Ермолай еразм биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ермолай-Ерамз (Ермолай Прегрешный, Иеразм) - писатель, богослов. В 40-е годы XVI века служил священником в Пскове. В начале 50-х годов переехал в Москву, где служил в соборе Спаса-на-Бору. Позднее состоял в свите митрополита Макария. По его поручению написал жития муромско-рязанских святых, в которых отчетливо проявился светский характер. За это, а также за самостоятельность своих суждений подвергался опалам. В начале 60-х годов постригся в монахи под именем Еразма и начал изучать теорию церкви. Выступал с предложениями государственных реформ (в сфере совершенствования податной системы, военной службы, экономики и др.), особенно настаивая на свободе беспошлинной торговли. Призывал царя учитывать интересы различных слоев населения страны (в частности, в трактате "Благоходящим царям правительница" и др.). Автор многих церковно-ортодоксальных трудов ("Книга о Троице", "Зрячая пасхалия" и др).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 22.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература: Ржига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. A., Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.

Хотя Ермолай-Еразм и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, с др. — исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Ермолай-Еразм не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Еразма. Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до нас в 2 сборниках, написанных самим автором.

Однако надо отметить, что он стоял на твердых официальных позициях в вопросах церковной догматики, на протяжении многих лет он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, имеющую в XVI в. принципиально важное значение в споре с еретическими учениями.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Сочинения:

Повесть о Петре и Февронии Муромских / Древнерусский текст и пер. Л. А. Дмитриева // Русская литература XI—XVIII вв. М., 1988.

Хотя Е -Е. и находился в непосредственном общении С. влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, С. одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, С. другой – исследователи отмечают наличие концепции иосифлян (см. Иосиф Волоцкий) в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Е -Е. не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Е.-Е. Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до наС. в двух сборниках, написанных самим автором.

Однако надо отметить, что он стоял на твердых официальных позициях в вопросах церковной догматики, на протяжении многих лет он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, имеющую в XVI в. принципиально важное значение в споре С. еретическими учениями.

Изд.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая Еразма // ЛЗАК. – 1926. – Вып. 33 – С. 103–200; Клибанов А. И. Сборник сочинений Ермолая Еразма // ТОДРЛ. – 1960. – Т. 16 – С. 178–207; Повесть о Петре и Февронии / Подг. текста и примеч. Р. П. Дмитриевой // Изборник (1969). – С. 454–463, 757; Повесть о Петре и Февронии / Подг. текстов и исследование Р. П. Дмитриевой – Л., 1979; Повесть о Петре и Февронии Муромских; Повесть о рязанском епископе Василии; Правительница / Подг. текстов и комм. Р. П. Дмитриевой, Переводы Л. А. Дмитриева и А. А. Алексеева // ПЛДР: Конец XV – первая половина XVI века – М., 1984 – С. 626–663, 763–768; Ермолай Еразм Повесть о Петре и Февронии Муромских / Древнерусский текст и перевод Л. А. Дмитриева // Русская литература XI – XVIII вв. – М., 1988. – С. 153–171.

Дмитриева Р. П. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Источник: Составитель Л. В. Соколова Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. Под ред. О. В. Творогова. - М.: Просвещение, 1996.

Ермолай-Ерамз (Ермолай Прегрешный, Иеразм) - писатель, богослов. В 40-е годы XVI века служил священником в Пскове. В начале 50-х годов переехал в Москву, где служил в соборе Спаса-на-Бору. Позднее состоял в свите митрополита Макария. По его поручению написал жития муромско-рязанских святых, в которых отчетливо проявился светский характер. За это, а также за самостоятельность своих суждений подвергался опалам. В начале 60-х годов постригся в монахи под именем Еразма и начал изучать теорию церкви. Выступал с предложениями государственных реформ (в сфере совершенствования податной системы, военной службы, экономики и др.), особенно настаивая на свободе беспошлинной торговли. Призывал царя учитывать интересы различных слоев населения страны (в частности, в трактате "Благоходящим царям правительница" и др.). Автор многих церковно-ортодоксальных трудов ("Книга о Троице", "Зрячая пасхалия" и др).

Администрация сайта не несет ответственности за достоверность указанной информации в рекламных материалах и объявлениях на сайте.

В конце 15-го – начале 16-го веков русская литература ознаменовалась интенсивным развитием публицистики. Наиболее распространенными темами были: политика, нравственность, церковь и богословие, власть. В то время выходило большое количество трактатов, посланий и других форм публицистических произведений, в которых авторы размышляли о принципах государственного устройства, о царской власти, о конце света, о том, как во время молений правильно возглашать аллилуйя, имеют ли право монастыри на владения, о Троице и т.д.

Имена этих авторов в большинстве сохранились и до наших дней, и было бы несправедливо не отметить среди них выдающегося писателя и публициста Ермолая-Еразма.


Происхождение и ранние годы

О происхождении и ранних годах Ермолая-Еразма ничего не известно. Его биография доступна с сороковых годов, со времени Псковского периода его жизни, когда он служил священником в этом городе, а после этого – в соборе Спаса-на-Бору в Москве.

Творчество


Святые Петр и Феврония

Писатель безмерно сочувствовал крестьянам, так как считал их труд основным источником благосостояния государства. Ермолай выступал против притеснения крестьян боярами, считая, что это приносит им непомерные лишения. Все виды повинностей, относящихся к крестьянам, он предлагал заменить натуральным платежом из расчета одной пятой части урожая. Такая реформа привела бы к улучшению жизни крестьян и облегчила бы их тяжелое положение.


Памятник святым в Муроме

До некоторых пор Ермолай все еще возлагал надежды на царскую справедливость по отношению к народу, но они не оправдались. Неблагоприятная обстановка, царившая в государстве, продолжала оставаться стабильной. Поэтому, в начале шестидесятых годов писатель принял монашеский постриг. Какое-то время его имя как писателя еще было на слуху, но постепенно о нем забыли, а его труды стали переписываться как анонимные.

Главные произведения


Памятник в Самаре

Уже одно то, что память о них особо чтил и поклонялся их гробам Иван Грозный, говорит о значимости этого произведения. В летописях того времени почти не имелось сведений о Петре и его жене, поэтому Ермолай писал свою повесть на основе устных преданий.

Эти пересказы произвели на Ермолая столь сильное впечатление, что он, будучи большим знатоком церковных и богословских текстов, правил жизнеописания святых, создал не совсем традиционное в этом смысле произведение. Повесть получилась больше похожей на сказку, чем на описание жизни святых.


Памятник в Ярославле

Тематика обеих повестей связана с историческим прошлым. Кроме того, они содержат много общих черт: для того и другого произведения источниками были муромские легенды, созданы они также в едином стилевом ключе. Отсюда и напрашивается вывод о том, что написаны они были именно по поручению Макария. Вопрос о третьем произведении до сих пор остается открытым.

Последние годы

Читайте также: