Местное самоуправление лекция кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Конституции Российской Федерации существует статья 12, которая определяет местную структуру самоуправления как одну из основ конституционного строя РФ.

Понятие и основы местной структуры самоуправления

Местное самоуправление – это конкретная форма исполнения гражданами своей власти, которая, в рамках регламентированных Конституции РФ норм и прочих регулирующих актов, обеспечивает самостоятельное и ответственное разрешение гражданами или структурами локального управления определенных проблем местного значения, учитывая нужды населения, исторические и прочие местные традиции.

  • Правовые.
  • Территориальные.
  • Экономические.
  • Финансовые.

Правовая основа

Правовые основы – это положения Конституции РФ и нормативные акты разного значения, содержащие нормы права, которые являются регулирующими в отношениях общественного уровня, возникающих при осуществлении местного самоуправления, а также регламентирующие порядок организации и органов местного самоуправления.

Положения ст. 12, 72 и гл. 8 Конституции РФ, в которых закреплены основы местного самоуправления, развиваются в Законе о местном самоуправлении. В нем, в свою очередь, более подробно рассмотрены и закреплены основы местного самоуправления правового, территориального, финансового и экономического характера.

Также Россия выступает участником нескольких международно-правовых договоров, которые направлены на определение основных требований к структурам местного самоуправления. К таким документам можно отнести:

  • Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
  • Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества от 29 октября 1994 г.

Нормы права, которые регулирую органы местного самоуправления, содержатся и в нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных правовых актах.

Более конкретное направление федерального законодательства, учитывая особенности органов местного самоуправления в определенных областях, отражается в конституциях и законах субъектов РФ.

В систему правовых актов муниципального значения входит:

  • Устав муниципального образования, правовые акты, принятые в рамках конкретной местности.
  • Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
  • Акты главы муниципального образования, местной администрации, прочих органов и лиц местного самоуправления, которые были предусмотрены уставом муниципального образования.

Территориальная основа

На территории всей Российской Федерации осуществляется местное самоуправление. Основу территориальной организации локального управления составляет поселенческий принцип, что значит формирование муниципальных образований там, где живут люди и существуют поселения.

Статья 131 Конституции РФ определяет осуществление местного самоуправления в городских, сельских и других поселениях учитывая исторические и прочие местные традиции. Конкретно, закон о местном самоуправлении определяет осуществление самоуправления местного характера во многих поселениях.

Наделение муниципальных образований определенным статусом поселения какого-либо ранга осуществляется законами субъектов РФ.

Допускается также преобразование территориальных границ, в которых осуществляется муниципальное образование, при условии, что мнения жителей данных территорий будет учитываться. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, государственной власти и федеральных органов.

Кроме того, также возможно:

  • Преобразование муниципальных образований. Здесь подразумевается объединение, разделение образований, изменение статуса поселения.
  • Упразднение поселений. Это возможно на территориях с небольшой численностью жителей, а также в труднодоступных местностях, в случае если численность таких поселений не выше 100 человек, а решение об упразднении принимается самими гражданами поселения.
  • Формирование новых поселений на межселенных территориях. Образование возможно по инициативе населения, которая выдвигается на сходе граждан, которые проживают в населенном пункте, находящемся на межселенных территориях, а также по инициативе органов локального регулирования, государственной власти, федеральных органов государственной власти.

К территориям местного самоуправления относятся:

  • Земли жизни населения, а также смежные земли и свободные территории.
  • Земли общего пользования, в которые входят дороги, улицы, площади
  • Рекреационные территории, а именно зоны отдыха, парки, стадионы, санатории, заповедники.
  • Земли для развития поселения.

Без учета количества проживающих невозможно лишить прав население муниципального образования на ведение локального управления. Принципы управления здесь имеют тесную связь с созданием муниципальных образований. В некоторых случаях формируются автократические муниципальные образования или же они становятся частью других. Также особенности регулирования могут быть связаны и с ограничением местного самоуправления.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге согласно внутреннему уставу местное самоуправление осуществляется соответствующими органами на внутригородских территориях.

Экономическая основа

Экономическая основа местного самоуправления состоит из нескольких компонентов:

  • Муниципальная собственность.
  • Местные финансы.
  • Имущество, находящееся в собственности государства, а в последующем было передано органам местного самоуправления.

Финансовая основа

Основа финансового характера состоит из местных финансов, а именно денежных средств которые применяются при решении вопросов местного значения. Местные финансы формируются из средств местного бюджета, государственных и муниципальных бумаг.

Органы местного самоуправления пополняют бюджет на основании местных налогов и сборов. Также в местный бюджет поступают средства из бюджетов федерального значения и бюджетов субъектов РФ в качестве отчислений от федеральных и региональных налогов, субсидий и дотаций.

Система местного самоуправления

Система местного самоуправления – это организация муниципальной власти

В систему местного самоуправления входит:

  • Носители власти, к которым принято относить единицы локальной коллективной самоорганизации.
  • Самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов локального уровня.
  • Структуры организационного характера. К ним относятся структуры, которые выбираются конкретно гражданами населенного пункта: сход граждан, местные референдумы и прочие структуры, имеющие полномочия решать вопросы местного уровня
  • Власть местных структур самоуправления.
  • Способ оформления решений по вопросам местного значения.

В РФ к субъектам муниципальной власти относятся:

  • Поселения сельского и городского уровня.
  • Районы муниципального значения
  • Городские округа.
  • Внутригосударственные и муниципальные образования в городах федерального значения.

Содержание любого муниципального образования определяет наличие коллектива на местном уровне способного решать вопросы общественной жизни.

Субъект муниципальной власти – это сообщество местного значения, которое характеризуется относительной самостоятельностью в силу объективных закономерностей расселения, проживания, хозяйствования и социально-культурной деятельности.

В статье 130 ч.2 Конституции РФ установлена процедура реализации самоуправления гражданами через референдум, выборы при помощи выборных и других органов местного самоуправления. Кроме того, путем проведения местных собраний, референдумов, а также через обращения граждан в органы местного самоуправления может осуществляться прямое волеизъявление граждан.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:

• устав муниципального образования;

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

• правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Виды территорий муниципальных образований:

• внутригородские территории городов федерального значения.

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Виды муниципальной собственности:

• имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления

Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

• представительный орган местного самоуправления;

• глава муниципального образования;

• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

• контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

При отправлении местного самоуправления возможны следующие формы прямого волеизъявления граждан:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) публичные слушания;

8) собрания граждан;

9) конференция граждан (собрание делегатов);

10) опрос граждан;

11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления Орган местного самоуправления по требованию собственника помещения обязан[27] предоставлять следующую информацию:— об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Тема 18 Конституционные основы местного самоуправления

Тема 18 Конституционные основы местного самоуправления Местное самоуправление (наряду с разделением власти) является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе.В России устойчивой традиции местного самоуправления нет:

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8.1. Местное самоуправление: понятие и основыВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в

41. Исполнительные органы местного самоуправления

41. Исполнительные органы местного самоуправления В уставе муниципального образования помимо представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного

86. Обращения граждан в органы местного самоуправления

86. Обращения граждан в органы местного самоуправления Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение в органы власти и к их должностным лицам. Правовое регулирование обращений граждан в органы местного самоуправления находит

Статья 34. Органы местного самоуправления

Статья 34. Органы местного самоуправления 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального

Лекция 9 Органы местного самоуправления

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Статья 29 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

Статья 29 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам.

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации

86. Органы и должностные лица местного самоуправления

86. Органы и должностные лица местного самоуправления Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении гос. функций и в этом качестве представляют собой государственно-властные

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на КРФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.

Местное самоуправление (один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти) – право и способность органов местного самоуправления (ОМС) регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно и через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения. ОМС не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (вопросов непосредственного жизнеобеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (структура ОМС определяется населением самостоятельно).

Система местного самоуправления: городские, районные представительные органы; городские, районные исполнительные органы (администрация); волостные, сельские и поселковые выборные органы; органы территориального общественного самоуправления (комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем: референдума, конференции, собрания (схода), выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные ОМС. Выборные и иные ОМС являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (лица, осуществляющие службу – муниципальные служащие).

К ОМС относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. ОМС наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный ОМС состоит из депутатов (численный состав определяется уставом). Компетенция: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Уставом могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования (выборное должностное лицо), а также иные выборные должности лиц местного самоуправления. Глава и другие выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. В уставе могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления. Глава и другие должностные лица могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести, достоинства. Срок полномочий – не менее 2 лет.

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на КРФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.

Местное самоуправление (один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти) – право и способность органов местного самоуправления (ОМС) регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно и через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения. ОМС не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (вопросов непосредственного жизнеобеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (структура ОМС определяется населением самостоятельно).




Система местного самоуправления: городские, районные представительные органы; городские, районные исполнительные органы (администрация); волостные, сельские и поселковые выборные органы; органы территориального общественного самоуправления (комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем: референдума, конференции, собрания (схода), выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные ОМС. Выборные и иные ОМС являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (лица, осуществляющие службу – муниципальные служащие).

К ОМС относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. ОМС наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный ОМС состоит из депутатов (численный состав определяется уставом). Компетенция: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Уставом могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования (выборное должностное лицо), а также иные выборные должности лиц местного самоуправления. Глава и другие выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. В уставе могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления. Глава и другие должностные лица могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести, достоинства. Срок полномочий – не менее 2 лет.

ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации

1. Понятие местного самоуправления

Территория любого государства, кроме карликовых, разделена на административные единицы. Они учитываются при создании местного самоуправления. Нередко муниципальные образования создаются в границах административно-территориальных единиц. Однако независимо от того, совпадают или нет территориально эти явления, административно-территориальная единица и муниципальное образование – разные правовые понятия, и управляются они по-разному. Население административно-территориальной единицы может управляться только назначенными сверху представителями государства. Например, округ в Москве – это административно-территориальная единица, возглавляемая назначенным префектом. Основой муниципального образования является определенная социально-территориальная общность людей – территориальный коллектив населения, он сам создает свои выборные органы, местное самоуправление. Создаваемые в пределах округа районы в Москве – это территориальные коллективы, они выбирают свои органы управления.

В административно-территориальных единицах зарубежных стран (например, во Франции) часто бывает также сочетание назначенного сверху чиновника общей компетенции, который осуществляет государственные полномочия, и выборных органов местного самоуправления, которые решают задачи местного значения. При таком сочетании административно-территориальные единицы рассматриваются тоже как территориальные коллективы. Наконец, и на местах (в крупных городах, единицах регионального (районного и выше) звена) есть отделения, отделы министерств, которые выполняют задачи отраслевого государственного управления. Существование таких отделов не изменяет статуса территориального коллектива, где существует местное самоуправление.

Концепция местного самоуправления исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ – на его территорию. Местное самоуправление имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии и через избираемые органы (советы, мэры и др.).

Муниципальное образование. Территориальный коллектив существует и действует в рамках муниципального образования. В России муниципальное образование (и соответственно местное самоуправление) создается, как правило, в рамках административно-территориальных единиц (такая единица получает статус муниципального образования).

Муниципальными образованиями в России могут быть:

1) отдельные поселения (города, станицы, поселки и др.);

2) территории, в границах которых может находиться несколько небольших городов или других населенных пунктов (районы или уезды, объединяющие деревни, хутора и т. д.), сельские округа (сельсоветы) и др.;

3) части отдельного поселения (например, городской район в крупном городе, имеющем внутригородское районное деление). Все эти единицы являются муниципальными образованиями, если в них имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В состав муниципальных образований могут входить мелкие поселения, не являющиеся муниципальными образованиями. В них не создаются коллегиальные выборные органы, но может быть избран староста, или обязанности старосты поручаются депутату муниципального совета, избранному от данного поселения.

Местное самоуправление и местное управление. Местное самоуправление – это один из видов управления определенными общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу.

Вместе с тем автономия местного самоуправления имеет относительный характер. Во-первых, местное самоуправление существует и действует в системе общих связей и отношений по управлению обществом в рамках данного государства. Как часть целого, оно в соответствии с принципами теории систем не может не подчиняться общесистемным качествам. Во-вторых, юридические принципы организации и деятельности местного самоуправления устанавливаются государственной властью, принятыми ее органами законами. В-третьих, материальные основы местного самоуправления во многом зависят от государства. Основную часть необходимых органам местного самоуправления финансовых средств они получают от государства. В-четвертых, избранные главы местного самоуправления (мэры, бургомистры и др.) в зарубежных странах обычно утверждаются в качестве представителей государственной власти на местах. В этом качестве они выполняют некоторые общегосударственные функции и несут ответственность за это перед органами государства. В России этот вопрос решен иначе: местным органам могут быть переданы с их согласия некоторые функции государственных органов, и за их выполнение они тоже несут ответственность перед государством.

Местное самоуправление – власть не только территориально ограниченная, но ограниченная и по кругу полномочий. Ее органы вправе решать вопросы местного значения в соответствии с законом. В унитарном государстве это закон, принятый его парламентом. В федеративных государствах (включая Россию) такие законы принимаются субъектами федерации, но сами принципы устанавливаются федерацией.

В более узком смысле местное самоуправление, можно разделить на собственно самоуправление и собственно управление, т. е. администрирование. Органами самоуправления в этом смысле будут лишь непосредственно избираемые гражданами органы и должностные лица. Органы муниципального управления (администрирования) – это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица (в том числе муниципальные служащие – управленцы).

Существует несколько различных взглядов на суть местного, управления. Традиционными оппонентами являются сторонники двух крупных теорий – общественной и государственной.

Общественная теория местного самоуправления возникла в связи с борьбой против королевского абсолютизма и засилья чиновников. Сначала в городах, а затем в сельских поселениях и других административно-территориальных единицах население отстояло право создавать свои выборные органы, которые управляли местными делами. Первоначально это оформлялось хартиями, даруемыми монархами городам. Затем территориальные коллективы стали принимать свои уставы, став муниципальными образованиями наряду с городами. Муниципальные образования имеют свой бюджет, свою собственность, содержат за свой счет подчиненных им служащих. Что же касается вопросов государственного значения, то общественная теория исходила из того, что их решают назначенные государственные служащие, не подчиненные местному самоуправлению.

Обе теории имеют свои достоинства и недостатки. Первая отстаивает демократические начала местного самоуправления, вторая отражает фактическую зависимость органов местного самоуправления от государства, контроль над деятельностью местного самоуправления со стороны назначенных на места государственных чиновников. Она учитывает также создание на местах управлений и отделов министерств (не во всех территориальных единицах). Юридически управленческие органы местного самоуправления, должностные лица не подчинены управлениям и отделам министерств на местах, но с ними согласовываются некоторые мероприятия (организация муниципальной полиции, противопожарная охрана и др.).

Таким образом, управление на местах сочетает и общественные, и государственные элементы, последние имеются и в местном самоуправлении.

2. Принципы местного самоуправления

Принципы представляют собой основополагающие подходы, задающие общие параметры местного самоуправления. Они обеспечивают необходимую меру единства местного самоуправления в масштабах РФ.

Принципы местного самоуправления:

1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права точке зрения, согласно которой государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование. Признавая местное самоуправление, государство считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение, ведь местные институты власти исторически много старше государственных.

Российская Федерация в полной мере разделяет требования Европейского Сообщества, наделяя местное самоуправление высоким статусом одной из основ конституционного строя страны. Местное самоуправление снабжено важнейшей характеристикой формы отправления народом своей власти. Этого более чем достаточно, чтобы уяснить истину: местное самоуправление – непременный спутник демократической России. Знакомство с Конституцией РФ способно убедить любого, что принцип местного самоуправления получил самое развернутое закрепление: отдельная глава, несколько самостоятельных статей в других важнейших главах основного закона.

Оно поддерживается развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.

Местное самоуправление наделено собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов небезгранична, она имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ: самостоятельность допустима лишь в пределах полномочий местного самоуправления.

Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории. Муниципальным органам как властным учреждениям присуще издание правовых актов, обязательных в границах муниципальных образований. Российское законодательство учитывает данное обстоятельство и обязывает физических и юридических лиц подчиняться решениям местных органов, решениям, появившимся путем прямого волеизъявления, при условии их принятия в пределах полномочий местного самоуправления;

3) принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. Тем не менее он остается неуязвимым в силу своей конституционности: в ст. 12 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

При всем разнообразии критических суждений модель местного самоуправления сохраняет действие в РФ;

4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность перед населением наступает в результате утраты его доверия. Основания и порядок решения этого вопроса определяются уставами муниципальных образований;

5) недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления.

Государственные органы в лице избирательных комиссий субъектов Федерации оказывают существенное влияние на порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований. Это тоже канал проникновения государства в сферу организационного становления местного самоуправления.

Таким образом, указанный принцип подвергся хотя и ограниченной, но существенной корректировке, что лишает возможности признать его;

6) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти. Субъективное мнение, например, губернатора о нецелесообразности муниципального правового акта не может служить основанием для его отмены. Доказывать его ненужность или тем более незаконность придется в судебном порядке.

Этот принцип имеет еще одно более широкое толкование. Граждане, проживающие в муниципальном образовании, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права местного самоуправления.

Вместе с тем реализация принципа судебной защиты прав местного самоуправления, по мнению многих, имеет один существенный изъян. Дело в том, что органы муниципальной власти не наделены правом обращения в Конституционный Суд РФ ни с жалобой, ни с запросом либо ходатайством.

3. Правовые основы местного самоуправления

Будучи властью особого рода, местное самоуправление опирается на определенные основы: правовую, территориальную и финансово-экономическую.

Правовое регулирование не ограничивается принципами. Правовая основа местного самоуправления – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят прежде всего некоторые международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные государством. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законодательством: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества, запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления, не иначе как на основе закона, изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума, право на судебную защиту местного самоуправления, право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления и др.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; рамочных федеральных законах (об общих принципах организации местного самоуправления, 2003 г.); федеральных законах; указах Президента РФ (например, об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления, 1999 г.); постановлениях Правительства РФ (например, о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, 2005 г.); постановлениях Конституционного Суда РФ; уставах муниципальных образований; некоторых других правовых актах конкретного муниципального образования.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия и изменения.

Европейская хартия местного самоуправления – международный документ, но она в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала в России источником внутреннего права.


На этом уроке учащиеся узнают о том, что такое местное самоуправление, познакомятся с примерной структурой его органов и вопросами местного значения, которые решают эти органы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Местное самоуправление"

Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

То есть местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Давайте определимся с тем, что же принято понимать под местным самоуправлением.

Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального (местного) значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Прообразом местного самоуправления в нашей стране являлись существовавшие ещё в семнадцатом веке так называемые губные старосты.

В каждой волости (губе) свободное население избирало из дворян губного старосту. В ведении таких старост находились местные тюрьмы и ведение уголовных дел.


Соборное уложение 1649 года подчёркивало самостоятельность таких губных старост от воевод, тогдашних представителей органов государственной власти на местах.

В первой четверти восемнадцатого века возникли новые формы городского самоуправления — городовые магистраты. Они представляли собой коллегиальные учреждения, выбирающиеся из городского населения. В их ведении находились уголовное и гражданское судопроизводство, финансовые и хозяйственные городские дела.

В обязанности городской думы входило:

«Доставлять жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию.

Поощрять привоз в город и продажу всего, что к благу и выгодам жителей служить может.

Для постоянного заведования городскими делами от шести сословий, на которые были разделены жители города, избиралась так называемая шестигласная дума, являвшаяся как бы исполнительным органом городского самоуправления. И общая, и шестигласная думы находились под председательством городского головы, который также избирался горожанами.

Но самые широкие привилегии система местного самоуправления получила при императоре Александре Втором.


Данные органы занимались вопросами благоустройства, здравоохранения, народного просвещения, заботились о начальных и средних учебных заведениях, приютах и богадельнях, городских больницах и театре. В ведении думы были: местная промышленность, рынки, противопожарное и санитарное состояние города, борьба с эпидемиями, а также водопровод и городское освещение, дорожное хозяйство, мостовые и тротуары, аренда, сбор налогов, учёт недвижимости, выдача разрешений на строительство и прочие хозяйственные дела.

Такие формы местного самоуправления действовали вплоть до октябрьской революции 1917 года. В молодом советском государстве в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти, а местное самоуправление отвергалось как таковое.

В этом году был принят новый федеральный закон, который положил начало проведению так называемой муниципальной реформы, которая закончилась 1 января 2009 года, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.

Давайте познакомимся более подробно с современной системой местного самоуправления в нашей стране.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, а также признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.

В частности, Конституция нашей страны устанавливает следующие положения:

· органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

· структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

· изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий;

· органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Конституция нашей страны гарантирует судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрещает ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Территориальную основу местного самоуправления составляют так называемые муниципальные образования.

Муниципальное образование – это территория, в границах которой, наряду с государственным управлением, осуществляется местное самоуправление для решения исключительно местных вопросов.

городские поселения и сельские поселения; городские округа с внутригородским делением, в состав которых входят

внутригородские районы, и городские округа.


Отдельным видом муниципального образования выступает внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. В Москве внутригородские муниципальные образования носят следующие наименования: муниципальные округа и городские округа и поселения. В Санкт-Петербурге это муниципальные округа, города и посёлки, а в Севастополе – муниципальные округа и город.


На первое января 2015 года у нас в стране насчитывалось двадцать две тысячи девятьсот двадцать три муниципальных образования. Из них тысяча восемьсот двадцать три муниципальных района, пятьсот тридцать пять городских округов, двести шестьдесят семь внутригородских территорий городов федерального значения, тысяча шестьсот сорок четыре городских поселения и восемнадцать тысяч шестьсот пятьдесят четыре сельских поселения.


Как правило, местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Так, к первой категории можно отнести:

· голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;

· голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования;

· сход граждан и другие формы.

Ко второй категории относятся:

· правотворческая инициатива граждан;

· территориальное общественное самоуправление;

· конференция граждан (собрание делегатов);

· обращения граждан в органы местного самоуправления; наказы избирателей и другие формы.

Также местное управление может осуществляться через выборные и иные органы. Структура таких органов определяется гражданами самостоятельно.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы деятельности определяются уставом муниципального образования. Наименование такого представительского органа, главы администрации, местной администрации устанавливается законом с учётом исторических и иных местных традиций.

Как правило, в структуру органов местного самоуправления могут входить следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

Представительный орган муниципального образования (состав которого избирается непосредственно населением, проживающим на территории муниципального образования). Например, это может быть дума, муниципальное собрание или муниципальный совет.

Закон допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием или сходом граждан. В этом случае представительный орган не избирается, а его функции выполняет данное собрание.

Глава муниципального образования (данная должность является выборной, а избрание кандидата может происходить непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления). Например, это может быть мэр или староста.

Местная администрация выступает как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Как правило, возглавляет местную администрацию глава муниципального образования. А сама администрация может состоять из различных отделов, таких как отдел образования, отдел здравоохранения, финансовый отдел и другие.

В структуру органов местного самоуправления также может входить контрольно-счётный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.


Какие же вопросы входят в сферу деятельности органов местного самоуправления?

Прежде всего, это так называемые вопросы местного значения.

Вопросы местного значения — это вопросы прямого обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

К таким вопросам, как правило, принято относить:

· принятие и изменение уставов муниципальных образований;

· владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью;

· местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

· содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

· организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования и здравоохранения;

· охрана общественного порядка;

· регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образовании;

· обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах, другие вопросы местной жизни.

Решения органов местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления, органами местной власти и гражданами.

Данные решения могут быть отменены только в судебном порядке.

Каково же значение местного самоуправления в жизни российского общества?

Прежде всего, местное самоуправление выступает в роли противовеса центральной власти и гарантом существования в обществе широкого круга мнений по целому ряду вопросов, благодаря чему возможен диалог между гражданским обществом и государством.

Ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления.

В конце нашего урока давайте вспомним ключевые моменты.

Сегодня мы узнали о том, что такое местное самоуправление, познакомились с примерной структурой его органов и вопросами местного значения, решаемыми данными органами.

Читайте также: