Гранатовый браслет авторская позиция кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания произведения

Жанр произведения

Название произведения и его смысл

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Тема, идея и проблематика произведения

Тема повести А. Куприна - это любовь, которая принадлежит к вечным категориям, таким как жизнь и смерть. Подлинное высокое чувство никогда не смотрит на ранги и сословия, не привязано к тому, приносит оно счастье или страдания, - человек просто живет любовью.

Главная идея повести - жизнь пуста без любви, человек не живёт по-настоящему. Жизнь утрачивает смысл, если человек никого не любит или его никто не любит. Вера Шеина отвергает чувства Желткова, он, не желая мешать ее благополучию, выполняя ее желание – разлюбить, уходит из жизни. Вера в финале повести понимает, что любовь выше материальных ценностей, сильнее смерти, поскольку живет в памяти как самое высокое чувство, прошедшее мимо нее.

Сюжетные линии произведения

В бедном жилище они видят сконфузившегося при их появлении чиновника Желткова, тот покорно соглашается забрать обратно презент и дает обещание никогда не тревожить княгиню. Он просит, чтобы ему разрешили сделать прощальный звонок княгине и убедиться, что она не желает иметь с ним ничего общего. Вера Николаевна говорит Желткову, чтобы он забыл ее.

Наутро последующего дня газеты сообщают, что какой-то чиновник совершил самоубийство. В его предсмертной записке была указана причина смерти - растрата казенного имущества.

Система образов произведения

В повести достаточно широкий круг действующих лиц, центральными из которых являются:

  • Вера Николаевна Шеина (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) - молодая дама, представительница высшего света.
  • Вера внешне похожа на мать-англичанку. Ее манера поведения носят черты аристократизма, она спокойна, со всеми отстраненно любезна, но вместе с тем открыта и искренна с близким окружением. Вера искренне считает свой брак вполне счастливым, но время от времени получает письма от поклонника. После самоубийства Желткова Вера Николаевна понимает, что утратила настоящую, искреннюю любовь.
  • Господин Желтков, мелкий чиновник.

Искренний и бескорыстный человек, давно и безнадежно влюбленный в Веру Шеину. После визита к нему мужа и брата Веры и ее телефонной просьбы оставить ее в покое, совершает самоубийство .

Персонажи второго плана:

  • Анна Фриессе (в девичестве Мирза-Булат-Тугановская) – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – родной брат Веры Шеиной, заместитель прокурора;
  • Василий Львович Шеин - князь, супруг Веры, переживает финансовый кризис;
  • Яков Михайлович Аносов – друг семьи Шеиных, генерал .

Композиция произведения

Временные рамки повести крайне сжаты: от начала действия до трагического финала проходит около двух суток. О предшествующих событиях читатель узнает из диалогов персонажей. Повесть легко разграничить на три композиционные части: день рождения Веры, где зарождаются последующие события, и читатель получает разгадку образа загадочного Г.С.Ж.; объяснение мужа Веры и брата с Желтковым; княгиня видит усопшего, слышит его исповедь внутри своего сознания. Это, безусловно, драматическая композиция: завязка — развитие конфликта — финальная развязка. Благодаря ей автор кратко, без лишних деталей доводит до читателя главную идею повести.

Художественные средства, приёмы, выявляющие главную идею произведения

Музыка и описание природы также помогают создать нужное настроение - осенний пейзаж готовит читателя к печальным событиям. Музыка – это сила, помогающая человеку познать истину. Слушая любимую Желтковым сонату Бетховена, Вера Николаевна осознает, что той любви, о которой грезит любая женщина, больше не будет в ее жизни.

На день рождения Веры собираются гости. Среди них сестра княгини и их крестный отец, старый генерал, который рассказывает историю своей любви к молодой румынке. Самый рассказ немного шутливый, но вывод, который делает генерал, принуждает Веру призадуматься: только теперь, уже в очень преклонном возрасте ее крестный отец осознает, что это была единая истинная любовь за все его жизнь. Автор намекает читателю, что люди не всегда понимают не только чувство друг друга, но и свои собственные. Отношения между княгиней Верой и ее мужчиной быстрее можно назвать друлсними. Они привыкли, уважают друг друга. Получив подарок, героиня ощущает неприятность, он смущает ее покой. Когда брат предлагает найти Желткова и положить конец его письмам и дарам, княгиня Вера не возражает, полагаясь во всем на мужчину. Только после разговора с Желтковим по телефону она ощущает, что происходит что-то ужасное и неестественное, поэтому она ощущает ответственность за самоубийство героя

Гуманистическая позиция автора состоит, в первую очередь, в противопоставлении благородных людских чувств банальности. Куприн показывает, что благородство чувств не дается человеку от рождения, самоотверженность — такое же редчайшее явление среди людей, как зеленый гранат середчервоних.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910.

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрывается тема безответной любви, а также такого искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал своё произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблён чиновник-телеграфист. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: её жизнь была однообразной, пока женщина не получила необычный подарок.

Приём гостей запоминается смешными рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. Важным является образ генерала Аносова, который размышляет об искреннем и чистом чувстве, редко встречающемся в жизни. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, давно влюблённый в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату №2 Бетховена, если Вера вспомнит о нём. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец почувствовала, что Желтков простил её.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учёта символической составляющей. Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь её ценить и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонате Бетховена через эпиграф. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создаётся обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьёй Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски отправителя подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьёт только его смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплёл любовные истории, рассказанные генералом Аносовым, которые тоже помогают читателю понять значение любви в человеческой жизни.

Главные герои

Отношение автора к изображаемому является основой идейного смысла произведения, и его выражению подчинены все художественные средства, среди которых особое место занимает композиция. В понятии композиция (от лат. compositio– расстановка, составление) обычно объединяют различные аспекты организации текста произведения, его построения. Анализ композиции дает возможность выявить позицию автора, если она прямо не выражена или выражена неоднозначно, что, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в идейный смысл произведения, понять своеобразие творческой манеры писателя.

1Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы :учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 70

2Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек. Библиографический словарь.

2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998 с.717

Практическая значимость работыопределяется возможностью использования содержащихся в ней материалов при изучении творчества А.И. Куприна на уроках литературы.

Предмет исследования– композиционные средства выражения авторской позиции.

Цель исследования– выявить и описать композиционные средства выражения авторской позиции для более глубокого понимания идейного смысла произведения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал о композиции художественного текста и ее средствах;

2) выявить и описать композиционные средства выражения позиции автора по отношению к описанным проявлениям любовного чувства, которая прямо в тексте не выражена.

Главным методом исследования является описательно-аналитический.

Изученный теоретический материал и анализ текста позволил нам сформулировать следующую гипотезу: позиция автора в отношении к описанным в рассказе историям любви прямо не выражена, а может быть раскрыта на основе анализа композиционных средств, в числе которых эпиграф, система образов-персонажей, заглавный образ-символ. Настоящей любовью, по мнению автора, является возвышенная бескорыстная жертвенная любовь, способная преобразить человека и стать сильнее смерти.

Структура исследования:

1) анализ различной литературы по проблеме с целью определения степени изученности избранной темы;

3) обобщение и вывод.

Работа состоит из введения, основной части ,заключения ,списка использованной литературы.

1. Композиция художественного текста и ее средства.

Построение литературного произведения - феномен многоплановый, имеющий различные аспекты. Оно включает в себя и расстановку персонажей, и расположение воссоздаваемых событий в тексте произведения, и особенности изображения предметного мира произведения, и внутреннего мира героев, и динамику способов повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц. Композиционные средства определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения.

1.2.Типы композиции.

Принято разграничивать так называемую внешнюю и внутреннюю композицию. Первую называют архитектоникой, она обычно связана с членением непрерывного в своей сущности текста на части. В произведении бывает значимо как деление текста на части и главы, так и отсутствие такового, наличие эпиграфов или посвящений, вставных новелл и эпизодов, наличие авторских отступлений.

Внутренняя композиция обусловлена структурой художественного мира, созданного в произведении, в ней обычно выделяют композицию повествования, композицию сюжета, композицию образов.

- количество повествователей и закономерности их выбора: важно не только то, один или несколько рассказчиков избраны автором для организации повествования, но и то, кто эти рассказчики по отношению к изображаемым событиям и их участникам, как они связаны между собой (и связаны ли вообще);

Художественный мир произведения – это, прежде всего, система образов, так или иначе соотносимая с реальным миром. В произведении обычно выделяют:

- мир природы (живой и неживой);

- пространство и время.

Вывод по главе 1

3Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.1998,с.288

4Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

5Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

6,7Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы : учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 108

Проанализировать в полном объеме в рамках одного исследования композицию рассказа А.И.Куприна не представляется возможным, поэтому мы сосредоточились лишь на тех композиционных средствах, которые помогли нам выявить позицию автора, его взгляд на сущность любви. Среди этих средств эпиграф, система персонажей, заглавный образ-символ.

2. Композиционные средства выявления авторской позиции

2.1.Роль эпиграфа в выявлении идейного смысла произведения.

Эпиграф относится к факультативным элементам композиции. Если он есть, то его основная задача - подчеркнуть, выделить самое главное в содержании или форме художественного текста.

Впечатление от музыки преображает душу Bepы и заставляет по-новому осмыслить все пережитое, Но преображение переживает и caм герой. Принимая решение уйти из жизни, он прощается с любимой и, боясь испугать ее своим поступком, смягчает удар, погружая любимую женщину в мир музыки, которая говорит с ней на языке любви. Совершая духовный подвиг самопожертвования и бескорыстия, заурядный бедный чиновник с забавной фамилией становится Великим Возлюбленным. Так обращение к музыке Бетховена помогает автору создать в произведении образ идеальной любви - любви трагической, но высокой, которая преображает душу человека и побеждает смерть.

2.2. Система персонажей и ее роль в выявлении авторской позиции.

Известно, что персонажи одного произведения представляют собой систему, в которой, как правило, выделяются главные и второстепенные, участвующие в сюжете и так называемые внесюжетные персонажи. Несмотря на то, что жанр рассказа предполагает ограниченный объем повествования и небольшое число действующих лиц, произведение А.И.Куприна включает около двух десятков персонажей, среди которых только четыре принимают непосредственное участие в развитии сюжета: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный чиновник Желтков - с другой. Они противопоставлены в первую очередь по сословному принципу, это определяет движение сюжета. Возмущенные подарком Желткова, нарушающим принятые в светском обществе правила, князья, защищая репутацию Веры, решают его наказать и отправляются к нему на квартиру

Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

Не менее важную роль в раскрытии авторского замысла играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, количество которых не типично для жанра рассказа (их более десятка, включая гостей в доме Шеиньrх). С их помощью автор не просто создает жизненный фон, на котором разворачивается история любви бедного чиновника к знатной

даме, но и дает читателю возможность познакомиться с разными проявлениями любовного чувства, чтобы показать свое понимание настоящей любви. Рассмотрим роль некоторых из них.

В уста Аносова Куприн вкладывает несколько вставных новелл о любви. Они никак не продвигают сюжета, даже тормозят его, но необходимы для раскрытия идейного смысла произведения. Первый рассказ о любовной истории, пережитой самим генералом в молодости. Вторая – о молодом прапорщике, влюбленном в жену полкового командира. И третья история о храбром и мужественном капитане, жертвовавшем своею жизнью ради спасения ничтожного человека, которого любила его жена. Эти на первый взгляд достаточно заурядные истории, рассказанные после того, как читатель уже знает о

подаренном Вере гранатовом браслете, помогают высветить разные грани любовного чувства, чтобы понять отношение к нему автора.

10Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.3l2

11Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.306

12Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.307

Но такая любовь не может стать смыслом жизни, не может изменить ее, в ней присутствует только физическое влечение, обусловленное молодостью и темпераментом.

Во втором случае - любовью сражен молодой прапорщик, чувство которого тоже сильно и искренно. Но предмет его - это видавшая виды, немолодая, опытная, скучающая в глуши полковая дама, желающая развлечься и проверить свои женские чары. Это ненастоящая любовь, она хоть и сильна, но ведет человека к самоуничтожению.

Героем третьей ситуации является мужественный капитан, любимец всего полка, человек необыкновенной храбрости, который, однако, не в состоянии отказаться от своей любви к жене даже тогда, когда она сходится с другим офицером – человеком слабым и ничтожным. Любовь капитана к жене настолько сильна, что он, забывая о себе, готов защищать в бою ленивого и наглого поручика, своего соперника, только потому, что об этом просила любимая женщина. Казалось бы, Куприн описывает очень сильное, самозабвенное чувство. Но им не хочется любоваться, так как оно проявляется по отношению к женщине недостойной и мелкой, а самого любящего лишает достоинства.

генерал утверждает, что почти каждая женщина способна в любви на высокий героизм, и «вовсе не она виновата в том, что любовь у людей

Читайте также: