Диалектика субъекта и объекта познания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Познание как деятельность не возможна без участия в ней субъекта, который изучает определенный объект.

Субъект познания – это человек или группа людей, занимающиеся познавательной деятельностью.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания становятся, прежде всего, те аспекты объективной реальности, знания о которых необходимы для практической деятельности человека и общества. В силу того, что все стороны мира взаимосвязаны между собой, познание тех сторон, которые мы хотим преобразовать, невозможно без познания других. Благодаря тому, что в процессе познания, прежде всего, выделяются взаимосвязи, необходимые для понимания и освоения объекта, возникает тенденция выделения в мире целостных образований. При этом происходит абстрагирование от единичных свойств объектов и изучение общих для всего класса изучаемых явлений. Это позволяет проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Сознание субъекта формируется только благодаря его деятельному отношению к объекту. Сознание субъекта вообще не имеет изначально присущего ему содержания. Свое содержание оно черпает из объективного мира. В этом смысле объект активен по отношению к субъекту. Воздействуя на субъект, он наполняет его сознание содержанием. Так, совокупность условий жизни формирует содержание сознания отдельного человека, образ его мыслей и переживаний. Именно в этом плане объект определяет субъект, являясь первичным по отношению к субъекту.

Деятельность человека определяет источник получения нового знания. Внешний мир отражается как бы сквозь призму практических потребностей, задач, замыслов и т.п. В этом смысле практика через субъект детерминирует знание.

Из этого следует, что область доступная субъекту для получения достоверного знания, ограничена уровнем развития его практики. Но познание всегда идет несколько дальше, за ограниченные пределы, устанавливаемые его практикой. Познание человека – это опережающее отражение, вследствие чего оказывается возможной экстраполяция полученного знания на новые области.

Познание и творчество

Под творчеством в философии понимается деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Она не возможна без побудительного мотива. Таким побудительным мотивом выступает потребность, устойчиво доминирующая в иерархии мотивов данной личности.

Перед разумом человека ставиться проблема, которая не может быть решена известными методами. У человека при появлении таких задач активизируется творческое мышление. Основой такой активности выступает творческая мысль, целью которой является получение новых результатов или посредством комбинации обычных способов или совершенно новым методом. Как только найден принцип решения задачи, она перестает быть творческой.

Понимание и объяснение

Теория познания различает структурные объяснения, отвечая на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющих знаний могут выступать как законы, так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Чем же отличается понимание от объяснения? Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, которое им придавали авторы. Понимание - это не единичный акт, а деятельный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляется такие процедуры как:

1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;

5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

В самом широком смысле объектом познания является вся объективная реальность. Но это следует понимать как идеализацию. Только в возможности, в бесконечном движении познания весь объективный мир можно рассматривать как объект познания. Те, кто считает объект и субъекта соотносительными категориями, отрицают возможность такой идеализации, ссылаясь на то, что лишь в непосредственном (или опосредованном) взаимодействии субъекта и объекта происходит реальный процесс познания, а взаимодействовать субъект может лишь с ограниченной областью объективной реальности.

Для философии объектом познания является вся объективная реальность, и возможность делать те или иные выводы, относящиеся к этой реальности, имеет принципиально важное мировоззренческое и гносеологическое значение. Например, вопрос о неразрывности материи и движения решается в диалектическом материализме относительно всей объективной реальности. То же можно сказать и о познаваемости мира: познаваема не только та часть объективной реальности, с которой мы так или иначе взаимодействуем, но и весь объективный мир.

Сторонники противоположной точки зрения, видимо, не учитывают диалектику взаимосвязи части и целого, с одной стороны, единичного, особенного и всеобщего — с другой. Субъект, взаимодействуя с фрагментом объективной реальности, имеет дело с частью, связанной тысячами нитей с целым — со всей объективной реальностью. Именно на основе такого взаимодействия субъекта и объекта (объективной реальности) как части и целого, единичного и всеобщего формируются философские категории и законы материалистической диалектики. Поэтому, хотя безграничная объективная реальность выступает объектом познания лишь в форме идеализации, но это такая идеализация, которая выражает сущность познавательной деятельности и, как всякая научная идеализация, имеет объективные основания: взаимосвязь части и целого, единичного и всеобщего, с одной стороны, и принципиальную неограниченность расширения той части объективной реальности, с которой субъект взаимодействует непосредственно, — с другой.

Однако данную идеализацию, несмотря на ее важность, нельзя абсолютизировать. И в этом отношении правы те авторы, которые подчеркивают, что в действительности познание объекта происходит в процессе взаимодействия между конкретными объектом и субъектом. В самом деле, если под объектом познания мы будем понимать всю объективную реальность, то тем самым мы вынуждены абстрагироваться от наиболее существенного аспекта познавательной деятельности и допустить, что познание общего есть единственная цель научного исследования, Такая постановка вопроса не ориентирует теорию познания на исследование механизмов реального взаимодействия субъекта и объекта познания. Ведь если мы берем конкретный отрезок времени, то объектом познания оказывается определенная ограниченная часть объективной реальности, а именно та, которая попадает и сферу интересов субъекта и с которой субъект может взаимодействовать. Эта область не постоянна, она изменяется в зависимости от того, на каком уровне развития находится субъект познания, какова степень развития его производительных сил, с помощью которых он, все более раздвигая границы своего взаимодействия с природой, постоянно расширяет область, доступную познанию.

Конечно, даже та часть природы, с которой человек может взаимодействовать, не вся целиком составляет объект его воздействия и познания. Чтобы понять формирование объекта познания, который с точки зрения диалектики нужно брать в процессе его становления, важно учитывать два момента.

1. Предметом познания становятся прежде всего те аспекты объективной реальности, знания о которых необходимы для практической деятельности общества. Но практика имеет свою историю, ее потребности на данном этапе во многом зависят от того, по какому пути шло ее развитие раньше. Сделанный на предшествующем этапе выбор основного направления последующего развития исключает или существенно ограничивает потом развитие в других направлениях, тем самым препятствуя появлению многих возможностей, а следовательно, и потребностей в области и познания, и практики. Поэтому интерес в области познания также оказывается избирательным и многие аспекты объективной реальности в каждом конкретном случае выпадают из поля зрения познающего субъекта, не входят в предмет познания и тем самым не становятся его объектом.

2. В силу того что все стороны объективной действительности взаимосвязаны, познание тех ее сторон, которые непосредственно интересуют нас с точки зрения практической потребности, невозможно без познания других. Это обусловливает необходимость расширения сферы познавательной деятельности, выхода за узкие рамки практицизма. В тенденции этот фактор стимулирует целостное познание доступной нам части объективной реальности.

Среди всего многообразия взаимосвязей объективной действительности есть связи, существенные для одних ее сторон и менее существенные (или вовсе несущественные) для других. В процессе познания необходимо выделять и исследовать прежде всего те из них, которые обеспечивают освоение изучаемого объекта. Внутренняя логика развития той или иной науки определяется именно тем, что в процессе познания постепенно выявляются все основные связи, факторы, обеспечивающие выполнение подобной задачи. При этом может потребоваться изучение таких явлений, с которыми на практике еще не приходилось сталкиваться и которые поэтому ранее не могли интересовать ни науку, ни общественную практику. Чем дальше от субъекта познания отстоит объективная реальность, тем более фрагментарным и отрывочным оказывается ее познание. Эта фрагментарность не произвольна.

Благодаря тому что в процессе познания прежде всего вычленяются взаимосвязи, необходимые для понимания и освоения объекта, возникает тенденция к выделению определенных целостных образований в объективной действительности. Данная тенденция реализуется путем экстраполяции полученных знаний за пределы непосредственно доступной области исследования. Такая экстраполяция имеет объективное основание и характерна для всех форм научного познания. В ходе исследования мы абстрагируемся от специфических факторов и исследуем необходимые зависимости только тех свойств, которые общи всему классу явлений, что дает нам основание утверждать наличие соответствующих зависимостей у объектов всего класса.

Говоря об объекте исследования, мы имеем в виду определенную область материальной действительности во всем ее многообразии. В собственном существовании объект познания тождествен вещи. Вещь отлична от объекта только тем, что она выступает безотносительно к субъекту познания, лишь в отношении к другим вещам, среди которых может быть (а может и не быть) и сам познающий субъект.

Процесс познания не может быть направлен одновременно на все аспекты и уровни исследуемого объекта хотя бы потому, что любой, даже ограниченный во времени и пространстве объект обладает бесконечной сложностью. Познание выделяет в нем ту или иную сторону, которая и становится предметом исследования.

Таким образом, объектом познания является сама объективная реальность или какой-то ее фрагмент. Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта. Следовательно, объект гораздо богаче предмета исследования. Один и тот же объект может быть предметом многих исследований. Лишь совокупность наук более или менее полно, да и то лишь в тенденции, охватывает объект, выделяя в нем бесконечное множество различных аспектов, сторон.

Под субъектом познавательной деятельности в диалектическом материализме понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретных процессах познавательной деятельности участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности, классы, поколения, осуществляющие процесс познания. Подобное понимание субъекта познания позволяет ставить и последовательно решать все проблемы теории познания с позиций научного мировоззрения. Если подход к субъекту познания как человечеству акцентирует внимание на его всеобщности, суверенности, то вычленение в нем индивидов, их сообществ в качестве относительно самостоятельных, но не суверенных субъектов позволяет конкретизировать исследование.

Отношение и, следовательно, взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения основного вопроса философии, т. е. отношения материи к сознанию, в котором объектом выступает вся объективная реальность или ее фрагмент, существующие независимо от субъекта и, следовательно, выступающие как первичные по отношению к нему, а познающий субъект — как вторичное по отношению к этой объективной реальности. И этом аспекте противоположность объекта и субъекта рассматривается как частный случай отношения материи к сознанию. Во-вторых, взаимодействие субъекта и объекта — это взаимодействие двух форм самой объективной реальности, в котором познавательная деятельность выступает в конечном счете духовной стороной практики.

Оба аспекта одинаково важны для диалектико-материалистического анализа процесса познания: первый позволяет исследовать познание в рамках философской проблематики в целом, выделить в нем философский аспект; второй помогает подойти к процессу познания как к человеческой деятельности, показать в нем роль практики. Только использование обоих аспектов в их взаимном проникновении дает достаточно полную картину взаимодействия субъекта и объекта познавательной деятельности.

Рассмотрим конкретнее взаимодействие субъекта и объекта под углом зрения основного вопроса философии.

Поскольку в рамках гносеологии материя и сознание предстают как абсолютно противоположные, то столь же противоположными здесь выступают объект и субъект. Противоположность их выражается в том, что объект обладает собственной определенностью безотносительно к субъекту, в то время как определенность субъекта формируется лишь благодаря его деятельному отношению к объекту. Сознание субъекта вообще не имеет изначально присущего ему содержания, свое содержание оно черпает из объективного мира. В этом смысле объект активен по отношению к субъекту, воздействуя на субъект, он наполняет его сознание содержанием. Так, совокупность условий жизни формирует содержание сознания отдельного человека, образ его мыслей и переживаний. Именно в этом плане объект определяет субъект, являясь первичным по отношению к субъекту.

Конечно, активность субъекта познавательной деятельности по отношению к объекту познания не абсолютна, поскольку первичен объект, а не субъект. Но личность, коллектив, класс, общество, человечество — субъекты не только познания, но и практической деятельности. Более того, познание имеет своей основой целью практику. Итогом познания являются планы, проекты, решения, на основе которых осваивается и преобразуется человеком объективная реальность. Наука как форма общественного сознания становится источником экономического, социального, культурного развития общества. Таким образом, относительный характер активности субъекта по отношению к объекту не умаляет роли его активности, основанной на взаимосвязи познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Под практикой в диалектическом материализме понимается чувственно-материальная деятельность, направленная на преобразование объективной реальности в соответствии с потребностями общества. Отношение практики как определяющего фактора развития познания к самому познанию имеет две стороны: во-первых, практика первична по отношению к познанию, и, во-вторых, она сама отражается в познавательном процессе.

Основополагающая идея марксистско-ленинской философии о том, что практика является исходным пунктом и условием познавательной деятельности, конечно, не означает абсолютного противопоставления практической и познавательной деятельности. Реальная практика включает в себя познание, а познание прямо или косвенно постоянно связано с практической деятельностью. Одно является необходимым условием эффективности другого. Приступая к практической деятельности в любой форме, субъект непременно опирается на имеющиеся у него знания тех объектов, которые он должен преобразовать в процессе своей деятельности. При этом знания, которые служат необходимой предпосылкой практики, выступают в трех основных формах: а) знания о свойствах объекта практически-преобразующей деятельности; б) знание о том, какую цель преследует соответствующая деятельность, и, наконец, в) знание той программы, реализация которой ведет к преобразованию объекта деятельности сообразно намеченной цели.

Как цель, так и программа ее осуществления предполагают знания не только об объекте практической деятельности, но и о ее субъекте. Так, идеальный образ желаемого будущего включает знание потребностей общества и индивидов, классового интереса и т. п. Программа включает также знания о тех средствах, которыми располагает субъект для осуществления намеченной программы.

Первичность практики по отношению к познанию не сводится только к тому, что она исходна с точки зрения получения новой информации об окружающем мире. Она первична также и потому, что создает возможность (условия) самой познавательной деятельности, ибо, для того чтобы познавать, человек должен иметь не только средства наблюдения, эксперимента, расчета и т. п., но, и средства существования, а как те, так и другие создаются в сфере материального производства.

И наконец, практика первична в том отношении, что она дает цель познанию. Практический интерес, обусловливая выбор объекта познания, стимулирует и концентрацию человеческих и материальных ресурсов в соответствующем направлении, а это, естественно, обеспечивает прогресс в процессе познания.

Практическая деятельность не только первична, она определяет содержание познания, и в этом проявляется вторая сторона взаимосвязи познания и практики, обусловливающая активность познающего субъекта по отношению к объекту.

Наше познание имеет своим предметом объективный мир. Оно должно отразить его таким, каков мир сам по себе, независимо от особенностей мышления человека и его деятельности. Но коль скоро познание в целом осуществляется в бесконечном процессе практически-преобразующей деятельности человечества, то можно сказать, что эта деятельность определяет источник получения нового знания. Внешний мир отражается как бы сквозь призму практических потребностей, задач, замыслов людей, и в этом смысле практика через субъекта детерминирует познание.

Из этого следует, что область, доступная субъекту для получения достоверного знания, ограничена уровнем развития его практики. Но познание всегда идет несколько дальше, за ограниченные пределы, устанавливаемые практикой. Познание человека — это опережающее отражение, вследствие чего оказывается возможной экстраполяция полученного знания на новые области. Можно выделить четыре главных направления, по которым достигается такое опережение. Первое — экстенсивное направление, т. е. распространение нашего знания на более обширные пространственные области действительности по сравнению с той, относительно которой мы имеем достоверную информацию. Второе направление — интенсивное, т. е. дальнейшее проникновение вглубь материи, в область явлений иного масштаба, чем познанные. Оба эти направления предполагают развертывание познания в пространстве. Помимо указанных направлений познание допускает экстраполяцию во времени. Третье — ретроспективное — направление познания означает реконструкцию прошлого на основе знаний о современном состоянии изучаемой объективной реальности или какого-то ее фрагмента с целью извлечения уроков из этого прошлого на будущее.

И наконец, четвертое — перспективное направление, которое связано с предвидением, прогнозом относительно того, что может или должно иметь место в будущем. Наиболее ярко опережающее отражение обнаруживается именно тогда, когда мы имеем дело с историческим предвидением. При этом нужно учесть, что объектов, о которых субъект стремится получить информацию, может еще просто не существовать и, следовательно, практическое взаимодействие с ними невозможно. Все его знание в этом случае основано на экстраполяции уже имеющегося знания о действии известных ему объективных законов. Однако сразу возникает вопрос, как далеко может выйти точное достоверное знание субъекта за пределы его практической деятельности? В общей форме на этот вопрос можно ответить следующим образом: это допустимо лишь в той мере, в какой полученные путем экстраполяции знания не противоречат тенденциям современного развития практики. Эти пределы достаточно велики, чтобы могло существовать научно обоснованное предвидение.

3. Трансцендирование по ту сторону субъекта и объекта

Теория объекта и история его познания

Теория объекта и история его познания Следующая проблема в ситуации логического и исторического – это проблема соотношения метода построения научной теории объекта и истории объекта, с одной стороны, и истории учений, в которых ранее предпринимались попытки создания

2. Диалектика взаимодействия субъекта и объекта познания

Глава II. ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. Диалектика эмпирического познания

1. Диалектика эмпирического познания В самом общем смысле эмпирия означает процесс чувственно-практического освоения мира и в то же время результат такого освоения. В первом случае эмпирия предстает как познание объективной реальности, непосредственно основанное на

А.С. Канарский ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ТЕОРИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А.С. Канарский ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ДИАЛЕКТИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ТЕОРИЯ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ * * *Считаю себя вправе сказать: это умная, серьезная и интересная книга, достойная внимания и размышлений.Проблема, обозначенная в заглавии работы, принадлежит,

Диалектика взаимодействия базиса и надстройки

Диалектика взаимодействия базиса и надстройки Особенно большое внимание при этом было уделено ключевому для материалистической теории истории соотношению базиса и надстройки. Энгельс, детально проанализировав эти понятия, конкретизировал их содержание.Социальная

1. Диалектика эмпирического познания

1. Диалектика эмпирического познания В самом общем смысле эмпирия означает процесс чувственно-практического освоения мира и в то же время результат такого освоения. В первом случае эмпирия предстает как познание объективной реальности, непосредственно основанное на

5. Диалектика процесса познания

5. Диалектика процесса познания Материальное единство мира – исходная посылка теории познания марксизма. Она исключает какое-либо абстрактное метафизическое противопоставление объекта субъекту, мышления – природе. Критикуя Дюринга за допущение подобного разрыва

3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия

3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия Мир как повседневная реальность и мир как трансцендентальность предстают перед человеком как целостное явление, как всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний

2. Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

познания передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно;

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Исходным пунктом познания, его основой является отношение субъекта и объекта, их взаимодействие. Проблема субъекта - это, прежде всего, проблема его познавательных способностей, их влияния на познавательную деятельность и возможность достижения истинных знаний. В широком смысле слова субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъект познания - это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания.

Объектом познания обычно называют фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Иначе говоря, объектом познания является все то, что не принадлежит субъекту и противостоит ему в познании.

Познание, таким образом, выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В классической философии процесс познания и рассматривался как отношение противопоставленных друг другу субъекта и объекта. При этом сама природа субъекта толковалась различным образом.

1. Объектно-натуралистический подход: главная роль отводится объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта.

2. Гносеологический подход: субъект познания выступает как совокупность познавательных способностей, основывающихся на ощущениях, восприятиях, представлениях, то есть - на формах чувственного опыта.

3. Субъектно-рефлексивный подход: предпочтение отдается творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания.

4. Современный, деятельностный подход. определяющим моментом в отношении субъекта и объекта выступает творческая активная деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности, субъект познания всегда социально обусловлен, познавательная деятельность субъекта направляется и организуется определенной социокультурной программой, все компоненты познавательного отношения (субъект, его деятельность, объект) динамичны и историчны, изменяются с развитием общества

Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется при помощи органов чувств человека в наглядно-образной форме, направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте, отражает признаки предметов в их случайном проявлении. Результатом чувственного познания является идеальный образ, лишенный каких-либо физических параметров. Он формируется в процессе активной приспособительной деятельности организма к окружающей среде. Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Чувственное и рациональное - это два элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности. Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него, а чувственное предопределено рациональным, зависит от языковых конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладевания тайнами бытия и есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

(Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.)

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. Проблема субъекта - это, прежде всего, проблема его познавательных способностей, их влияния на познавательную деятельность и возможность достижения истинных знаний. В широком смысле слова субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъект познания - это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания. В конечном счете высший производитель знания и мудрости — это все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов.

Познание - это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечной целью которой является адекватное постижение действительности. Познавательное отношение включает в себя три составляющих: субъект, объект и содержание познания, то есть знания.

Познание выступает как особое отношение между субъектом и объектом. В классической философии процесс познания и рассматривался как отношение противопоставленных друг другу субъекта и объекта. При этом сама природа субъекта толковалась различным образом.

Субъект ищет в мире только то, что может и хочет; он открыт сам для себя, ибо он – чистая познавательная способность.

Субъект не может существовать без объекта, а объект — без субъекта. Так, ген не только во времена античности, но и для Ламарка и Дарвина, существуя в структуре живого, не был объектом научной мысли. Известно, что человек является творцом, субъектом истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Таким образом, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Гносеология как наука определяет особый тип отношений между субъектом и объектом - познавательный, который в определенном смысле является производным от предметно-практического.

Основания гносеологии определили необходимость целого комплекса базовых гносеологических принципов.

1. Принцип объективности.

Любой объект исследования надо принимать таковым, как он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, чтобы не выдать желаемое за действительное.

2. Принцип познаваемости.

Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют какие-либо границы, то только между тем, что познано и еще не познано. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Если субъект в процессе познания не подвергает все сомнению, стало быть, он остановился в своем движении к объекту.

3. Принцип отражения.

Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощью образа. Соответствие образа оригиналу возможно, если каждому элементу образа однозначно (гомоморфно) соответствует элемент оригинала и каждому отношению между элементами образа соответствует отношение между элементами оригинала. Следующий шаг в развитии гносеологического отношения связан с изоморфизмом (понятие, выражающее тождественность, идентичность образов). На этом уровне отображение обеспечивает адекватность представления о форме объекта. Отражение эволюционирует от гомоморфизма через изоморфизм, раздражимость, психику до сознания. Сознание выступает высшей формой отражения, формируя чувственный, затем и рациональный образ действительности.

4. Принцип определяющей роли практики в познании.

Практика является основой познания в том смысле, что обеспечивает познанию заказ. Более того, она представляет рабочую информацию, определяет набор и характер средств познания. Практика не только основа познания, но и конечная цель познания, сфера приложения полученных знаний.

5. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Этот принцип характеризует направленность процесса познания, развитие гносеологического отношения от менее содержательного к более содержательному и совершенному знанию. Он ориентирует на необходимость построения идеализированного объекта как предпосылки (отправной точки отсчета) движения мысли субъекта от абстрактного к конкретному. Идеализированный объект - это мысленная познавательная конструкция объекта, позволяющая устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений.

В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект — сами люди и результаты их деятельности, субъект познания — также люди. Процесс познания невозможен без свидетельств очевидцев, документов, опросов, анкет, созданных людьми орудий труда и памятников культуры. В обществе ничто не делается без того, чтобы не затронуть чьих-нибудь интересов. В данной связи любопытно замечание Т. Гоббса, который говорил, что если бы положение о том, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречило чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено путем сожжения всех книг по геометрии. Все это накладывает определенный отпечаток на социальное познание, образуя его специфику. В нем поэтому, как ни в каком другом, исключительно важна гражданская позиция ученого, его нравственный облик, преданность идеалам истины.

Процесс взаимодействия субъекта и объекта исследовался еще с древних времен. Однако только по философии Декарта берет начало современная трактовка этой проблемы. Резкое противопоставление субъекта и объекта стало отправным пунктом анализа познания и обоснования знания с точки зрения его достоверности. Понимание субъекта как активного познавательного начала позволило исследовать условия и оформи этого процесса и его субъективные предпосылки.

Диалектико-материалистическая философия радикально расширила и углубила эту проблему. Она непосредственно соединила ее с общественно-исторической практикой. Обосновала, что субъектом познания является не изолированный индивид, а человек как общественное, конкретно-историческое существо (коллектив, общество, человечество), которая овладела произведенные формы познавательной деятельности (язык, категории и т.п.). Объектом познания есть независимая от человека действительность, которая дается познанию не в форме созерцания первозданной природы, а в форме практического взаимодействия человека с фрагментами природы, на которые направляется деятельность человека. Объектом познания может быть и сам человек, и его субъективный мир.

На современном этапе сформировался новый тип субъекта с высокой степенью познавательной активности, способный творчески решать задачи высокого уровня познания, проникать в глубинную сущность объектов, открывать новое на теоретическом и идеальном уровнях.

Читайте также: