А р лурия биография кратко

Обновлено: 18.05.2024

Лу́рия, Алекса́ндр Рома́нович (16 июля 1902, г. Казань — 14 августа 1977) — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств (см. Афазия) и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом.

Александр Романович Лурия — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.

Биографический очерк
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове.

С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

1927 - Речь и интеллект в развитии ребёнка
1930 - Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок (в соавторстве с Л. С. Выготским)
1940 - Учение об афазии в свете мозговой патологии
1947 - Травматическая афазия
1948 - Восстановление функций мозга после военной травмы
1950 - Очерки психофизиологии письма
1960 - Умственно отсталый ребёнок
1966 - Лобные доли и регуляция психических процессов
1962, 1969 - Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга
1963, 1970 - Мозг и психические процессы
1968 - Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) (исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского)
1971 - Потерянный и возвращенный мир
1971 - Психология как историческая наука
1973 - Основы нейропсихологии
1974 - Об историческом развитии познавательных процессов
1974, 1976 - Нейропсихология памяти
1976 - Основные проблемы нейролингвистики
1979 - Язык и сознание
2006 - Лекции по общей психологии

Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия (1902—1977) родился в Казани в интеллигентной еврейской семье. Оба родителя были медиками, отец занимался частной практикой на дому, был профессором медицины, мать работала зубным врачом. В 1921 году Лурия окончил Казанский университет, в 1937-м — Первый московский медицинский институт. С 1922 по 1930 годы входил в Русское психоаналитическое общество. С 1931 по 1934 годы руководил сектором психологии в психоневрологической академии Харькова. С 1933 года работал в Москве — в Медико-биологическом институте, Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте и других организациях. До начала Второй мировой войны сблизился с гештальт-психологами из США и Германии. В 1940 был приглашен для чтения лекций в Нью-Йоркской академии медицины, однако из-за войны лекции были отменены.

В августе 1941 года назначен руководителем нейрохирургического эвакогоспиталя на 400-500 коек, вместе с группой из 30 сотрудников проводил исследования и реабилитацию раненых с травмами головы. Использовал инновационную реабилитацию при помощи трудотерапии. Среди его сотрудников были ставшие впоследствии известными советские психологи Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Э. А. Коробкова и другие. За работу в годы войны был награжден орденом Трудового Красного Знамени. С конца 1944 года перешел в Институт нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. С 1945 года — профессор МГУ, с 1966 года — заведующий первой в СССР кафедрой нейро- и патопсихологии на психологическом факультете МГУ. Скончался в Москве 14 августа 1977 года.

Чем знаменит

За полвека научной работы Лурия внес большой вклад в развитие психолингвистики, психофизиологии, детской психологии и других смежных с психологией наук. Был основоположником отечественной нейропсихологии — направления, сложившегося на стыке психологии, медицины и физиологии. Предложил и опробовал новые методы клинической диагностики мозга и восстановления нарушенных психических функций.

О чем надо знать


Прямая речь:

Лурия Александр Романович

Годы жизни:1902 -1977

Родина: Казань (Российская Империя)

Лурия Александр Романович — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики.

Один из создателей отечественной нейропсихологии. Д-р педагогических (1937) и медицинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).

Закончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Московский медицинский ин-т (1937).

Значение нейропсихологии для общей психологии

Хорошо известны работы Л. в области дефектологии. В 1920-е гг. (совместно с Л.С. Выготским) и в 1950-е гг. Л. проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было установлено, что у них наблюдаются нарушения нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигательной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речевого опосредования у детей с разными формами умственной отсталости (олигофрения, задержка психического развития и др.).

Речь как психический процесс: сущность, виды и функции

Л. внес важный вклад в диагностику нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости.

Достижения отечественной нейропсихологии в изучении проблемы .

. нейропсихологии, так как уже тогда (в 1934 г.) Выготским были сформулированы важ­нейшие принципы нейропсихологического подхо­да к изучению мозга как субстрата психических процессов, . плексную программу по изучению проблемы "мозг и психика" с использованием различных методов - клинических, . мозга (лобных, премоторных, височ­ных, теменных, теменно-затылочных и др.). Ис­следуются нарушения различных .

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Примеры похожих учебных работ

Синдромный анализ и системная организация психических процессов

. общих факторов способствует более глубокому анализу психических процессов. Данные нейропсихологии позволили сказать, что локализация симптома не совпадает с локализацией функции: так симптом понимание речи и письма и др. возникает .

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с .

. коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и . для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной . принцип подробно раскрыт в отечественных психологии и педагогике. При этом .

Общая характеристика психических процессов ощущения и восприятия

. психических процессов. . развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию . процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, .

Анализ проблемы эффективности коррекционного воздействия познавательных психических .

. по развитию познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Проблема развития познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста 1.1 Развитие познавательных психических процессов у .

Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием .

. коммуникативной функции речи в общей структуре общения. КФР обеспечивается уровнем общего интеллектуального и речевого развития, степенью и характером включенности ребенка в различные виды деятельности, а также качеством процесса .

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура .

. нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим . имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком .

Читайте также: