Архитектура 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству. Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле, архитектором К. Тоном, явились наиболее знаменательными архитектурными сооружениями той эпохи.

Для архитекторов открылось новое направление – функциональные здания: фабрики и заводы, железнодорожные вокзалы, огромные магазины.

Строения поражают новизной, изобилуют стеклом и металлом, началось использование бетона.

Российская архитектура первой половины XIX века

Отечественная война 1812 года и последовавший после ее всеобщий подъем во многом определил развитие архитектуры России в первой половине XIX века. Во всю Москва восстанавливается после пожара 1812 года, в Петербурге завершают строительство Сенатской и Дворцовой площадей. Античность становится идеалом для многих архитекторов той эпохи, элементы зданий укрупняются, мощь колоннад, арок и стен особо подчеркиваются.

Архитектура в первой половине XIX века удивляла цветовыми решениями, фон зданий в основном был желтым или серым, колонны и статуи – белым. Постройки театров, учебных заведений, по-прежнему занимали главенствующую позицию среди архитектурных сооружений. Дворцы и храмы строились значительно реже.

Крупнейшие архитекторы первой половины XIX века:

  • Жан-Франсуа Тома де Томон
  • К.И. Росси
  • В.П. Стасов
  • А.Н. Воронихин
  • А.Д. Захаров

Жан-Франсуа Тома де Томон (1 (12) апреля 1760 г.- 23 августа (4 сентября) 1813 года)

В 1799 году прибыл в Петербург по приглашению князя А.М. Голицына, где преподавал в Академии художеств. Император Александр I в 1801 году пожелал увеличить Санкт-Петербургский Большой театр. Задачу с успехом реализовал Том де Томон в 1805 году, за что получил титул придворного архитектора. Также в работах Жан-Франсуа значатся проектирование и строительство ансамбля стрелки Васильевского острова и здание Биржы на Васильевском острове.

Строительство здания Биржи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Строительство здания Биржи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

К.И. Росси (29 декабря 1775 г. (9 января 1776 г.) – 18 (30) апреля 1849 г.

В 1809 году перестроил Путевой дворец княгини Екатерины Павловны в Твери. По возвращению в Санкт-Петербург в 1815 году реконструирует Аничков дворец, библиотеку и павильоны в Павловском дворце Санкт-Петербурга. Благодаря Росси Санкт-Петербург обрел новый облик, создавая неповторимые городские ансамбли.

Воплощение мастерства Росси реализовано в ансамблях Михайловского дворца, Сенатской площади со зданиями Синода и Сената, Александрийской площади со зданием одноименного театра и многое другое.

В.И. Стасов (24 июля (4 августа) 1769 г. – 24 августа (5 сентября) 1848 г.)

В 1819 году на Васильевском острове было построено здание Академии наук, Ямской рынок на Разъезжей улице, в 1821 году Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы в 1829 и 1835 годах соответственно. Торжественность и величие форм отличало Стасова от своих современников.

А.Н. Воронихин (17 (28) октября 1759 г. – 21 февраля (5 марта) 1814 года.)

Академик архитектуры, получивший звание в 1800 году за проект колоннад в Петергофе стал автором одного из крупнейшего храма в России – собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Здание Горного института, дом Государственного казначейства – так же заслуга талантливого архитектора.

Здание Горного института в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Здание Горного института в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

А.Д. Захаров (8 (19) августа 1761 года – 27 августа (8 сентября) 1811 г.)

Помимо выполнения различных проектов в Гатчине и перестройки Васильевского острова Захаров был назначен главным архитектором здания Адмиралтейства. Выполняя работы с 1806 по 1811 года Захарову удалось при сохранении существующего плана создать новое, величественное здание, общей протяженностью 407 метров.

Российская архитектура второй половины XIX века

Во второй половине XIX века архитектура России пережила сильнейшие потрясения. Смелых и по-настоящему стоящих идей архитекторы предложить не могли. Элементы различных стилей и эпох стали смешиваться в одних и тех же постройках. Стало развиваться новое направление – эклектизм или подражание прошлым эпохам. В зарубежной терминологии направление называли романтизм, или историзм.

Эклектизм разделяется на два этапа развития:

  • Николаевский (1830-1860 года),
  • Александровский (1870-1890 года).

Николаевская эклектика целиком и полностью состояла из предшествующих ей стилей – рококо и барокко. Александровская определялась изящным и живым стилем модерн.

Этапы разделяли одна из самых важных реформ в России – отмена крепостного права.

Свободная лепка фасада, создание вогнутых и выступающих плоскостей – необарокко, еще одно направление в эклектизме в архитектуре. В данном направлении сохранялась симметрия элементов относительно центральных осей.

Крупнейшие архитекторы России второй половины XIX века:

  • К.А. Тон
  • И.А. Монегетти
  • Н. Шохин
  • А.И Резанов

К.А. Тон (26 октября (6 ноября) 1794 г. – 25 января (6 февраля) 1881 г.)

Основоположник русско-византийского стиля и храмового зодчества. Среди самых известных творений архитектора Большой кремлевский дворец и храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя наиболее яркий пример применения эклектики в архитектуре, с 36 колоннами по внешнему контуру, 60 окнами, 20 арками и 12 наружными дверями. Купола с позолотой, с сужением кверху.

И.А. Монегетти (5 (17) января 1819 г. – 10 (22) мая 1878 г.)

Выполнил проекты на набережных реки Мойки – особняк М.В. Воронцовой и Обводного канала – особняк Т.Дылева.

Н.А. Шохин (23 августа 1819 г. – 7 декабря 1895 г.)

В основном проектировал перестройки существующих зданий в Москве.

А.И. Резанов (10 августа 1817 г. – 18 ноября 1887 г.)

Работал над проектом дворца князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, Свято-троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, парк Михайловской дачи в Петергофе.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.05.2021

Артур Эдуардович Тротно

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Архитектура XIX века в России: общая характеристика

Созданные в XIX веке сооружения Российской империи составляют исключительно ценное и уникальное архитектурное наследие общенационального масштаба. Именно в этом столетии создаются неповторимые памятники зодчества, среди которых множество наиболее известных сооружений России.

Здания эпохи отличаются своим новаторским подходом и необычностью вида.

Довольно активно используется в конструкциях строений стекло и металл. В этот период впервые начинают использовать бетон, а архитекторы обращаются к новым типам зданий, которые, прежде всего, нужны в силу выполняемых функций:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • железнодорожные вокзалы;
  • большие магазины;
  • фабрики;
  • заводы.

Основные стили и направления

Первая половина XIX века

Развитие архитектуры в Российской империи первой половины XIX века проходило под знаменем победы против Наполеона в 1812 году, которая вызвала в обществе всплеск патриотизма и гордости за страну.

Новые здания и сооружения должны были показывать мощь страны-победительницы и стать символами твердости монархической власти, олицетворением торжества государственности. При этом присутствовала острая необходимость реконструкций и обновления разрушенных войной городов, уничтоженных зданий. Потому архитектурное строительство сосредотачивается в рамках общего градостроительства, где особое место внимание отводится общественным зданиям (храмы почти не строятся).

Художественна ориентация была направлена на греческо-римскую античность, с ее гармонией золотого сечения, ордерами, геометрической ориентацией. Особо часто архитекторы обращаются к укрупнению колоннад, используют арки, подчеркивают мощь стен. Многие элементы строений приобретать отчетливую мощь и монументальность.

В этот период отстраивают Москву после пожара, заканчивается строительство Сенатской и Дворцовой площадей в Санкт-Петербурге.

Ампир — стиль королей

Ампир — стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I.

Стиль был завезен из Франции в рамках тогдашней моды на все французское. Однако, ампир значительно переосмыслили в империи, что позволило ему стать самодостаточным и уникальным художественным феноменом.

  • дорийского ордера колонн;
  • орлов;
  • стрел;
  • лап львов;
  • римских щитов.

Ампир разделяют на два направления:

  1. А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге, дом Государственного казначейства).
  2. Ф.И. Тома де Томон (Главное адмиралтейство в Петербурге).
  3. А.Д. Захаров (Биржа на Васильевском острове, старый оперный театр Одессы, Монумент Славы в Полтаве (в честь столетия Полтавской битвы)).
  4. К.И. Росси (окончательный вид Сенатской площади Петербурга со зданиями Сената и Синода, Александрийская площадь и одноименный театр, арка Генерального штаба в Петербурге, реконструкция Аничкова дворца).
  5. В.П. Стасов (Нарвские ворота, Спасо-Преображенский собор).
  6. О. Бове (реконструкция Красной площади и Торговых рядов, строительство Манежа, Большого театра, Триумфальные ворота).
  7. Д. Жилярди (Опекунский совет в Москве, усадьба Кузьминки).

Вторая половина XIX века

Вторая половина столетия была ознаменована значительным социально-политическим поворотом и общими изменениями общества, которые существенно повлияли на трансформацию художественной ориентации.

Зодческое искусство пребывает в относительном застое, без развития новых художественных идей. Строительство медленно теряет свою ориентацию на монументальность и величие. Особенно активно строят храмы.

Возрождение древнерусского и византийского стиля

Одним из характерных художественных явлений периода является возрождения древнерусского стиля. Также нередко архитекторы осуществляли возврат к формам византийского стиля (неовизантизм), которые наиболее заметны в строениях православных храмов.

Развитие идей народничества вдохновили зодчих на обращение к народному творчеству и культуре, а также возродили интерес к образцам строительства XVI-XVII веков.

Неовизантийский стиль ориентировался на архитектуру Византии периода VI-VIII веков. Показательный образец (идейный ориентир) — базиличное строение храма Святой Софии в Константинополе. Стилю характерно возвращение к крестово-купольному строению в его пятиглавной разновидности. Купола характерной приземистой формы находятся на низких баранах с рядом окон. Один купол зачастую намного больше остальных. Показательные здания: Казанская церковь Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург), Никольский собор (Кронштадт).

Большинство сооружений того времени не были выполнены исключительно как подражание старорусскому стилю, они скорее имели некоторые характерные вкрапления во внешней отделке и виде. Потому, возрождение древнерусского стиля можно рассматривать как часть более широко художественного направления — эклектики.

Эклектика

Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем.

Она зарождается еще в 30-х годах XIX века. Ее появление можно обосновать желанием художников отойти от строгости классицизма, обрести большую творческую свободу. Эклектика стала своеобразным смешением разных стилей. Такой подход выражался как подраж ание архитекторов предыдущим эпохам, как художественная ностальгия.

В общем плане, история искусства выделяет два этапа русского эклектизма:

  1. Николаевский (до отмены крепостного права): интерес к готике, барокко, рококо.
  2. Александровский (после отмены крепостного права): начало развития модернового стиля с его изящностью и новаторством использования геометрических форм.

Характерные черты зданий:

  1. Обилие внешней отделки.
  2. Обилие лепнины.
  3. Внимание к численным мелким деталям декора крупных фасадов.
  4. Вольность выбора и размещения художественных мотивов.
  5. Интерес к эстетической составляющей, а не к функциональной.


Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Таврический дворец

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Смольный институт

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители - Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Исаковский собор

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Большой театр в С.Петербурге

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

Храм Христа в Москве

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

Терем в Абрамцеве

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

Типография в Москве

В конце XIX - начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.


Архитектура XΙX века развивалась в условиях, когда в каждой стране смена стилей происходила по собственным законам. Формы и декор одного и того же стиля, как и время его властвования, в разных государствах могли не совпадать. Архитектура в начале 19 века во многом формировалась недавно появившимся новым буржуазным классом, развивающимися торговыми связями между разными регионами мира. В архитектуре конца 19 века - начала 20 века искусствоведы не выделяют закономерностей, которые были характерны для развития стилей в прошлом. Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий, использование современных материалов, а также появление новых форм. Смешение стилей в зодчестве привело к тому, что классицизм архитектуры начала 19 века перешел в эклектику. Это не был переход от одного стиля к другому: в этот период завершилась старая эпоха в развитии мирового зодчества и началась новая, которая обусловила иные пути развития и закономерности. Эклектика архитектуры в начале 19 века привела к разрушению вековых традиций, сложившихся стереотипов и канонов, изменила художественный подход зодчих, вкусовые пристрастия заказчиков. Смешение стилей расширило использование архитектурных форм, соединив приемы творчества западной и восточной культур. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы. В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Англия в этот период стала центром европейского экономического и культурного развития и задавала моду на архитектуру другим странам и даже континентам. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.

Английская архитектура 19 века


Городские постройки в Лондоне в конце 19 в. Акварель, неизвестный художник.

Архитектуру Англии этого периода можно разделить на несколько течений, которые развивались практически одновременно. В 1800-1830 гг. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. В то же время процветала архитектура романтизма, возрождающая и смешивающая предшествующие стили. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Наиболее известный архитектор стиля Регентства - Джон Нэш (1752-1835 гг.), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regent’s Park). Эпсли-хаус (Apsley House - лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 - е гг., в 1818 - 1819 гг.) - дань классическим мотивам.


Эпсли-хаус (Apsley House), архитектор Роберт Адам (Robert Adam), реконструкция Бенджамин Дин Уайат (Benjamin Wyatt).

В этом стиле строил и Роберт Смерк (Robert Smirke, 1781 - 1867 гг.). Британский музей (1823 - 1852 год - работа архитектора Роберта Смерка. Читальный зал библиотеки, перекрытый куполом, возведен в 1856—1857 гг. - архитектор Сидней Смерк) напоминает храм ионического ордера. Менее значимые городские постройки этого периода имеют георгианские мотивы: здания с большими окнами и крашеными ставнями, ажурные кованые решетки, стены без декора.


Британский национальный музей (British Museum). архитектор Роберт Смерк.

Романтизм в архитектуре 19 века в Англии был основан на средневековых традициях, сельском зодчестве, в результате появлялись коттеджи в сельском стиле или с готическими мотивами. В романтическую архитектуру начала 19 века. также вплетались экзотические для Европы мотивы. Примером может служить Королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion. 1815-1822 гг.) архитектора Джона Нэша (John Nash. 1752 - 1835гг.): в фантазийном сооружении объединились резьба, купола, минареты, а в интерьере - индийские мотивы с колоннами-пальмами.


Романтический королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion) демонстрирует смешение самых разных стилей. 1815-1822 гг.Архитектор Джон Нэш. Лондон.

Романтизм породил стремление к нео-стилям. Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне.1836-1865 гг. Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг.), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг.)) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. В 1870-е гг. возникает направление эстетизма: дома возводили из красного кирпича, в интерьерах использовали темный дуб, весь дизайн стремились сделать в гармонии с природой. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк - Bedford Park). Стоит отметить, что это направление в архитектуре 19 века становится очень популярным в современном загородном строительстве в России.


Здания в Бедфорд-парке в стиле эстетизм архитектуры 19 века в Англии. (15-25 Queen Anne's Grove, Bedford Park, London).

Индустриальное направление в английской архитектуре второй половины 19 века появилось благодаря развитию производства. Известность приобрел Хрустальный дворец в Гайд-парке для Всемирной выставки (1861г.) - его построил по принципу конструкций теплиц садовник Пэкстон (Joseph Paxton.1803 - 1865 гг.)


Хрустальный дворец на Парижской выставке 1861г. в индустриальном стиле. Автор - Пэкстон. Гравюра.

Архитектор Бертон (Decimus Burton. 1800 –1881 гг.) возвел Пальмовый павильон - Палм-хаус (Palm House) в ботаническом саду Кью-Гарденз (Royal Botanic Gardens Kew) из металла и стекла.

Павильон Палм-хаус в ботаническом саду Кью Гарденз.1844 - 1848 гг.

Индустриальное направление упростило строительство. Нередко все стили соединялись. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом - металлические ребра дебаркадера. В индустриальном стиле работали инженеры-архитекторы Томас Телфорд, Изамбард Кингдом Брунел. Мировая архитектура 19 века во многом следовала английским путем, объединяя стили, внедряя в них национальные мотивы, а также вводя в городские и загородные ансамбли индустриальные сооружения с функциями общественных зданий. Одним из признаков мировой архитектуры 19 века стало внедрение египетских мотивов в модные стилевые направления в архитектуре разных стран.

Египетские мотивы архитектуры 19 века


Луксорский обелиск (obelisque de Louxor. "Игла Клеопатры") — один из двух обелисков на входе в Луксорский храм в Египте (возраст обелиска - 3200 лет), подарен Франции египетским вице-королём Мухаммедом Али. Установлен в центре площади Согласия в Париже.


Сфинкс. Египетский мост. 1825-1826 гг. по проекту и под руководством инженеров В.А. Христиановича, В. фон Треттера.

Разноплановая европейская архитектура 19 века опиралась на исторические перемены в обществе и имела нечто общее, объединяющее зодчество разных стран, - стремление к использованию национальных идей, которые переплетались с мотивами архаичных и античных стилей.

Читайте также: