. Поскольку в процессе информатизации основным продуктом потребления становится информация, знания, то технологии, направленные на обработку, передачу и преобразование информации, стали называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) .
Под средствами ИКТ понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств транслирования информации и информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, хранению, накоплению, обработке, продуцированию, передаче и использованию информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Поскольку информатизация (в том числе и образования) на практике невозможна без применения названных программно-аппаратных и технических средств и устройств, то их относят и к средствам информатизации образования (или средствам новых информатизационных технологий).
Но использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.
Поэтому понятия средств информатизации образования и средств ИКТ оказываются тесно связанными. Во многих случаях эти два понятия означают одно и то же. Но понятие средств информатизации образования является более широким и включает в себя средства ИКТ, дополненные названными выше компонентами.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития, называемого информатизацией

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов[6] .

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно

высшей ее формы – знаний.

В современных исследованиях выделяются признаки информационного общества:

􀂃 обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами;

􀂃 информационная экономика становится главной формой развития;

􀂃 в основу общества будут заложено использование знаний;

􀂃 информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

􀂃 формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

􀂃 с помощью средств информатики реализуется свободный доступ каждого человека к

􀂃 реализуются гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю. Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой) [7], которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Формирование информационного общества связано с развитием новой информационной техники и перспективных информационных технологий. В первую очередь здесь будут играть определяющую роль средства и технологии массового применения, так как именно они оказывают наибольшее воздействие на развитие культуры общества, экономики и производства, социальный уклад жизни людей и стереотипы их поведения.

Основные направления развития информационной техники и информационных технологий массового применения направлены на дальнейшую технологизацию:

􀂃 развитие технических средств информатизации массового применения, в том числе средств, создаваемых на новых физических принципах;

􀂃 развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей и сетевых телекоммуникационных технологий;

􀂃 развитие новых систем глобального телевидения;

􀂃 развитие интеллектуальных систем и технологий их массового применения непрофессиональными пользователями.

В области развития средств информатизации прогнозируется дальнейший рост массового производства и распространения персональных ЭВМ и встраиваемых микропроцессоров, а также создание глобальных и региональных сетей обмена информацией. Здесь достаточно указать на стремительное развитие сети Интернет, сегодня фактически представляющую собой глобальную мировую информационную систему.

В ближайшие годы на компьютерном рынке ожидается появление сверхпортативных и сравнительно недорогих персональных компьютеров типа Notebook, которые обеспечат принципиально новые возможности для работы, творчества и получения образования в домашних условиях.

Общей тенденцией развития средств информационной техники и информационных систем различного назначения (радио- и телефонной связи, видеосистем и устройств, кино, фото-, измерительной и копировальной аппаратуры, издательской техники и т. п.) стал массовый перевод ее на цифровую элементную базу, использование компьютерного микропрограммирования и цифровых методов передачи и хранения информации.

Таким образом, арсенал создаваемых человеком технических средств, которые в ближайшем будущем необходимо будет рассматривать как средства информационных технологий, быстро расширяется.

В области информационных технологий широкого применения в ближайшие годы следует ожидать существенного расширения функциональных возможностей по обработке изображений, речевой информации, полнотекстовых документов, результатов научных измерений и массового мониторинга. Новое развитие получат электронные библиотеки текстовой, аудио- и видеоинформации, а также электронные полнотекстовые архивы.

Продолжаются поиски эффективных методов формализованного представления знаний, в том числе нечетких и плохо формализуемых, а также методов использования знаний при автоматизированном решении сложных задач в различных сферах социальной практики.

Одновременно с этим бурно развиваются информационные технологии решения задач ситуационного управления, а также информационные технологии для поддержки принятия управленческих решений.

Таким образом, современные достижения и перспективы развития информационных технологий определяют переход общества к информационному, формирование информационных культуры, экономики, т.е. технологизацию социального пространства.

Читайте также: