Гражданская война в сомали кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы продолжаем цикл статей о локальных военных конфликтах в разных странах мира. В прошлых двух статьях мы поговорили об эфиопо-сомалийской войне 1977 - 1978 гг. (огаденская война), сейчас - о том, как поражение в ней привело к Сомали уже ко внутренней гражданской войне.

По итогам войны 1977 - 1978 гг., 3 апреля 1988 года Сомали и Эфиопия подписали договор о ненападении и невмешательстве во внутренние дела друг друга. В соответствии с договором, обе страны перестали поддерживать мятежные военные формирования на территории соседа. Сомали закрыло лагеря Фронта освобождения Западного Сомали на территории Эфиопии. Эфиопия перестала поддерживать Сомалийское национальное движение (СНД) на территории Сомали. Однако руководство СНД почему-то не захотело просто так сливаться, и решило сопротивляться. Причем, перешло к тактике активного вооруженного противостояния с сомалийской армией.

27 мая 1988 года СНД атаковало правительственные войска и захватило город Бурао. Затем СНД атаковало лагеря беженцев из Эфиопии, где проживали по большей части сомалийцы клана огаден, и других кланов, враждебных СНД. Погибло 43 человека. После расправы многие представители этих кланов стали вступать в сомалийскую армию и парамилитарные проправительственные отряды. В разрастающемся конфликте обе стороны применяли пытки и расстрелы. С мая 1988 по январь 1989 года в зоне конфликта погибло более 10 тыс. чел., бежало от 300 тыс. до 500 тыс. чел.

К середине августа сомалийская армия сохранила контроль над крупными городами на севере страны, но в целом регион был под властью СНД.

Другой крупной проблемой правящего режима стала потеря лояльности со стороны клана огаден. Сомалийские огаден были сторонниками Сиада Барре из-за его позиции по поводу эфиопского региона Огаден, также населенного этим кланом. После прекращения войны за эфиопский Огаден и заключения мира с Эфиопией, огаден ощутили себя преданными. В конце 1988 года был отстранен и арестован министр обороны Аден Абдуллахи Нур Габьо (этнический огаден), за его отказ передать в распоряжение МВД отряды ополчения огаден. После этого началось массовое дезертирство огаден из армии и силовых структур, 22 марта 1989 года военные из клана огаден захватили военную базу Кисмайо.

Превращение огаден из союзников во врагов сильно ослабило власть Сиада Барре. В апреле 1990 года он попытался примириться с этим кланом, но безуспешно, и восстание огаден начало разрастаться. Было создано Сомалийское патриотическое движение (СПД) клана огаден.

В мае 1990 года ряд политических лидеров и других влиятельных граждан (114 человек) создали группу Манифест, и предложили Сиаду Барре уйти в отставку. Барре, какая неожиданность, отказался, и арестовал более 70 представителей группы, 46 из них были приговорены к смерти. 14 июля начались беспорядки, при их подавлении погибло не менее 450 человек. Однако волнения продолжались и разрастались, Сиад Барре был вынужден помиловать участников Манифеста.

Но к октябрю 1990 года армия и другие силовые структуры уже были сильно разложены, и утратили контроль над значительной частью страны. Сиад Барре был вынужден согласиться на многопартийные выборы и другие реформы, но противники уже не видели смысла идти на компромиссы.

В конце декабря 1990 года отряды еще одного вооруженного формирования - Объединенного сомалийского конгресса (ОСК) клана хайия - вошли в Могадишо и вступили в бои за город против армии. К 1 января 1991 года они взяли город под свой контроль, Сиад Барре засел в бункере возле аэропорта под охраной верных частей. 5 января прошли переговоры между Сиадом Барре, Манифестом и ОСК, Сиад Барре объявил о готовности уйти в отставку. Но вечером того же дня колонна машин с руководителями Манифеста была обстреляна, с двумя погибшими. Предполагается, что нападение организовал генерал Фарах Айдид, о котором мы потом очень часто будем слышать. Гражданская война вступила в принципиально новую фазу - противники Сиада Барре начали воевать между собой. В конфликт втягивались новые кланы, создававшие свои вооруженные формирования, и это происходило на фоне экономического коллапса. И если раньше власть удерживал клан Сиада Барре с союзными кланами, то теперь образовалось несколько клановых армией, воевавших между собой, и ни одна из них не была настолько сильной, чтобы претендовать на власть надо всей страной.

17 мая 1991 года СНД провозгласил создание Республики Сомалиленд в границах бывшего Британского Сомали. Сомалиленд сумел избежать внутренней войны, благодаря относительной клановой однородности.

На северо-востоке Сомали, населенном преимущественно кланом маджертин, возникло образование Пунтленд. 15 мая 1998 года было объявлено о создании автономной (но по факту независимой) республики Пунтленд в составе Сомали. В 1991 - 1993 гг. отряды Пунтленда участвовали в боях против Фараха Айдида, в результате боевых действий Пунтленд получил оформленную южную границу. Пунтленд также сумел избежать внутреннего вооруженного конфликта, так как совет старйшин местных племен сумел найти равновесие между между военными лидерами кланов.

С января 1991 года ОСК контролировал Могадишо и центр страны, за юг страны начали бороться СПД и Сомалийский национальный фронт (СНФ), представлявший сторонников Сиада Барре, бежавшего на юг. ОСК в свою очередь распался на ОСК/Махди, объявивший 29 января о создании переходного правительства во главе с Али Махди Мохаммедом, и ОСК/Айдид во главе с Фарадом Айдидом, бойкотировавшим новое правительство.

В марте 1991 года СПД и СНФ заключили перемирие, и совместно предприняли в апреле и сентябре 1991 года две попытки отбить Могадишо, но оба раза потерпели поражение от отрядов Айдида.

С августа 1991 года Махди и Айдид договорились о разделе столицы (север - Махди, юг - Айдид), однако между их группировками все время происходили столкновения, с большими жертвами среди мирного населения. Всего в столице находилось до 30 тыс. боевиков. Махди имел численный перевес, но отряды Айдида имели больше тяжелого вооружения и компетентных военных специалистов.

На вооружении отрядов находилось большое количество джипов с установленными в кузове советскими ЗУ-23, французскими противотанковыми комплексами LRAC (89-мм), американскими орудиями M-40 (106 мм), и даже НУРС для МиГ-17.

В начале сентября Айдид создал альтернативное правительство. С 6 по 9 сентября 1991 года в Могадишо произошли тяжелые бои ("4-дневная война"), в них погибло более 400 человек. В итоге Махди сохранил контроль только над одним из северных районов столицы. 17 ноября бои возобновились, до 29 февраля 1992 года погибло более 14 тыс. чел., сам город потерпел сильные разрушения.

При этом обе стороны конфисковывали международную гуманитарную помощь, и в дополнение ко всем бедам в стране началась сильная засуха.

В итоге, в 1992 году ООН и США начали активно вмешиваться в ситуацию в стране, подробнее - здесь .

Также статьи об эфиопо-сомалийской войне (1977 - 1978 гг.) - здесь и здесь .

Гражданская война в Сомали - вооруженный конфликт, который начался со свержения сомалийского диктатора Сиада Барре в 1991 году и не разрешен по сей день, несмотря на усилия сменявших друг друга президентов и переходных правительств по созданию эффективной системы центральной власти.

Союзные вооруженные формирования:

1992–1995 : Организация Объединенных Наций

Флаг Организации африканского единства (1970-2002) .jpg

2006–2009 : Переходное правительство Сомали Эфиопия АМИСОМ Союзные вооруженные группы:


2009 - н.в . : Федеративная Республика Сомали Поддержка АМИСОМ : США

Флаг Организации африканского единства (1970-2002) .jpg


1992–1993 :
Объединенный сомалийский конгресс 2006–2009 : Союз исламских судов Фронт освобождения Оромо Альянс за освобождение Сомали Бригада Аш-Шабаб Рас Камбони (с 2007 года) Джабхатул Исламия (с 2007 года) Муаскар Аноле (с 2007 года) 2009 - до сейчас : Аль-Каида








Исламское государство (с 2015 года)

В гражданскую войну были вовлечены силы ООН , Эфиопии и Африканского союза . В настоящее время идет пятая фаза конфликта - война между сомалийскими кланами.

По мнению многих специалистов в этой области, Сомали входит в так называемую несостоявшиеся государства, потому что центральное правительство не контролирует территорию государства и его влияние незначительно.

Гражданская война в Сомали продолжается по сей день и не решена.

Причины возникновения конфликта

Причин возникновения конфликта множество, начиная с основной: сомалийцы, как воинствующий народ, не признают высшую власть, что, в свою очередь, приводит к конфликтам. Еще одним проявлением нестабильности государства является борьба семей (Дир, Дарод, Иссак, Хавиджа, Дигил и Рахавейн).

Свержение Сиада Барре (1991)

С 1969 года Мохаммед Сиад Барре был диктатором Сомали . Власти особенно жестоко расправились с оппозицией после проигранной войны с Эфиопией (которая велась с 1977 года после неудачной аннексии Сомали Огадена). Моральный дух армии был очень низким, развязанная война привела к обнищанию общества, усилилась борьба с антиправительственными ополченцами, возродились межклановые бои. Жестокость обращения с оппонентами привела к прекращению поддержки со стороны США. Это привело к свержению диктатора 26 января 1991 года и началу гражданской войны, которая, в свою очередь, привела к вмешательству ООН.

После переворота к власти пришел Али Махди Мохамед , но ему не удалось стабилизировать ситуацию в стране, и вскоре он сам потерял власть. 18 мая 1991 года Сомалиленд (бывший Британский Сомалиленд ) объявил о своем отделении, которое не было признано на международном уровне. Тем не менее, в отличие от Сомали, Сомалиленд сумел построить функционирующий государственный орган с демократически избранным президентом и парламентом.

Вмешательство ООН (1992-1995)


Совет Безопасности ООН в соответствии с резолюцией 751 от 24 апреля 1992 привел к созданию миссии ЮНОСА I . В конце ноября 1992 года Бутрос Бутрос-Гали предложил выход из тупика, отправив в Сомали миротворческие силы под руководством США . 3 декабря 1992 г. было принято очередное постановление (№ 794) о создании сил ЮНИТАФ. Общая стоимость операции составила 42,9 миллиона долларов.

Эта миссия длилась с ноября 1992 года по март 1993 года. По истечении срока действия мандата миссия была заменена миссией ЮНОСОМ II . В его ходе происходили драки между сомалийскими бандами и войсками ООН, в ходе которых погибли как солдаты с обеих сторон, так и мирные жители. Целью американских войск было, в частности, поймать генерала Мохамеда Айдида, нарушившего режим прекращения огня . Попытка его ареста привела к очередной битве на улицах Могадишо 3 октября 1993 года, закончившейся поражением американских войск. Под защитой американских и итальянских войск последние силы ООН покинули Сомали 2 марта 1995 года. После ухода миротворцев страна погрузилась в очередную фазу гражданской войны. Общая стоимость операции составила 1,6 миллиарда долларов.

Анархия и временная центральная власть (1996-2006)

Мохамед Фарра Айдид , командующий сомалийскими ополченцами во время боя с американцами, был убит в уличной перестрелке 2 августа 1996 года. Ему наследовал его сын Хусейн Мохамед Фарра . Однако оба они не были признаны на международном уровне в качестве законных лидеров страны, а президент Али Махди Мохамед продолжал пользоваться признанием. Постоянные войны между местными кланами были обычным явлением в Сомали.

Во время анархии, которая продолжалась в стране, больше регионов Сомали провозгласили независимость. В 1998 году Пунтленд провозгласил независимость , но теперь власти Пунтленда не стремятся к международному признанию и считают себя автономной частью Сомали. В том же году провинция Джубаленд на юге Сомали провозгласила независимость , власти которой, однако, через три года подписали соглашение, по которому Джубаленд вернулся к правительству Могадишо .


С 2002 по 2006 год Юго-Запад Сомали находился вне власти центрального правительства. Местный командующий Хасан Мухаммад Нур отверг власть правительства в Могадишо и самопровозглашенную власть в контролируемом им регионе. По соглашению, регион был возвращен правительству Сомали. В 2006 году Галмудуг , расположенный к югу от Пунтленда, провозгласил независимость , что привело к приграничной войне между самопровозглашенными республиками. После мирного договора, заключенного между республиками, обе республики были поддержаны эфиопскими войсками, вторгшимися в Сомали против Союза исламских судов .

В 2005 году шейх Хасан Дахир Авейс и группа мулл основали Союз исламских трибуналов - движение, аналогичное афганскому Талибану. Исламисты заручились поддержкой местного населения, пресытившегося насилием и беззаконием. Весной 2006 года сомалийские талибы захватили Могадишо , захватили власть в столице и контролируют половину страны. Они разоружили частные ополчения и положили конец преступности. Впервые мир в стране был достигнут ценой драконовских прав талибов [1] .

Эфиопская интервенция (2006–2009 годы)

Из-за распространения исламистского влияния эфиопские войска вошли в Сомали для защиты сомалийского правительства. Военно-воздушные силы США также присоединились к войне и начали бомбить предполагаемые лагеря Аль-Каиды. Как позже выяснилось, США также направили в Сомали специальные отряды по поиску террористов. Это привело к развязыванию новой войны. Кения, Джибути, Франция, Германия, Лига арабских государств и Организация мусульманской конференции потребовали немедленного прекращения наступательных действий. США поддержали Эфиопию на форуме ООН.

Было совершено покушение на президента Сомали. Атака увеличила численность эфиопских войск в Сомали, что привело к открытой войне. В результате боевых действий на рубеже декабря 2006 г. и января 2007 г. экстремисты из Союза исламских трибуналов утратили свою фактическую власть в государстве, а освобожденные от их власти земли перешли под контроль центрального правительства. В последующие месяцы присутствие эфиопских войск носило оккупационный характер. Продолжалась борьба эфиопов против исламских боевиков: Союза исламских трибуналов и Аш-Шабаб , объединенных в Альянс за освобождение Сомали . 20 апреля 2007 года Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявил, что более 321 000 человек бежали из столицы (Могадишо) в течение двух месяцев. человек, или около 1/3 жителей. Три месяца спустя группа наблюдателей ООН по Сомали обнаружила, что в стране находится наибольшее количество оружия с момента начала конфликта, благодаря массовым поставкам, в основном из Эритреи, исламским повстанцам (несмотря на эмбарго на поставки оружия). По итогам года количество беженцев превысило миллион человек (в последующие годы - около 1,5 миллиона). Этим фактом заинтересовались такие неправительственные организации, как Oxfam, Save the Child, Care и многие другие. Они обвинили международное сообщество в игнорировании судьбы мирных жителей Сомали. Amnesty International обвинила все стороны в нарушении прав человека.

В марте 2007 года в Сомали начала действовать миротворческая миссия АМИСОМ Африканского союза в составе 8000 солдат, созданная в соответствии с резолюцией 1744 ООН.

1 июля 2007 года лидеры клана провозгласили независимость Маахира . Из-за угрозы вторжения из Сомалиленда, внутренних проблем администрации и продолжающейся засухи 6 апреля 2008 года парламент Маахира был распущен. 11 января 2009 года Маахир был включен в состав Пунтленда .

Слабое влияние центрального правительства в Сомали способствовало распространению пиратства в водах, окружающих Африканский Рог .

29 декабря 2008 года президент Абдуллахи Юсуф подал в отставку . В то же время войска Эфиопии покидали Сомали, который решил, что затраты на военную миссию слишком высоки. Последние единицы уехали 26 января 2009 года.

Гражданская война (с 2009 г.)

После отставки президента Абдуллахи Юсуфа и вывода эфиопских войск, Шариф Шейх Ахмед из Союза исламских суден в Альянсе за освобождение Сомали (ASR) был приведен к присяге в качестве президента Сомали. Ахмед представлял умеренное крыло исламистов, которое привело к тому, что радикальные организации выступили против него в попытке свергнуть его.

В мае 2009 года в центральной части Сомали, контролируемой правительством, было начато крупное наступление повстанцев. В то же время в столице продолжались бои за свержение президента Ахмеда. В результате двухмесячных боев повстанцы получили контроль над регионами Хиран, Шабеллаха Дхексе, Мариг и Галгудуд. Летом 2009 года к боевым действиям присоединилась правительственная милиция членов мусульманских религиозных братств (Аль-Сунна валь Джамаах). Ополченцы остановили наступление радикалов, отбив у боевиков несколько регионов.

В октябре 2009 года из-за отсутствия соглашения о том, как контролировать захваченные районы, союз между Аш-Шабаб и Хизбул Ислам был расторгнут. С тех пор в гражданской войне участвовали три стороны. В результате вражды между повстанцами правительственная сторона возвращала себе некоторые ранее утраченные регионы.

14 февраля 2011 года в Могадишо начались гражданские протесты , вдохновленные революциями в Тунисе и Египте и антиправительственными протестами в других арабских странах, против катастрофической жизненной ситуации и продолжающейся гражданской войны.


После окончания протестов в Могадишо международные силы АМИСОМ начали наступление, в результате чего погибло несколько сотен человек. Например, 23 февраля 2011 г. были убиты 86 сомалийских солдат, 8 солдат АМИСОМ, 70 повстанцев Аш-Шабаб и 45 мирных жителей, всего более 200 человек. Это были самые кровавые бои в истории Могадишо после вмешательства ООН в 1993 году [3] [4] [5] [6] . Силы АМИСОМ крайне проигрывали. Бурунди понесла самые большие потери своих войск со времен гражданской войны в Бурунди [7] [8] . 12 марта 2011 года власти Бурунди приказали разместить дополнительно 1000 военнослужащих. После этого их контингент составил 4400 солдат [9] .

Разрушительные битвы кланов и политических фракций не пощадили провинции. Бои 2011 года как в провинции, так и в столице были отмечены беспрецедентной жестокостью и были самыми кровопролитными в истории сомалийского конфликта. В марте ополчение Раскамбони восстало против Аш-Шабаба. Силы Аль-Сунна валь Джамаах начали марш на юг страны, чтобы поддержать проправительственные силы в борьбе с исламскими радикалами.

Летом тяжелые военные кампании были остановлены катастрофической засухой , поразившей Сомали. В результате миллионы сомалийцев голодали. 6 августа 2011 года силы Аш-Шабааб покинули столицу, участвуя в партизанских и террористических операциях. В результате самого кровавого теракта 4 октября 2011 года в Могадишо погибло 139 человек. 16 октября 2011 года произошло вторжение кенийских войск, в результате которого южная часть Сомали была умиротворена. В ноябре 2011 года Эфиопия снова вмешалась в Сомали.

Во время политической трансформации сомалийские силы и союзные войска АМИСОМ вели наступление против повстанцев. В феврале и марте 2012 года эфиопские войска оккупировали западные части страны с городом Байдхабо [10] [11] . В июне 2012 года кенийские войска присоединились к АМИСОМ [12] и на рубеже августа и сентября 2012 года начали новое наступление на юге страны. Они толкнули исламистам из своих оккупированных районов, а в конце сентября 2012 года Битва Кисмайо , последнего крупного города под контролем Аш-Шабаб , состоялся . [13]


Почему в Сомали произошли драматические события, повлекшие за собой распад государства в результате двадцатилетней гражданской войны? Как преодолеть сомалийский кризис? Сочетание внешних миротворческих усилий и традиционного опыта сомалийского общества по разрешению межклановых противоречий может дать позитивные результаты.

Почему в Сомали произошли драматические события, повлекшие за собой распад государства в результате двадцатилетней гражданской войны? Как преодолеть сомалийский кризис? Сочетание внешних миротворческих усилий и традиционного опыта сомалийского общества по разрешению межклановых противоречий может дать позитивные результаты.

Истоки межклановой гражданской войны

Социально-экономическая ситуация в стране, фактическое отсутствие централизованной власти, голод и нищета населения привели к тому, что в прибрежных районах Сомали (а это около 1700 км) возникло пиратство как способ заработка местных жителей, вынужденных таким образом решать задачи физического выживания. Полевые командиры и вожди племенных кланов не заинтересованы в противодействии пиратству, поскольку сами участвуют в нем.

Миротворческие усилия ООН и Африканского союза

Мировое сообщество отдает себе отчет в том, что сохранение нынешней ситуации в Сомали ведет к эскалации напряженности во всем нестабильном регионе Африканского Рога, а также провоцирует дальнейшее ухудшение социально-экономического положения в стране.

С начала гражданской войны в Сомали Совет Безопасности ООН в апреле 1992 г. принял решение об учреждении Операции ООН в Сомали ЮНОСОМ I , а в марте 1993 г. — ЮНОСОМ II и санкционировал вооруженное вмешательство.

Однако в проведении операции ООН был допущен ряд тактических ошибок. Так, представители ООН отказывались от прямых переговоров с лидерами вооруженных группировок, что имело негативные последствия для самой операции. Кроме того, командование миссии ООН приняло решение о принудительном разоружении военных отрядов, причем, если вооруженный сомалиец отказывался сдать оружие, в него было разрешено стрелять. Это было прямым вызовом всем вооруженным группировкам. Тот же эффект возымели усилия по поимке мятежного генерала Мухаммеда Айдида и его ближайших сподвижников. Все эти действия вызвали отторжение рядовых сомалийцев от гуманитарной интервенции ООН.

Операция в Сомали обошлась Организации Объединенных Наций приблизительно в 3 млрд. долл. В ходе нее погибло 165 солдат и офицеров, а также гражданских служащих ООН. Это в значительной степени послужило одной из причин прекращения гуманитарной интервенции. Ее неудача в стала результатом прямолинейной и грубой политики насилия, проводившейся без учета местных условий, что негативно сказалось на имидже миротворцев (местное население стало воспринимать их как оккупантов). В итоге войска ООН покинули Сомали, где воцарился хаос.

Таким образом, ни миротворческие усилия ООН, ни попытки соседних государств добиться прекращения вооруженных межклановых столкновений не дали результата. Ситуацией воспользовалось радикальное движение Союз исламских судов (СИС), установившее в 2006 г. вооруженным путем контроль над Могадишо, центральным и южным районами страны.
В декабре 2006 г. Эфиопия с одобрения США в одностороннем порядке ввела свои войска в Сомали с целью, как было заявлено, оказать поддержку законному правительству. Боевики СИС были вытеснены из Могадишо и большинства других контролировавшихся ими районов. Авиация США также приняла непосредственное участие в боевых действиях против исламистов 3 ].

В этих условиях Африканский союз (АС) в 2007 г. принял решение учредить собственную миссию — АМИСОМ — численностью 8 тыс. чел. 4 .

В последующие годы СБ ООН неоднократно возвращался к сомалийской ситуации. По этому вопросу Советом было принято 13 резолюций. В то же время он уклонился от принятия решения о направлении в страну миротворческой миссии ООН. СБ продлил до 31 октября 2012 г. мандат миротворческой миссии АС в Сомали и призвал африканские страны довести ее численность с 8 тыс. до 12 тыс. чел.

В результате гражданской войны только за последние три года в Сомали 21 тыс. чел. были убиты, 1,5 млн. лишились крова и 500 тыс. стали беженцами 5 .

Таким образом, надо признать, что ситуация в Сомали была и остается на периферии интересов мирового сообщества.

Приход к власти в начале 2009 г. нового президента Сомали умеренного исламиста, в прошлом одного из лидеров СИС Шейха Шарифа Шейха Ахмеда и вывод эфиопских войск были восприняты мировым сообществом как большой шаг вперед в урегулировании сомалийского конфликта. Предполагалось, что президент сможет договориться с лидерами радикальных исламистских организаций о сотрудничестве и привлечь их представителей в правительство. Парламент принял главные условия примирения — официальное введение законов шариата в стране. Однако эти уступки не дали положительных результатов. Исламистов устраивал только полный контроль над центральным правительством.

Эти и другие рекомендации в качестве первого шага направлены на федеративное устройство государства, поскольку предусматривают предоставление достаточно широкой самостоятельности низовым органам управления.

На наш взгляд, речь, по существу, идет о региональной автономии союза кланов (этнорегиональной автономии), которые действуют в рамках единого государства и имеют своих представителей в центральном парламенте. Разумеется, конкретные формы автономии должны стать предметом конструктивных переговоров. К ведению автономии могут быть отнесены функции обеспечения безопасности, контроля над пастбищами, водными и другими ресурсами, участие в принятии важнейших государственных решений и т. п.

Сомалийцы имеют не только опыт межклановых столкновений, но и традиции восстановления мира и добрососедских отношений.

Эти моменты должны были учитываться в деятельности миротворческих сил ООН, а ныне миссии Африканского союза. Сочетание внутренних и внешних миротворческих усилий может дать позитивные результаты.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


От колоний — к независимому Сомали


Октябрьская революция в Сомали


29 октября 1969 года был обнародован Закон № 1, согласно которому Верховный революционный совет получал функции президента республики, Национального собрания и Верховного суда страны. 2 ноября 1969 г. был озвучен список из 25 членов Верховного революционного совета — офицеров сомалийской армии и полиции. В высший орган страны вошли: генерал-майор Мухаммед Айнанше, бригадный генерал Хусейн Кулмийе Афрах, подполковники Салаад Габейре Кедийе, Мухаммед Али Саматар, Ахмед Мохамуд Аде, Абдулла Мохамед Фадиль, Али Матан Хаши, майоры Мухаммад Ш. Осман, Исмаил Али Абукар, Мухаммед Али Ширех, Ахмед Сулейман Абдулле, Мохамуд Джиле Юсуф, Фаррах Ваис Дюлех, капитаны Ахмед Хасан Муса, Муса Рабилле Гоеде, Ахмед Мухаммад Фарах, Мухаммад Омер Гес, Осман Мохаммед Джелле, Абди Варсама Исаак, Абдиразак Махамуд Абубакар, Абдулкадир Хаджи Мухамад. Заместителем председателя ВРС стал генерал-майор Джама Али Коршель. Председателем Верховного революционного совета, то есть — фактическим главой сомалийского государства, стал 50-летний генерал-майор сомалийской армии Мохаммед Сиад Барре (1919-1995), прежде занимавший пост командующего Сомалийской национальной армии.

Сын кочевников и полицейский офицер


Как и о детстве многих диктаторов, о начальном этапе жизни Мохаммеда Сиада Барре известно мало. Остается загадкой даже точная дата его рождения, впрочем — не столько по причине скрытности диктатора, сколько по затруднительности установления таких событий в семьях сомалийских кочевников. Официально считается, что Мохаммед Сиад Барре родился 6 октября 1919 года, но в качестве даты рождения называют и 1912, и 1916, и 1921 годы. Точно также, существует некоторая путаница и с местами рождения. Ведь сомалийцы кочуют по достаточно обширному региону. Ряд источников указывает, что Барре родился в Шиилаабо на территории современного эфиопского региона Огаден, либо в районе Луг-Ферранди (провинция Верхняя Джуба). Достоверно известно лишь то, что мать будущего диктатора была представительницей сомалийского клана огаден, а отец — выходцем из клана марехан. Представителем клана марехан считал себя и сам Мохаммед Сиад Барре. Клан марехан — это один из основных подкланов крупнейшего сомалийского клана дарод. Первые упоминания в европейской литературе о клане марехан относятся к XVII в. — иезуит Херонимо Лобо, пытавшийся проникнуть в Эфиопию, упомянул его в 1624 г. В настоящее время клан марехан населяет районы Джубадда Хусе, Гедо на юго-западе Сомали, Галгудуд и Мудуг в центральной части Сомали, а также проживает в провинции Огаден в Эфиопии и в Северо-восточной провинции в Кении. Повстанцы из клана марехан долгое время воевали против британских колонизаторов под руководством Саидп Мохаммеда Абдуллы Хасана.




В годы правления Барре в Сомали были национализированы иностранные банки, нефтяные компании, земельные ресурсы. Однако скот и банановые плантации, дававшие основной доход сомалийскому населению, оставались в частных руках. Но сложно отрицать, что в 1970-е гг. в жизни страны происходили позитивные социальные и экономические изменения. Так, в 1973 г. был введен закон о кооперации, предполагавший модернизацию сельского хозяйства. За первую пятилетку правления Барре значительно выросло производство консервированного мяса, молока, текстиля. После того, как была создана сомалийская письменность (до этого сомалийский язык был бесписьменным, все тексты писались или на арабском языке, или на европейских языках), началась кампания по ликвидации неграмотности в стране. Образование стало всеобщим и обязательным, а правительство делало попытки создания полноценной системы здравоохранения. Засуха 1974 г. стала причиной реализации специальной программы по переселению кочевого населения из наиболее подверженных засухе районов страны.

Еще в 1971 г. Барре высказывал намерения о создании сомалийской революционной партии, которая бы стала надежным инструментом социалистических преобразований в жизни страны. С целью дальнейшей консолидации сомалийского общества и укрепления властной вертикали, 27 июня 1976 года в Могадишо открылся I Учредительный съезд авангардной партии трудящихся, куда съехалось свыше 3000 военных и гражданских представителей. На съезде была основана Сомалийская революционная социалистическая партия (СРСП), после чего Верховный революционный совет прекратил свое существование и передал все свои полномочия Центральному комитету Сомалийской революционной социалистической партии (ЦК СРСП). Мохаммед Сиад Барре был провозглашен президентом Сомалийской Демократической Республики. Уже в январе 1977 года Сомалийская революционная социалистическая партия официально насчитывала 13.500 членов, при ней были созданы женские и молодежные организации. Она строилась по типу КПСС. Высшим органом СРСП был провозглашен съезд партии, который собирался один раз в пять лет. На съезде члены партии избирали Центральный комитет СРСП в составе 73 человек. В свою очередь, ЦК СРСП избирал Политическое бюро ЦК СРСП из пяти человек. Генеральный секретарь ЦК СРСП избирался на съезде на пять лет.

Вторым человеком в Политбюро, после Мохаммеда Сиада Барре, был генерал-майор Мухаммед Али Самантар (род.1931) — выходец из клана томаал, родившийся в Кисмайо в области Нижняя Джабба Итальянского Сомали.


Как и Барре, Самантар начал свою карьеру со службы в полиции. В 1956 г. он окончил Пехотную академию Казано в Риме (Италия), после чего был распределен офицером в сомалийскую полицию. Он также получил образование в Полицейской академии в Могадишо, а в 1965-1967 гг. учился в Советском Союзе — в Военной академии им. М.В. Фрунзе. После ее окончания вернулся в Сомали в звании подполковника, а в 1969 г. был произведен в бригадные генералы. Став одним из непосредственных организаторов военного переворота 1969 г., генерал Самантар в 1970 г. был назначен командующим Сомалийской национальной армией, вице-президентом Верховного революционного совета. В 1971 г. Самантар был назначен государственным секретарем по вопросам обороны. В июле 1976 года Самантар занял посты вице-президента Сомалийской Демократической Республики, министра обороны, члена Центрального комитета и члена Политбюро ЦК СРСП. Именно генерал Самантар отвечал за поддержание и развитие внешнеполитических и военных связей Сомали с Советским Союзом.

Огаденская война и кризис режима


Резкое осложнение взаимоотношений с СССР побудило Барре искать новых союзников и покровителей. На эту роль идеально подходили страны Арабского Востока, тем более, что Сомали имело с ними исторические связи, а сомалийцы исповедуют ислам и являются очень фанатичными верующими. Действительно, Барре удалось получить помощь Египта и Саудовской Аравии, а также Пакистана и Ирана. Но эфиопская армия, поддерживаемая советскими советниками и специалистами и кубинскими подразделениями, оказалась сильнее. К марту 1978 г. сомалийская армия потерпела поражение в Огадене и была вынуждена отступить с территории Эфиопии. Тем не менее, Мохаммед Сиад Барре поражения не признал и в дальнейшем продолжал спонсировать и вооружать повстанцев из Фронта освобождения Западного Сомали (ФОЗС). К 1979 г. подразделения Фронта освобождения Западного Сомали смогли установить контроль над большей частью сельской местности в населенных сомалийскими племенами провинциях Эфиопии. Но в 1979-1980 гг. эфиопская армия предприняла крупномасштабную вооруженную операцию против Фронта освобождения Западного Сомали. В борьбе с огаденским повстанческим движением эфиопские войска активно применяли тактику выжженной земли, что привело к оттоку из Огадена сотен тысяч беженцев. Беженцы устремились в Сомали, что принесло стране новые социально-экономические и политические проблемы.

Повстанческое движение и свержение Барре

Читайте также: