Грех в христианстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общее понятие

Ветхий Завет о Г.

Новый Завет о Г.

Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. № 668. Л. 143 об.)


Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. № 668. Л. 143 об.)

Г. сатанинский

Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале)


Свержение сатаны небесными силами. Композиция на Суздальских золотых вратах. Кон. XII в. (Рождественский собор в Суздале)

Г. человеческий

Греховная одержимость часто вызывает крайние формы поведения. Грешник не может удержаться в рамках разумной умеренности. Причем его неумеренность, как ни странно, может проявляться не только в необузданных страстях, но и в безрассудной ревности (Рим 10. 2). Порождаемый такой ревностью фанатизм оказывается способным оправдать самое чудовищное преступление (ср.: Ин 16. 2).

Первородный и родовой Г.

Различие родов имеет исключительное значение при описании человеческой природы, к-рую Христос принял от Девы Марии (см. в ст. Богородица). Природа Девы была повреждена первородным Г., однако она не испытала на себе действия родового Г., поскольку происходила из рода Давидова, к-рый был включен в процесс последовательных очищений, совершавшихся, по замечанию свт. Григория Паламы, на протяжении мн. ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы ( Greg . Pal . In Praesent. Deip.).

Общественный Г.

Социальный Г., как правило, формируется под воздействием множества факторов, поэтому обнаружить его и установить правильный диагноз болезни общества очень трудно. Еще труднее лечить болезнь: попытки делать это с помощью одного лишь изменения общественных структур обычно оказываются малоэффективными. Главной предпосылкой преодоления коллективного Г., как и Г. индивидуального, является его осознание, с той лишь разницей, что Г. индивидуальный осознается на уровне личности, а Г. коллективный - на уровне общества.

Стадии развития личного Г.

До IV в. христ. писатели различали только 2 стадии Г.: сначала Г. зарождается в сознании человека в виде мысли, а затем проявляется как отрицательный поступок ( Orig . In Ps. 50 // PG. 12. Col. 1456). Однако впосл., по мере накопления аскетического опыта, зарождение и развитие Г. анализируются более подробно. Те из писателей-аскетов, к-рые уделяют такому анализу особое внимание, усматривают 6 ( Ioan . Climacus . 15. 73 // PG. 88. Col. 896) или 7 ( Ephraem Syr . Sermo de virtut. et passion.) стадий развития Г. При этом название каждой стадии у них совпадает не всегда, хотя весь греховный процесс представляется более или менее одинаково.

Прилог

Восьмеричная схема грехов

Святоотеческое учение о Г.

Реальность, называемая в христианстве Г., сопровождает его на протяжении всей его истории. И, хотя Христос победил смерть как последствие этой реальности, Г. продолжает господствовать в мире и губить человека. Поэтому проблема Г., как и проблема спасения, остается главной в христ. лит-ре вообще и в творениях св. отцов и учителей Церкви в частности.

Грех (греч. ἁμαρτία — непо­па­да­ние в цель, промах) —

1) помысл, мысль, жела­ние, реше­ние, вле­че­ние, дей­ствие или без­дей­ствие, про­ти­во­ре­ча­щее Боже­ствен­ному нрав­ствен­ному закону, Божьим запо­ве­дям, пове­ле­ниям, рели­ги­озно-обря­до­вым нормам;

2) пер­во­род­ный грех: порча чело­ве­че­ской при­роды, как по душе, так и по телу, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии про­яв­ля­ю­ща­яся в том, что все потомки согре­шив­ших пра­ро­ди­те­лей (за исклю­че­нием Гос­пода Иисуса Христа) рож­да­ются со склон­но­стью ко злу, удо­бо­пре­клон­ными к вли­я­нию на них падших духов.

Сотво­рен­ному по образу и подо­бию Божьему чело­веку, наде­лен­ному разум­ной душой, есте­ственно искать Цели, При­чины и Источ­ника своего суще­ство­ва­ния – искать Бого­по­зна­ния и Бого­об­ще­ния, стре­миться к соеди­не­нию с Богом. Только обретя еди­не­ние с высшим Боже­ствен­ным бытием – вечным, неогра­ни­чен­ным, без­услов­ным и все­б­ла­жен­ным чело­век полу­чает высшее насла­жде­ние и бла­жен­ство. Чело­веку неесте­ственно устрем­ляться к чему-либо твар­ному, низ­шему и чув­ствен­ному как к веч­ному Богу, про­ти­во­есте­ственно ста­вить на место веч­ного, неиз­мен­ного, бес­ко­неч­ного, неогра­ни­чен­ного Боже­ствен­ного бытия огра­ни­чен­ное, твар­ное, пре­хо­дя­щее.

В то же время чело­век наде­лен Богом сво­бод­ной волей, поэтому он может стре­миться к еди­не­нию с Богом доб­ро­вольно, а может и пред­по­честь жизни в Боге жизнь без Бога. В послед­нем случае он эго­и­сти­че­ски замы­ка­ется в своем соб­ствен­ном есте­стве, само­лю­биво обособ­ля­ется от Бога, что и есть грех. По слову св. Фео­фана Затвор­ника, чело­век согре­шил тем, что пере­нес центр своей жизни и дея­тель­но­сти с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Бого­слова, впадая в грех чело­век умер для Бога и стал жить своим есте­ством. Отка­зав­шись от еди­не­ния с Богом, чело­век ставит на место своего нетвар­ного Созда­теля тлен­ное и пре­хо­дя­щее, обо­жеств­ляет тварь вместо Творца. Бес­смерт­ная душа чело­века, создан­ная для того, чтобы созер­цать Бога и оза­ряться Им вместо Бога взыс­кует тлен­ного. Тем самым она раз­ви­вает в себе про­ти­во­есте­ствен­ные при­стра­стия к пре­хо­дя­щему твар­ному миру, кото­рые вносят разлад в чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние, ибо нико­гда не могут быть удо­вле­тво­рены. Так грех про­яв­ляет себя как без­за­ко­ние, как нару­ше­ние нормы чело­ве­че­ского бытия, как извра­ще­ние есте­ствен­ного порядка чело­ве­че­ской жизни.

Впа­де­ние в грех име­ну­ется гре­хо­па­де­нием. Пер­выми гре­хо­па­де­нию под­верг­лись пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства. Чело­век, живу­щий по закону греха, име­ну­ется ветхим чело­ве­ком. Закреп­лен­ные в чело­веке гре­хов­ные навыки назы­ва­ются стра­стями.

Грех несёт с собой три иллю­зии: иллю­зию сво­боды, иллю­зию знания и иллю­зию удо­воль­ствия.

Греш­нику кажется, что он не скован пра­ви­лами, но он не видит то, что стал рабом греха, кото­рый пора­бо­тил его душу.

“Мы хотим лучше узнать друг друга” — гово­рят блуд­ники и, узнав, ста­но­вятся неин­те­ресны друг другу, так как лишь похоть была их реаль­ной целью.

Удо­вле­тво­ре­ние от греха — это при­манка дья­вола, она застав­ляет повто­рять и углуб­лять паде­ния, подобно нар­ко­ману, кото­рый вынуж­ден уве­ли­чи­вать дозу.

Всякий ли грех пред­став­ляет серьёз­ную опас­ность для спа­се­ния и бывают ли нрав­ственно ней­траль­ные, без­обид­ные грехи?

Любой грех явля­ется пре­ступ­ле­нием перед Богом, в том числе даже, каза­лось бы, малый и незна­чи­тель­ный ( 1Ин.3:4 ). Соб­ственно говоря, многие грехи кажутся в глазах греш­ни­ков малыми лишь потому, что давно уже стали при­выч­ными для подав­ля­ю­щей массы людей и не кажутся чем-то из ряда вон выхо­дя­щим.

В этой связи греш­ник вместо глу­бо­кого и искрен­него рас­ка­я­ния перед Богом нередко при­бе­гает к само­оправ­да­нию: а чем я хуже других? — ведь не я один так посту­паю. Исто­рия Вет­хого Завета демон­стри­рует мно­же­ство при­ме­ров, когда те или иные виды грехов не только не счи­та­лись гре­хами, но и обрам­ля­лись орео­лом досто­ин­ства для целых племен и наро­дов.

Между тем для святых даже и те грехи, кото­рые осмыс­ли­ва­лись греш­ни­ками как мало­зна­чи­тель­ные, в случае их совер­ше­ния пред­став­ляли серьёз­ный повод для пока­ян­ной печали и долгих слёз­ных молитв. Это свя­зано с тем, что святые гораздо острее и чище созер­цали глу­бину своего несо­от­вет­ствия тому образцу, кото­рый оста­вил в нази­да­ние Гос­подь Иисус Хри­стос. С высоты своего бла­го­дат­ного состо­я­ния и духов­ного опыта они пре­ду­пре­ждали, что кто почи­тает какие-либо грехи за малые и несе­рьёз­ные, тот непре­менно впадет в более страш­ные, отчего поне­сёт более суро­вое нака­за­ние.

Другой при­чи­ной подоб­ного вос­при­я­тия греха служит то, что для ряда людей, в том числе назы­ва­ю­щих себя воцер­ко­в­лен­ными, суть греха, глав­ным обра­зом, сво­дится лишь к поня­тию вины перед Богом. Отсюда и убеж­ден­ность: если вина неве­лика, то и потен­ци­ально воз­мож­ное нака­за­ние за неё — неве­лико; а с учётом Боже­ствен­ного мило­сер­дия, Божьей любви оно и вовсе может быть мини­ми­зи­ро­вано или отме­нено.

Более того, всякий грех, в том числе кажу­щийся незна­чи­тель­ным, запе­чат­ле­ва­ется в душе словно ржав­чина на железе, а грех, совер­ша­е­мый с регу­ляр­но­стью или, что хуже, с посто­ян­ством, ведёт к фор­ми­ро­ва­нию дурных навы­ков и при­вы­чек, к обра­зо­ва­нию гре­хов­ных стра­стей и поро­ков. Чем больше чело­век грешит, тем больше уро­дует в себе черты образа Божия, заглу­шает нрав­ствен­ное чув­ство.

Опас­ность так назы­ва­е­мых малых грехов в том и состоит, что будучи малым, до поры до вре­мени они не обра­щают на себя долж­ного вни­ма­ния, а когда успе­вают уко­ре­ниться и раз­виться в душе или теле, бороться с ними ста­но­вится чрез­вы­чайно трудно. При­ме­ром может слу­жить страсть чре­во­уго­дия или пьян­ства: одно­крат­ное пере­еда­ние, как и одна лишняя рюмка спирт­ного не создаёт впе­чат­ле­ния греха. Опас­ность ста­но­вится оче­вид­ной тогда, когда эти жела­ния заяв­ляют о себе как об усто­яв­шейся склон­но­сти.

Какие грехи назы­ва­ются смерт­ными?

Смерт­ными, в первую оче­редь, назы­ва­ются те грехи, кото­рые ведут чело­века к духов­ной смерти, к вечной поги­бели. Если же грех, каким бы тяже­лым он ни был, исправ­ля­ется искрен­ним пока­я­нием и даль­ней­шим пре­об­ра­зо­ва­нием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться при­чи­ной вечной поги­бели.
См. Грех смерт­ный.

Что сле­дует пони­мать под грехом?

прот. Игорь Прекуп

Обычно этим словом назы­вают некое дей­ствие, нару­ша­ю­щее запо­ведь. Бес­спорно, поступки, про­ти­во­ре­ча­щие запо­ве­дям, суть грехи, но поня­тие греха не исчер­пы­ва­ется юри­ди­че­ским аспек­том или как факт, явле­ние, собы­тие; грех — не только то, что можно кон­ста­ти­ро­вать как совер­шен­ное гре­хов­ное дей­ствие (это всего лишь вер­хушка айс­берга).

Очень важно пони­мать, что грех — поня­тие не только эти­че­ское, но сугубо рели­ги­оз­ное, ибо это в первую оче­редь — иска­же­ние вза­и­мо­от­но­ше­ний с Богом.

Пер­во­род­ный грех — это, во-первых, гре­хов­ное состо­я­ние (амар­тия, ἁμαρτία), воз­во­ди­мое к пра­ро­ди­тель­скому греху-поступку (пара­ва­сис, παράβασις) как при­чине, а во-вторых, это состо­я­ние, кото­рое не явля­ется след­ствием лич­ного навыка в гре­хов­ном пове­де­нии.

Под пер­во­род­ным грехом сле­дует пони­мать гре­хов­ное состо­я­ние, при­об­ре­та­е­мое наслед­ствен­ным обра­зом. Оно пре­ем­ственно через зача­тие и в самом рож­де­нии чело­века вос­при­ни­ма­ется им от роди­те­лей и харак­те­ри­зу­ется удо­бо­пре­клон­но­стью ко греху и смерт­но­стью.

Необ­хо­димо отли­чать гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей как собы­тие, как сво­бод­ный воле­вой акт от пер­во­род­ного греха как пад­шего гре­хов­ного состо­я­ния чело­ве­че­ской при­роды, пере­да­ю­ще­гося по наслед­ству.

Гос­подь в беседе с Нико­ди­мом ( Ин.3:1–21 ) ука­зы­вает на ненор­маль­ность состо­я­ния чело­ве­че­ского есте­ства, на ущерб­ное рож­де­ние по плоти, кото­рое, по сути, есть рож­де­ние в смерть в духов­ном и физи­че­ском смысле.

Грех пыта­ется пара­ли­зо­вать нашу волю и при­ну­дить нас посту­пать вопреки знанию добра и зла, вопреки сове­сти, сви­де­тель­ству­ю­щей о есте­ствен­ном нрав­ствен­ном законе, вло­жен­ном Богом в нашу при­роду.

Грех не сво­дится только к сфере меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Грех – это то, что в первую оче­редь про­ис­хо­дит во мне самом. В цер­ков­ном пони­ма­нии грех – это рана, кото­рую чело­век нано­сит своей душе.
диакон Андрей

Грех – это откло­не­ние от тех правил жизни, тех зако­нов, кото­рые уста­но­вил Бог.
про­то­и­е­рей Евге­ний Шестун

Грех есть про­яв­ле­ние зла. А про­яв­ляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чув­ством. И потому грехи бывают совер­шен­ные в уме или сердце – от них тоже надо осво­бож­даться посред­ством Таинств Церкви и личной духов­ной жизни.
Вале­рий Духа­нин

Грех – доб­ро­де­тель со знаком минус. Грех – ржав­чина, кор­ро­зия, кото­рая ослаб­ляет и раз­ру­шает чело­века. Грех рас­слаб­ляет чело­века раз за разом и чело­век уже не чув­ствует раз­ло­же­ния, порчи.

Грех стре­мится захва­тить власть над чело­ве­ком, под­чи­нить его. Гре­хов­ные удо­воль­ствия – гонка за тенью, чело­век нико­гда не найдёт удо­вле­тво­ре­ния своим страст­ным наклон­но­стям, но будет всегда жаж­дать греха.

Грех обма­ны­вает чело­века, создаёт иллю­зию сча­стья, но может дать лишь вре­мен­ное успо­ко­е­ние…


Смертные грехи в православии — что это такое?

Смертные грехи - как спастись?

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Гнев
  5. Печаль
  6. Уныние
  7. Тщеславие
  8. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Смертные грехи - гордыня

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Блуд
  5. Гнев
  6. Алчность
  7. Уныние

Смертные грехи - сребролюбие

Перечень грехов для исповеди

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ .
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех — недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача — постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина — ко Христу.

Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:

  1. Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
  2. Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
  3. Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
  4. Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
  5. Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
  6. Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
  7. Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.

Десять заповедей

Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.

Читайте также: