Грех в христианстве кратко
Обновлено: 04.07.2024
Общее понятие
Ветхий Завет о Г.
Новый Завет о Г.
Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. № 668. Л. 143 об.)
Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. № 668. Л. 143 об.)
Г. сатанинский
Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале)
Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале)
Г. человеческий
Греховная одержимость часто вызывает крайние формы поведения. Грешник не может удержаться в рамках разумной умеренности. Причем его неумеренность, как ни странно, может проявляться не только в необузданных страстях, но и в безрассудной ревности (Рим 10. 2). Порождаемый такой ревностью фанатизм оказывается способным оправдать самое чудовищное преступление (ср.: Ин 16. 2).
Первородный и родовой Г.
Различие родов имеет исключительное значение при описании человеческой природы, к-рую Христос принял от Девы Марии (см. в ст. Богородица). Природа Девы была повреждена первородным Г., однако она не испытала на себе действия родового Г., поскольку происходила из рода Давидова, к-рый был включен в процесс последовательных очищений, совершавшихся, по замечанию свт. Григория Паламы, на протяжении мн. ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы ( Greg . Pal . In Praesent. Deip.).
Общественный Г.
Социальный Г., как правило, формируется под воздействием множества факторов, поэтому обнаружить его и установить правильный диагноз болезни общества очень трудно. Еще труднее лечить болезнь: попытки делать это с помощью одного лишь изменения общественных структур обычно оказываются малоэффективными. Главной предпосылкой преодоления коллективного Г., как и Г. индивидуального, является его осознание, с той лишь разницей, что Г. индивидуальный осознается на уровне личности, а Г. коллективный - на уровне общества.
Стадии развития личного Г.
До IV в. христ. писатели различали только 2 стадии Г.: сначала Г. зарождается в сознании человека в виде мысли, а затем проявляется как отрицательный поступок ( Orig . In Ps. 50 // PG. 12. Col. 1456). Однако впосл., по мере накопления аскетического опыта, зарождение и развитие Г. анализируются более подробно. Те из писателей-аскетов, к-рые уделяют такому анализу особое внимание, усматривают 6 ( Ioan . Climacus . 15. 73 // PG. 88. Col. 896) или 7 ( Ephraem Syr . Sermo de virtut. et passion.) стадий развития Г. При этом название каждой стадии у них совпадает не всегда, хотя весь греховный процесс представляется более или менее одинаково.
Прилог
Восьмеричная схема грехов
Святоотеческое учение о Г.
Реальность, называемая в христианстве Г., сопровождает его на протяжении всей его истории. И, хотя Христос победил смерть как последствие этой реальности, Г. продолжает господствовать в мире и губить человека. Поэтому проблема Г., как и проблема спасения, остается главной в христ. лит-ре вообще и в творениях св. отцов и учителей Церкви в частности.
Грех (греч. ἁμαρτία — непопадание в цель, промах) —
1) помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;
2) первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.
Сотворенному по образу и подобию Божьему человеку, наделенному разумной душой, естественно искать Цели, Причины и Источника своего существования – искать Богопознания и Богообщения, стремиться к соединению с Богом. Только обретя единение с высшим Божественным бытием – вечным, неограниченным, безусловным и всеблаженным человек получает высшее наслаждение и блаженство. Человеку неестественно устремляться к чему-либо тварному, низшему и чувственному как к вечному Богу, противоестественно ставить на место вечного, неизменного, бесконечного, неограниченного Божественного бытия ограниченное, тварное, преходящее.
В то же время человек наделен Богом свободной волей, поэтому он может стремиться к единению с Богом добровольно, а может и предпочесть жизни в Боге жизнь без Бога. В последнем случае он эгоистически замыкается в своем собственном естестве, самолюбиво обособляется от Бога, что и есть грех. По слову св. Феофана Затворника, человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Богослова, впадая в грех человек умер для Бога и стал жить своим естеством. Отказавшись от единения с Богом, человек ставит на место своего нетварного Создателя тленное и преходящее, обожествляет тварь вместо Творца. Бессмертная душа человека, созданная для того, чтобы созерцать Бога и озаряться Им вместо Бога взыскует тленного. Тем самым она развивает в себе противоестественные пристрастия к преходящему тварному миру, которые вносят разлад в человеческое существование, ибо никогда не могут быть удовлетворены. Так грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни.
Впадение в грех именуется грехопадением. Первыми грехопадению подверглись прародители человечества. Человек, живущий по закону греха, именуется ветхим человеком. Закрепленные в человеке греховные навыки называются страстями.
Грех несёт с собой три иллюзии: иллюзию свободы, иллюзию знания и иллюзию удовольствия.
Грешнику кажется, что он не скован правилами, но он не видит то, что стал рабом греха, который поработил его душу.
“Мы хотим лучше узнать друг друга” — говорят блудники и, узнав, становятся неинтересны друг другу, так как лишь похоть была их реальной целью.
Удовлетворение от греха — это приманка дьявола, она заставляет повторять и углублять падения, подобно наркоману, который вынужден увеличивать дозу.
Всякий ли грех представляет серьёзную опасность для спасения и бывают ли нравственно нейтральные, безобидные грехи?
Любой грех является преступлением перед Богом, в том числе даже, казалось бы, малый и незначительный ( 1Ин.3:4 ). Собственно говоря, многие грехи кажутся в глазах грешников малыми лишь потому, что давно уже стали привычными для подавляющей массы людей и не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.
В этой связи грешник вместо глубокого и искреннего раскаяния перед Богом нередко прибегает к самооправданию: а чем я хуже других? — ведь не я один так поступаю. История Ветхого Завета демонстрирует множество примеров, когда те или иные виды грехов не только не считались грехами, но и обрамлялись ореолом достоинства для целых племен и народов.
Между тем для святых даже и те грехи, которые осмысливались грешниками как малозначительные, в случае их совершения представляли серьёзный повод для покаянной печали и долгих слёзных молитв. Это связано с тем, что святые гораздо острее и чище созерцали глубину своего несоответствия тому образцу, который оставил в назидание Господь Иисус Христос. С высоты своего благодатного состояния и духовного опыта они предупреждали, что кто почитает какие-либо грехи за малые и несерьёзные, тот непременно впадет в более страшные, отчего понесёт более суровое наказание.
Другой причиной подобного восприятия греха служит то, что для ряда людей, в том числе называющих себя воцерковленными, суть греха, главным образом, сводится лишь к понятию вины перед Богом. Отсюда и убежденность: если вина невелика, то и потенциально возможное наказание за неё — невелико; а с учётом Божественного милосердия, Божьей любви оно и вовсе может быть минимизировано или отменено.
Более того, всякий грех, в том числе кажущийся незначительным, запечатлевается в душе словно ржавчина на железе, а грех, совершаемый с регулярностью или, что хуже, с постоянством, ведёт к формированию дурных навыков и привычек, к образованию греховных страстей и пороков. Чем больше человек грешит, тем больше уродует в себе черты образа Божия, заглушает нравственное чувство.
Опасность так называемых малых грехов в том и состоит, что будучи малым, до поры до времени они не обращают на себя должного внимания, а когда успевают укорениться и развиться в душе или теле, бороться с ними становится чрезвычайно трудно. Примером может служить страсть чревоугодия или пьянства: однократное переедание, как и одна лишняя рюмка спиртного не создаёт впечатления греха. Опасность становится очевидной тогда, когда эти желания заявляют о себе как об устоявшейся склонности.
Какие грехи называются смертными?
Смертными, в первую очередь, называются те грехи, которые ведут человека к духовной смерти, к вечной погибели. Если же грех, каким бы тяжелым он ни был, исправляется искренним покаянием и дальнейшим преобразованием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться причиной вечной погибели.
См. Грех смертный.
Что следует понимать под грехом?
прот. Игорь Прекуп
Обычно этим словом называют некое действие, нарушающее заповедь. Бесспорно, поступки, противоречащие заповедям, суть грехи, но понятие греха не исчерпывается юридическим аспектом или как факт, явление, событие; грех — не только то, что можно констатировать как совершенное греховное действие (это всего лишь верхушка айсберга).
Очень важно понимать, что грех — понятие не только этическое, но сугубо религиозное, ибо это в первую очередь — искажение взаимоотношений с Богом.
Первородный грех — это, во-первых, греховное состояние (амартия, ἁμαρτία), возводимое к прародительскому греху-поступку (паравасис, παράβασις) как причине, а во-вторых, это состояние, которое не является следствием личного навыка в греховном поведении.
Под первородным грехом следует понимать греховное состояние, приобретаемое наследственным образом. Оно преемственно через зачатие и в самом рождении человека воспринимается им от родителей и характеризуется удобопреклонностью ко греху и смертностью.
Необходимо отличать грехопадение прародителей как событие, как свободный волевой акт от первородного греха как падшего греховного состояния человеческой природы, передающегося по наследству.
Господь в беседе с Никодимом ( Ин.3:1–21 ) указывает на ненормальность состояния человеческого естества, на ущербное рождение по плоти, которое, по сути, есть рождение в смерть в духовном и физическом смысле.
Грех пытается парализовать нашу волю и принудить нас поступать вопреки знанию добра и зла, вопреки совести, свидетельствующей о естественном нравственном законе, вложенном Богом в нашу природу.
Грех не сводится только к сфере межличностных отношений. Грех – это то, что в первую очередь происходит во мне самом. В церковном понимании грех – это рана, которую человек наносит своей душе.
диакон Андрей
Грех – это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог.
протоиерей Евгений Шестун
Грех есть проявление зла. А проявляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чувством. И потому грехи бывают совершенные в уме или сердце – от них тоже надо освобождаться посредством Таинств Церкви и личной духовной жизни.
Валерий Духанин
Грех – добродетель со знаком минус. Грех – ржавчина, коррозия, которая ослабляет и разрушает человека. Грех расслабляет человека раз за разом и человек уже не чувствует разложения, порчи.
Грех стремится захватить власть над человеком, подчинить его. Греховные удовольствия – гонка за тенью, человек никогда не найдёт удовлетворения своим страстным наклонностям, но будет всегда жаждать греха.
Грех обманывает человека, создаёт иллюзию счастья, но может дать лишь временное успокоение…
Смертные грехи в православии — что это такое?
- Чревоугодие
- Прелюбодеяние
- Сребролюбие
- Гнев
- Печаль
- Уныние
- Тщеславие
- Гордыня
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Смертные грехи в православии: список
Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.
Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:
- Гордость
- Зависть
- Чревоугодие
- Блуд
- Гнев
- Алчность
- Уныние
Перечень грехов для исповеди
Чем мы согрешаем перед Господом?
- ГОРДОСТЬЮ.
- НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
- СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
- НЕПОКОРСТВОМ.
- САМООПРАВДАНИЕМ.
- ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
- САМОДОВОЛЬСТВОМ.
- САМОЛЮБИЕМ.
- САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
- НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
- СВОЕНРАВИЕМ.
- САМОХВАЛЬСТВОМ.
- САМОУГОДИЕМ.
- САМОЧИНИЕМ.
- НАГЛОСТЬЮ.
- ОСКОРБЛЕНИЕМ.
- ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
- СЛАВОЛЮБИЕМ.
- ВОЗНОШЕНИЕМ.
- ВЫСОКОМЕРИЕМ.
- ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
- ВЫСОКОУМИЕМ.
- НЕПОСЛУШАНИЕМ.
- ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
- ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
- БОГОХУЛЬСТВОМ.
- КОЩУНСТВОМ.
- НЕЧЕСТИЕМ.
- НЕПРАВОВЕРИЕМ.
- ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
- СУЕВЕРИЕМ.
- НЕПРАВДОЙ.
- ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
- НЕПОСТОЯНСТВОМ.
- ПРЕЛЕСТЬЮ.
- ЕРЕСЬЮ.
- ЧАРОДЕЙСТВОМ.
- ВОЛШЕБСТВОМ.
- ГАДАНИЕМ.
- НЕВЕРИЕМ.
- ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
- КОМАНДОВАНИЕМ.
- ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
- НАДМЕННОСТЬЮ.
- ТЩЕСЛАВИЕМ.
- КИЧЕНИЕМ.
- ЗАВИСТЬЮ.
- ЗЛОРАДСТВОМ.
- ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
- НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
- ПОРУГАНИЕМ.
- ПОРИЦАНИЕМ.
- УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
- НЕЧУВСТВИЕМ.
- НЕУВАЖЕНИЕМ.
- ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
- ЧВАНСТВОМ.
- ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
- ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
- НАУШНИЧЕСТВОМ.
- УКОРЕНИЕМ.
- ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
- ЖЕСТОКОСТЬЮ.
- НЕНАВИСТЬЮ.
- ДУШЕГУБСТВОМ.
- ЛЖЕСЛОВИЕМ.
- ГОРТАННОБЕСИЕМ.
- ЧРЕВОБЕСИЕМ.
- ЛЕНОСТЬЮ.
- НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
- НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
- ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
- ПЬЯНСТВОМ.
- СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
- БЛУДОМ.
- СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
- ПУСТОСЛОВИЕМ.
- НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
- РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
- РАСТЛЕНИЕМ.
- СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
- РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
- РАЗВРАТОМ.
- РАСПУТСТВОМ.
- РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
- СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
- НАСИЛИЕМ.
- МУЖЕЛОЖСТВОМ.
- СКОТОЛОЖСТВОМ.
- ОТВЕРЖЕНИЕМ.
- НЕВЕЖЕСТВОМ.
- НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
- НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
- НЕВИДЕНИЕМ.
- ХВАСТОВСТВОМ.
- ПРИТВОРСТВОМ.
- ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
- НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
- МНОГОЯДЕНИЕМ.
- ЧРЕВОУГОДИЕМ.
- ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
- КРОВОПРОЛИТИЕМ.
- КОВАРСТВОМ.
- КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
- КЛЕВЕТОЙ.
- ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
- ЛИЦЕМЕРИЕМ.
- ЛОВЕРИЕМ .
- МАЛОДУШИЕМ.
- РАВНОДУШИЕМ.
- УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
- ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
- ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
- СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
- СОМНЕНИЕМ.
- СТРАХОМ.
- ОТЧАЯНИЕМ.
- ХУЛОЙ.
- УБИЙСТВОМ
- ЛЕСТЬЮ.
- УНЫНИЕМ.
- РОПОТОМ.
- ПЕЧАЛЬЮ.
- БЕСПОКОЙСТВОМ.
- БОЯЗНЬЮ.
- МАЛОВЕРИЕМ .
- МАЛОДУШИЕМ.
- РАВНОДУШИЕМ.
- УТАЕНИЕМ.
- ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
- СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
- СОМНЕНИЕМ.
- СТРАХОМ.
- ОТЧАЯНИЕМ.
- ХУЛОЙ.
- УБИЙСТВОМ
- ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
- МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
- КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
- СКОПОТВОРСТВОМ.
- РАБОЛЕПСТВОМ.
- НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
- УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
- БЕССЕРДЕЧИЕМ.
- РВЕНИЕМ.
- ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
- ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
- ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
- ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
- ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
- БОЖБОЙ.
- СКУПОСТЬЮ.
- ЖАДНОСТЬЮ.
- ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
- МЗДОИМСТВОМ.
- ЛИХОИМСТВОМ.
- СВЯТОТАТСТВОМ.
- ВОРОВСТВОМ.
- ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
- КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
- РАЗБОЕМ.
- ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
- ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
- ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
- ГНЕВОМ.
- РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
- БУЕСЛОВИЕМ.
- НЕГОДОВАНИЕМ.
- НЕРАЗУМИЕМ.
- НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
- НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
- НЕТЕРПЕНИЕМ.
- СВАРЛИВОСТЬЮ.
- ОСУЖДЕНИЕМ.
- ПЕРЕСУДАМИ.
- ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
- СПОРАМИ.
- ЛЮБОПРЕНИЕМ.
- ПОНОШЕНИЕМ.
- СРАМОСЛОВИЕМ.
- ССОРАМИ.
- РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
- ДЕРЗОСТЬЮ.
- БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
- ЗЛОРЕЧИЕМ.
- ЗЛОСЛОВИЕМ.
- ЯРОСТЬЮ.
- НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
- НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
- ОБМАНОМ.
- ПЛЕНЕНИЕМ.
- ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
- ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
- ДВОЕДУШИЕМ.
- ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
- ЗЛОБОЙ.
- ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
- ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
- НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
- ВРАЖДОЙ.
- ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
- ПОБОЯМИ.
- ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
- ПРОКЛЯТИЕМ.
- ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
- ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
- НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
- БЕСЧУСТВИЕМ.
- УЯЗВЛЕНИЕМ.
- ДОСАЖДЕНИЕМ.
Как бороться с грехами?
К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.
Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:
- Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
- Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
- Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
- Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
- Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
- Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
- Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.
Десять заповедей
Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.
Читайте также: