Распространение марксизма в европе кратко

Обновлено: 17.05.2024

К началу 1880-х годов в России уже сложились условия для возникновения и распространения идеологии пролетариата. Ленин первым из русских марксистов поставил в качестве неотложной практической задачи создание рабочей партии в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны отвечать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взял на вооружение центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как вождь рабочего класса.

Период распространения марксизма в России можно рассматривать как целую эпоху. Это отдельная страница в истории нашей Родины. Эту идеологию не следует считать уникальной. У него есть как плюсы, так и минусы.

Точка зрения о противоречивом характере марксизма как науки об общественном развитии встречается и в современном экономическом образовании.

Сторонники марксизма сформулировали следующие цели:

1.) Перевести труды К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык с целью распространения идей научного социализма в России.

2.) Критика народничества и разработка проблем общественной жизни России с позиций марксизма.

Из всего этого мы можем сделать следующий вывод: Особенности марксизма оказали заметное влияние на историю России, где он стал государственной идеологией.

В советском варианте теория формации во многом превратилась в жесткую схему фатальной смены пяти типов общества: первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Это не значит, что марксизм в нашей стране совсем не развивался — он дополнялся теориями империализма и построения социализма в одной стране и другими новациями.

Однако попытка построить общество социальной справедливости на основе такой идеологии оказалась не очень удачной, что привело к тому, что многие социологи разочаровались в познавательных способностях марксизма.

Русский марксизм - Краткая история марксизма

Краткая история марксизма

В наиболее развитых странах Европы классовая борьба между пролетариатом и буржуазией вышла на первый план в 40-х годах XIX века (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английского чартистского движения в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.

Конечно, сначала это можно сделать только путем деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть путем действий, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают себя и становятся неизбежными как средство свержения всего способа производства.

Эта программа состоит из 10 пунктов:

  1. Экспроприация земельной собственности и перевод земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и повстанцев.
  5. Централизация кредита в руках государства через национальный банк с государственным капиталом и исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, средств производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Равная обязанность труда для всех, создание промышленных армий, особенно для сельского хозяйства.
  9. Объединить сельское хозяйство с промышленностью и способствовать постепенному устранению различий между городом и деревней.
  10. Государственное и бесплатное образование для всех детей. Отмена фабричного труда для детей в его нынешней форме. Связь образования с материальным производством и т.д.

В 1864 году был основан марксистский Первый Интернационал. Социал-демократические партии, организованные марксистами, отличались как радикальным, революционным направлением, так и умеренным, реформистским. Идеологом последнего был немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Во Втором Интернационале революционная точка зрения преобладала до начала 1900-х годов. Резолюции, принятые на съездах, касались невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протестов против милитаризма и войны и т.д. Позже реформисты стали играть большую роль в Интернационале, что привело к обвинениям в оппортунизме со стороны радикалов.

В первой половине двадцатого века коммунистические партии возникли из наиболее радикального крыла социал-демократии. Социал-демократы чаще всего выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году Коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (хотя формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все аспекты жизни общества.

Предпосылки для распространения марксизма в России

Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные россияне познакомились с ранними работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже в 1940-х годах (В.Г. Белинский и, возможно, А.И. Герцен). В России интерес к марксизму начал быстро расти, особенно с конца 1960-х годов. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.

Ортодоксальный марксизм: Г. В. Плеханов (1856-1918)

Большевизм: Ленин (1870-1924)

Никто из российских социал-демократов не подверг сомнению этот тезис в принципе. Вопрос был только в том, существует ли в России рабочее движение или нет?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Марксизм – это философская концепция, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, относительно социально-экономического и исторического развития мира, которая легла с основу идеологии многих стран в XX веке и значительно повлияла на общественные взгляды.

Марксизм в начале пути

Формирование марксистской идеологии тесно связано с нарастанием классовых противоречий в европейском обществе. В 40-х годах XIX века борьба пролетариата за свои права нарастает, целая серия крупных восстаний прокатывается в Европе, восстание лионских ткачей (1831 г.); восстание ткачей в Силезии (1844 г.), движение чартистов в Англии (30-50е гг. XIX века).

  • экспроприация земельной собственности;
  • введение прогрессивной шкалы налога;
  • централизация кредита в руках государства посредством национального банка и монополии;
  • увеличение государственного сектора экономики;
  • одинаковая обязательность труда для всех;
  • бесплатное и общественное воспитание детей и т.д.

Многие пункты этой программы были потом реализованы в разных странах.

В 1864 году был создан Первый интернационал, а в 1889 – Второй.

Воздействие идей марксизма было огромным. Это был первый достойный ответ английскому либерализму. В качестве идеологического лидера на первый план выступает Германия, в которой социологическая теория была доведена до совершенства. На основе марксизма объединялись трудящиеся разных стран, марксизм дал понятие о рабочей организации, указал вектор дальнейшего развития. Исследователи отмечают, что марксизм разделил мир на две половины еще более жестко, чем христианство, делившее людей на язычников христиан. Маркс делил общество на пролетариат и буржуазию, марксизм разделил мир на коммунистов и капиталистов, возможность диалога между теми и другими идеологически была сведена к нулю.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности западного марксизма

Лукач и Корш центральное место отводили историческому субъекту, в котором они видели пролетариат. Их марксизм – теория действия, включающий в себя фактор мышления. Диалектика Лукача – это взаимодействие объективных и субъективных факторов, мышление человека о мире и его участие в преобразовании окружающей среды. Такого нет в природе. Грамши также выступал против деления философии марксизма на диалектический и исторический материализм, вся теория марксизма, по его мнению, социальна и исторична, развитие общества можно тогда понять и оценить, если рассматривать политику, экономику, идеологию и духовную жизнь в одном целом.

Теории западного марксизма были особенно популярны в 50-60-е годы XX века.

Неомарксизм и постмарксизм

Во второй половине XX века формируется много направлений в марксизме. Условно их можно разделить на два больших направления:

  1. направление в марксизме, связанное с гуманизацией общества;
  2. направление в марксизме, направленное на модернизацию марксизма как научно-практической теории.

Темпы, направления и сами традиционные способы распространения идей претерпели в соединении с рабочим движением глубокие изменения, резкое ускорение, стали по-новому активно действенными [33].

Политическая партия социал-демократического типа и марксистской ориентации – в тех рамках и с теми характеристиками, которые мы уже отмечали, – могла непосредственно влиять на механизм распространения идей по крайней мере двояко. С одной стороны, эта партия ориентировалась на массы, то есть считала одной из своих главных задач привлечение на свою сторону как можно большего числа сторонников, причем основным орудием этого процесса была пропаганда и утверждение тех идей, носительницей которых она является. Ни одно средство распространения идей – от печатного слова до устной пропаганды – не было пущено на самотек, а направлялось сознательно организованными и управляемыми учреждениями. С другой стороны, была еще ориентация, оказывавшая влияние уже не на интенсивность пропаганды, а на ее широту, – интернационализм. Сознание того, что судьба всего рода человеческого, по существу, едина – с частной точки зрения пролетариата, – возникшее на основе идеи о всеобщности социализма, на уверенности в том, что каждое общество может быть проанализировано и помещено на определенную ступень исторического развития, причем субъектом социальной революции считался международный рабочий класс, способствовало тому, что пути распространения идей не ограничивались какими-либо рамками, а выходили на мировой простор.

Исходный район распространения марксизма – Центральная Европа, и в частности Германия; временной отрезок – последнее двадцатилетие века, но со значительными отступлениями до второй половины 70-х годов XIX века и до первых лет XX. Отсюда марксизм распространялся по радиусам широкого круга, в котором шел обмен людьми и идеями. Он двигался прежде всего по проложенным немецкой социал-демократической прессой дорогам, то есть прежде всего по широкому многонациональному германоязычному острову, отделяющему латинскую Европу от славянской, ограниченному с севера и юга соответственно Балтийским морем и Альпами и вклинивающемуся на юго-восток вдоль течения Дуная. Кроме того, марксизм охватывал значительно более широкую область влияния немецкой культуры, которая, в особенности после 1870 года, проникала и дальше на запад, и на неограниченные пространства востока, юго-востока и севера в направлении Балкан, России и Скандинавских стран.

Важную роль играют также небольшие группы немецких квалифицированных рабочих-эмигрантов, вроде тех, которые находились в 80-х годах в Будапеште и Милане. Прослеживая пути распространения и популяризации марксизма, мы видим, как быстро он завоевывает большую популярность также во Франции, в Италии, Бельгии и Голландии. Впрочем, идеи вообще распространяются очень быстро, во всяком случае, быстрее экономических и социальных процессов. По этой причине на первом этапе география марксизма совпадает с определенной интеллектуальной зоной и не совпадает с куда более ограниченной географией организованного рабочего движения.

Понятие о марксизме, прочно связанном с крепкими отрядами немецкой социал-демократии и поэтому в основном ограниченном зоной действия рабочего движения Западной Европы, не отражает, следовательно, целостной картины. Как мы уже не раз отмечали, одной из характерных черт распространения марксизма в эпоху II Интернационала является именно его планетарный масштаб. Поэтому следует обратить внимание и на другие центры социализма, кроме трех европейских: немецкого, романского и славянского.

Вне Европы самым мощным и активным центром распространения марксистских идей являются Соединенные Штаты. Вместе со следующими друг за другом эмиграционными волнами сюда прибывают идеи и литература, зачастую на различных национальных языках. Интерес многих местных интеллектуалов к социализму побуждает их посетить Европу. Кроме того, Соединенные Штаты имеют широкие связи с бассейном Тихого океана. Большая часть марксистской литературы эпохи II Интернационала переводится в Нью-Йорке и Чикаго на общий для десятков миллионов людей английский язык и оказывается в Токио, Шанхае и Сиднее. Это марксизм своеобразный, на нем лежит сильный отпечаток его сосуществования с течениями популярного утопического социализма; он тесно переплетен с социализмом Беллами и Гронлунда. Позднее марксизм начнет распространяться через работы Маркса и Энгельса и будет резко отличаться упрощенчеством, свойственным школьным учебникам. Австралия, Япония и Китай представляют собой наиболее показательные примеры этого типа распространения марксизма.

«Вопрос. Вы говорите, что являетесь социалистом. Все социалисты принадлежат к одной школе?

Ответ. Я считаю, что современные социалисты принадлежат к одной школе.

Вопрос. Вы можете назвать известного писателя, выражающего ее точку зрения?

В Азию марксизм проникал тоже в разных формах и в различные периоды. В эпоху II Интернационала он более или менее укоренился только в независимых, неколониальных странах, которые могли гордиться тем, что у них есть самостоятельная и прочная культурная традиция, опирающаяся на определенные институты и группы интеллигенции, то есть в Японии и Китае. Кроме того, в этих двух странах экономика, общество и политика развивались под знаком необычайной активности: индустриализирующиеся города в Китае, интенсивная индустриализация в Японии, возникновение и развитие в данных странах национальных реформаторских и социалистических движений.

В Латинскую Америку марксизм проникает непосредственно из Европы, главным образом из Италии и Германии. Однако по крайней мере вначале он является импортным продуктом, с трудом пускает собственные корни и вплоть до начала века в весьма большой степени связан с позитивизмом типа Ферри.

В ходе своего распространения марксизм стал испытывать сильное влияние среднеевропейского рабочего движения, он видоизменялся и продолжал упрощаться, находя свое выражение в практической деятельности и пропаганде социалистического движения. На этой фазе существования рабочего движения, когда оно выработало уже все свои эффективные организационные формы, средствами распространения марксизма стали митинги, лекции, повседневная политическая борьба, чтение газет.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

После Маркса в социалистическом движении Западной Европы было три направления:

Карл Каутский (1854—1938) также отрицал необходимость революций в Западной Европе, отдавая предпочтений социальным реформам и парламентским формам борьбы.

2 Ортодоксы стремились сохранить революционаризм Маркса, идею революции и диктатуры, но в соответствии со взглядами Маркса не решались на широкомасштабное социальное экспериментирование пока не созреют для этого экономические предпосылки. К ортодоксам относится и родоначальник русского марксизма Г.В. Плеханов, который в 1917 году резко выступал против большевистского переворота в России, считая её не готовой к подобным экспериментам. Но это отдельный разговор.

3. Леворадикальные революционеры выступали за мировую революцию, которую следует инициировать из некоего единого центра. Таким центром они избрали Россию и отмежевались от первых двух направлений.

Если большевизм, несмотря на свою нацеленность на мировую революцию оказался попыткой применения леворадикального марксизма на русской почве, то марксизм на Западе развивался иначе. Их работы в СССР не публиковались. На Западе многообразие вариантов марксистской философии было обусловлено не только своеобразием задач, встающих перед социалистическим движением, но и тем, что в этих странах была возможность свободной научной дискуссии и свободный доступ к информации.

Гуманистический марксизм.

Преодолевая противоположности материализма и идеализма, философия практики включает в себя все ценные, жизнеспособные творческие элементы этих направлений, чтобы из их органического синтеза породить новую, более универсальную и гуманистическую культуру.

Не теряет ли в этом случве смысл сама идея о переходе к какому-то иному обществу? Нет, говорит Хабермас, не теряет. Дело в том, что само общество массового потребления становятся экологической и нравственной угрозой существованию человечества. Поэтому социалистическая альтернатива необходима для самосохранения человечества.

Однако Ремер не считал целесообразным отказ от марксизма, наоборот, задача — построить современную теорию перехода к социализму, но только не такому как в СССР. Авторы сборника – профессора американских и английских университетов, поэтому аналитический марксизм называют университетским. Учёные пытаются применять общую теорию систем чтобы повысить теоретическую строгость социальной философии. В то же время они отмечают, что современный мир не похож на тот английский индустриальный капитализм, экономику которого исследовал Маркс. Происходит деконцентрация и децентрализация в промышленности, труд уже не является фактором, объединяющим большие массы людей, имеет место не только резкий рост численности малых высокотехнологичных предприятий, но и рост числа рабочих мест на дому, оборудованных по последнему слову техники. Утопия, основанная на концепции классовой борьбы и диктатуры пролетариата, завершилась. Социализм вырастает в недрах постиндустриального технотронного общества на совершенно иной социально-классовой основе. Только, замечу я, процесс этот в условиях глобализации будет не такой гладкий, как нам хотелось бы.

Так можно ли говорить о кризисе марксизма? Можно говорить лишь об ушедшей эпохе и теориях ею порождённых. О подгонке теории под идеологические задачи. О недооценке личностных интересов людей, рыночных отношений, роли денежной системы как регулятора экономики, недооценке роли индивида с его недостатками и слабостями, интересами, эмоциями, эгоизмом, иррационализмом.

Читайте также: