Греческая и римская мифология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работа содержит 1 файл

античная мифология виталик.docx

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой.

Древняя Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море – наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога – творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре – хлебных злаков, Дионису – виноградарства и виноделия, Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону – обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей.

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность – высокая художественность и гуманизм образов.

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.

Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выхода на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться".

Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались, как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина. Также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в создание мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения.

Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне — наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян — патриотизм.

В данной работе была рассмотрена античная мифология. Подведем некоторые итоги.

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф — яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Римская мифология – прямая наследница греческой, как утверждает большинство исследователей. Действительно, безымянные божества с Апеннинского полуострова, управлявшие молниями, урожаем, потопами и землетрясениями, обзавелись подробными биографиями и родословными, точь-в-точь как их коллеги с Балкан.

Правда, римляне предпочитали сохранять дистанцию между простыми смертными и небожителями, да и про гору Олимп в контексте Рима упоминали нечасто. Для них ценны были не столько рассказы о слабостях и грехах участников римского пантеона, сколько их способность помочь в сложных ситуациях. Именно поэтому божествам здесь приносили жертвы еще активнее, чем в Греции, а балканские оракулы-предсказатели пользовались бешеной популярностью у заморских клиентов.

Имена богов у греков и римлян

Уникальные римские боги и герои

Карта Антики


Карта античного мира, земли Эллады и Рима

Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и – в меньшей степени – древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.
Римская мифология ► Подробнее

Греческая мифология. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления.

Олимп


Боги Олимпа, роспись, Дворец дель Те, Мантуя

Разнообразие религиозных представлений древних греков находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Можно различить, далее, культы государственные и частные.

Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха.

Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида – сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Целая эпоха в развитии человечества была царством мифа, созданного воображением, творческой энергией человека. Это был период первобытно-общинного строя с конца VII века до н.э. и до середины VI века н.э.

греко-римская религия

Греко-римская религия — яркая, тщательно запечатленная мифология и культовые обряды, которые отражают древнее понимание устройства мировой жизни. Родовой общинный строй был той действительностью, на основании которой строились богословские идеи о земле, небе и подземном мире. Весь Космос — природные явления, стихии, подземный мир представлялись древним людям огромной родовой общиной, населенной человеческими существами, находящимися в родственных отношениях. Так проще жить, когда все наделено ликом и именем. Греческое сознание соединяло в понятии космос две функции – упорядочивающую и эстетическую.

греко-римская религия

До наших дней дошли греческие религиозные представления, которые были оформлены поэтами Гомером и Гесиодом в поэмах, а также в драматургических произведениях Еврипида, Софокла, Эсхила и др. Вначале всего были Хаос — первый царь всего Сущего и Мгла. У них появились дети: Уран — (небо), Гея — (земля), Нюкта (ночь), Эрос — природное начало, Тартар — подземный мир, Эреб (воплощение мрака). От союза Земли и Неба произошли Титаны (боги стихий и сил природы) во главе с Кроносом (время). Титанами были Гелиос (солнце), Фемида (богиня мирового порядка), Прометей (защитник людей от произвола богов, двоюродный брат Зевса), Атлант (могучий титан, держащий небесный свод). Титаны свергли своего отца — Урана. И уже Кроноса уничтожил его сын Зевс — предводитель атлантов. Власть Зевс разделял с двумя братьями: Аидом — богом подземного царства и Посейдоном — повелителем морей. Жена Зевса Гера — богиня Земли — родила ему детей: Аполлона, Гермеса, Гефеста, Ареса, Афродиту, Артемиду и других. Зевс со своей семьей поселяется на горе Олимп. Он постепенно вносит порядок в жизнь Земли, поощряя процветание науки, закона, искусства. Зевс и карающая сила — несколько раз уничтожает человеческий род с целью создания совершенного человека.

греко-римская религия

Древние греки наделяли своих богов человеческими страстями, проблемами, жизненными историями, которые выражали нравственные идеалы. В мифах Гомера большое значение играет Эрос. Под воздействием его животворящей силы боги вступают в брак, рождают детей. Получается, что все боги являются родственниками, все произошли от Хаоса и его порождений. А последнее поколение произошло от союза с людьми. Это герои, полубоги — Ахилл, Орион, Персей, Геракл, Гектор. Они были сверхсильными мужественными героями — ниже богов, но выше людей. У древних греков существовал миф о Великом потопе, который перешел в дальнейшем в библейские сюжеты.

греко-римская религия

Замечательный миф про Орфея и Эвридику — символ вечной любви и безграничной преданности. Он лежит в основе нескольких опер, стихотворений и поэм, картин. Этот миф стал началом философского учения – орфизма. Исследуя жизнь Орфея, который пытался вернуть из царства Аида Эвридику, погибшую от укуса змеи во цвете лет, орфизм несет идею духовных и нравственных испытаний на жизненном пути, аскетизма, воздержания, подвигов, мистерий для того, чтобы очиститься от материального зла и вернуться к Божественному состоянию, к своей душе.

храм богини Гепы

Храм богини Геры на Самосе

Храмы богам, их прекрасные статуи, фрески с изображением героев мифов, праздники, нравственные идеалы и духовные стремления — все это скрепляло и поддерживало моральные устои в обществе. Древняя Эллада воспитывала культ красоты во всех ее проявлениях — физическом, моральном и интеллектуальном. Жители старались во всем походить на своих богов. Герои мифов живы и популярны среди современников. Не задумываясь, мы говорим о сизифом труде (имея в виду бессмысленное времяпровождение), об олимпийском спокойствии (которым обладали обитатели Олимпа), о титанических усилиях и гигантских размерах, ахиллесовой пяте (самом уязвимом месте человека), взгляде Горгоны (тяжелый взгляд, превращающий все живое в камень), танталовых муках (невозможность получить желаемое, хотя оно находится очень близко).

Некоторые праздники широко празднуются по всему миру. Празднование Нового года и традиция дарить подарки заимствованы из этой древней религии.

греко-римская религия

День Нептуна, когда в особенно жаркие дни владыка морей выходил на берег со свитой русалок, принимал жертвоприношения, обещал дождь и начинался веселый праздник со спортивными соревнованиями, регатой. День Юноны (покровительницы женщин) сменился празднованием дня матери, когда супруги дарили женам подарки и молились за их здоровье. Почти полгода было посвящено 50 праздникам в древне-греческой религии. На праздники даже рабам выдавалось по 11,5 литров вина. Торжество во славу Сатурна — Сатурналии (17 декабря) начинался с жертвоприношения перед храмом Сатурна на Римском форуме. Затем был пир. За одним столом праздновали хозяева и рабы. В эти праздничные дни они чувствовали себя свободными, могли посещать игральные дома, веселиться наравне со всеми. Выбирали короля и королеву, зажигали фейерверк, свечи, танцевали.

колизей

Колизей

В честь богов были построены величественные храмы: Колизей, Пантеон, Храм Сатурна. В храмах правители хранили государственную казну, документы. Древние римляне заимствовали пантеон богов у греков. Греческому богу Зевсу соответствовал Юпитер. Владыке морей Посейдону — Нептун. Богу подземного царства Аиду — Плутон. Особо почитали в Риме бога войны Марса, богиню удачи Фортуну, покровителя торговли — Меркурия.

В Римской империи развитие торговли привело к поклонению богу гавани Портуну. Ему построили храм в тибрском порту. Изначально он ассоциировался с богом Янусом, который ведал входом и выходом. Но постепенно значение порта для римлян усилилось. В конце империи Портун был отождествлен с греческим богом гавани Палаймоном. Праздник отмечался 17 августа.

богиня афина

Мудрость, целенаправленность, стремление к реальным результатам, воля — вот что представлял собой образ богини Афины. Её, единственную из женщин изображают на фресках в военных доспехах. Богиня справедливой войны, мудрости, искусств, ремесел.

В XVII—XVIII веках, в эпоху возрождения, мифологические сюжеты вдохновили великих итальянских художников на создание шедевров: Тициана (картина Венера перед зеркалом), Бенвенуто Челлини (статуя Персея), Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры) и др. Сегодня ни одна наука не обходится без упоминания греческих философов, а римское право и изобретения приводят в удивление исследователей. Мифы выражали интуитивные идеи, которые люди не могли выразить словами. Миф входит в структуру нашего подсознания, как символ памяти предков. Он неизменен. Это основа моральных кодексов, верований, придающих жизни смысл. С помощью мифа и религиозных обрядов поколения передают наиболее значимые ценности для общества, знания, опыт, культурные блага, нравственные ценности. Мифология народов различных стран мира очень похожа, что говорит о единстве человечества.

Читайте также: