Опыт со свинцовыми цилиндрами кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: 1. Образовательная: расширить представления обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа; сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размерах молекул систематизировать знания учащихся по МКТ на основе структуры физической теории;

2.Развивающая: формировать умение применять теорию на практике; развивать наблюдательность, самостоятельность.

3.Воспитательная: продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

1. формирование представлений о Броуновском движении, формирование представлений о строении вещества, использовать знания о строении веществ в повседневной жизни (предметный результат);

2. развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);

3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку..

Оборудование: Модели молекул воды и кислорода. Мензурка, стакан с водой. Кристаллики марганцовки. Шар с кольцом. Таблица Менделеева.


Основания свинцовых цилиндриков зачистите ножом с прямым лезвием. Для успеха опыта поверхности оснований свинцовых цилиндров должны быть строго плоскими. Тогда большее число молекул одного цилиндра будет взаимодействовать с большим числом молекул другого цилиндра. Цилиндры приведите в соприкосновение, чуть поверните и сжимайте. Наблюдается их сцепление. Подвесьте цилиндры к штативу, постепенно и осторожно нагружайте их. Доведите груз до нескольких килограммов (рис. 21). Где используется это явление на практике?
Ответ:
Это явление используется в процессах пайки, сварки, склеивания, окраски и т. п.
Источник:
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

из отдельных молекул и атомов, разделенных промежутками

и находящихся в непрерывном движении, то почему они

Для ответа на этот вопрос ставят известный опыт со свинцовыми

цилиндрами (рис. 16-7). Чтобы опыт удался, нужно с

помощью бархатного напильника хорошо зачистить и сделать

плоскими соприкасающиеся поверхности цилиндров. Затем,

плотно прижав цилиндры друг к другу, надо сдвинуть их вдоль

бороздок, оставленных напильником.

Для обнаружения притяжения между молекулами жидкости

можно поставить следующие опыты.

К одной из чашек рычажных весов на нитях подвешивают

чистую стеклянную пластинку так, чтобы она располагалась

горизонтально. Уравновешивают пластинку. Подносят снизу

стеклянный сосуд с водой до соприкосновения пластинки с поверхностью

воды. Потом сосуд медленно опускают. Весы выходят

из равновесия (рис. 16-8). Кладут на вторую чашку весов

несколько гирь до тех пор, пока пластинка не оторвется от

поверхности воды. Сняв пластинку с весов, показывают учащимся,

что нижняя поверхность смочена водой. Делают вывод: при

отрывании пластинки преодолевали взаимное притяжение между

молекулами воды и стекла.

С помощью проекционного фонаря показывают образование

капли, вытекающей из пипетки. Опыт протекает эффектнее, если

капля будет образовываться и падать не в воздухе, а в жидкости

несколько меньшей плотности, чем вода, например в

касторовом масле. Здесь отрыв и падение капли протекает настолько

медленно, что можно хорошо пронаблюдать весь процесс.

На основании анализа опытов приходят к выводу: в жидкостях

и твердых телах между молекулами существует взаимное

притяжение. Ссылаясь на опыты с притяжением свинцовых цилиндров

и стеклянных пластинок, разъясняют, что притяжение

между молекулами проявляется только на очень незначительных

расстояниях, порядка I0 -8 см.

Склеивание различных деталей, окрашивание предметов,

явление смачивания, спайка и сварка металлов объясняются

взаимным притяжением молекул.

Далее желательно показать учащимся, что молекулы не

только взаимно притягиваются, но и отталкиваются.

К выводу об отталкивании молекул учащиеся могут прийти,

пытаясь сжать воду в цилиндре Герике. Силы отталкивания

столь велики, что при небольших давлениях уменьшением объема

воды можно пренебречь. Но при значительных давлениях-

сжимаемость воды становится уже заметной. Например, на

глубине 8 км в океане плотность воды увеличивается примерно

Дальнейшая задача учителя заключается в том, чтобы разъяснить

учащимся, что силы притяжения и отталкивания между

молекулами действуют одновременно, но при сближении молекул

усиливается действие сил отталкивания, а при их удалении—

сил притяжения (гл. 17, 19).

Для закрепления материала можно предложить учащимся

1. Почему капли дождя висят на ветках деревьев и некоторое время не

2. Чтобы разорвать кусок проволоки, надо приложить большое усилие.

3. Почему, приложив один к другому разорванные куски провода, мы

не восстановим его?

В начале урока, посвященного изучению данной темы, следует

показать, что многие физические свойства веществ зависят

от их внутреннего строения. При рассмотрении этого вопроса

необходимо обратить внимание учащихся на различие в строении

и характере движения молекул в разных состояниях вещества.

В газах молекулы находятся на сравнительно больших расстояниях

друг от друга, и поэтому взаимодействие между ними

при обычных условиях очень мало. Вследствие этого движение

молекул беспорядочное и хаотическое. Молекулы газа, сталкиваясь

при своем движении, перемещаются по сложным траекториям

во всем объеме, предоставленном газу.

Для более наглядного представления молекулярного движения

в газах можно воспользоваться моделью для демонстрации

броуновского движения, убрав из нее пробку и показав движение

шарика с помощью горизонтальной проекции (см.

Для иллюстрации картины газового'состояния на доске полезно

сделать схематический рисунок, поясняющий движение

Желательно также показать кинокольцовку «Молекулярное

Далее рассказывают учащимся, что строение жидкости существенно

отличается от строения газов. В жидкостях молекулы

расположены также беспорядочно, но значительно плотнее

и поэтому взаимодействуют друг с другом сильнее, чем в

газах. Каждая молекула, находясь в окружении соседних

В твердых телах частицы расположены в строго определенном

порядке, который и обусловливает внутреннюю структуру

каждого твердого тела. Такое расположение частиц как бы

образует в них пространственную решетку и обеспечивает сохранение

объема и формы тела. Частицы твердого тела совершают

колебания около положения равновесия, которое остается

неизменным длительное время. Однако незначительное число

частиц в твердых телах все же смещается относительно друг

друга (этим объясняется диффузия в твердых телах). Для большей

наглядности полезно на доске начертить схему движения

частиц в твердом теле. С учащимися необходимо рассмотреть

имеющиеся в учебнике изображения кристаллов и рисунки, показывающие

расположение молекул льда, воды и водяного пара

[16, рис. 25 и рисунки цветной вклейки I].

В заключение следует продемонстрировать кинокольцовку

Полученные знания закрепляют решением качественных задач

1. Чем можно объяснить, что газы сжимаются больше, чем жидкости?

2. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов

отдельных молекул газа? Почему?

3. Почему нельзя утверждать, что объем жидкости в сосуде равен сумме

объемов отдельных молекул этой жидкости?

4. Каковы особенности движения молекул нафталина в твердом, жидком

и газообразном состоянии?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 259 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§12 Агрегатные состояния вещества

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.11.2021 51
  • DOCX 66.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: