Литература италии эпохи возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

  • Франческо Петрарка
  • Джованни Боккаччо
  • Лодовико Ариосто

Творчество Франческо Петрарки

Началом нового поворотного момента в итальянской литературе принято считать творчество знаменитого поэта и гуманиста Франческо Петрарки. В его произведениях уже виден путь к иной культурной идее, другим духовным, нравственным и моральным ценностям. Он является первым поэтом, который стал восстанавливать идеалы античности. Он занимался тем что изучал памятники искусства античности, исследовал античные рукописи.

Петрарка являлся не просто поэтом, он был философом, мыслителем и активным общественным деятелем, который продвигал идеи гуманизма.

Обличительная черта его поэзии искренность и непосредственность, именно эти качества привлекли его современников, а также последующие поколения писателей и мыслителей разных стран Европы. Для своих современников Франческо Петрарка стал своего рода идеалом новой культуры. Поэт призывал изучать культуру и искусство античности, обогащать свой духовный мир, развиваться интеллектуально и нравственно.

Готовые работы на аналогичную тему

Своим произведение Петрарка хотел рассказать о слабых и сильных сторонах человеческой жизни. Отличительными чертами произведения является его глубокая лиричность, автор очень глубоко погружается в свои собственные чувства и описывает их своему читателю.

Творчество Джованни Боккаччо

В этом произведении для описания разнообразных жизненных ситуаций и персонажей поэт прибегает к ряду изощренных приемов и схем.

Главный герой Боккаччо человек с новыми взглядами на жизнь, он готов вступить в борьбу за свое счастье и любит жизнь такой какая она есть. Боккаччо считал, что при рождении все люди имеют идентичные права, люди равны между собой, все имеют право выбора и сами могут вершить свою судьбу.

К первой группе относятся рассказы основной тематикой, которых является антирелигиозность. Боккаччо в этих рассказах подвергает насмешке лицемерие служителей церкви.

Ко второй группе относятся новеллы, посвящённые сословным различиям. Они направлены против феодального строя.

К третьей группе относятся новеллы, посвящённые любви. Эти новеллы представляет все грани этого чувства, начиная самыми прекрасными заканчивая низменными.

Творчество Лодовико Ариосто

Структура поэмы и сюжетная линия являются достаточно сложными. Произведение состоит из 46 песен. Эти песни написаны октавами – восемь строк с единой схемой рифмовки. Произведения является очень объемный, его называют самой длинной поэмой европейской литературы. В поэме представлены примерно 14 сюжетных линий, так же начитывают 13 дополнительный новелл и несколько вставных эпизодов. За основу этого произведения взят каролингский эпос.

  • нашествие мавров на Францию
  • безумие Роланда
  • роман Руджиеро и Брадаманты

Главные герои произведения - любители рисковать, они ищут новые приключения, сражаются с врагами, великанами и чудовищами, их сердца наполняет любовь и страсть, им нравится жизнь, и они всецело ею наслаждаются.

Главное отличие произведения Ариосто от произведений Средневековий литературы заключается в отсутствии морального поучительства, это произведение скорее всего в большей степени является комическим героическим.

Не так давно мы писали про главные произведения Античности и Средневековья. На этот раз мы расскажем о следующей главе истории европейской культуры — эпохе Ренессанса. И начнем мы с Италии.

Центральная и северная Италия стали первыми европейскими регионами, в которых начался процесс перехода от схоластического религиозного мировоззрения Средневековья к гуманистическим идеалам Возрождения (вторая половина XIII в.). Под влиянием идей философов-гуманистов в годы Ренессанса стремительно развивались все виды искусства — живопись, скульптура, архитектура и литература. А имена таких гениев эпохи, как Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Филиппо Брунеллески, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо навсегда вошли в историю, став символами расцвета европейской культуры.

Мы подобрали для вас 15 главных произведений итальянского Возрождения, которые сыграли ключевую роль в развитии европейской литературы и искусства:




Урок знакомит с литераторами эпохи Высокого Возрождения – Уильямом Шекспиром и Мигелем Сервантесом. Предлагает взглянуть на героев их произведений как на ярких представителей эпохи Возрождения. Знакомит с жизнью и творчеством художников, представителей Итальянского Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Литература эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение"

Литература эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение

Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения началась в Европе в начале XIV века. Раньше вы уже начинали знакомиться с культурой этого периода истории. Сейчас вам предстоит более подробно узнать о культуре высокого Возрождения, которая относится к XVI веку.

На этом уроке вы сможете погрузиться в мир литературы высокого Возрождения и художественной культуры Италии.

Начнем с литературы. Важной ее особенностью стало проявление интереса к личности человека, его внутренним переживаниям. Теперь писателей стала интересовать земная жизнь с ее волнениями и проблемами.

Уильям Шекспир. Одним из главных представителей литературы этого времени является Уи́льям Шекспи́р. Родился он 26 апреля 1564 года в Стра́тфорде-на-Э́йвоне. Шекспир называл мир театром, в котором люди – актеры, исполняющие свои роли. Поэтому в своих пьесах он уделял большое внимание переживаниям людей, их трагедиям. Посредством театра Шекспир хотел научить людей преодолевать трудности.



Мигель Сервантес. Следующий знаменитый писатель эпохи Возрождения – Миге́ль Серва́нтес. Родился он 29 сентября 1547 года в Испании в городе Алька́ла-де-Эна́рес. Он прожил очень яркую и насыщенную событиями жизнь. Именно поэтому его роман о Дон Кихоте получился настолько живым и образным. Сервантес делился с читателем всем, что сам видел или испытал.




Само произведение задумывалось для высмеивания жанра рыцарских романов, характерного для эпохи Средневековья. Ало́нсо Киха́на – испанский идальго, который уже далеко не молод. За свою жизнь он прочитал большое количество рыцарских романов и от этого сошел с ума. Идальго вообразил себя рыцарем, назвавшись Дон Кихотом. Свою старую лошадь он видел благородным конем Россина́нтом. В слуги к Дон Кихоту поступил крестьянин Са́нчо Па́нса. Вместе они отправляются в путь, полный подвигов.

Дон Кихот является героем, готовым на все, чтобы помочь людям. Главное его качество – альтруизм. Правда не всегда эта помощь приносит что-то хорошее и самому рыцарю, и тем, кому он помогает.

Во второй книге образ героя меняется. Он начинает видеть реальный мир, его недостатки и несправедливость. Дает многочисленные советы Санчо Пансе, который мечтает стать губернатором острова. Так, например, он советует в первую очередь узнать самого себя и быть самим собой; в правлении проявлять мягкость и разумность, не подкупать правосудие, распределять блага между бедными только справедливо; для настоящего правителя истина должна быть на первом месте. Во время правления Санчо Панса активно ведет борьбу с бездельем, подкупами, поощряет труд. Сервантес демонстрирует читателю недостатки Испании во времена правления Филиппа II: налоговая система, непригодная и отсталая медицина, различные религиозные суеверия.

С одной стороны, книга является смешной и комичной, а с другой, она полна доброты и человечности.

Обратите внимание на тот факт, что Уильям Шекспир и Мигель Сервантес умерли в один день и в один год – 23 апреля 1616 года. В 1996 году ЮНЕСКО объявила этот день Всемирным днем книг и авторского права.


Леонардо да Винчи. А теперь рассмотрим Итальянское Возрождение. Одним из самых ярких его представителей был Леона́рдо да Ви́нчи. Родился он 15 апреля 1452 года неподалеку от городка Ви́нчи.


В 14 лет стал подмастерьем художника Верро́кьо во Флоренции. За время обучения он познакомился с разными науками, такими как черчение, химия, металлургия. Научился работать с гипсом и кожей. Однажды Веррокьо поручил Леонардо изобразить на картине ангела. Далее, согласно легенде, когда мастер посмотрел на результат, то навсегда забросил живопись. Настолько талантливо Леонардо нарисовал своего ангела и превзошел учителя.



Всю жизнь Леонардо да Винчи творил. Его увлекало все новое. Среди набросков Леонардо да Винчи обнаружили прототип вертолета и парашюта. Он разработал орнито́птер — летательную машину на птичьих крыльях. Но предпочтение все же отдавал изобразительному искусству.

В возрасте 64 лет Леонардо поселился в замке, принадлежавшем королю Франциску I. Здесь он провел последние годы жизни и умер 2 мая 1519 года.






Микела́нджело Буонарро́ти. Родился 6 марта 1475 года в городе Капре́зе. В 13 лет Микеланджело стал учеником у художника Домени́ко Гирланда́йо. Через год он попал к скульптору Берто́льдо ди Джова́нни. Микеланджело пользовался покровительством Лоре́нцо Ме́дичи. Дальнейшие годы наполнены постоянным трудом. Он создает множество произведений искусства. Папа Юлий II заказал Микеланджело свою гробницу. По его же просьбе написаны фрески в Сиксти́нской капе́лле. Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме.





Рафаэль Санти. Еще один выдающийся представитель итальянского Возрождения – Рафаэ́ль Са́нти. Родился он 28 марта 1483 года в Урби́но. Рафаэль жил в Перу́джо, Флоренции, Риме, Ватикане и везде он творил. За недолгую жизнь художник оставил большое количество работ. Но главной темой его творчества была Мадонна. Всего он написал около 42 изображений Мадонны и младенца. Умер Рафаэль 6 апреля 1520 года в Риме в возрасте 37 лет.




Таким образом, можем сделать вывод, что для Итальянского Возрождения характерно:

· большое внимание античности;

· познание анатомии человека;

· освобождение от церковных догм.

Вы познакомились только с частью культурного наследия, которое нам оставило Итальянское Возрождение. Неизвестно, как развивалось бы современное искусство, если бы мастера того времени не создали свои великолепные шедевры, которыми до сих пор не устают восхищаться.

Читайте также: