Теория коммуникации маклюэна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – канадский философ, социолог, культуролог, литературовед; теоретик масс-медиа, исследователь социальных и психологических последствий развития средств массовой коммуникации.

Маклюэн получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия механических, электрических и электронных средств коммуникаций на человека и общество. Некоторые его гипотезы стали аксиомами нашей цивилизации, а целый ряд его оригинальных положений и сегодня разрабатывает современная маклюэнистика.

Основные работы Маклюэна:

В соответствии с этим он выделяет три исторических типа культуры:

1. первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни;

Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а своими сущностными характеристиками. Маклюэн утверждал, что новое средство коммуникации в той или иной степени вбирает в себя предыдущее. Например, содержанием кино является роман, содержанием романа – речь.

Использование любой новой технологической формы, так или иначе, приводит к принятию её вовнутрь, и, как следствие, к видоизменению восприятия человеком реальности сквозь призму новых возможностей. Каждая новая технология в ходе её использования, модифицирует человека, который, в свою очередь, находит новые способы её дальнейшего совершенствования.

19. Социальная симуляция и гиперреальность Жана Бодрийяра.

Жан Бодрийяр (1929-2007) – французский социолог, культуролог, один из наиболее известных представителей философии постмодернизма.

Бодрийяр полагает, что симуляция начинается с утопии основного принципа репрезентации, утверждающего эквивалентность знака и реальности. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака – отображать, символа – представлять, в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла.

Бродрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития:

1. отражение некой глубинной реальности

2. маскировка и извращение этой реальности

3. маскировка отсутствия всякой глубинной реальности

4. утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственной симуляции.

Речь идёт о мироустройстве, главной особенностью которого – созидание всё более обыскусствленной среды обитания, в которой человек более не страдает от тяжкого труда, болезней, голода, насилия, войн и даже не переживает экзистенциальных душевных конфликтов.

1. Начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; ей соответствовало естественное состояние мира, ценности развивались согласно существовавшим естественным обычаям.

2. Рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена.

3. Структурная стадия, когда появляется ценность-символ, некие своды соответствующих правил: ценности развиваются в соответствии с существующей совокупностью образов.

Согласно Бодрийяру, вся наша реальность, в том числе и трагические события прошлого, была пропущена через средства массовой информации. Это означает, что сейчас уже слишком поздно всё проверять и исторически осмысливать, так как для нашей эпохи характерно исчезновение всех средств для выяснения исторической правды.

Его ответ: существование людей в социуме изменится до неузнаваемости, под вопросом окажется даже биосоциальная природа человека. Лишь психологическая сфера личности индивида даёт какие-то надежды на сохранение людьми своей идентичности.

Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – канадский философ, социолог, культуролог, литературовед; теоретик масс-медиа, исследователь социальных и психологических последствий развития средств массовой коммуникации.

Маклюэн получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия механических, электрических и электронных средств коммуникаций на человека и общество. Некоторые его гипотезы стали аксиомами нашей цивилизации, а целый ряд его оригинальных положений и сегодня разрабатывает современная маклюэнистика.

Основные работы Маклюэна:

В соответствии с этим он выделяет три исторических типа культуры:

1. первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни;

Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а своими сущностными характеристиками. Маклюэн утверждал, что новое средство коммуникации в той или иной степени вбирает в себя предыдущее. Например, содержанием кино является роман, содержанием романа – речь.

Использование любой новой технологической формы, так или иначе, приводит к принятию её вовнутрь, и, как следствие, к видоизменению восприятия человеком реальности сквозь призму новых возможностей. Каждая новая технология в ходе её использования, модифицирует человека, который, в свою очередь, находит новые способы её дальнейшего совершенствования.

19. Социальная симуляция и гиперреальность Жана Бодрийяра.

Жан Бодрийяр (1929-2007) – французский социолог, культуролог, один из наиболее известных представителей философии постмодернизма.

Бодрийяр полагает, что симуляция начинается с утопии основного принципа репрезентации, утверждающего эквивалентность знака и реальности. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака – отображать, символа – представлять, в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла.

Бродрийяр предлагает рассматривать симуляцию как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре стадии развития:

1. отражение некой глубинной реальности

2. маскировка и извращение этой реальности

3. маскировка отсутствия всякой глубинной реальности

4. утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции, т.е. обращение знака в собственной симуляции.

Речь идёт о мироустройстве, главной особенностью которого – созидание всё более обыскусствленной среды обитания, в которой человек более не страдает от тяжкого труда, болезней, голода, насилия, войн и даже не переживает экзистенциальных душевных конфликтов.

1. Начальная стадия, когда существовали повседневные, бытовые ценности; ей соответствовало естественное состояние мира, ценности развивались согласно существовавшим естественным обычаям.

2. Рыночная стадия, когда ценность выступает как средство обмена.

3. Структурная стадия, когда появляется ценность-символ, некие своды соответствующих правил: ценности развиваются в соответствии с существующей совокупностью образов.

Согласно Бодрийяру, вся наша реальность, в том числе и трагические события прошлого, была пропущена через средства массовой информации. Это означает, что сейчас уже слишком поздно всё проверять и исторически осмысливать, так как для нашей эпохи характерно исчезновение всех средств для выяснения исторической правды.

Его ответ: существование людей в социуме изменится до неузнаваемости, под вопросом окажется даже биосоциальная природа человека. Лишь психологическая сфера личности индивида даёт какие-то надежды на сохранение людьми своей идентичности.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Такие вещи, как газеты, радио, ТВ и другие СМИ Маклюэн называл артефактами (то есть культурными явлениями, такими же, как письменность вообще или, скажем, книга) и рассматривал их как продолжения органов чувств человека, своего рода их расширение, выход вовне. Ключевыми артефактами, которые стали двигателем человечества, в разные эпохи выступали: иероглифическая письменность, алфавит, книгопечатание, радио, телевидение. Развивая мысль Маклюэна, можно сказать, что сейчас к этому списку прибавился еще интернет.

Все медиа мыслитель делил на "горячие" и "холодные". Первые доводят какое-то одно чувство до высокой степени определенности и не предполагают активного соучастия аудитории. Вторые, наоборот, предполагают неопределенность и поэтому активное участие аудитории в достраивании информации. Кроме того, на "горячие" и "холодные" он делил страны, считая горячими развитые страны, а холодными - отсталые, и предупреждал, что несоответствие медиа и культуры в данной стране может привести к большим проблемам.

"Речь или телефон — это холодные средства коммуникации. Кино и радио — горячие ", писал он, говоря о примерах подобных медиа. Чем горячее средство коммуникации, тем сильнее оно воздействует на сознание. Это давление может стать невыносимым, поэтому психика человека защищается, включая своего рода охлаждение. Например, человек сидит перед телевизором и, спасаясь от того, чем забивают его мозги с экрана, тупо переключает каналы в поисках чего-то более прохладного, то есть неопределенного. В целом телевидение можно отнести к "холодным" СМИ, поскольку телевизионная информация оставляет простор для додумывания.

Но иногда оно вещает в качестве рупора истины, то есть становится "горячим", давая зрителю полную и законченную информацию, которой можно верить. Подобный феномен произошел у нас в период перестройки, когда все СМИ, и телевидение в том числе, стали буквально раскаленными. Информация лилась широким потоком, как будто все шлюзы открылись. Ее содержательность и новизна зашкаливали, и именно информация тогда изменила общество, уничтожила СССР и повернула Россию на новый путь развития. Но недолго музыка играла.

Интересно в контексте теории Маклюэна порассуждать об интернете. Сам мыслитель не дожил до его широкого применения и, вероятно, вообще не предполагал о появлении такого средства коммуникации. К какому виду он отнес бы интернет? С одной стороны, это типичное "горячее" медиа, поскольку преподносит информацию в совершенно определенной форме, как некую истину. Но, с другой стороны, это такой вид коммуникации, который дает широкую возможность обратной связи, фантазий и додумывания, скепсиса. А это характеристики "холодных" медиа.


Направление человеческой истории зависит от характера медиа, используемых людьми.
Медиа – это, разумеется, не только СМИ. По сути, это любой посредник между человеком и внешней средой или другими людьми. Бутылка, стихотворение, стул, каталог мебели, машина, диафильм – все это в равной степени является средством коммуникации.
Любое средство коммуникации – это вынос вовне и расширение некой функции человеческого организма.
Человек оказывается чем-то вроде спрута. Постоянного расползающегося, расширяющего свой организм, стремящегося проникнуть во все уголки внешнего мира и приспособить их под свои нужды.



Картинка кликабельна

Средства коммуникации развиваются, меняется их температура и влияние на общество.


Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ.

Наиболее простым средством массовой информации является электрический свет, который создаёт окружающую среду посредством простого присутствия.
Электрический свет — это чистая информация.
Электрический свет не обладает никаким контентом, но тем не менее позволил людям с пользой использовать ночное время и сделал экономическую деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, интернет и другие средства массовой информации оказывают огромное и непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования.

Маклуен описывает медиа близко к первоначальному значению этого слова - "посредник".
И формулирует свои принципы с точки зрения взаимодействия (коммуникации) объектов (людей, систем) через медиа друг с другом и с окружающей средой.
Эти четыре прнципа были озвучены следующим образом:



Характеристики Медиа: восстановление, расширение, переход в противоположность, устаревание.

Каждая новая технология влияет на расширение возможностей определенного органа или определенной способности (что усиливает Медиа?).
Если одна из частей вашего восприятия усиливается, то как в законе сохранения энергии, другая часть подавляется (что Медиа делает устаревшим?).
Содержание любого медиа-средства - это старое средство передачи информации, то есть каким бы новым не было средство передачи информации, все равно он включает в себя старую форму (Как восстанавливаются Медиа из того, что устарело раньше?).
Каждая форма склонна к самосовершенствованию, если она доведена до лимита своих возможностей (Как отразится средство на нас, когда он исчерпает свои возможности?).

Герберт Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Его родители, Герберт Холл (Herbert Ernest) и Элси Холл (Elsie Hall), родились и всю жизнь прожили в Канаде; отец был продавцом недвижимости, мать была актрисой, а также зарабатывала пением в церковных хорах разных храмов. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр провинции Манитоба, Канада.

В 1928 году Маклюэн поступил в Университет Манитобы, где взялся за изучение теологии, экономики, психологии, истории, астрономии, а также литературы и языков: в первую очередь латинского и английского. В 1933 году ему была присуждена степень бакалавра по инженерной специальности и вручена золотая медаль по науке и искусствам, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе. Интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия), где в 1936 году он получил диплом бакалавра. После возвращения в Северную Америку в 1936 году Маклюэн начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в Католическом Университете Сент-Луиса (США). Там он познакомился со своей будущей женой, преподавательницей словесности и риторики Кариной Льюис, на которой женился в 1939 году. В последний год пребывания Маклюэна в Сент-Луисе стали появляться его культурно-критические работы. В 1943 году Маклюэн познакомился с английским художником, писателем и критиком — Перси Уиндэмом Льюисом (Percy Wyndham Lewis), о котором позже неоднократно говорил, что знакомство с последним сильно повлияло на его мышление.

В 1946 году Маклюэн начал преподавать в Университете Торонто, где в 1952 году получил должность профессора. В годах был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Генри Форда. В это время он заинтересовался влиянием технологий и медиа на общество. Значительное влияние на это направление исследований Маклюэна оказало его знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis), учеником которого он впоследствии себя неоднократно называл. В годах Маклюэн был членом Департамента английского языка в Колледже Святого архистратига Михаила Университета Торонто.

В 1979 году Маклюэна в результате случившегося инсульта разбил паралич, что повлияло на его способность читать и писать и вынудило оставить преподавательскую работу. Он ушёл из жизни 31 декабря 1980 года в Торонто.

Творчество и деятельность

Маршалл Маклюэн создал концептуальную модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций, при этом смена коммуникационных технологий положена им в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. В целом, творчество Маклюэна может быть типологически отнесено к методологической традиции технологического детерминизма, однако семантически его философские идеи выходят далеко за рамки философии техники. Несмотря на то, что расцвет популярности Маклюэна и его работ пришёлся на годы, с развитием Интернета его теории приобрели новый смысл и на рубеже столетий вновь оказались в центре теоретических дискуссий.

Для Маклюэна был характерен своеобразный стиль философствования, ориентированный в первую очередь не на академическое сообщество, но на массового читателя. Его работы полны афоризмов, идиоматических выражений, тем самым они ближе к литературным текстам, чем к научным рассуждениям. В силу этого работы Маклюэна неоднократно повергались критике со стороны приверженцев строгих критериев научности знания.

Теория типов коммуникации

В соответствии с этим в истории развития человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи:

Изменения, произведённые, по мнению Маклюэна, введением письма и печати, заключаются в следующем:

  1. Холодный однообразный визуальный мир — вместо эмоционального устного разнообразного мира:
    • потеря мистического элемента;
    • одна черта — рациональность мышления — вместо всего богатства чувств.
  2. Создание цивилизованного человека:
    • создание типа человека-мыслителя, индивидуума;
    • создание представления об унифицированности кодов, такого принципа работы, как расщепление, усреднение, пересобирание и механическое повторение (привычка к униформизму);
    • создание представления о линейности и непрерывности пространства и времени;
    • жёсткая причинно-следственная связь элементов системы;
    • невовлечённость — отчуждённость, пассивность.
  3. Общество:
    • индустриальность (возможность самовыражения в уединении и присоединении к другому уже с целью усиления мощи вели к созданию корпораций, военных и коммерческих), создание ситуации равного положения индивидов (например, перед законом);
    • массовый рынок;
    • доступное образование (книга — первая машина-учитель), универсальная литературность, специализация и фрагментация знания.
  4. Культура:
    • правильное написание и синтаксис, произношение (что отделило поэзию от песни, прозу от ораторства; теперь поэзия могла быть написана, но не услышана; музыка отделилась от слова);
    • появление Автора.

Теория холодных и горячих медиа

Согласно Маклюэну, все медиа можно разделить на две большие группы:

Основным критерием данной классификации выступает уровень вовлечения потребителя информации в процесс коммуникации. Таким образом, холодные медиа — включают, а горячие — исключают. Холодные медиа — это технологии племени, живого включения, участия; горячие — технологии цивилизации, абстрагирования, уединения, пассивности. Холодные медиа, появляющиеся сегодня, реплеменизируют общество; горячие — рецивилизируют. На их чередовании и основано развитие общества.

Теория медиа как ампутации

Например, ускорение процессов обмена информацией между племенами повлекло за собой ситуацию, в которой ноги и функция ходьбы или бега более не могли выдерживать необходимых нагрузок. Это повлекло за собой изобретение колеса и ампутацию ног (в том смысле, что их функция несколько изменилась, быстрое передвижение было изолировано от тела). Будучи отделена от тела, функция замыкается и достигает в себе высокой интенсивности, но такое усложнение опять воспринимаемо и переносимо нервной системой только оцепенением или блокировкой восприятия (второй по счёту). Самоампутация исключает самоузнавание.

Теория медиа и прогнозы

Читайте также: