Гуманитаризация это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

гуманитаризация — и, ж. humanitaire adj. Ориентация каких л. видов человеческой деятельности (образования, творчества и т. п.) на достижения гумантарных наук. Г. школьного обучения. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

гуманитаризация — гуманитариз ация, и … Русский орфографический словарь

гуманитаризация — (1 ж), Р., Д., Пр. гуманитариза/ции … Орфографический словарь русского языка

Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его… … Педагогический терминологический словарь

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно… … Российская педагогическая энциклопедия

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Гуманитаризация образования — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решатьглавные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — – установление гармонического равновесия между естественно математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности … Педагогический словарь

Касьян, Андрей Афанасьевич — (р. 13.09.1946) спец. по филос. науки и филос. образования; д р филос. наук, проф. Род. в г. Бийск Алтайского края. Окончил матем. ф т Горьк. пед. ин та (1969), филос. асп. МГПИ им.В.ИЛенина (1977). С 1969 года по наст. вр. работает в… … Большая биографическая энциклопедия

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

— система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых.

гуманитаризация — и, ж. humanitaire adj. Ориентация каких л. видов человеческой деятельности (образования, творчества и т. п.) на достижения гумантарных наук. Г. школьного обучения.

ОГЭ. теория. Духовная

Образование – это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.

Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Цели образования:

  • приобщение к достижениям цивилизации
  • сохранение культурного достояния
  • развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность

Функции образования:

  • культурная — трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей. норм);
  • социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций;
  • информационная – обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности
  • профессиональная — подготовка специалистов различной квалификации;.

Обязательным является полное среднее образование.

Основные принципы образования

(то есть что лежит в основе образования в нашей стране):

  • демократизация-ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;
  • компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;
  • интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;
  • интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования, активный обмен учащимися, изучение опыта других стран;
  • гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам, запросам, индивидуальным особенностям и способностям;
  • гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам (истории, социологии, политологии, правоведению, литературе, языкам и др.)
  • профилизация – первичная профессиональная ориентация
  • единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви);

Тенденции в развитии образования:

  • соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры
  • переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
  • развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
  • возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
  • повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

Элементы системы образования в РФ.

  • Дошкольное образование (ясли, сад).
  • Общее образование (школы, гимназии, лицеи)

-начальное (1-4 классы)

-основное (неполное среднее) – 5- 9 классы;

-среднее (полное) – 10-11 классы.

-среднее (профессиональные лицеи, колледжи, техникумы)

-высшее (вузы : институты, университеты, академии)

  • Дополнительное образование (дома школьников, творчества юных, институты повышения квалификации и т.д.)

Одна из важнейших задач образования – обеспечение условий для непрерывного образования, охватывающего всю жизнь человека. Это необходимо для достижения гармоничного развития личности в современную эпоху.

В России имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (строителей, врачей, учителей, работников телевидения и др.).

В нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.

В систему образования входят:

  • дошкольные образовательные учреждения
  • школы
  • средние (профессионально-технические) учебные заведения
  • высшие учебные заведения
  • специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии
  • учреждения дополнительного образования
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Пути получения образования в РФ:

  • Основной путь – обучение в учебных заведениях. (Формы: очная, вечерняя, заочная).
  • Образование в семье (при наличии соответствующих условий).
  • Самообразование – самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков.Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности. Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.

Типы образовательных программ:

  • общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации его к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии
  • профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Именно культура, а не общество и коллектив, определяет главным образом формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, несостоятельностью значительной части образовательных заведений.

Гуманитаризация

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 75-76.








Многие годы в советской системе образования царила авторитарная система, в результате чего произошло резкое падение общекультурного уровня у выпускников основной и средней школы. Это негативно отразилось на уровне культуры всего общества. В эпоху научно-технического прогресса, к сожалению, встречаются люди с вопиющей безграмотностью, которые не способны в реальной жизни применять те навыки, что были получены во время школьной жизни.

что такое гуманитаризация

Новые тенденции в российском образовании

Гуманитаризация современного образования была введена для того, чтобы отойти от устаревших стандартов первого поколения, осуществить постепенный переход к новым федеральным образовательным стандартам. В школьном курсе присутствуют такие сложные дисциплины, как физика, химия, математика. После модернизации российского образования существенно снизилось количество часов в неделю по предметам математического и естественного цикла. Например, если во время Советского Союза на старшей ступени обучения (10-11 классы) ребята посещали 4 часа физики в неделю, то в настоящее время им оставлено всего 2 часа. Система гуманитаризации образования постепенно вытеснила точные науки в должном объеме, их место заняли дополнительные часы по русскому языку, обществознанию, литературе, иностранному языку. Насколько оправдана такая система? К чему привело реформирование классического образования? Однозначно ответить на эти вопросы сложно, но уже сейчас наблюдается переизбыток на рынке труда специалистов гуманитарной направленности, ощущается дефицит строительных, инженерных, медицинских кадров.

гуманитаризация образования это

Актуальные вопросы гуманитарного образования

Анализируя суть и необходимость процесса гуманитаризации образования, отметим, что оно особенно актуально в современных реалиях. Именно такой вариант предполагает особый интерес к формированию практических и эстетических качеств ребенка, развитию речи, пространственного и логического мышления, интуиции, положительного отношения к искусству.

принцип гуманитаризации образования

Цель гуманизации в образовании

тенденции гуманитаризации образования

Современная система образования

Гуманитаризация образования - это в первую очередь возможность полноценного развития для каждого отдельного ученика. Дифференцированный подход позволяет подразделять программы по предметам на несколько уровней. Базовый вариант предлагается школьникам, которые не заинтересованы в получении по этой дисциплине углубленных знаний, и хотят ограничиться только программным минимумом. Профильный уровень направлен на школьников, планирующих после окончания учебного заведения продолжить учебу по профилю в высших образовательных заведениях. Основной принцип гуманитаризации образования – возможность выбора учеником личной образовательной траектории.

тенденции гуманитаризации образования

Дополнительное образование при гуманизации

Для новых образовательных стандартов были разработаны не только образовательные программы. Обновление коснулось и дополнительного образования, ведь гуманитаризация образования - это не только процесс получения новых знаний и навыков, но и воспитание подрастающего поколения. Именно вне уроков ребята должны учиться жить в современном обществе, развивать в себе чувство гордости за свою страну. Основные тенденции гуманитаризации образования подразумевают тесную взаимосвязь между школой и различными секциями, позволяющую воспитывать гармонически развитую личность будущего гражданина страны. Многие педагоги дополнительного образования, школьные учителя выступают за увеличение количества часов именно вне обычных уроков. Разнообразные школьные клубы и секции, созданные по разнообразным направлениям, являются обязательным условием новых ФГОС. Такие творческие объединения помогают подрастающему поколению искать путь для собственного развития, получать необходимые умения и практические навыки.

гуманитаризация современного образования

Значимость школьных объединений для гуманизации образования

Никто не говорит о том, что необходимо заменить обычные уроки занятиями по интересам. Речь идет о повышении роли внеучебной деятельности, именно на это направлена гуманитаризация образования. Примеры таких ярких школьных клубов есть в каждом учебном заведении. Любители исследований и проектной деятельности могут заниматься в объединении, специализирующемся на данном направлении. Для повышения значимости к экспериментам школьников, педагог подключает к опытам научных сотрудников, ученых. Юные исследователи учатся анализировать полученные результаты, делать выводы. Что такое гуманитаризация в системе дополнительного образования? В первую очередь это формирование культуры речи подрастающего поколения, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Именно в ходе дискуссий ребенок учится применять знания, полученные на уроках, в нестандартной ситуации.

гуманитаризация образования примеры

Путь внедрения новой системы

Так что такое гуманитаризация, и как ее можно внедрить в образовательные школы? В первую очередь она предполагает повышение роли гуманитарных дисциплин, приобщение школьников к общекультурным ценностям, которые созданы на протяжении всей истории существования человеческого общества. Подобная модернизация невозможна без обращения к религии, искусству, философии.

Необходимость гуманитаризации

В образовании важность подобного процесса характеризуется целым рядом факторов. Человечество потребительски относится к природе, перестает ценить и передавать культурные традиции и обычаи новым поколениям. Основные характеристики гуманитаризации образования связаны с возвращением к своим историческим истокам, формированию у молодого поколения бережного отношения к природе.

Гуманизация в высшей школе

Не только в средних школах, но и в высших учебных заведениях, профессора рассуждают над тем, что такое гуманитаризация, нужна ли она современным студентам. Все представители высшей школы убеждены в том, что систему нужно менять, но подходить к этому важно осторожно, не разрушая те каноны, которыми всегда гордилось советское высшее образование.

Закон взаимной индукции

Закон динамического стереотипа

Смысл его заключается в том, что при систематических раздражениях некоторых участков головного мозга, аналогичные раздражения наблюдаются и в других участках, то есть, происходит их равномерное перераспределение.

Портнов М. Л. говорил о такой важной закономерности, как увеличение числа очагов возбуждения, чтобы школьники и студенты могли в максимальной мере использовать свои творческие и логические способности. Для того чтобы добиться такого результата, важно владеть коммуникативными навыками. Именно на это и направлена гуманизация современной системы образования. Обновленное обучение будет иметь продуктивный характер. В процессе изучения предметов естественно-математического направления, воздействовать на участки мозга будет обусловлено гуманитарными дисциплинами. Говоря более простым языком, с помощью литературы, истории, обществознания, ребенок научится не только решать задачи по физике и математике, но и предполагать применение полученного результата в повседневной жизни.

Заключение

В качестве основных целей гуманитаризации школьного математического образования рассматривается развитие у школьников целостной системы восприятия логических заданий со знаниями, приобретенными на предметах гуманитарного цикла.

Благодаря гуманитаризации происходит формирование умений у школьника передавать математический материал из одного вида выражения в другую, интерпретируя материал с уроков математики на гуманитарные предметы.

Самым важным является развитие умения применять полученный гуманитарный и математический материал в реальных условиях, а также непредвиденных ситуациях, находить связь между различными дисциплинами.

Педагог при новом подходе к обучению формирует у ребят целостную картину мира, не разделяя ее на отдельные сферы и направления.

Правое и левое полушария развиваются у ребят в равной степени, что важно для построения личных образовательных траекторий, определения жизненных приоритетов, формирования патриотизма, экологической культуры.

У выпускника школы не просто будет сформирован определенный запас теоретических знаний - он научится ориентироваться в разнообразных системах, иметь свое собственное мнение, объективно оценивать возможности, развивать способности, интересы.

Читайте также: