Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике кратко
Обновлено: 05.07.2024
Материал содержит основные события, преобразования и итоги экономической реформы перестройки СССР 1987 года. Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983-1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС АндроповаЮ.В..
Экономическая реформа перестройки СССР 1987 года таблица
Основные положения экономической реформы перестройки СССР
— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
— постепенное возрождение частного сектора через кооперативы;
— отказ от монополии внешней торговли;
— более глубокая интеграция в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств;
— признание равноправия новых форм хозяйств на селе (агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами
Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991гг.)
Первый этап 1985-1986гг.
Попытки сохранить существующую экономическую систему за счет ускорения научно-технического процесса
Второй этап 1987-1989гг.
Экономическая реформа перестройки 1987г. Ориентация на переход от административных методов к экономическим при сохранении централизованного управления
Третий этап 1989-1990гг.
Четвертый этап 1991г.
Непоследовательность и промедление в осуществлении реформы Углубление экономического кризиса и обострение социальной напряженности
Преобразования в ходе экономической реформы перестройки СССР, основные события
Основные направления экономических реформ
Устранение недостатков, выявление резервов, раскрытие потенциала советской экономики
23 апреля 1985г. – пленум ЦК КПСС: курс на ускорение социально-экономического развития страны — максимальная загрузка производственных мощностей при организации их многосменного режима работы
— Традиционная ставка на энтузиазм работников взамен их материального стимулирования успехов не принесла.
— Усиленная эксплуатация оборудования, не подкреплённая техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, отсюда рост аварийности (26.04.1986г. – авария на Чернобыльской атомной электростанции)
1985г. – вводится новая контролирующая качество продукции инстанция — госприёмка
Рост управленческого аппарата и материальных затрат при том что качество выпускаемой продукции не изменяется.
Отсутствие необходимого финансирования и ухудшение общей экономической ситуации в стране сделали реализацию этой программы несостоятельной
19.11.1986г. – закон об индивидуальной трудовой деятельности
Начало предпринимательства в стране
Перестройка административно-командной экономической системы, её замена на хозрасчётную
Лето 1987г. – осуществление комплекса экономических мероприятий:
— развитие частного сектора в экономике, начиная с поддержки кооперативного движения;
— отказ от государственной монополии внешней торговли;
— переход от директивного плана к госзаказу
— Усиление дисбаланса между различными секторами народнохозяйственного комплекса.
— 1988г. – начало общего сокращения производства в сельском хозяйстве, с 1990г. – в промышленности.
— Нехватка элементарных продуктов питания нормированное их распределение (включая Москву).
— Дефицит госбюджета в 1989 г. превысил 100 млрд рублей (11% валового национального продукта). Сокращение золотого запаса страны (за 1985-1991гг. в 10 раз и составил 240 тонн)
Середина 1988г. – законы, открывающие простор для частной инициативы в более чем в 30 видах деятельности производства и услуг
1987г. – признание равенства пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов, крестьянских фермерских хозяйств. В ноябре 1989 г. принят закон об аренде и арендных отношениях: право сельских и городских жителей брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения сельхозпродукцией
— К лету 1991г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота.
— Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции оставались колхозы и совхозы
Поиск путей стабилизации экономикии перехода к рынку
1990 г. — принятые законодательные акты: демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, совместных с иностранцами предприятий, коммерческих банков, развитие частного предпринимательства
— Реализация большинства этих мероприятий откладывалось до 1991г., перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995г.
— Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%) были созданы условия для развития коммерческих структур в стране
Осень 1990 г. – происходит объединение по инициативе ГорбачёваМ.С. двух экономических программ:
— Данная программа оказалась неосуществлённой в связи с внутриполитической нестабильностью, кульминацией которой явилось резкое обострение политического кризиса, проявившегося в событиях 19–21 августа 1991г.
____________
Источник информации:
1. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.
Период перестройки по праву считается наиважнейшим этапом в жизни государства. Опуская субъективные суждения историков об этом периоде, можно отметить, что в данной фазе (1985-1991) был положен переход планового ведения хозяйства к рыночной экономике. Необходимые условия для применения таких коренных изменений состоят во введении свободного предпринимательства, создания многообразия форм собственности, а также ограничения роли государства в хозяйственной деятельности индивидуумов.
Развитие рыночной экономики, посредством реформирования, происходило медленно и непоследовательно. Результат таких действий был отражен торможением развития экономического сектора в государстве, а также являлся катализатором кризиса.
Экономическая ситуация в России 1990-х гг.
Этапы реформы:
Следующей волной непредвиденных обстоятельств для реформаторов послужили проблемы наводнения рынка зарубежной продукцией, которая создавала высокую конкуренцию отечественным производителям. Сформированный военно-промышленный комплекс не остался не затронутым, в ходе сложившейся ситуации в стране претерпевает снижение производства, в частности и из-за высокого оттока квалифицированных кадров. Решение проблемы посредством вливания зарубежного капитала в молодую экономику не привело к успеху. Из оговоренного кредита в 24 миллиарда долларов от западных государств России выделили лишь половину. К тому же этот капитал по договору перетекал обратно к заёмщикам, так как Российская Федерация обязывалась осуществлять закупки у своих же кредиторов.
Недооценка проблем при политике приватизации привело к концентрации предприятий в руках малой группы лиц, цель которых была достичь максимальной прибыли от производства, а не его ведение.
По оценкам аналитиков от 35 до 65% людей проживающих в России находились за чертой бедности. Так в сравнении в 1994 году средний уровень жизни снился в 2 раза по отношению с 1990.
Аграрный сектор не остался в стороне, примененные в нем нововведения в виде новых форм собственности (акционерное общество АО, общество с ограниченной ответственностью ООО и др.) не привели к успеху. В сельской местности все также наблюдался постоянный отток граждан в город, причинами тому послужили дефицит агротехники, минеральных удобрений и т. п.
Изображая данные в цифрах можно отметить, что по состоянию на начало 1996 год 13% угодий принадлежало государству; 61% – коллективным хозяйствам; 11% – находилось в личной собственности, а 14% вовсе не использовалось.
На смену команде реформатора Гайдара пришло правительство В. Черномырдина. Так в период его работы над российской экономикой (1993-1998 гг.) в России отмечается некоторая стабильность во всех сферах жизни общества. За счет экспорта сырья удается приостановить инфляцию, что также положительно повлияло на замедление падения производства. Происходит снижение безработицы и темпов потребительских цен. Но все же ситуация в государстве не принимает стабильный облик, и вскоре происходит финансово-экономический кризис.
1998 г. для России характеризуется годом, в период которого в стране произошел дефолт (невыполнение обещанных обязательств по кредитам, как следствие банкротство). Аналитики отмечаю, что причиной этому послужил завышенный курс валюты. Также в 1998 году происходит масштабное падение производства (в пределах ~ 50%), курс валюты падет, большее количество предприятий оказались на грани существования.
Проведенные реформы в период 1990-х не стабилизировали обстановку в государстве, что привело к значительному росту напряженности в массах. Усугубляло ситуацию и огромное количество безработных, которых насчитывалось близко 9 миллионов человек. Итог таких реформ не заставил себя долго ждать. В стране прокатилась волна массовых забастовок и митингов в знак протеста к властным органам. Взять под контроль весь экономический крах системы смогло правительство Е. Примакова (1999 г.). При новом руле власти социально-экономическая ситуация начинает постепенно налаживаться, преодолена проблема бюджетного дефицита. Нельзя не отметить и факт удорожания сырья на мировом рынке, что лишь помогло России в сложной экономической конъюнктуре. По-прежнему уровень жизни граждан страны оставался на сравнительно невысоком рубеже.
— рост цен, хронические задержки с выплатой заработной платы, снижение покупательной способности населения; падение жизненного уровня населения; сокращение средней продолжительности жизни; обострение криминальной обстановки в стране;
— закрытие предприятий, НИИ; ухудшение материального положения населения, отток специалистов и интеллигенции в коммерцию или за границу;
— появление и рост безработицы; резкое расслоение общества; забастовки или угрозы их проведения (авиадиспетчеры, железнодорожники, водители городских автобусов, шахтеры, учителя, врачи);
— спад промышленного производства, кризис неплатежей, увеличение денежной эмиссии, рост инфляции.
Приватизация должна была покончить с монополией государства в сфере производства, стимулировать заинтересованность производителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником. Путь приватизации — выдача на руки гражданам приватизационных чеков (ваучеров). На практике приватизационные чеки оказались втянуты в спекулятивный оборот, что позволило через чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) фактически обеспечить передачу государственной собственности новым владельцам по низким ценам.
— к 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики: либерализация цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных институтов (фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой банковской системы);
— продолжался спад производства, сохранялась высокая инфляция и значительный дефицит бюджета, перераспределение собственности приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло основную массу населения;
— экономические реформы осуществлялись на фоне хронического конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти.
Стагнация реформ (1996-2000)
В 1995 г. была разработана стабилизационная программа.
- Внешнеторговая политика (ускорение процесса вступления в ВТО; поэтапное снижение максимального и среднего уровней импортных пошлин; существенное ограничение нетарифных мер регулирования внешней торговли).
- Банковская реформа (улучшение качества банковского надзора и переход на международные стандарты отчетности и аудита; разработка механизмов банкротства банков; развитие новых финансовых инструментов, повышающих ликвидность банков).
- Приватизация (установление прозрачных и единых правил для денежной приватизации; более широкий доступ иностранных инвесторов; приватизация остаточных долей государства в большинстве ранее приватизированных предприятий).
- Рационализация бюджетных расходов (введение казначейской системы исполнения бюджета; принятие бюджетного кодекса и тендерного порядка госзакупок; проведение обзора бюджетных расходов с целью их рационализации и будущего реструктурирования этих расходов).
- Земельная реформа и рынок недвижимости (введение системы регистрации земельных прав; разрешение приватизации земли под приватизированными предприятиями; введение системы территориального зонирования).
- Развитие фондового рынка (принятие законодательства о рынке ценных бумаг; введение стандартов для участников рынка ценных бумаг; защита прав обеспеченных кредиторов в процедурах банкротства).
- Регулирование естественных монополий (создание регулирующих органов, устранение перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованных цен и тарифов; повышение управляемости и прозрачности естественных монополий; выделение из естественных монополий потенциально конкурентных сегментов).
— растущее расхождение между правительством и международными финансовыми организациями по ключевым проблемам структурных реформ;
— отсутствие прогресса стало одной из предпосылок смены состава правительства в марте 1997 г. (в новом правительстве — младореформаторы — А. Чубайс и Б. Немцов были назначены первыми вице‑премьерами, а В. Черномырдин перешел в оппозицию курсу реформ);
— нарастание мирового и внутреннего финансового кризиса в 1997 г.;
— изменение самого характера структурных реформ (реформы второй половины 1990‑х гг. затрагивали важнейшие группы интересов, требовали концентрированных политических и технических усилий правительства на протяжении длительного периода);
— вследствие нарастания политической нестабильности были полностью заморожены программа приватизации и программы реструктуризации естественных монополий;
— изменение состава Госдумы в декабре 1995 г. (сформировалось левое большинство, которое не только блокировало структурные реформы, но и стало дополнительным фактором бюджетной дестабилизации).
В октябре 1997 г. выработана программа, известная как план Кудрина — Фишера: полная ликвидация зачетных схем в налогообложении; принятие жестких мер против предприятий‑должников; улучшение управления бюджетными расходами и перевод всех ведомств на казначейскую систему исполнения бюджета; урегулирование накопленной налоговой задолженности; инвентаризация сети бюджетополучателей.
17 августа 1998 г. — решение об одновременной девальвации рубля.
1996-2002 гг. — главными задачами являлись: гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повышение степени интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.
К 2000 г. реальные доходы населения продолжали сокращаться, увеличивается разрыв в доходах между бедными и богатыми; по многим показателям Россия приближалась к наименее развитым странам мира.
90-е годы были одним из самых болезненных периодов в современной истории России. Распад СССР повлек за собой кардинальные перемены во всех сферах жизни общества. Сильно пострадала экономика – действия правительства нанесли ей большой ущерб. Спустя почти 30 лет, можно постараться дать реформам объективную оценку: они стали гибелью для России или возможностью сохранить позиции на мировой арене в новом обличии?
Очень коротко и информативно об основных мероприятиях перехода к рынку
Красноречиво в цифрах о последствиях
- Рост цен в 100-150 раз (к концу 1992 г.)
- 40% населения оказалось за чертой бедности
- Снижение промышленного производства почти на 50%, в некоторых отраслях – на 70-80%
- Сокращение расходов на науку в 6 раз
- 68% населения были озабочены ростом криминала
- =За 5 лет доллар вырос с 300 до 5700 рублей (так что 1$=68₽ – это еще не катастрофа)
Рыночная экономика: за или против?
Статистика показывает ужасающие цифры. Их подтверждают сотни историй о тяжелых 90-х и маниакальное стремление к стабильности тех, кто пережил это десятилетие.
Джеффри Сакс, американский экономист, помогавший в проведении реформ, не оценил стараний своих коллег:
…они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей…
Егор Гайдар, один из идеологов экономических реформ, хоть и не отрицает, что преобразования повлекли за собой тяжелые последствия, все же убежден в неизбежности их проведения для дальнейшего динамичного развития российской экономики:
Кризисы последних двух веков — это неотъемлемая часть динамичного экономического роста. Нынешний кризис необычайно жёсткий, самый жёсткий со времён Великой депрессии. Если говорить о России, то это первый в нашей стране глубокий глобальный экономический кризис после краха социализма. И мы страдаем, как и весь мир.
А как вы считаете – рыночная экономика нужна России, и может ли она здесь быть полностью реализована?
Читайте также: