Гравюра при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гравюра — вид графики, который предполагает печать изображений с клише, изготовленных художником. В петровскую эпоху расцветает искусство гравюры на меди. Мастера могли использовать разные техники и инструменты.

Так, мастер мог избрать резцовую технику. В этом случае лист металла покрывался слоем мягкого грунта, на него калькировался или передавливался рисунок. Затем контур рисунка обводился иглой и грунт смывался. Мастер брал в руки резец (грабштихель) и начинал заполнять контуры ритмичными параллельными линиями.

Если гравёр избирал технику офорта, он покрывал медь кислотоупорным лаком и чернил копотью. На эту основу калькировался рисунок. Стальной иглой гравёр не только обводил контур, но и заполнял его штрихами. Затем мастер наносил на лист металла кислоту. Она углубляла прочерченные линии. При этом поверхность, покрытая неповреждённым лаком, оставалась гладкой. На следующем этапе работы мастер удалял с пластины лак.

Клише, созданные в разных техниках, покрывались краской, которая заполняла углубления в медных пластинах. После этого можно было создавать оттиски. Клише прижималось к листу бумаги с помощью специального станка. Сами листы с отпечатанными изображениями так же принято называть гравюрами.

Пётр I ценил гравюры, сам обучился технике офорта, лично делал заказы художникам. Оттиски расходились по стране, отправлялись в европейские страны и всюду рассказывали о новых достижениях государства Российского.



На носу корабля можно увидеть резную фигуру. Это изображение льва, призванное украсить судно, показать доблесть и мужество корабельной команды, устрашить врага. Зверь смотрит прямо перед собой и вытягивает вперёд когтистые лапы, словно желая наброситься на неприятеля. Его морда напоминает человеческое лицо. Из-за этого его можно принять за сфинкса или мантикору — мифических существ с телом льва и лицом человека. Но, вероятнее всего, перед нами именно причудливо изображённый лев. Ведь известно, что, согласно сформировавшимся в начале XVIII века канонам, носы кораблей чаще всего украшали львиными фигурами [6, c. 12].

На корабле подняты Андреевские флаги. На их полотнищах изображён крест, образуемый двумя диагональными полосами — его принято называть Андреевским. Ещё на заре создания русского флота в 1690-х гг. Пётр I определил, что он будет изображён на флаге русского военно-морского флота. По преданию на косом кресте был распят апостол Андрей Первозванный. Он считался святым покровителем России, так как, согласно летописным текстам, проповедуя веру во Христа, он побывал и на русской земле. С петровских времён Cв. Андрей почитался и как покровитель русского флота.


Корабль, изображённый справа, — галера. Это вёсельно-парусное военно-морское судно. Оно заметно отличается от фрегата меньшим количеством пушек. Их даже нельзя рассмотреть на гравюре. Но у галеры есть заметное преимущество. В отличие от фрегата она не боится штиля: помогают огромные вёсла. Когда ветер перестаёт надувать паруса, судно может передвигаться с их помощью. Как и фрегат, галера украшена — можно увидеть изящные резные завитки на корме. Как и на фрегате, на галере подняты флаги. Изображение на одном из полотнищ напоминает государственную символику Великобритании, но на деле принадлежит символике России.


Согласно Морскому уставу кайзер-флаг использовался для подачи определённых сигналов. С 1721 года он стал ещё и символом власти командующего флотом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина, указывая на присутствие генерал-адмирала на корабле. Правда, здесь, на флаге галеры, кайзер-флаг занимает не всё полотнище, а только его часть — прямоугольник (т. н. крыж) в правом верхнем углу. Такой вариант не вошёл в устав, а значит, не вошёл в число официальных флагов, и достаточно трудно определить, что именно он обозначал. Тем не менее можно быть уверенным, что этот флаг закреплён именно на русском судне [10].


Гравюра была создана в 1722 году, когда продолжались торжества по случаю Ништадтского мирного договора. Договор был заключён 30 августа (10 сентября) 1721 года. Он завершил длительную, напряжённую русско-шведскую войну, в которой Россия сумела одержать победу. Гравюра призвана показать: победа была одержана с Божией помощью силой военного флота.

Мощь русского флота, как справедливо показывает гравюра, зиждилась не только на линейных кораблях и фрегатах, оснащённых большим количеством пушек, но и на манёвренных галерах. Так, в Гренгамской битве именно галеры сыграли решающую роль. Бой проходил в узком мелководном проливе. Четыре тяжёлых шведских фрегата попали в сложные условия, два из них сели на мель. Лёгкие русские галеры атаковали шведские суда — они были захвачены как русские трофеи.

Как именно использовалась эта гравюра? Поздние оттиски предназначались для пополнения домашних коллекций. Их могли размещать на стенах комнат, могли хранить в библиотеках и рассматривать, держа в руках. Но изначально творение Ивана Зубова чем-то напоминало театральную программку: оно должно было пояснять особое праздничное действо — фейерверк. Современные фейерверки обычно не нуждаются в пояснениях. В петровскую эпоху дело обстояло иначе — попробуем разобраться в этом различии.

Для Петра I было чрезвычайно важно внушить своим подданным чувство сопричастности победам. Это достигалось их вовлечением в пышные празднества, организованные по случаю военных триумфов. Они включали в себя торжественные богослужения, шествия войск, обеды, маскарады и фейерверки. К последним Пётр питал особое пристрастие. Он сам признавал, что если для его отца, царя Алексея Михайловича, любимым развлечением была охота, то для него таковыми являлись мореплавание и фейерверки [5].

Но они были важны не только как действо, доставлявшее удовольствие самому монарху. Фейерверк — вечернее или ночное зрелище, во время которого взрывали ракеты, устраивали огненные пирамиды, колёса, каскады и фонтаны — было видно и слышно издалека, что позволяло вовлечь в праздник огромное число простых людей.

При этом главными зрителями фейерверка оставались приближённые Петра, получавшие особые приглашения и наблюдавшие за игрой света с самой выгодной позиции. Их взору открывалось и то, что было скрыто от простых людей: огромные скульптуры и транспаранты, дополнявшие огненное действо. Транспаранты представляли собой натянутые на рамы холсты или же деревянные или картонные щиты. В первом случае изображения и девизы наносились на них красками. Во втором случае — прорубались или прорезались. Какой бы ни была техника изготовления, транспаранты подсвечивались сзади так, чтобы зрители смогли увидеть изображения и тексты.

Декорация к фейрверку 1722г. Зубов И.Ф. оттиск XIX в. с гравюры 1722 г.

Декорация к фейрверку 1722г. Зубов И.Ф. оттиск XIX в. с гравюры 1722 г.

Декорация к фейрверку 1722г. Зубов И.Ф. оттиск XIX в. с гравюры 1722 г.

Декорация к фейрверку 1722г. Зубов И.Ф. оттиск XIX в. с гравюры 1722 г.

Вторая гравюра помогает представить себе главный элемент огненного представления того дня. Для него была выстроена декорация, изображавшая древнеримский храм двуликого бога Януса. В центре храма стояла статуя Януса, окружённая оружием, доспехами, знамёнами и барабанами. По сторонам от декорации были поставлены фигуры двух воинод Один из них нёс на щите герб России, другой — Швеции. Скульптуры приводились в движение особым механизмом. Согласно римской традиции храм Януса отворялся с началом войны и запирался с её окончанием. Кульминацией фейерверка была сцена, когда фигуры русского и шведского воинов, двигаясь навстречу друг другу, запирали двери храма.

Интересно, что особую торжественность момента должны были почувствовать и те, кто не мог видеть передвижение фигур и наслаждался лишь отголосками зрелища. Ведь когда началась эта сцена, простым людям вынесли царское угощение: трёх жареных быков и бочки с вином [4, с. 313].

Иван Зубов, создавая гравюры как программы к фейерверку, справился с этой задачей с таким мастерством, что и по окончании действа они продолжали вызывать интерес, воспринимались как художественная ценность. Об этом говорят их оттиски, напечатанные в XIX веке.

Этот вид графического искусства появился значительно позже живописи и скульптуры. Возникновение гравюры на дереве было связано с производством набойки по ткани, а гравюры на металле — с ювелирным искусством. Эстампы распространились в Европе с появлением книгопечатания: на доске для оттиска мастера вырезали буквы и иллюстрации. В XV—XVI веках гравюра стала самостоятельным жанром, к ней обращались известные художники, например Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший. В XVIII веке гравюры были очень популярны: их печатали отдельными листами, они выходили в альбомах, ими украшали интерьеры.

В России гравюрами оформляли книги во времена Ивана Грозного. Эстампы вошли в моду при Петре I: царь видел их как средство просвещения и образования. Он приглашал в страну европейских мастеров, которые обучили русских граверов. В XVIII веке на эстампах изображали батальные сцены, портреты, виды Петербурга и других городов.

В XVIII—XIX веках мастера гравировали на деревянных досках лубочные картинки: это был быстрый и недорогой способ создания сразу множества отпечатков. Контур изображения и текст лубков печатали черно-белыми, а затем раскрашивали листки вручную. На рубеже XIX—XX веков у художников стала популярна гравюра на металле: они повторяли свои живописные произведения или создавали самостоятельные эстампы. Одним из выдающихся русских графиков того времени был Владимир Фаворский. В технике гравюры на дереве он создавал иллюстрации к произведениям Александра Пушкина.

В XX веке появились новые материалы, и возникла линогравюра — оттиски с линолеума. В наши дни художники по-прежнему обращаются к технике гравюры, доски для эстампов создают как из современных пластика и оргстекла, так и из традиционных дерева и металла.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Для чего царю гравюра?

Как графическое искусство помогло Петру I построить империю

А. Шхонебек. Великий государь, царь и великий князь Петер Алексиевич всея великия, и малыя, и белыя России самодержец. 1699 г.


А. Шхонебек. Великий государь, царь и великий князь Петер Алексиевич всея великия, и малыя, и белыя России самодержец. 1699 г.

Хотелось, как в Европе

Гравюра в Петровскую эпоху была не столько произведением искусства, сколько средством массовой информации. И это отнюдь не парадокс! При отсутствии газет и журналов (как известно, первая российская газета "Ведомости" появилась в 1703 г.) царю важно было информировать население о ходе Северной войны, и для наглядной визуальной картины он использовал гравюру. Гравюры так же информировали население о триумфальных шествиях, празднествах, фейерверках, построенных новых кораблях и других важных государственных и придворных событиях.

Гравюра на дереве была давно известна в России, она украшала издания московского Печатного двора. Гравюра на меди была освоена русскими мастерами в XVII столетии, в особенности художниками Оружейной палаты. Одним из первых был Афанасий Трухменский, иллюстрировавший книги Симеона Полоцкого в 1670-1680-е гг. Однако изготовление сложных по композиции и барочных по форме гравюр на меди не было столь распространенным и популярным в России, как в Европе, а царю хотелось, чтобы было именно как в Европе. Вероятно, он еще в Амстердаме оценил преимущества гравюры перед другими видами "художеств": ее дешевизну по сравнению с живописью, доступность технологии изготовления, быстроту исполнения. Именно гравюра была выбрана им в качестве иллюстративного ресурса для отражения начавшихся в стране преобразований и, в особенности, военных событий.



А. Шхонебек. Города Азова списание от взятья. 1699 г.

Интерес Петра Великого к гравюре проявился еще во время Великого посольства в Амстердаме в 1697 году. Он не только посещал там мастера-гравера Адриана Шхонебека (Схонебека), но и сам лично попробовал сделать гравюру на тему "Победа христианства над исламом". Царь вырезал гравюру под руководством Шхонебека, а затем пригласил своего учителя приехать работать в Россию, на что Шхонебек согласился.

Адриан Шхонебек прибыл в Россию в 1697 г. и трудился в Оружейной палате до своей кончины в 1705 г. Его резцу принадлежат более пятидесяти самых разных гравюр. Большинство из них посвящены битвам Северной войны, представленным то планами и схемами взятых русскими войсками крепостей, то сценами сражений, то географическими картами. Но попадаются и изображения фейерверков 1697 и 1704 гг., портреты Петра I и фельдмаршала Б.П. Шереметева (1702-1705), изображение любимого корабля Петра I "Гото Предестинация" ("Божье предвидение"; 1701), усадьбы графа Ф.А. Головина в Немецкой слободе в Москве.

Последняя гравюра не была завершена мастером, и ее заканчивали ученики. Как и всем приглашаемым тогда в Россию специалистам, Адриану Шхонебеку было поручено готовить российских учеников, с чем он успешно справился. Среди его учеников были Алексей и Иван Зубовы (сыновья живописца Оружейной палаты Федора Зубова), Петр Бунин (сын московского гравера Леонтия Бунина), Василий Томилин, Степан Закройщиков, Иван Никитин, Егор Воробьев и другие.

Манера Шхонебека как нельзя лучше подходила для воплощения задач, поставленных царем. Мастер стремился к предельной реалистичности изображений, к точности в передаче деталей, нюансов, тех или иных значимых подробностей. При этом он включал в свои гравюры барочные картуши (щиты с изображениями или текстом), превращавшие схематичные чертежи в произведения искусства.



Гравюра - витрина России

Команда граверов под руководством Шхонебека не справлялась с большим числом заказов, которые на них обрушивал царь, поэтому Шхонебек вызвал на подмогу своего пасынка и ученика Петра Пикарта. Тот приехал в Россию в 1702 г.

Все ученики Шхонебека продолжили лучшие традиции голландской и русской школ гравирования. А вот Алексей Зубов, без сомнения, превзошел своего учителя, став одним из самых знаменитых художников Петровской эпохи. Вместе со Шхонебеком работали также печатники Варфоломей Терехов, Матвей Познанский, Парфен Иванов, терщик Иван Кормилицын, чистильщик Иван Фомин и другие.

Сотни гравюр, выполненных в первой четверти XVIII в., убедительно доказывают, какое значение придавал император-преобразователь этому виду искусства, видя в нем способ показать своему народу, как и всей Европе, достижения России. Гравюры отображали буквально все стороны русской действительности. Военная тема раскрывалась через изображения осад и штурмов турецких, а затем и шведских крепостей, видов военных кораблей, а также "дедушки русского флота" - английского ботика, на котором Петр Великий плавал еще мальчиком; панорам сухопутных и морских сражений. Печатались топографические и географические карты и схемы. Большими тиражами штамповались таблицы флагов всех стран, астрономические и математические таблицы. Широко привлекалась гравюра для фиксации чертежей и схем в учебных пособиях по военному, морскому, инженерному, артиллерийскому делу. Гравированные картины показывали виды городов, в частности, Москвы и строящегося Санкт-Петербурга, "образцовые дома" всех типов для разных социальных слоев в новой столице. Крайне трудной задачей, с которой, однако, справлялись художники, была фиксация на больших гравюрах триумфальных шествий и фейерверков в честь русских побед в Северной войне. Планы садов и парков, клейма гербовой бумаги, картуши для компасов, а также портреты, "конклюзии" и "тезисы" (аллегорические композиции философско-религиозного содержания) - все это и многое другое фиксировалось с помощью гравюр.

В XVI-ом веке Иван Грозный велел обустроить в Российском царстве типографию и размножать важные книги с целью упрочения государственной цензуры, развития торговли и ремесел. Одновременно с книгопечатанием появились и первые гравюры, которые в то время использовались только для иллюстрации книг, а не как самостоятельный вид искусства. Лучшие граверы переезжали в Москву и трудились в Оружейной палате Московского Кремля.

Новый виток в развитии граверного дела в России произошел в эпоху царствования Петра I. Талантливый правитель осознал огромный потенциал гравюры с точки зрения просвещения и велел гравировщикам всячески прославлять в гравюрах достижения России, а также перейти с отвлеченных образов на объекты повседневной жизни. Одновременно с этим Петр I пригласил в страну опытных голландских гравировщиков, которые положили начало образованию школы русских граверов.

Граверы обязаны были гравировать карты, чертежи, посещать места сражений и на основе пережитых событий делать гравюры. Именно в этот период гравюру стали использовать не только для популяризации картин и размножения книг, но и как отдельный вид искусства. Новое направление способствовало и развитию коллекционирования оригинальных эстампов (оттисков с печатной формы).

После смерти Петра I гравировальное ремесло перенесли в Академию наук в гравировальный департамент, где зародилась новая школа русских граверов. Но уже с середины восемнадцатого века, когда была открыта Академия художеств, центром художественной гравюры стал ее гравюрный класс. С этого времени граверы Академии наук занимались только научными изданиями.

На указанное время приходится пик развития русской гравюры. С середины XVIII века большой популярностью стали пользоваться гравюры с видами городов, особенно Санкт-Петербурга.

Параллельно с этим в России начали применять разнообразные виды гравюр. Если до восемнадцатого века преобладала резцовая гравюра, то во второй его половине граверы все чаще прибегали к офорту. Постепенно началось использование различных вариаций офорта, появились другие механические способы создания гравюры, которые в начале ХIХ века начали массово вытесняться изобретенной литографией.

Появление литографии породило множество вариантов плоской печати. Интерес к глубокой печати начал угасать. С развитием фотомеханики репродукционные гравюры все более уходили в прошлое, зато оригинальные гравюры ценились высоко. В конце XIX — начале XX веков интерес к гравюре вырос вновь, особенно с изобретением новых приемов гравировки.

Известные граверы России

Первыми значительными граверами в России были братья Зубовы. Старший Алексей и Младший Иван учились вначале резьбе по металлу в Оружейной палате, а затем гравировке у приглашенных Петром I голландцев. Иван работал в резцовой технике, а Алексей кроме резца предпочитал технику офорта.

Братья Зубовы стали первыми, кто превращал документы вроде чертежей и карт в художественные произведения, выдерживая при этом их точность. Одновременно с этим Алексей стал одним из первых граверов, кто создавал гравюры с видами Санкт-Петербурга. Хотя первые виды принадлежат приглашенному царем голландцу П. Пикарту, Зубов создал более детальную и масштабную панораму города. Позже появился отдельный жанр с изображениями видов городов и гравировальный класс Академии художеств, создавший серию гравюр с видами дворцовых районов Санкт-Петербурга и его пригорода.

А.Ф. Зубов. Панорама Санкт-Петербурга. Гравюра. 1716 г.

С открытием в 1799 году в Академии художеств класса ландшафтной гравюры в России появилась целая плеяда прекрасных граверов городских пейзажей. Это С.Ф. Галактионов, братья Иван и Козьма Ческие, А.Г. Ухтомский и многие другие. Они не только переводили пейзажи живописца Семена Щедрина с видами пригородного Петербурга, но и достигали более живописных образов, нежели сам художник.

Из портретистов отметим одного из самых выдающихся граверов девятнадцатого века Ф.И. Иордана, гениального гравера В.В. Матэ, руководителя гравировального класса Академии Художеств Е.П. Чемесова и многих других.

В XIX веке война с Наполеоном привела к росту патриотизма российских граверов. Многие из них путешествовали по старым российским городам и затем отражали свой опыт в видовых гравюрах. Среди них были А.Е. Мартынов, С.Ф. Галактионов, К.П. Бегров и другие опытные мастера своего дела. С 1820-х годов стали популярными литографии с видами разных российских городов. Помимо Санкт-Петербурга граверы обратили свой взор на Москву, Нижний Новгород, Владимир, Казань и многие другие города.

С.Ф. Галактионов. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Офорт, резец. 1816 г.

Большой вклад в развитие русского гравировального искусства внесли и те граверы, которые осваивали узкие направления. Так, Л.А. Серяков проявил большой талант в ксилографии, Я.К. Афанасьев первым в России освоил технику гравюры на стали, А.Ф. Зубов был хорош в черной манере и т.д.

Помимо русских мастеров виды контрастного Петербурга притягивали и иностранных граверов. Одни из них были покорены Петербургом при его первом же посещении и даже оставались здесь жить навсегда. Например, это был Бенжамен Патерсен, создавший около сотни гравюр с видами города (хранятся в Государственном Эрмитаже и музее Пушкина).

Другие приезжали в Россию по приглашению и работали в Гравировальной палате Академии наук. Среди них, например, О. Эллигер, П. Пикарт, А. Шхонебек, П. Шенк и другие. Так, на русских граверов заметное влияние оказал барочный стиль работы голландца Адриана Шхонебека, ставшего учителем для многих русских граверов, включая и братьев Зубовых.

Продажи гравюр на аукционах, рекорды уходов

Гравюры представляют собой желанные объекты для коллекционирования. И хотя они не уходят за десятки миллионов долларов, как картины известных художников, все же на аукционах к ним традиционно проявляют интерес, а цена шедевров гравюры может превышать несколько миллионов долларов. Приведем в пример уходы гравюр иностранных и русских мастеров.

Первая из них относится к числу наиболее значимых графических работ XX века и главным достижением Пикассо в области печати. Она была создана в 1935 году и попала на аукцион Sotheby`s в ноябре 2014 года. При эстимейте 2-3 млн долларов ее продали за 2,4 млн долларов.

Отметим, что многие русские художники также занимались гравюрой. Сегодня эти работы представляют большую ценность и периодически появляются на крупных аукционах. Среди них, например, графические работы Ивана Шишкина, считающегося одним из лидеров по ликвидности на российском рынке аукционов. При этом большая часть его проданных работ — это офорты, в исполнении которых он достиг высокого мастерства.

Читайте также: