Греция и ближний восток в эпоху эллинизма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Походы Александра и завоевание им ближневосточного мира вплоть до Индии вызвали к жизни небывалую до того по масштабам колонизацию. Греки и македонцы массами устремились в богатые земли Востока, сулившие им привилегированные условия жизни и легкие доходы. Именно за счет этой колонизации возникали десятки новых городов, значительная часть которых представляла собой образования, похожие на классические греческие полисы, т. е. являвшие собой самоуправляющиеся территории, подчас включавшие, помимо огражденного поселения, и обширную примыкающую к нему периферию. Эти полисы обычно имели не только автономные формы администрации, но и немалые привилегии и иммунитеты. Правда, о политической их независимости речи быть не могло: все вновь возникавшие эллинистические по типу городские поселения включались в единую систему государственной администрации Птолемеев и Селевкидов, причем цари неизменно стремились поставить города под свой контроль, размещали там свои гарнизоны, направляли туда своих чиновников с большими полномочиями и правами верховного надзора. Словом, эллинистические города на Ближнем Востоке многим напоминали греческие полисы, да и жили там в основном колонизаторы‑эллины, но при всем том эти города отличались от классических греческих полисов урезанными правами и свободами, которые были урезаны в пользу могущественной царской власти, античной Греции почти незнакомой, как, впрочем, и Македонии. Стоит заметить, что правами земельного владения в этих городах пользовались не только полноправные граждане, ими могли пользоваться и иные переселенцы, что резко изменяло характер статуса гражданской общины города.

Несмотря на все эти различий, эллинизированные города вместе с военными поселениями тех же греков и македонцев, основанными на принципе щедрого наделении воинов и ветеранов земельными участками с налоговым иммунитетом, были форпостами эллинистического влияния на древнем Ближнем Востоке. Именно за счет такого влияния в странах Востока, правителями которых были династии диадохов, т. е. тех же греков, осуществлялся генеральный процесс эллинизации, проникновения в ближневосточный регион элементов греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни греков. Правда, это проникновение затрагивало лишь некоторые наиболее развитые в экономическом и культурном отношении районы и слои населения – преимущественно те, что тяготели все к тем же греческим по характеру полисам, скажем, типа новой столицы Египта Александрии. Что же касается отдаленных районов или древних городских торгово‑ремесленных центров вроде Вавилона, то они в основном сохраняли свою привычную структуру и мало что заимствовали у греков, разве что усиливали свои связи с ними.




Новое было в том, что рядом с этой традиционной сферой экономических и административных связей существовали крупные анклавы вроде Александрии, где жизнь текла по совершенно иным законам эллинского мира. А так как Александрия была столицей, ее образ жизни оказывал немалое влияние, особенно на имущие слои Египта, которые подвергались эллинизации в первую очередь. В то же время основной части страны – хоры – процесс эллинизации мало касался. Отсюда и итоговый результат: воздействие эллинизма на жизнь страны и народа в птолемеевском Египте было не слишком заметным, но тем не менее влияние его на правящие и имущие слои – а именно они в первую очередь были причастны к экономическим рычагам и культурному потенциалу Египта – было достаточно ощутимым, во всяком случае для того, чтобы весь исторический период, связанный с этим влиянием, считать и именовать периодом эллинизма.

Великие империи Ахеменидов и Александра и последовавшая за ними на Ближнем Востоке эпоха эллинизма как бы подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и государственности в этом регионе. Влияние этого периода в истории человечества огромно. Его невозможно переоценить. Оно создало ту евразийскую средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность – без ближневосточной основы она сама по себе едва ли могла бы появиться на свет.

Ни у Финикии, ни тем более у Вавилона таких благоприятных условий никогда не было. Оба торговых анклава, как и многие другие центры ближневосточной транзитной торговли, всегда находились под жестким давлением со стороны сильных государств, для финикийцев чужих, для вавилонян и других торговцев – чужих и своих собственных. Когда же наступила эпоха империй, давление со стороны власти, чаще всего чужой, оказалось еще более ощутимым. Правда, это давление имело покровительственный оттенок. Имперская власть всегда поощряла транзитную торговлю и, устраняя таможенные барьеры, политические границы и вообще опасности, способствовала расцвету рынка и развитию накоплений собственников. Однако при всем том власть жестко давила и на рынок, и на собственность, не давая ни тому, ни другому главного, без чего они не в состоянии были стать полноценными, – свободы. Свободы политической и экономической, социальной и правовой, свободы от контроля со стороны власти и тем более от притязаний и произвола власть имущих. Свободы, огражденной надежным барьером прав, гарантий и привилегий для собственника, индивида, гражданина, субъекта права. Все это было неотъемлемым достоянием античности – и всего этого не было на Востоке и вообще нигде, кроме античности. Не было даже осознанной потребности в такого рода свободе, не было потому, что не существовало условий для формирования подобной потребности в ее сколько‑нибудь ощутимом и социально значимом объеме.

Я сознательно акцентирую внимание на принципиальной разнице – это важно для понимания сути проблемы. Допускаю, что в реальной действительности грани были более размытыми, что финикийские колонии типа Карфагена были ближе к античной структуре, чем, скажем, к египетской, что для многих транзитных торговцев эллинизованные анклавы времен эллинизма были роднее и понятнее, чем находившаяся под традиционным давлением властей провинциальная хора. Но, признавая это, не уйти от самого факта: отдельные исключения погоды не сделали. Больше того, античный мир остался античным и по структуре, и по образу жизни даже тогда, когда римские граждане подвергались жесточайшему произволу всевластных тиранов‑цезарей, а восточный мир оставался восточным и тогда, когда произвола почти не ощущалось, а все текло по традиционному и всех удовлетворявшему руслу каждодневной обыденности. И вот в этом‑то и заключается коренная причина того, почему эллинизм остался лишь историческим эпизодом в жизни Ближнего Востока. Эпизодом, растянувшимся на тысячелетие, но принципиально почти ничего не изменившим: похожим на Европу Ближний Восток так и не стал, что оказалось особенно очевидным после его исламизации.

Походы Александра и завоевание им ближневосточного мира вплоть до Индии вызвали к жизни небывалую до того по масштабам колонизацию. Греки и македонцы массами устремились в богатые земли Востока, сулившие им привилегированные условия жизни и легкие доходы. Именно за счет этой колонизации возникали десятки новых городов, значительная часть которых представляла собой образования, похожие на классические греческие полисы, т. е. являвшие собой самоуправляющиеся территории, подчас включавшие, помимо огражденного поселения, и обширную примыкающую к нему периферию. Эти полисы обычно имели не только автономные формы администрации, но и немалые привилегии и иммунитеты. Правда, о политической их независимости речи быть не могло: все вновь возникавшие эллинистические по типу городские поселения включались в единую систему государственной администрации Птолемеев и Селевкидов, причем цари неизменно стремились поставить города под свой контроль, размещали там свои гарнизоны, направляли туда своих чиновников с большими полномочиями и правами верховного надзора. Словом, эллинистические города на Ближнем Востоке многим напоминали греческие полисы, да и жили там в основном колонизаторы‑эллины, но при всем том эти города отличались от классических греческих полисов урезанными правами и свободами, которые были урезаны в пользу могущественной царской власти, античной Греции почти незнакомой, как, впрочем, и Македонии. Стоит заметить, что правами земельного владения в этих городах пользовались не только полноправные граждане, ими могли пользоваться и иные переселенцы, что резко изменяло характер статуса гражданской общины города.

Несмотря на все эти различий, эллинизированные города вместе с военными поселениями тех же греков и македонцев, основанными на принципе щедрого наделении воинов и ветеранов земельными участками с налоговым иммунитетом, были форпостами эллинистического влияния на древнем Ближнем Востоке. Именно за счет такого влияния в странах Востока, правителями которых были династии диадохов, т. е. тех же греков, осуществлялся генеральный процесс эллинизации, проникновения в ближневосточный регион элементов греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни греков. Правда, это проникновение затрагивало лишь некоторые наиболее развитые в экономическом и культурном отношении районы и слои населения – преимущественно те, что тяготели все к тем же греческим по характеру полисам, скажем, типа новой столицы Египта Александрии. Что же касается отдаленных районов или древних городских торгово‑ремесленных центров вроде Вавилона, то они в основном сохраняли свою привычную структуру и мало что заимствовали у греков, разве что усиливали свои связи с ними.

Новое было в том, что рядом с этой традиционной сферой экономических и административных связей существовали крупные анклавы вроде Александрии, где жизнь текла по совершенно иным законам эллинского мира. А так как Александрия была столицей, ее образ жизни оказывал немалое влияние, особенно на имущие слои Египта, которые подвергались эллинизации в первую очередь. В то же время основной части страны – хоры – процесс эллинизации мало касался. Отсюда и итоговый результат: воздействие эллинизма на жизнь страны и народа в птолемеевском Египте было не слишком заметным, но тем не менее влияние его на правящие и имущие слои – а именно они в первую очередь были причастны к экономическим рычагам и культурному потенциалу Египта – было достаточно ощутимым, во всяком случае для того, чтобы весь исторический период, связанный с этим влиянием, считать и именовать периодом эллинизма.

Великие империи Ахеменидов и Александра и последовавшая за ними на Ближнем Востоке эпоха эллинизма как бы подвели черту под почти трехтысячелетним развитием цивилизации и государственности в этом регионе. Влияние этого периода в истории человечества огромно. Его невозможно переоценить. Оно создало ту евразийскую средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность – без ближневосточной основы она сама по себе едва ли могла бы появиться на свет.

Ни у Финикии, ни тем более у Вавилона таких благоприятных условий никогда не было. Оба торговых анклава, как и многие другие центры ближневосточной транзитной торговли, всегда находились под жестким давлением со стороны сильных государств, для финикийцев чужих, для вавилонян и других торговцев – чужих и своих собственных. Когда же наступила эпоха империй, давление со стороны власти, чаще всего чужой, оказалось еще более ощутимым. Правда, это давление имело покровительственный оттенок. Имперская власть всегда поощряла транзитную торговлю и, устраняя таможенные барьеры, политические границы и вообще опасности, способствовала расцвету рынка и развитию накоплений собственников. Однако при всем том власть жестко давила и на рынок, и на собственность, не давая ни тому, ни другому главного, без чего они не в состоянии были стать полноценными, – свободы. Свободы политической и экономической, социальной и правовой, свободы от контроля со стороны власти и тем более от притязаний и произвола власть имущих. Свободы, огражденной надежным барьером прав, гарантий и привилегий для собственника, индивида, гражданина, субъекта права. Все это было неотъемлемым достоянием античности – и всего этого не было на Востоке и вообще нигде, кроме античности. Не было даже осознанной потребности в такого рода свободе, не было потому, что не существовало условий для формирования подобной потребности в ее сколько‑нибудь ощутимом и социально значимом объеме.

Я сознательно акцентирую внимание на принципиальной разнице – это важно для понимания сути проблемы. Допускаю, что в реальной действительности грани были более размытыми, что финикийские колонии типа Карфагена были ближе к античной структуре, чем, скажем, к египетской, что для многих транзитных торговцев эллинизованные анклавы времен эллинизма были роднее и понятнее, чем находившаяся под традиционным давлением властей провинциальная хора. Но, признавая это, не уйти от самого факта: отдельные исключения погоды не сделали. Больше того, античный мир остался античным и по структуре, и по образу жизни даже тогда, когда римские граждане подвергались жесточайшему произволу всевластных тиранов‑цезарей, а восточный мир оставался восточным и тогда, когда произвола почти не ощущалось, а все текло по традиционному и всех удовлетворявшему руслу каждодневной обыденности. И вот в этом‑то и заключается коренная причина того, почему эллинизм остался лишь историческим эпизодом в жизни Ближнего Востока. Эпизодом, растянувшимся на тысячелетие, но принципиально почти ничего не изменившим: похожим на Европу Ближний Восток так и не стал, что оказалось особенно очевидным после его исламизации.

Эллинизм, также известный как эллинистический период, — это период в истории, во время которого греческая культура (или эллинистическая культура) получила активное распространение.

В этот период Греция находилась под контролем Македонии во главе с императором Александром Македонским (356–323), которого также называли Александром Великим.

Эллинизм длился с 323 по 30 год до н. э.

Александр Македонский

Бюст Александра Македонского

Александр Македонский распространил своё влияние на все города древней Греции и в результате создал империю с греческой культурой в основе.

Александр распространял культуру и за пределы Балканского полуострова.

Территория эллинизма

Греческая культура получила распространение от Средиземного моря до Центральной Азии, охватывая северную Африку, Персию (на Ближнем Востоке), восточную Европу и Индию.

эллинистический мир

Территория эллинистического мира

Александр Македонский пришёл к власти в Македонской империи после убийства его отца, Филиппа II. Покорив Грецию, он сумел создать крупнейшую на сегодняшний день империю.

Несмотря на то, что греческий язык стал общепринятым в объединённой империи, между нациями происходил культурный обмен. В результате какие-то части империи приняли греческие культурные ценности, другие — сохранили местные обычаи и языковые нормы.

Распространение эллинистической культуры

Александрия — город в Египте, названный в честь македонского императора — была главным центром эллинистической культуры, в особенности искусства и литературы.

В Александрии находилась знаменитая библиотека. В ней хранились по меньшей мере 200 000 папирусных свитков с трудами древних философов.

Александрийская библиотека

Александрийская библиотека, Египет

Другим важным культурным городом была Антиохия, столица древней Сирии.

В эпоху эллинизма образовались новые философские учения: цинизм, стоицизм, эпикуреизм и неоплатонизм.

Узнайте также про философские течения Гедонизма и Релятивизма.

Уничтожение Александрийской библиотеки

Наиболее известной причиной уничтожения библиотеки считается история, произошедшая в 642 году. Тогда халиф (или правитель) Умар ибн аль-Хаттаб (он же Омар I) приказал арабскому военноначальнику Амре ибн аль-Аса сжечь все книги, которые противоречат Корану.

Историки, однако, выдвигают другую версию. Согласно ей упадок библиотеки, а затем и её уничтожение произошли по бюрократическим причинам.

Упадок начался с указа римского императора Марка Аврелия отменить стипендии для членов и исключить иностранных учёных из списка членов библиотеки.

Существует мнение, что внешний фасад здания был и так уже достаточно повреждён из-за постоянных военных операций, в которых Александрия принимала участие.

Считается, что библиотека уже больше походила на руины, когда в ней случился пожар. По мнению историков, все свитки были сожжены, но не в пожаре: они использовались для растопки бань в Александрии.

Единственно сохранившимися свитками были работы Аристотеля.

Важность эллинизма для искусства и науки

Эллинистический период имеет большую ценность, потому как открытия, которые были совершены в то время, используются и сейчас.

Читайте ниже, насколько данный период имел значение для человечества.

Эллинизм и искусство

Искусство было доступно только высшему классу.

Архитектуре были присущи восточные мотивы. Наиболее ярко восточное влияние выразилось в сводах и арках сооружений.

Живопись практически исчезла в этот период.

А вот изображение расовых различий, боли, старости, злости и детства с помощью искусства стало очень популярным в эпоху эллинизма.

Эллинизм и литература

К сожалению, эллинистическая литература практически не сохранилась до наших дней.

Самыми известными поэтами того времени были Каллимах (который сочинял гимны, эпиграммы и был автором двух поэм) и Феокрит (создатель жанра пастораль).

Во время эллинизма также возник жанр "новой комедии" в театре. Этот жанр отображал жизнь простых людей. Древнегреческий драматург Менандр был его основоположником.

Эллинизм и философия

Период эллинизма был процветающим и в плане философии.

Идеи западного мышления, которое до этого преобладало лишь в Греции, стали распространяться за её пределы.

Возникли новые школы: стоики, эпикурейцы, циники и скептики.

Эллинизм и наука

Научные открытия того времени используются и сейчас.

Великий математик Архимед из Сиракуз открыл интегральное исчисление, закон сохранения импульса, придумал планетарий и винт-насос для перекачки воды.

В астрономии выделяются имена Гиппарха, который заявил, что год состоит из 365 дней, и Аристарха Самосского, который доказал, что Солнце находится в центре солнечной системы.

Древнегреческий врач Герофил, который жил в эллинистическую эпоху, внёс большой вклад в медицину. Он считается основателем анатомии.

Герофил открыл мозжечок в мозгу, описал строение двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы и простаты. Он также определил частоту пульса, измеряя его во время определённых сердечных циклов (систолы и диастолы).

Конец эллинизма

У Александра Македонского не было детей, а соответственно, и наследников для управления империей.

После его смерти империя была поделена между генералами Македонского.

Так, было образовано три царства: Птолемея (включало в себя Египет, Финикию и Палестину), Кассандра (включало Македония и Грецию) и Селевка (включало Персию, Месопотамию, Сирию и Малую Азию).

Эти генералы сохранили территорию и культурное наследие Александра Македонского. Однако влияние Рима становилось всё сильнее. И вскоре Римская империя взяла под свой контроль земли, ранее завоёванные императором, такие как Сирию, Египет и саму Македонию.

Характеристики эллинизма

Ниже мы приводим основные характеристики этого периода.

  • развитие науки;
  • рост знаний;
  • новые открытия в физике и математике;
  • развитие астрономии;
  • новые достижения в медицине;
  • повышение грамотности;
  • развитие географии.

Эллинизм и христианство

С распространением культуры эллинизма огромная территория приняла греческие культурные ценности.

С завершением этой эпохи римляне захватили территории, которые раньше принадлежали Александру Македонскому, но какие-то культурные особенности были сохранены, например греческий язык.

Влияние эллинизма на христианство можно выявить, например, в том, что Новый Завет был написан на греческом языке, а не латинском. С учётом того, что последний был официальным языком новой империи.

Учитывая обширную территорию эллинистического мира, христианство быстро распространялось. Это происходило благодаря тому, что люди говорили на одном языке. Это безусловно, облегчало их общение между собой.


Эллинизм в Древней Греции. Итоги эпохи

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья — эпоха эллинизма — начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма . Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов — привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (крупнейшими из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, некоторый период — Спарта), которые продолжали оспаривать господство в Греции.

В большинстве государств при власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами.

Итоги: По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира.

что было после смерти александра македонского

Руины Пеллы — столицы Древней Македонии. Греция

как диадохи боролись за власть

Монета Антигона Одноглазого

В 306 г. до н.э. царем провозгласил себя наместник Азии – самой обширной, богатой и многонаселенной провинции в составе империи, Антигон Одноглазый. Против этого категорически выступили диадохи Птолемей Сотер, правивший в Египте, Кассандр – правитель собственно Македонии (и находившейся от нее в зависимости Греции), правивший во Фракии Лисимах и бывший телохранитель Александра Великого, а теперь – правитель Вавилона – богатейшего во всей державе города, Селевк. Все они в ответ на притязания Антигона на верховную власть провозгласили себя самостоятельными царями в своих уделах. Сын Антигона Деметрий Полиоркет при поддержке отца, назначившего его наместником Македонии, повел борьбу против Кассандра в Греции, занял ее древний культурный и политический центр – город Афины. В 302 г. между объединенными силами диадохов и пытавшимся восстановить единство империи под собственной властью Антигоном началась новая ожесточенная война. Летом 301 г. до н.э. у города Ипс во Фригии (Малая Азия) сошлись в решительном сражении войска Антигона и коалиции Селевка, Лисимаха и Кассандра. В этой битве 80-летний грозный полководец и правитель Азии пал. Сын Антигона Деметрий еще долго продолжал войну на Балканском полуострове с Кассандром, его сыновьями, последовательно занимавшими македонский трон после смерти отца, и Лисимахом. В это время, воспользовавшись ослаблением македонского войска, города-государства (полисы) Древней Греции стали быстро выходить из-под македонской гегемонии: Греция возвращалась к прежней политической структуре, существовавшей до того как ее смогли объединить под своей властью Александр Македонский и его отец Филипп. В 294 г. до н.э. Деметрий, наконец, смог воссесть на трон Македонии, но правил только семь лет. Затем союзные войска Лисимаха и царя области Эпир на греческом северо-западе изгнали его; Пирр был провозглашен царем Македонии. В 285 г. до н.э. Деметрий перебрался в Киликию – область на юго-востоке Малой Азии, во владения своего зятя и прежнего противника Селевка, далеко расширившиеся после гибели отца Деметрия Антигона. Сдавшись Селевку, Деметрий остаток жизни провел у него в почетном плену.

где кто правил из диадохов

Раздел державы Александра Македонского диадохами

где были эллинистические государства

Расположение эллинистических государств

В большинстве эллинистических государств правили царские династии, основанные диадохами. Они имели македонское происхождение. Греко-македонское происхождение имела и окружавшая царей аристократия, из которой назначались высшие чиновники. Местная знать тоже стремилась подражать в одежде, укладе жизни, обычаях грекам и македонянам. Строились новые поселения и города, основанные переселенцами из Греции: эти города мало отличались от собственно греческих, как правило, имели внутреннее самоуправление, основанное на греческих принципах народных собраний и власти выборных лиц, имевших четко разделенные полномочия. Однако большинство простого народа, за исключением, конечно, собственно Македонии и Греции, продолжало жить своим традиционным, веками устоявшимся образом, говорить на родных языках, по-старому строить свои жилища, носить привычную азиатскую или египетскую одежду. Многие воины-переселенцы из Греции и Македонии сами смешивались с коренным населением, перенимали его образ жизни, начинали говорить на местных языках. Да и многие великие достижения цивилизаций древних Персии, Вавилона, Египта даже гордившиеся своим эллинским происхождением и потому всячески старавшиеся поддерживать в своих государствах господство и развитие греческой культуры цари тоже были вынуждены признавать. Поэтому даже века эллинского господства только обогатили, но не ассимилировали древнюю восточную культуру Ирана, Месопотамии и Египта.

откуда слово фара

какие особенно известные были эллинистические государства

Руины античной Александрии Египетской на территории современного города. Египет

Войны за передел влияния на территории бывшей державы Александра Великого не прекращались в течение всей эпохи эллинизма. Слишком дальние походы для покорения чужих земель цари эллинистических государств организовывать уже не могли, но их воины требовали дела, будучи заинтересованными в захвате военной добычи и продвижении по службе. Это приводило к кровавым ссорам между царственными потомками македонян по самому незначительному поводу.

кто такой антигон гонат

Монета Антигона Гоната

В 276 г. до н.э. царем Македонии был провозглашен сын Деметрия Полиоркета Антигон Гонат. В течение своего правления он сумел восстановить македонскую гегемонию над остальным Балканским полуостровом, кроме Спарты. В ходе подавления восстания поддержанных Египтом афинян Антигон Гонат взял под свой контроль город Коринф, из которого было возможным хорошо контролировать всю Среднюю Грецию. Боевые корабли Антигона бороздили все Эгейское море. Но к концу правления Антигона Гоната против него выступил Ахейский союз городов-полисов, с 279 г. до н.э. существовавший на севере полуострова Пелопоннес – южной части Балканского полуострова. Ведущую роль в нем играл город Сикион, предводительствуемый Аратом. В договоре с дорожившей своей оставшейся полной независимостью Спартой и снова с Египтом Птолемеев Ахейский союз начал новую войну с Антигоном Гонатом, отвоевав у того Коринф. Упадок внешнеполитического влияния Македонии после этого продолжал нарастать, и с 229 г. до н.э. греческие города стали массово отпадать от гегемонии Македонии, присоединяясь к Ахейскому союзу. Но на общегреческую гегемонию стала претендовать Спарта, во главе которой с 235 г. до н.э. стоял честолюбивый царь Клеомен III, проведший в ней ряд внутренних реформ по восстановлению основанного на общественном равенстве старинного спартанского уклада жизни, приносившего Спарте в прошлом передовое в Греции военное могущество. Почти за двести лет до того Спарта уже была гегемоном Балканского полуострова, и теперь Клеомен вновь стремился к этому. В 224 г. до н.э. Спарта вынудила подчиниться себе большинство греческих полисов. Однако теперь против нее совместно выступили вчерашние враги: города Ахейского союза и новый царь Македонии Антигон Досон. Войско Клеомена в конце концов оказалось разбитым, сам он бежал в Египет. Борьба с притязаниями Спарты растопила стойкую неприязнь между Македонией и Ахейским союзом. По инициативе Антигона Досона на Балканском полуострове был создан равноправный Эллинский союз, в который вместе с Македонией вошли почти все греческие города.

кто такой клеомен 3

Монета Клеомена III

кто такой антигон досон

Монета Антигона Досона

На Ближнем Востоке постоянно вспыхивали войны между двумя крупнейшими эллинистическими державами – государством Селевкидов и птолемеевским Египтом. Египет был намного меньше по территории, чем держава потомков Селевка, однако последняя, охватывавшая огромную территорию с совершенно разным в культурном и языковом отношении населением, имевшая в своем составе много полунезависимых автономий, сильно страдала от внутренней нестабильности. С 274 по 196 гг. до н.э. между Птолемеями и Селевкидами прошло пять так называемых Сирийских войн, в ходе которых граница между державами неоднократно смещалась то в одну, то в другую сторону. Во время Третьей Сирийской войны (246 – 241 гг. до н.э.) Египет достиг наибольших успехов: пытаясь посадить на селевкидский трон своего родственника, царь Птолемей III Эвергет смог с войсками занять селевкидскую столицу Вавилон, однако начавшиеся волнения в самом Египте вынудили его повернуть обратно. Селевкиды вернули себе почти все утраченные территории, но затем в их государстве началась гражданская война: брат царя Селевка II Каллиника Антиох Гиеракс в 242 г. до н.э. попытался отобрать у него трон. Так называемая Братская война продолжалась пятнадцать лет, за это время, воспользовавшись ослаблением контроля центральной власти, от державы Селевкидов отпало несколько автономных государств, в том числе Парфия, впоследствии сама превратившаяся в одну из сильнейших держав Древнего Востока. В 227 г. до н.э. Антиох Гиеракс, потерпев окончательное поражение, сдался в египетский плен, где затем был убит.

Международные слова, заимствованные из древнегреческого языка

почему у древних римлян и во всем современном мире столько всего похожего на греческое

Здание бывшего кинотеатра, выполненное в древнегреческом стиле. Россия, город Майкоп

Этим заканчивается история эллинистических государств, однако не их мощного культурного наследия. Восторгавшиеся передовой по тому времени греческой культурой римляне активно воспринимали ее у покоренных ими эллинистических государств, уподобляли греческому собственный образ жизни, по греческому образцу возводили здания в собственных городах, в том числе в самом Риме. Греческий язык стал вторым государственным языком Древнего Рима, в восточной части римских владений использовавшийся практически самостоятельно, а в западной существенно обогатив родную римлянам латынь. В этот период древнегреческая культура в определенной степени сливается с собственно римскими достижениями, образуя общую античную греко-римскую культуру. Уже на закате античности и в эпоху Средневековья эллинское культурное наследие проникает через римское посредство в Европу, оказывая существенное влияние на формирование европейской цивилизации, на развитие европейских языков. В Новое Время в ходе распространения европейской культуры по всему миру многочисленные эллинские элементы вместе с ней также укрепляются по всей ойкумене.

Читайте также: