Григорий сорока биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).

Художник трагической судьбы. Крепостной предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова, который был косвенно повинен в смерти живописца. Несчастная любовь к Лидии, старшей дочери Милюкова. Принудительный брак с крепостной. Жестокое наказание за провинность, вследствии чего самоубийство в 40 лет.

Григорий второй ребенок в семье. Старший - Илья (1818). После Григория родились: Федосья (1826), Евдокия (1829), Емельян (1831), Измаил (1836).

Хозяева Сороки дворяне Милюковы происходили из крещеных татар. В 1838 году состоялся раздел владений Петра Ивановича Милюкова между сыновьями. Усадьба Островки и д. Покровское со ста крестьянами отошла старшему сыну Николаю Петровичу. Так он стал хозяином семьи Григория Сороки. Получив наследство, Николай Петрович вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве.

В 1840 году Григорий Сорока по Исповедным книгам прихода еще числится крестьянином. В состав дворовых людей он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. Всего усадьбу в то время обслуживало около 40 человек.

Ну что ж, он добился своего - художник оставил нам его портрет. Как будто спокоен старик, а как всё же недобр, как скучен. Брови что крылья орла-стервятника, рот тонкогубый, зло сжатый, нос клювом. Глаза цепки и холодны. Не пожалеет и заклюёт. Руку помощи не протянет, а плетью по спине вытянет. Да ещё таится в глазах задумчивая недобрость: не так ещё он властвует, как хотел. С того момента, как заметил помещик талант в своём казачке, началась меж ними нескончаемая война.

В то же время Григорием был выполнен ещё один портрет - младшей дочери старика Милюкова, сестры Николая Петровича - Анны Петровны Милюковой (1818 - после 1850)

Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева. Перед ним жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые заняли в картине главное место, отодвинув в глубину зеркала двух беседующих женщин.

Женщины, изображенные на картине, совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Эта интимность их существования становится объектом изображения и эстетического наслаждения

Сидящий на диване мальчик - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году.

Со смертью учителя Сорока лишился всех возможностей для своего развития, и пронзительное чувство печали никогда его больше не покидало. Свою тоску Григорий выражает в пейзажах-идиллиях.

Но она не добавила счастья. В 1851 году, в возрасте 28 лет барин насильно женил Григория на крепостной дворовой из села Островки Александре Нестеровой и перевез его в Покровское (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына). Почти сразу после этого Лидию Николаевну выдали замуж за некоего полицейского ротмистра Сафонова. (Во втором браке была за Н.Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки). Лидия позже отравилась

Неволя и страсть к свободе перехлестнулись вокруг Григория Сороки таким мучительным жгутом, разорвать который у него недоставало сил. Сорока - вольный, гордый человек - раб, крепостной, частица владений помещика Милюкова.

И, как итог, забытая могила за оградой сельского кладбища. Ведь раньше самоубийц не отпевали и на кладбище не хоронили.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Григорий Васильевич Сорока (1823-1864)

Григорий Сорока

Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.

Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".

Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.

Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры.

Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.

В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.

Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках". " (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.

Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".

Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.

"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".

Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.

Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.

Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.

В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.

Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.

И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.

В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются диссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках") или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.

Статья Вл. Петрова в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. М. 1988.

Портрет П.И.Милюкова


Кабинет в Островках 1844


Рыбаки Вторая половина 1840-х


Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г


Флигель в Островках. 1844г



Вид на озеро в имении Островки


Интересная информация
Смотрите на сайте "Загадочная сила": Образ кикиморы в изобразительном искусстве. Подборка картинок, рисунков с изображением кикиморы и рассказ о персонаже.

Последние материалы в этом разделе:





В 1630 – 1640-е годы Франс Снейдерс работал совместно с Иоганном Бокхорстом (1604-1668) – фламандским маст�.


Фюгер, Генрих Автопортрет (около 1818 г.). Холст, масло. 46х37 см Коллекция немецкой живописи XVIII-XIX век�.

Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорокин подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян. В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. Между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть и тогда отец насильно женил Сорокина на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова… Однажды Милюков приказал выпороть Сорокина за некую провинность, после чего художник покончил жизнь самоубийством — повесился. Был похоронен за церковной оградой. Лидия позже отравилась.

Родился в деревне Покровское (Тверская губерния) 15 (27) ноября 1823 в семье крепостного крестьянина. В 1841 был взят в дом хозяина, помещика Н.П.Милюкова (в имении Островки). Обнаружив яркий талант рисовальщика, стал одним из учеников А.Г.Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. Несколько лет жил попеременно то в Сафонково, то в Островках.

Так и не получив вольной, Сорока оказался в особенно тяжелом положении после смерти Венецианова (1847), главного своего заступника перед барином. Его явно тяготил контраст между сложившимся уже в нем внутренним образом художника-творца и фактическим бесправием. Покинув усадьбу, в начале 1850-х годов вернулся в Покровское, где писал иконы для местных церквей (Спас Нерукотворный, Картинная галерея, Тверь; в целом же круг этих вещей четко еще не определен). Вовлеченный в крестьянские волнения после отмены крепостного права (он написал для своих односельчан письмо Александру II c жалобой на несправедливые условия выкупа земли), был подвергнут телесному наказанию, после чего повесился.

Содержание

Биография

Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорока подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян. Ныне этот альбом хранится в Русском музее.

После реформы участвовал в крестьянских волнениях против помещика. Писал жалобы от крестьянской общины на Милюкова. По жалобе последнего 5 апреля 1864 г. Сорока был подвергнут трехдневному аресту. Возможно, этот арест послужил причиной самоубийства художника. 10 апреля Сорока повесился.

Согласно деревенской легенде, Лидия, старшая дочь Милюкова, и Сорока были влюблены друг в друга. Якобы эта страсть являлась причиной того, что Милюков не давал Сороке вольную. По легенде Лидия покончила с собой после смерти Сороки. В действительности, Лидия не совершала самоубийства.


Осенью 2006 года у местечка Поддубье Удомельский район Тверской области установлены надгробие и памятный придорожный знак Григорию Сороке.

Творчество

Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы Сороки(пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погружённой в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщённость в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира.

Читайте также: