Пост святых апостолов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Не так давно закон­чился Вели­кий Пост, прошла Пасха, Троица и Пяти­де­сят­ница. И вот снова начи­на­ется пост. Почему?

Если посмот­реть пра­во­слав­ный кален­дарь, ока­жется, что боль­шая часть дней в году пост­ные. И хотя про­дол­жи­тель­ность того же Пет­ров­ского (или апо­столь­ского) поста раз­лична, ситу­а­ция не меня­ется.

Пет­ров­ской пост может про­дол­жаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зави­сит это от даты Пасхи, поскольку она меня­ется каждый год, а от нее отсчи­ты­ва­ется начало Пет­ров­ского поста (первый поне­дель­ник после Пяти­де­сят­ницы).

У этого лет­него поста несколько назва­ний: пост Пяти­де­сят­ницы (потому что он нераз­рывно связан с этим празд­ни­ком), Пет­ров­ский (потому что закан­чи­ва­ется в день Петра и Павла), Апо­столь­ский (потому что был уста­нов­лен апо­сто­лами).

С Пяти­де­сят­ни­цей он связан не только из-за рас­чета дней. Связь гораздо глубже. В Празд­ники поста не бывает, потому что Празд­ник – это радость, а пост – время работы над собой.

После того, как в день Пяти­де­сят­ницы Святой Дух сошел на Апо­сто­лов, они пре­бы­вали в посте и молитве, гото­вясь ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия. Рас­ска­зать всему Миру о том, что про­изо­шло на Святой Земле и что запо­ве­дал Хри­стос было труд­ной зада­чей. И уче­ники Христа соби­ра­лись с силами перед тем, как отпра­виться в путь.

Пасху и Пяти­де­сят­ницу мы празд­нуем каждый год. И каждый год, пере­жи­вая опи­сан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии собы­тия, мы внут­ренне про­жи­ваем все то, что про­ис­хо­дило тогда. И каждый год, руко­вод­ству­ясь духов­ным опытом святых (в том числе Апо­сто­лов), всту­паем на путь само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Можно спро­сить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напро­тив. почему нельзя все дни пре­бы­вать в радо­сти?

Что уди­ви­тельно, в радо­сти про­ис­хо­дит то же самое. Чело­век не может выне­сти непре­стан­ной радо­сти, осо­бенно такой силь­ной, как духов­ная. Для этого тоже нужно набраться соот­вет­ству­ю­щего опыта. Поэтому и здесь тре­бу­ется пере­рыв. Вот и полу­ча­ется, что дни в году рас­пре­де­лены соот­вет­ственно нашим силам: и для духов­ной радо­сти, и для духов­ного труда.

Полу­ча­ется, пост просто необ­хо­дим не только, чтобы изме­ниться в лучшую сто­рону, но и чтобы сохра­нить в себе ту радость, те дары, кото­рые мы полу­чаем во время таких боль­ших Празд­ни­ков, как Пяти­де­сят­ница, Троица и, конечно Пасха.

Русь пере­няла многие пра­во­слав­ные празд­ники у Визан­тии. И утвер­жде­ние Пет­ров­ского поста тоже свя­зано с собы­ти­ями, кото­рые про­изо­шли в Кон­стан­ти­но­поле. Когда в сто­лице импе­рии освя­тили храм во имя апо­сто­лов Петра и Павла (в день их памяти), их празд­ник стал отме­чаться с особой тор­же­ствен­но­стью. И пред­ше­ству­ю­щий ему пост вос­при­ни­мался не только как время сохра­не­ния духов­ной чистоты и напол­нен­но­сти после Пяти­де­сят­ницы, но и как под­го­товка к празд­нику.

Петров пост по многим причинам выделяется из ряда других многодневных постов Православной Церкви. И сегодня мы расскажем Вам не только о нём, но и как с его помощью получить пользу для своей души и дорогих нам людей. Накануне празднования в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла не упустите возможность подать записку на литургию! Пусть святые апостолы Пётр и Павел станут ходатаями перед Богом за Вашу семью!

Поминовение на Петров пост:

Записки на Святую Землю, 12 июля – литургия в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла О здравии

Об упокоении

Зачем нам посты?

Традиционный вопрос всё же требует традиционного напоминания. Пост – это не диета. И вступая на путь поста, мы должны уделить наибольшее внимание не пище, а прежде всего душе. Именно ради души пост и задуман. Это особое время, которое мы как бы выделяем из привычного круга своих дел, посвящая Богу. Во время поста мы не только воздерживаемся от скоромной пищи, но и, например, не смотрим телевизор, реже ходим в гости или кафе.

И здесь в дело вступает третья составляющая поста. Освободившееся вследствие отказа от увеселений время необходимо заменить чтением Священного Писания с толкованиями, трудов святых отцов, которые посвящены борьбе с грехом и воспитанию добродетелей, а также прямому молитвенному диалогу с Богом. Только в этом мы получим правильные советы для вхождения в Царствие Небесное. Только через это сможем правильно подойти к покаянию.

Удивительный Петров пост

Каждый из четырёх православных многодневных постов имеет свои особенности. Например, Петров пост – единственный из них с переменной длительностью. Он всегда начинается через неделю после Дня Святой Троицы – в понедельник после девятого воскресения по Пасхе. Соответственно, если Воскресение Христово было ранним, Петров пост может быть очень длинным, до 42 дней. А вот при поздней Пасхе длительность этого поста может составить и всего 8 дней.

Интересно и то, что Петров Пост имеет больше всего названий – пост Пятидесятницы, Апостольский пост, Петровки. К пище этот пост наименее строг. Только по средам и пятницам православным христианам необходимо воздерживаться от рыбы, а в остальной период этого поста нельзя вкушать лишь мясное и молочное. В субботу, воскресенье и храмовые праздники Апостольским постом разрешается употребление вина.

Из Евангелия мы помним, что перед выходом на своё общественное служение, публичную проповедь, сам Господь Иисус Христос на сорок дней ушёл в пустыню, где предельно строго постился – то есть вообще ничего не ел. В память об этом посте был установлен Великий пост перед Пасхой. Подражая Учителю, перед своими миссионерскими путешествиями апостолы также некоторое время постились. Хотя и не так строго.

Как провести Апостольский пост?

Большинство православных христиан в дни поста старается чаще приступать к исповеди и причастию, чаще бывать за богослужением. Петров пост – это время, когда стоит более углубленно почитать Библию, православный катехизис, жития святых, послушать проповеди опытных священников. Чтобы не впасть в уныние от пищевых ограничений, нужно всегда держать в памяти цель поста.

В Апостольский пост можно взять на себя дополнительные обязательства как раз в части подражания древним христианским проповедникам – поучаствовать в акции по раздаче на улицах Евангелий. Заняться оглашением в храме желающих принять крещение. Написать несколько постов в социальных сетях о своих открытиях при изучении и осмыслении Священного Писания. Конечно, все эти инициативы требуют предварительного обсуждения с духовником.

12 июля мы отмечаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этому празднику предшествует Петров пост, который также называют постом Апостольским. О том, в чем заключается апостольское служение и как может христианин нести его в современном мире, мы беседуем с настоятелем храма во имя Новомучеников и исповедников Саратовских священником Андреем Солодко.


— В чем заключается суть апостольского служения? Как понять ее для себя современному человеку?

— Всегда ли проповедь апостолов была услышана? Везде ли, где прозвучали их слова, были основаны церковные общины?

— Нет, не везде. Но не услышанной она осталась только на первый взгляд. Здесь можно вспомнить известную замечательную проповедь апостола Павла в сердце античной Греции — Ареопаге. Тогда ко Христу обратился один человек — Дионисий Ареопагит, остальные эту проповедь не приняли. Но этот единственный человек продолжил дело апостола Павла, привел ко Христу множество людей и принял мученическую кончину. Более того, эта проповедь апостола Павла прозвучала в веках и продолжает звучать и приносить плоды. Сейчас эта, как казалось вначале, неуспешная речь является образцом миссионерской проповеди.

— Написание книг Нового Завета — это тоже часть апостольской миссии?

— Такой цели апостолы перед собой не ставили. Апостол Павел пишет свои Послания не для того, чтобы увековечить для нас христианские истины, а для того, чтобы решить вполне конкретные, можно сказать сиюминутные, проблемы. Но его наставления сохранились до наших дней, и оказалось, что все, сказанное апостолом по конкретным поводам, актуально и для нас. Евангельские события были описаны гораздо позже, проповедь о земной жизни Христа долгое время была устной.

— Как смогли апостолы с такими слабыми, с житейской точки зрения, ресурсами перевернуть весь мир?

— Кого еще, кроме ближайших двенадцати учеников Господа, мы можем назвать апостолами? И кого мы называем равноапостольными?

— Апостолами Церковь называет только тех, кто был свидетелем жизни Христа, и апостола Павла. Всех остальных, кто потрудился на апостольском поприще обращения людей ко Христу, именуют равноапостольными. У многих современных христиан сложилось такое мнение, что миссия — это удел священников. Но это противоречит истории Церкви. Среди равноапостольных было много мирян: например, равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная царица Елена, самарянка, которая встретила Господа у колодца (см.: Ин. 4, 4–28). После той встречи она обратилась к своим единоверцам — самарянам — с проповедью Христа, затем проповедовала в Карфагене и прославлена Церковью как мученица Фотиния.

— Как должно происходить апостольское служение в современном мире? Что мы, современные христиане, в силах сделать на этом поприще? Что вменяется нам в обязанность?

Наверное, кого-то в современном мире обрадовало бы, если бы христиане совсем отказались от проповеди. Но если бы апостолы в свое время внимали такого рода увещеваниям, то у нас бы не было Церкви.

— Конечно, главное свидетельство — это наша христианская жизнь. Но это задача на всю жизнь, высокая цель, которую неизвестно, достигнем ли. А как в повседневной жизни человек может показать себя христианином?

— Ну, например, Петров пост выпадает на летний период — время отпусков. Верующий человек часто стесняется отказаться от посиделок с шашлыками на даче — так же, как от шумного корпоратива на Новый год во время Рождественского поста. Ну так вот он повод: свидетельствуй о Христе. Мученики за Него отдали жизнь. Разве мы не можем потерпеть ради нашей веры некоторое неудобство, дискомфорт? На казнь нас не поведут, нам может быть лишь неприятно от того, как люди это воспримут. Мы должны быть к этому готовы: сострадать Христу, идти путем крестоношения.

Прямая проповедь сейчас плохо воспринимается за пределами Церкви. Гораздо действеннее косвенное свидетельство — делами.

— Сейчас много говорится о необходимости проповеди в социальных сетях. Но, к сожалению, не секрет, что социальные сети — это место для споров, порой очень агрессивных. Особенно это касается тем, связанных с религией. Как тут быть?


Петров пост, или, иначе, апостольский пост – самое время, чтобы вспомнить об апостолах. О служении апостольском. И вроде бы апостольское служение, миссионерство – это что-то такое далекое, высокое и несколько экзотическое. Но вот что интересно: в православном учении эти темы имеют самое непосредственное отношение к самым простым и, наверное, в наше время обычно занятым людям – к родителям.

Чтобы проповедовать, необязательно выходить на улицы, вооружившись брошюрами

Но чуть тронешь эту тему – и сразу вопросы, сразу проблемы. Первым делом обычно такие:

  1. Кто сказал, что именно родители должны учить детей вере? Учить детей необязательно: достаточно им хороший пример в жизни показывать.
  2. Зачем родителям учить своих детей Закону Божию, когда на это есть священники и воскресные школы?
  3. Когда же нам, бедным, всем этим учением детей заниматься, когда и так ни на что времени не хватает?

1. Кто сказал, что родители должны учить вере своих детей?

Слово должно подкрепляться жизнью

Родные свт. Василия Великого

Родные свт. Василия Великого

Учить своих детей вере – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке

Обязательно учить детей и личным примером, и всей жизнью воспитывать детей. Без учения жизнью голое учение не работает. Но это самое учение детей родительским словом – вещь в нашей Церкви обязательная. Святитель Иоанн Златоуст не устает повторять: говори, наставляй, учи сына Писаниям Божественным [7] . Так что учить своих детей вере, Писанию – неотъемлемая часть христианской заботы о ребенке. Часть, всего лишь часть. Но часть неотъемлемая.

2. Зачем родителям учить своих детей Закону Божию,
когда на это есть священники и воскресные школы?


Я уже рассказывала о том, как об этом обо всем говорил святой новомученик Иоанн Артоболевский [8] . Как он сам учил дома своих детей Библии, Священному Писанию – несмотря на то, что его дети получали все эти знания в гимназии. Мы знаем о том, что и в Царской Семье венценосные родители принимали самое активное участие не только в воспитании, не только в организации обучения своих детей, но и собственно в обучении. В заключении, когда царственные дети были лишены возможности продолжать обучение, святые родители сами учили своих детей – в том числе именно Закону Божию.

О том, что именно родительское это дело – учить детей Закону Божию, говорил также новомученик, митрополит Киевский и Галицкий Владимир:

Сто лет уже прошло. Но и сейчас мы, родители, снова задаемся вопросом: зачем нам самим учить детей, зачем мучиться, когда прекрасные специалисты-богословы могут все это сделать гораздо лучше нас? Почему бы нам просто не отдать своих детей в какое-нибудь хорошее и правильное учебное заведение, где специалисты с соответствующим опытом и образованием будут учить наших детей? Разве не для этого, собственно, и создаются специальные учреждения религиозного образования детей? Пусть наших детей учат дипломированные педагоги с богословским образованием. И священники. Ведь это будет лучше всего, разве не так?

Времена меняются, а заветы Церкви остаются все те же

Так что времена меняются, а заветы Церкви остаются все те же. Потому что Церковь у нас одна и та же – она вообще у нас одна, соборная и апостольская, со дня Ее рождения в день сошествия Святого Духа и по сей день.

3. Когда же нам, бедным, всем этим учением детей заниматься,
если и так ни на что времени не хватает?


Или еще вариант: возьмем книгу Деяний апостольских. Пост длинный, успеем прочитать за пост потихоньку ее всю. По полглавы, по сюжету за подход. Логичный выбор: как раз к празднику Петра и Павла все дочитаем, и 12 июля вместе в храме встретим день этих самых апостолов, про которых весь пост читали. Проповедь священника послушаем – и все на эту же тему. Закрепление пройденного получится. Учились дома – закрепили в храме.

Выкроить время можно всегда. Даже папе, который работает на нескольких работах. Даже маме, беременно-кормящей и при этом многодетной. И даже при этом работающей… Как? Было бы желание.

Вот такой вариант освобождения времени. Выделить день недели, в который вообще не заходить ни в ВКонтакте, ни в Фейсбук, ни во что другое подобное. Время сразу освободится – десять минут так точно, а то и целый час. Еще больше времени освобождается, если на захождение в соцсети выделить особый день недели. Скажем, четверг. И в другие дни не заглядывать туда. Это время как раз и можно потратить на занятия с родными детьми.


Впрочем, есть такие мамы, и есть такие дети, которые и правда без первого-второго-третьего, обязательно домашнего, не могут обойтись… И тем не менее всегда можно что-то подвинуть. Много времени высасывает постоянно включенный телевизор: отвлекаешься на него сейчас на 5 минут, потом на 15 – за целый день больше часа может набежать. Вообще, все мы, читающие хоть какие-то статьи в Интернете – люди, у которых по определению есть свободные минуты, а то и часы.

Каждый день, хотя бы ради детей, прочитывать Писание – так ведь мы и сами себя просвещать будем

Так что всегда вопрос в том, что для нас важнее, что вообще для нас важно. И если мы решим, что заниматься с детьми хоть чем-нибудь, и тем более заниматься с детьми Законом Божиим для нас важно, эта ценность – время – отыщется. А потом это время само встроится в ритм нашей жизни, станет частью нашей жизни – и все покатится дальше само собой, по накатанной дорожке. Все будет легко, когда появится такая привычка – заниматься дома с детьми. Как привычка накрывать на стол, как привычка ужинать всей семьей, как привычка мыть голову или гладить рубашку.

Будем ли мы заниматься каждый день или только раз в неделю – за пост мы сможем познакомиться, хотя бы в общих чертах, с какой-то конкретной темой. Вот так пост и окажется особым учебным временем для всей нашей семьи. Такими небольшими шажочками, реальными для каждой семьи, мы постепенно будем все ближе знакомиться с храмом и жизнью Церкви. Вместе. Начнем с простого, потом подтянется само собой, раз уж пошли по этому пути, сложное. Начнем с детской Библии – перейдем к самим текстам Священного Писания. Потом к святым отцам перейдем. Будем все больше читать, все чаще говорить об этом со знакомыми священниками, все чаще будем обращать внимание на подобные темы. Будем читать своим детям, ради детей – и сами, таким образом, будем читать. Каждый день, хотя бы ради детей, прочитывать Священное Писание, прочитывать что-то о вере нашей – так ведь мы и сами себя просвещать будем. Так и дом весь просветим. Так вот и становится дом особенным местом, тем самым уникальным образовательным пространством, особенной воспитывающей средой. И все это уже само собой будет происходить, естественно и органично.

Вот так в этот апостольский пост мы можем действительно выйти на проповедь. Сможем и правда проповедовать Евангелие Царствия маленькому народу – и детям своим, и себе самим заодно.

[3] Gregorius Nazianzenus. Funebris oratio in laudem Basilii Magni. Собрание творений, Т.1, С. 610. Слово 43.

[4] Иоанн Златоуст, свт. In epistulam ad Colossenses IX, PG 62,362; Полное Собрание Творений. Т. 11. Кн. 1, С. 432–433.

[5] Иоанн Златоуст, свт. In Matthaeum, V, PG 57, 55; ПСТ 7,1,52.

[6] Иоанн Златоуст, свт. In illud: Vidua eligatur, PG 51, 327; Собрание поучений, 1993. С. 334

[9] Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания.

Читайте также: