Каковы особенности продукции тяжелого машиностроения география 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Машиностроение – это самая крупная отрасль промышленности, производящая очень широкий спектр продукции.

Общие особенности машиностроения:

  1. По стоимости продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленности. Около 35% стоимости мировой промышленности приходится именно на машиностроение.
  2. Машиностроение самая трудоемкая отрасль, к тому же на ней самое большое количество занятых. Самыми трудоемкими считаются приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение т.д., занимающиеся выпуском сложной техники. Отсюда следует что для обеспечения лучшей работы предприятие должно располагаться в месте где есть квалифицированная рабочая сила.
  3. Для тяжелого машиностроения важна близость расположения к сырьевой базе (производство металлургического оборудования, горно-шахтное оборудование и т.п.).
  4. Машиностроение обладает большой наукоемкостью.
  5. Самый сложный отраслевой состав (более 300 предприятий), который к тому же постоянно меняющийся.
  6. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию машиностроения.
  7. Самый большой ассортимент продукции, который постоянно увеличивается. К тому же состав продукции различается по массовости производства (серийный выпуск, массовый выпуск, единичный выпуск)
  8. Машиностроение предъявляет разнообразные требования к сырью, спрос постоянно изменяется. В одно время спросом пользуется черная металлургия, в другое – цветная.
  9. В экономических связях машиностроение так же находится в лидирующих позициях. К примеру экспорт в Японию составляет 2/3.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Особенности общего машиностроения

Общее машиностроение включает в себя довольно много отдельных отраслей (лесное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность и т.п.). Общее машиностроение имеет не малое влияние на экономику страны.

К тому же общее машиностроение отличается широким и быстрым развитием межотраслевой и внутриотраслевой связи.

Общее машиностроение отличается особой важностью развития транспорта и торговли. Так как предприятия данной отрасли занимаются производством оборудования для химической и нефтяной промышленности, то соответственно нуждаются в особенных видах сырья.

К тому же есть не малые особенности размещения предприятий данной отрасли. Такие предприятия должны размещаться не изолированно, а так, чтобы иметь тесную связь с другими отраслями промышленности, а также транспортом.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Тяжелое машиностроение

Машиностроение – комплексная отрасль, включающая в себя различные сферы производства. В общем смысле под этим термином следует понимать изготовление различного технологического оборудования, его деталей, машин и механизмов.

Структурно машиностроение входит в комплекс производств обрабатывающей промышленности. Развитие данной отрасли определяет экономический потенциал государства, поскольку выпускаемая продукция используется практически во всех сферах.

Машиностроение предполагает не только выпуск того или иного оборудования и механизмов, но и их проектирование, обеспечение эксплуатации, а также утилизацию. В этой связи данная отрасль требует наличия высокотехнологичного оборудования и квалифицированных кадров как инженерного, так и рабочего профиля.

Машиностроение – неоднородная отрасль и традиционно подразделяется на несколько групп в зависимости от материало- и трудоемкости. Так, выделяют общее, среднее и тяжелое машиностроение. Каждое подразделяется на отдельные направления промышленного производства.

Тяжелое включает в себя следующее:

  • производство металлургического и горно-шахтного оборудования;
  • разработка и изготовление тяжелого кузнечно-прессового и подъемно-транспортного оборудования и машин, а также экскаваторов.

Отдельно следует выделить энергомашиностроение в качестве подотрасли. На соответствующих предприятиях производится оборудование как для генерации, так и для передачи электроэнергии.

Выпуск продукции данной отрасли характеризуется крайне высокой степенью материалоемкости с относительно небольшой трудоемкостью. Это является принципиальным ее отличием от схожих сфер промышленного производства.

Мировыми лидерами в производстве продукции тяжелого машиностроения признаны следующие государства: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия.

В последние годы отмечается тенденция переноса крупных промышленных производств из развитых государств Северной Америки и Западной Европы в развивающиеся страны Азии и Африки. Это связано с наличием дешевой рабочей силы и близостью необходимого сырья.

Сырьевая база

Тяжелое машиностроение являет собой крайне сложную и обширную систему промышленных производств, специализирующихся на выпуске различного рода продукции. В этой связи здесь используется большое количество разнообразных сырьевых ресурсов. Отдельно следует выделить:

Является основой металлообрабатывающей промышленности в целом. В производстве используются как чистая сталь, так и различные сплавы.

Предприятия тяжелого машиностроения потребляют большое количество алюминия, меди и сплавов с применением легирующих металлов.

Использование различного рода пластмасс, а также иной продукции химической промышленности (сырья и реактивов) находит широкое применение в современном тяжелом машиностроении.

Тяжелое машиностроение

Кроме этого, предприятия отрасли требуют наличия значительного количества энергетических ресурсов.

Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации

Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.

Историческая справка

Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.

До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.

Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.

Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.

Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения

Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.

Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.

При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.

Проблемы отрасли

Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.

Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.

Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке.

Перспективы отрасли

Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.

Ведущие игроки отрасли

Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.


В ходе данного урока мы узнаем, где находятся основные центры машиностроения в России, а также подробно рассмотрим влияние машиностроения на экологию нашей страны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География машиностроения"

Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.


Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.

Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.

Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

· неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

· в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

· различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.

Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).

Центры производства легковых автомобилей


В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.

Центры производства грузовых автомобилей


Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.

Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).

Центры производства локомотивов и вагонов


В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.

Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.

Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).


Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).

Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.

К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса - Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.

Предприятия тяжёлого машиностроения


Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации - в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.

Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:

1. Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

2. Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.

3. Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:

· повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;


Какие виды продукции изготавливаются предприятия машиностроения?

Какие виды продукции изготавливаются предприятия машиностроения?


Какие отрасли машиностроения должны развиваться опережающими темпами в эпоху нтр?

Какие отрасли машиностроения должны развиваться опережающими темпами в эпоху нтр?

А) тяжелое машиностроение б) точное машиностроение в) транспортное машиностроение г)сельскохозяйственное машиностроение.


Продукция каких отраслей использует машиностроение?

Продукция каких отраслей использует машиностроение.


Какую продукцию машиностроения производят в республике коми?

Какую продукцию машиностроения производят в республике коми?


Чем объясняется и в чем заключается главная особенность машиностроения?

Чем объясняется и в чем заключается главная особенность машиностроения?


Примеры международной специализации в выпуске продукции машиностроения?

Примеры международной специализации в выпуске продукции машиностроения.


Продукция машиностроения инфроструктурного комплекса?

Продукция машиностроения инфроструктурного комплекса.


Из каких отраслей состоит тяжелое машиностроение?

Из каких отраслей состоит тяжелое машиностроение?


Определите, о какой характерной для машиностроения особенности производства говорится в следующем высказывании : " Основной продукцией Заволжского моторного завода являются автомобильные двигатели"?

Определите, о какой характерной для машиностроения особенности производства говорится в следующем высказывании : " Основной продукцией Заволжского моторного завода являются автомобильные двигатели".


Почему страны НИС стали одними из лидеров по производству продукции точного машиностроения?

Почему страны НИС стали одними из лидеров по производству продукции точного машиностроения?

Вопрос Особенности продукции тяжелого машиностроения?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории География и соответствует программе для 1 - 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Не будет дождя на небе.


Ну много причин : Большая территория, охватывающая разные климаты, рельеф, географическое положение.


Положительные черты - многообразие культуры, языков. Снижение уровня дискриминации по отношению к людям разных национальностей. Отрицательные - проблемы во взаимопонимании культур. Наличие радикально настроенных религиозных людей, которые в основн..


Виды озер : тектонические, вулканические, метеоритные, ледниковые, провальные, эоловые, подпрудные, органогенные. Виды рек : а) по рельефу - горные, равнинные ; б) по величине - большие, средние, малые.


Поля. Ставят только знак поля, но сам участок белый, незакрашенный.


География (с грецкого ge - земля и grapho - пишу).


Я хотел ответь но уже ответили жаль.


Моряк, спасатель и водолаз. Моряк - человек, к - рый служит во флоте. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно - спасательных работ. Водолаз - тот, кто осуществляет подводные работы в специальном водонепрони..



1)определите поясное время в Якутске , если в Архангельске 16 часов. 2)где поясное время больше и на сколько : в Красноярске или Москве. 3)определите поясное время в Симфирополе, если поясное время в Лондоне состовляет 11 ч 18 мин. 4)определите по..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: