Гуманистическая педагогика в а сухомлинского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коневец Ксения Александровна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Республики Крым

Аннотация: В докладе кратко представлены основные идеи гуманистического образования по В.А. Сухомлинскому. Нобходимость включения в образовательный процесс семьи. Отношение к институту детства в современном обществе.

Ключевые слова: гуманизм, институт детства, педагогика, детоцентризм, воспитание.

Одно из самых ценных качеств воспитателя - человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери.

В.А.Сухомлинский

Список источников и литературы

Кон, И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2011 . - 336 c

Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1990.

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. К.: Радянська школа, 1987.

Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Школьная пресса, 2003.

Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование.- 1967.- № Сухомлинский, В. А. Письма к сыну : книга для учащихся / В. А. Сухомлинский. 2-е изд. Москва : Просвещение, 1987. 128 с. 2.

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников волновали советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Сухомлинский 33 года проработал директором Павлышской средней школы, создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю.




Вопрос 13. Система образования Российской Федерации. Основные положения Закона РФ "Об образовании" (принципы гос. политики в области образования, образовательные учреждения, общие требования к содержанию образования)

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Принципы гос. политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

1) Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2) Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3) Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4) К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5) Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6) Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7) Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8) Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

9) Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Общие требования к содержанию образования

1) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2) Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3) Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4) Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5) Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6) Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7) Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8) Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников волновали советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Он одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Сухомлинский 33 года проработал директором Павлышской средней школы, создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Вся система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Главным в своей жизни он считал любовь к детям. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей на тех, кто учит и тех, кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю.

Вопрос 13. Система образования Российской Федерации. Основные положения Закона РФ "Об образовании" (принципы гос. политики в области образования, образовательные учреждения, общие требования к содержанию образования)

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Принципы гос. политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

1) Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2) Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3) Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4) К образовательным относятся учреждения следующих типов:

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

- учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учреждения дополнительного образования детей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5) Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6) Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7) Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8) Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

9) Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством РФ, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Общие требования к содержанию образования

1) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- укрепление и совершенствование правового государства.

2) Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3) Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4) Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5) Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6) Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7) Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8) Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.



Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем. — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Библиографический список
1.Воспитание коллективизма у школьников. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
2.Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива. Избранные произведения. В 5 т. Киев, 1979-1980. - Т. 1.
3. Сухомлинский В. А.Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. стр. 42.
4. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. №2. стр. 39

В истории России можно найти множество уникальных учителей, которые отличались новаторскими взглядами. Именно эти люди позволили изменить систему обучения детей. Педагогические идеи Сухомлинского заставили взглянуть на подрастающее поколение с точки зрения гуманизма. Василий Александрович предложил принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками.

Педагогическая деятельность сухомлинского

Краткая биография

Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в семье плотника. Мальчик появился на свет в небольшом селе Кировоградской области (Украина). Помимо него, в семье было еще трое детей, и все четверо стали сельскими учителями.

Педагогические идеи сухомлинского

Детство мальчика сложно назвать счастливым, ведь после Гражданской войны была вражда, разруха, голод. Сухомлинский закончил Полтавский пединститут, после чего начал преподавать украинский язык и литературу в сельских школах. В годы войны сражался на фронте, в это время его жена и сын находились в оккупации. Они оба погибли, но об этом Сухомлинский узнал только потом. Василий Александрович получил тяжелое ранение, и его комиссовали.

В 1948 году Сухомлинский вступил в должность директора школы. Именно она и стала его экспериментальным полигоном для внедрения следующих проектов:

  • семинары по психологии;
  • коллоквиумы по педагогике;
  • факультеты по этике семейной жизни для старшеклассников;
  • родительский клуб и другие.

Свои теории Сухомлинский подробно излагал в статьях и книгах. Его деятельность неоднократно была отмечена наградами.

Основные идеи

Василий Александрович разделял идею сотрудничества в педагогике. Он представлял учебный процесс как дружеское взаимодействие учителя, ученика и его родителей. По мнению Сухомлинского, воспитание должно проходить без наказаний, а получение знаний — не через принуждение.

Василий Александрович предлагал оставлять за детьми право выбора, но вместе с этим ребенок должен нести ответственность за последствия своих поступков. Педагогическая деятельность Сухомлинского позволила разработать экспериментальный метод. Именно он первым предложил проверять любую идею на длительной практике, т. к. это позволяет получить более точные результаты.

Основой педагогической системы Сухомлинского стали такие ценности:

Сухомлинский педагогические идеи

  • нравственность;
  • счастье;
  • долг и другие.

Педагогика Василия Александровича предполагала гуманистический подход. Задача учителя — развивать таланты учеников, поддерживать детские начинания и помогать им усваивать знания. Педагог — не надзиратель, но он имеет определенный авторитет.

Педагогика Сухомлинского основывалась на эстетических представлениях. Детей учили видеть красоту природы, развивали в них стремление беречь окружающий мир. Считалось, что родителей ребенка нужно приглашать в школу, но не с целью порицания ученика. Взрослым показывали достижения детей.

Василий Александрович делал центральным объектом личность ребенка. Ее нужно воспринимать цельной, а не как перечень хороших и плохих черт. Также он считал, что воспитание идет в коллективе.

На формирование личности влияет труд — умственный и физический. Без него невозможно получить гармоничного человека. Педагог предложил воспринимать труд как творчество и этому учить детей.

Уникальность методик

Для того чтобы понимать всю ценность идей Василия Александровича, нужно учитывать время, в которое он жил. СССР был тоталитарным государством, и коммунистическое воспитание предполагало авторитарную модель. Но Сухомлинскому удалось привнести идеи гуманизма в педагогику.

Педагогическая система сухомлинского

Педагог предлагал отказаться от оценок — отметки можно использовать только в старших классах. Стимулировать ребенка нужно другими способами, например, поощрением. Василий Александрович признавал личности детей наивысшей ценностью. Он ориентировался на нравственность и духовность.

Не все в советское время разделяли идеи педагога-новатора. Его критиковали в газетах, осуждали, но это не мешало ему делать свое дело. Книги и статьи автора были востребованными среди учителей и воспитателей.

Сегодня идеи Сухомлинского не потеряли актуальности. Многие учителя используют их в своей деятельности. Была даже создана специальная ассоциация, которая детально изучает методики гуманного воспитания, и педагоги России до сих пор следуют ее принципам.

Читайте также: