Гражданская концепция политической мысли кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эпоха Возрождения и Реформации возвращает конечные человеческие цели из трансцендентного мира в пределы человеческой жизни и существования. Индивид сознает себя в качестве свободного человека, и его индивидуальная воля не абсолютно противоположна общей воле, но и не требует растворения себя в последней. Напротив, индивидуальная воля в активном творчестве формирует общую волю, которая является условием свободы индивида.
В основе новоевропейского мировоззрения лежит идея человеческого универсализма, гуманистическая идея. В более определенной форме это идея безусловной власти человека над природой. Человек становится той точкой отсчета, через которую объясняются и опосредуются основные принципы предшествующих эпох.

Оглавление

Введение 3
1. Концепция Н. Макиавелли 4
2. Концепция Т. Гоббса 6
3. Концепция Д. Локка 9
4. Концепция Ш. Монтескье 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Политология_Гражданская концепция политики и государства.doc

Введение

Эпоха Возрождения и Реформации возвращает конечные человеческие цели из трансцендентного мира в пределы человеческой жизни и существования. Индивид сознает себя в качестве свободного человека, и его индивидуальная воля не абсолютно противоположна общей воле, но и не требует растворения себя в последней. Напротив, индивидуальная воля в активном творчестве формирует общую волю, которая является условием свободы индивида.

В основе новоевропейского мировоззрения лежит идея человеческого универсализма, гуманистическая идея. В более определенной форме это идея безусловной власти человека над природой. Человек становится той точкой отсчета, через которую объясняются и опосредуются основные принципы предшествующих эпох.

1. Концепция Н. Макиавелли

Княжества по происхождению бывают наследованные и новые. Средствами, которыми власть приобретается, могут быть оружие, счастье или доблесть.

В соответствии с этими различиями определяются пути для утверждения власти. Общее для этого правило: ослаблять сильных и поддерживать слабых.

2. Концепция Т. Гоббса

Середина XVII в., с которой многие историки отсчитывают собственно эпоху Нового времени, была ознаменована английской буржуазной революцией. Гражданские войны 1640 и 1648 гг., казнь короля, массовые убийства мирного населения в Ирландии, война в Шотландии, диктатура Кромвеля, затем реставрация королевской власти — таковы бурные и кровавые события той эпохи.

В 1688 г. последний самодержец, проводивший антипарламентскую политику, поспешил покинуть Великобританию, и жители острова окончательно перешли от абсолютной монархии к конституционной.

Гоббс изучает различные формы правления и наилучшей находит монархию.

Тем не менее, сама идея договорного характера государства имела подрывной характер по отношению к теологическим доктринам политической власти. Гоббс вовсе не был атеистом, он высказывает мысль, что теократическая доктрина утрачивает свой смысл после Боговоплощения в лице Христа и власть Бога на Земле осуществляется через суверена. Власть должна быть единой и неделимой, и никакое противостояние светских и духовных властей недопустимо, так как оно ведет к гражданской войне, поэтому духовенство вообще не должно иметь политических амбиций.

3. Концепция Д. Локка

Одним из самых значительных политических мыслителей среди философов английского Просвещения был Джон Локк.

Философ провозглашает, что все люди от рождения обладают естественными, неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Это фактически единое право, а не набор прав, в нем все составляющие неотделимы друг от друга.

Жизнь — это тоже собственность, свобода означает право распоряжаться частной собственностью. Свобода — неотъемлема, поэтому равенство людей может пониматься только как равенство возможностей. Право на собственность естественно, поскольку человек трудится, чтобы преобразовать нечто природное в полезную для себя вещь. Таким образом, собственность, по Локку, первичнее государственных законов, закрепляющих ее.

Народ устанавливает форму правления и законы, направленные на защиту прав граждан, основными из которых являются жизнь, свобода и собственность.

Права человека неотчуждаемы, они не передаются суверену. Поэтому если народ сочтет, что его права нарушаются и договор, таким образом, не соблюдается, он имеет право свергнуть власть.

Подводя итог, можно сказать, что в идеях естественных прав личности, неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, идее верховенства закона, теории разделения властей Локк выразил основные принципы либерализма XVII в.

4. Концепция Ш. Монтескье

Французский политический философ, родился в замке Брэд, возле Бордо, на юго-западе Франции. На его политических взглядах сказалась традиционная борьба провинциального дворянства против централизованной абсолютистской монархии.


Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремится находить наилучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного из древнейших сводов законов (Законов Хаммурапи).

Израильско-иудейский царь Соломон (965-928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель. Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н. э.) также вошел в историю как умелый правитель-реформатор.

Однако приведенные примеры — всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с VI — IV вв. до н. э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из них.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира

Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) — знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики. В основе его политического учения лежали принципы строгого порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Успешное управление государством Конфуций связывал не с официальным обезличенным законодательством, а с мудростью добродетельного правителя и его достойных помощников. Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важнейшие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы государства не должны противоречить интересам народа и что всякое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных и что нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общественными потрясениями. Конфуций считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа.

Сократ (469-347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Он первым в истории сформулировал идею разрешения возникающих между индивидом и государством конфликтов посредством договорных отношений. Так, если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Сократ подразделял политические режимы на следующие типы.

Царство — власть, основанная на воле народа и государственных законах; тирания — власть, основанная на воле правителя; аристократия — правление лиц, исполняющих законы; демократия — власть, основанная на воле всех.

Тиранию Сократ считал режимом беззакония, насилия и произвола. Главный недостаток демократии он видел в некомпетентности избранных ее должностных лиц. Наиболее рациональным способом государственного управления он считал аристократию, которая управляет на основе хороших законов.

По его мнению, гражданин — не тот, кто живет в том или ином месте, а тот, кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах. Главная отличительная черта гражданина — добродетель, но ею не могут обладать люди, занимающиеся физическим трудом и торговлей.

Философско-этическая концепция политической мысли Древнего мира внесла значительный вклад в развитие учения о государстве, о политике, о законах. Детально были изучены (описаны) различные формы устройства государства, типы политических режимов, определены некоторые методы рационального управления государством, значительный вклад был сделан в разработку нормативно-правовой базы государственного устройства.

Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что мыслители в своих трудах описывали идеальные формы государства (каким оно должно быть, а не какое оно есть в реальности). Государство рассматривалось ими как первооснова всей жизни людей. Человек, общество и право вне государства как бы ничего не значат. Только государство способно обеспечить человеку добродетель и справедливость. Лишь Цицерон попытался разграничить государство и общество, государство и право.

Религиозная концепция политической мысли (Средние века)

В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычества религия, по сути, сливалась с государством и их функции непросто было разграничить, то в эпоху Средневековья (V-XV вв.) христианство стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве. По отношению к обществу оно берег на себя целый ряд социальных функций, которые не просто предлагаются, а навязываются людям, и от них нельзя отказаться.

Рассмотрим взгляды некоторых наиболее ярких представителей религиозной концепции политической мысли.

Государство рассматривалось Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагал идеи обновления града земного в русле христианской добродетели и гуманизма. Тем самым подчеркивалась особая роль церкви в решении общественных и политических проблем.

Более реалистическую концепцию государственного и общественного управления разрабатывал другой известный религиозный деятель и мыслитель, Фома Аквинский (1224-1274 гг.). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. По мнению этого мыслителя, государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

  • Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
  • Божественное право (заповеди) — дополнительное руководство к естественному праву.
  • Естественное право — это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
  • Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Ф. Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному нраву и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Ф. Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом.

Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли. В частности, она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.

Гражданская концепция политической мысли

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных (XVI — XVII вв.) способствовали освобождению социально-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждается гражданская концепция политической мысли. В результате Реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина. Осознание того, что люди сами создают социальные и политические институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Политическая мысль приобретает светский характер.

По мнению Н. Макиавелли, государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско, а сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрость лисицы.

Из всех форм государственного правления Н. Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и об общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

Н. Макиавелли одним из первых предпринял попытку теоретического обоснования целесообразности применения в политике для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринципной политики.

Развивая теорию светского происхождения власти, философ пришел к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. Он описывал хаос (войну всех против всех), в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Т. Гоббс называл соперничество, недоверие и жажду славы.

По мнению Т. Гоббса, верховная власть государства абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договоры, продавать и приобретать собственность и т. д.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По мнению философа, если будут защищены права каждого отдельного человека, то и в обществе в целом будет соблюдаться законность и порядок. Личности создают общество, а общество создает государство. Общество и государство — не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии, считая, что абсолютная монархия хуже, чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, считал Дж. Локк, — это защита прав личности.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический философ, историк, правовед, социолог, внесший большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли.

Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Анализируя труды своих именитых предшественников, Ш. Монтескье пришел к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Социальная концепция политической мысли

Гражданская концепция политической мысли, казалось бы, подготовила достаточно солидную базу для дальнейшего развития индивида, общества и государства. Однако в реальности все оказалось гораздо сложней.

Осознавая явные изъяны в гражданской концепции государства, многие политические мыслители, стремясь найти выход из затруднительного положения, постепенно вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. В основе ее, по их мнению, должны быть гуманизм и социальная справедливость.

Алексис Токвиль (1085-1859) — французский политик, социолог и историк, считал, что представительная система выборов и декларируемое политическое равенство людей не избавляют их от эгоизма и нищеты. Для того чтобы избежать социального подчинения, граждане должны добровольно кооперироваться в свободные учреждения местного самоуправления и добровольные политические и гражданские ассоциации. Таким образом они смогут защищать свои интересы и непосредственно участвовать в управлении обществом.

Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся немецкий политический экономист и социолог, утверждал, что общество является ареной постоянной политической борьбы между различными социальными группами и общественными классами. Причинами социальных конфликтов являются не только экономические интересы (как считал К. Маркс), но и социокультурные, политические и другие факторы. Существующие в обществе отношения господства и подчинения придают социальным конфликтам характер политической борьбы — борьбы за власть и властные полномочия. С точки зрения М. Вебера, для того чтобы эффективно отстаивать свои права и свободы, отдельные индивиды должны консолидироваться в группы по интересам. А для того чтобы власть пользовалась доверием своего народа и могла эффективно управлять — она должна быть легитимной.

В XX в. либеральная концепция (неолиберализм) политической мысли стала больше ориентироваться на социальные проблемы общества. Принимаются антимонопольные законы, увеличиваются налоги на сверхприбыли. Перераспределение доходов через государственные органы и благотворительные организации позволяет уменьшать разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения.

Многопартийная политическая система и отлаженная структура разделения властей в значительной степени позволяет осуществлять контроль за деятельностью властных структур. Отлаженная система выборов предоставляет возможность участвовать в формировании властных органов широким слоям населения.

Социальная концепция политической мысли, выдвинувшая идею создания социального государства, сумела ответить на целый ряд актуальных вопросов. Однако в ходе дальнейшего развития общества появляются новые проблемы, для решения которых необходимы новые концепции.

Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремиться находить лучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного и древнейших сводов законов (Законы Хаммурапи).

Израильско-иудейский царь Соломон (9б5 928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н.э.) также вошел в историю как умелый правитель реформатор.

Однако приведенные примеры - всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься УI-IУ вв. до н.э. таким ученым, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из этих этапов.

Философско-этическая концепция политической мысли древнего мира.

Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) - знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики.

В основе его политического учения лежали принципы строго порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгим соблюдением каждым своих прав и обязанностей.

Успешное управление государством Конфуций связывал не с официальным обезличенным законодательством, а с мудростью добродетельного правителя и его достойных помощников. Идеи добродетели, справедливости и гуманности являются одним из важнейших в этическом учении Конфуция. Он считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа (Политическая теория и политическая практика. Словарь справочник. - М., 1994.—С. 12-13).

Сократ (469 - 347 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и Моральной политики. Он подразделял политические режимы на следующие типы:

Теоретиков политики начала Нового времени меньше интересует проблема лучшей жизни, зависимости человека от внешних сил. Их внимание переключается с цели государства на его происхождение и основание. Политическая мысль освобождается от прежних уз философии и религии – разум рассматривается как инструмент, делается акцент на светском характере законов.

Систему взглядов на государство, общество, личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин. Основное внимание сосредоточилось на вопросах происхождения и основания государства, уникальной независимой организации, необходимой для защиты и безопасности людей.

Макиавелли (1469-1527). Эпоха Ренессанса – культурный феномен, означачающий возвращение к земной жизни и судьбе человека. В политике открытие Ренессанса (эпохи Возрождения): человек, а не Бог – центр Вселенной – выразил Николло Макиавелли (1469 – 1527).

Макиавелли:

1. Новый научный методопределяет как извлечение из истории и опыта принципов и правил для успешного политического поведения. Прагматический (действия, дающие положительный результат) и утилитарный (полезный, выгодный) подход к политике. Политическая наука должна постигнуть истинное положение вещей вместо того, чтобы рассматривать воображаемые ситуации. Используя свой метод, Макиавелли смог дать реалистическую оценку политики с точки зрения власти и управления, а также достаточно адекватную оценку характера государя.

Единственная цель которая,по Макиавелли, оправдывает безнравственные средства – это создание и сохранение государства.

От самоуверенности, смелости и гибкости зависят политики. Т.к. вместе эти качества редко можно найти в одном человеке, Макиавелли приходит к выводу, что республика предпочтительнее монархии.

3. Теория политического республиканизма. Республики предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Высшее правило политики, и главная ее проблема – найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения.

Политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, т.к. нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента.

Макиавелли выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединить в себе черты льва и лисицы: лисицы – чтобы избежать расставленных капканов, льва – чтобы сокрушить противника в открытом бою.

Государство – институт, которому должны быть преданы все граждане. Государство – это гражданская власть, которая преследует гражданские цели.

Толчок к формированию светской концепции суверенитета.

Гоббс Томас (1588 – 1679) английский мыслитель.

Основная идея политического учения Гоббса. Верховная власть и независимость светского государства. Создать теорию, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время, Гоббс отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Более того, он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор.

Естественно, люди искали мира и нашли его в общественом договоре. Они согласились передать свои естественныые права монарху и подчиняться ему в обмен на закон добровольно, т.о., ограничив свою свободу. Гоббс настаивал на том, что монарх не имеет отношения к общественному договору, который заключает общество, а поэтому его власть не может быть ограничена обществом. Он был против разделения верховной власти. Воля государя – высший закон и необходимо подчиняться ему.

Сильное государство, по мнению Гоббса, это от человеческих недостатков. На государя возложена функция охраны мира и порядка.

Верховная власть – абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан, такие, например, как экономическая деятельность. Люди обладают свободой в сфере купли-продажи и при заключении взаимных договоров.

Локк Джон (1632 – 1704). Английский философ. Политическая теория – убедительное изложение гражданской концепции.

Локк – родоначальник либерализма. Чётко разделил такие понятия как личность, общество и государство, поставив личность выше общества и государства. Человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами: право на жизнь, свободу и собственность.

Особый взгляд на частную собственность как естественное право человека. Высокий статус частной собственности он объяснял двумя положениями:

1) Накопление частной собственности позволяет человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым для жизни. А имея всё необходимое, человек больше уделяет внимания собственному развитию.

2) Обладание собственностью влияет на формирование личности. Государству предшествует естественное состояние, довольно упорядоченное и благополучное, хотя время от времени люди могли причинять ущерб друг другу, отстаивая, как им казалось, справедливые требования. Механизма, способного обеспечить справедливое пользование своими естественными правами, не было. Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости иметь орган, который бы вершил правосудие. Это привело их к заключению общественного договора, то есть учреждению гражданского общества.

И Гоббс, и Локк подчеркивали, что король не имеет отношения к общественному договору. Но если Гоббс утверждал, что в результате этого власть короля не может быть ограничена, и ставил короля над личностью и государством, то Локк делал совершенно противоположный вывод: государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности.

Так, как государство и общество это не одно и тоже, то падение государственной власти не означает конца общества. Общество может создать новую государственную власть, если настоящая его не удовлетворяет.

Согласно Локку, государство действует только в интересах защиты прав личности. Локк выступал за разделение властей: законодательной и исполнительной. Наиболее значимой он считал законодательную власть, которая определяла политику государства. Исполнительная власть призвана выполнять решения парламента.

Теория разделения властей.

Анализируя британскую политическую систему, где в результате стихийного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его.

Верховенство права в концепции Монтескье может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Развитие гражданской концепции сопровождалось процессом создания современных европейских государств.

Мыслители сосредоточили основное внимание на проблеме государственной власти. В период создания Соединенных Штатов в Европе уже были сильно заметны недостатки независимого унитарного государства. В связи с этим отцы американской конституции соединили теорию с практикой. Их республика была создана сразу как государство с ограниченной властью.

Разработка проблем политического равенства и демократии.

Джеймс Мэдисон (1751 – 1836).

Народ – единственный источник политической власти и выборы – характерная черта республиканского правления. Но у Мэдисона вызывала тревогу фракция большинства, ибо она, как он отмечал, находясь у власти, будет, безусловно, подавлять интересы меньшинства.

Убедительное обоснование Мэдисоном представительной формы власти – один из вкладов политической науки в искусство либерального правления. Одна представительная форма, по мнению Мэдисона, не в состоянии эффективно противопоставить злу фракции большинства. При данной системе представители могут действовать на благо общества, а могут и представлять интересы народа. Поэтому для разумного выбора блюстителей общественного блага необходима республика с большой территорией и большим числом граждан, т.е. режим социального плюрализма.

Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей французского просветителя Монтескье. Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трёх властей является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов до сих пор действует в политической системе США.

Читайте также: