Гражданское общество и государство лекция кратко

Обновлено: 05.07.2024

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • высокое сознание людей;
  • высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
  • широкие связи между членами общества;
  • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
  • нации, национальные движения;
  • классы, коалиции классов;
  • общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
  • политические партии; политические движения;
  • массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
  • союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
  • общества потребителей;
  • трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гражданское общество — то совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношении. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так. К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения обшей вали и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституция 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в Коснтитуциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государствапредпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развитая личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно- правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандироватъ свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Вопросы и задания

2 Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

Назовите признаки правового государства.

Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

1. Особенности государства как политической организации.

2. Формы государственного устройства и правления.

3. Правовое и социальное государство.

4. Гражданское общество и современная Россия.

Государство является главным компонентом политической системы общества, орудием политической власти.

Государство – преходящий общественный институт, оно существовало не всегда. Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить в качестве главной определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах общественного развития выходили те или иные его функции и свойства.

Имеется целый ряд концепций происхождения государства. Наиболее распространенными являются следующие: патриархальная, теократическая, общественного договора, теория завоевания и социально-экономическая.

Патриархальная теория (Р. Филмер и др.) рассматривает государство как результат последовательного объединения семей, родов, племен в общности государства. Государство трактуется также как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются отношениями главы и членов семьи.

Теократическая концепция (Аврелий Августин, Фома Аквинский) связывает происхождение государства по воле Бога. Согласно ей, монарх является наместником Бога на земле.

Договорная концепция (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо и др.) связывает происхождение государства с договором между населением и правителем, которому тем самым передаются права управления.

Теория завоевания (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг), объясняет процесс возникновения государства как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными человеческими общностями.

Социально-экономическая теория (или марксистская) объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией общества и стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение политически.

Часто государство понимают в широком и узком смысле:

· в узком значении – как институт господства, как основной субъект осуществления власти в обществе.

В приведенных выше теориях отмечается один из важнейших аспектов сущности государства: это выступает главным фактором социально-экономического и духовного развития общества, двигатель интеграции различных групп населения вокруг общепризнанных целей.

Первый – наличие территории в определенных границах. Второй – народ, проживающий на данной территории.

Третий – наличие публичной власти, и следовательно, особого аппарата управления.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

· Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимости во вне.

· Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное ли узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, служба безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

· Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

· Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

Анализ перечисленных признаков позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата управления).

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные ресурсы и рычаги воздействия на население (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории.

Определив сущность государства, следует проанализировать его функции в рамках политической системы. Функции государства – это круг его деятельности, обязанности, назначение в обществе.

Принято выделять внутренние и внешние функции государства.

К внешним функциям относятся внешнеэкономическая, оборона страны, функция внешних сношений.

К внутренним функциям относятся экономическая, политическая, организаторская, социальная, правовая, культурно-воспитательная. В совокупности их деятельность сводится к выработке программных целей и задач развития общества, реализации властных полномочий, регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений, обеспечение законности и правопорядка.

Разделение властей – не просто разделение функций между звеньями госаппарата, а создание трех относительно независимых и самостоятельных сфер властвования, с целью предотвращения бесконтрольной концентрации в одном органе и установлении диктатуры.

Возникнув в различных конкретно-исторических условиях, государство существует в различных формах. Форма государства как совокупность его характеристик, определяющих устройство и способ организации, определяется формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.

Форма правления – это характеристика органов высшей власти, их формирования, организации и взаимоотношений с населением данной страны.

История дает две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия – это такая форма правления, при которой вся власть в государстве принадлежит единоличному правителю (монарху) и передается по наследству. В настоящее время монархия существует в трех разновидностях: абсолютная, сословно-представительная (дуалистическая) и конституционная.

Абсолютная монархия – существует в настоящее время в немногих странах (Оман, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты). Власть здесь передается по наследству в рамках одной правящей династии.

Сословно-представительная – (дуалистическая) монархия имеет следующие отличительные черты: вся власть, кроме законодательной, принадлежит монарху и передается по наследству. Такая форма правления существует в немногих странах (Иордания, Кувейт, Марокко).

Республика – другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. Высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту или президенту. Таким образом, в республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. Существуют следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

Главной, отличительной чертой парламентской республики (Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.) является образование правительства на парламентской основе и ответственность его перед парламентом. Руководитель правительства – первое лицо в исполнительной власти, а президент обычно ограничивается представительскими функциями.

В президентской республике (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.) верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Имеется четкое разделение законодательной и исполнительной власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент.

Полупрезидентская республика (смешанная) существует в Автрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции и других странах.

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффектным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Что касается России, то по своему конституционному устройству она является смешанной, полупрезидентской республикой. Ей свойственны следующие характеристики: наличие всенародно избранного президента, представление президенту права назначать и смещать членов кабинета, право президента на роспуск парламента.

Формы государственного устройства. Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства:

· Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Унитарными государствами являются, например, Англия, Франция, Польша и др.

· Федерация – это такое государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, со своим административно-территориальным делением и законодательством США, Россия, Канада, Бразилия, Мексика и др.

· Конфедерация – союз юридических и политических самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей (Швейцария, Европейское содружество, Британское содружество Наций и др.). Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

И, наконец, третьей формой государства, как совокупности его характеристик, является тип политического режима.

Типы политических режимов - (демократические, тоталитарные, авторитарные) были рассмотрены в специальной лекции.

Западная политическая мысль в понимании природы государства исходила из того, что оно не может быть ни добрым, ни справедливым. Государство все время стремится к тирании. Для ограничения его власти и был введен принцип конституционализма: подчинение власти и граждан Конституции (Основному закону). Введение этого принципа создало правовое государство.

Выработка теории «правового государства велась с XVII в. (Д. Локк, И. Кант и др.).

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Последнее выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Отличительные признаки правового государства: верховенство закона во всех сферах жизни общества; гарантии прав личности, возможности ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство в промышленно развитых странах дополняется социальной ориентацией. Эта идея разрабатывалась на Западе с сер. Х1Х в. (Л. Штайн, Ю. Офнер, Г. Геллер, Ф. Нойман и др.).

Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании для них достойных условий существования. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми. Основанный на принципах социальной справедливости, социального мира гражданского согласия.

Советская правовая доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового, социального государства как буржуазию, а значит антинаучную. Только в конце 80-х годов была признана необходимость формирования правового государства в нашей стране.

Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Современная Россия стоит только на начальном этапе этих преобразований.

Идеи ГО нашли свое отражение так же в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Мирабо и других мыслителей этой эпохи.Именно они сформулировали основные идеалы ГО, которые в общем виде можно представить так: - цивилизованный человек; - цивилизованное общество; - цивилизованное государство; - цивилизованные отношения между ними.

Эти идеи привели к ряду социальных революций, которые произошли в странах Западной Европы (Голландия, Германия, Франция). В итоге революций на рубеже 19 – 20 веков задача формирования ГО для ряда государств из теоретической плоскости переместилась в плоскость практическую. Во второй половине ХХ века были достигнуты впечатляющие результаты в деле практического создания ГО. Считаются, что в этом деле лидируют следующие страны: США, Канада, Япония, Германия, страны Скандинавии и другие государства. Но в принципе, становление гражданского общества - это длительный, бесконечный процесс совершенствования человека и человеческих отношений. Он не прекратится никогда, пока существует человечество.

Взаимосвязь гражданского общества и государства. Государство и общество находятся в сложной взаимозависимости друг от друга, по поводу которой не прекращаются споры. Существует несколько точек зрения на этот счет.

Первая - государство и гражданское общество - это самостоятельные феномены, не зависящие друг от друга.

Вторая - гражданское общество - это часть государства и подчинено ему.

Третья - государство представляет собой продолжение гражданского общества, это его органическая и подчиненная часть.

Четвертая - взаимосвязь между государством и обществом диалектическая.

Каждая из точек зрения содержит в себе определенную долю правды, но ближе к истине все же четвертая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское общество — то совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных от­ношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются ин­тересы индивидов и их групп.

Гражданское общество — то совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных от­ношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются ин­тересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обес­печивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индиви­дов, располагающих комплексом прав в различных сферах обще­ственной жизни. В экономической сфере каждый индивид высту­пает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходи­мыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, одна­ко он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, уча­ствовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере ин­дивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы че­ловека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское обще­ство обладает возможностью к саморазвитию, независимо от го­сударства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, ко­торое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономиче­ские отношения и институты, общественные объединения, проф­союзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, цер­ковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня обществен­ных отношении. Первый из них связан с воспроизводством челове­ка, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действу­ющих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жиз­нью общества, субъектами которой выступают граждане, их объ­единения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической систе­мой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспита­ние, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с го­сударством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер го­сударства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития граж­данского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в фор­мировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского обще­ства и государства затруднено рядом объективных причин. Госу­дарство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — уп­равление обществом. Нередко она реализуется в ущерб обществен­ным интересам. Гражданское общество построено на горизонталь­ных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свобод­ного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свобо­ды человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от все­властия государства нашли в праве, которое, имея преимуществен­но формально-определенный характер и письменную форму, мо­жет регламентировать полномочия государства, определив преде­лы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей доброде­телью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчерки­вал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть госу­дарственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под дей­ствие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее разви­тие в трудах философов Нового времени. Так. К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобо­да, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечива­ющий естественные права человека. Государство должно устанав­ливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политичес­кой свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию раз­деления властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип вер­ховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия кон­ституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную сво­боду граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате обще­ственного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения обшей вали и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Глав­ная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организа­цию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и со­держательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании высту­пает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В российской политической мысли идея государства, подчинен­ного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пес­теля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев и др. В советской правовой науке идея правового государства отри­цалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституция 1993 г., рассмотрению основ правовой го­сударственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в Коснтитуциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В дей­ствительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных револю­ций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того вре­мени идет длительный процесс становления правовой государ­ственности во многих странах. В ряде государств он имел поступа­тельное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Герма­нии). Все это доказывает, что для формирования правового госу­дарства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы право­вого государствапредпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство уста­навливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не до­пуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы по­требителей. Социальную основу составляют сформированные ин­ституты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развитая личности. В социальной структуре обще­ства доминирует средний класс, служащий залогом политиче­ской стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетаю­щем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гума­низма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где обще­ство имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разде­ляться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня пра­вовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового го­сударства должно стать создание правовых законов, провозглаша­ющих принципы равенства и справедливости и отвергающих про­извол государственной власти. На основе этих законов утвержда­ется правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объек­тивные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основ­ных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделе­нии властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно об­ладать следующими основными признаками:

взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответ­ственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, на­пример, ответственность правительства перед парламентом, де­путатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно- правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандироватъ свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Вопросы и задания

2 Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

Назовите признаки правового государства.

Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового госу­дарства.

Читайте также: