Грамота об утверждении московского патриархата кратко

Обновлено: 02.07.2024

Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршества, дана в мае 1589 года. Была составлена более чем через три месяца после утверждения изложенных в ней решений благоверным царем Феодором Иоанновичем, Константинопольским патриархом Иеремией II, новым патриархом Московским и всея Руси святителем Иовом и освященным Собором. Грамота была написана по указанию царя Феодора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом патриарха Иеремии из Москвы получить официальный документ "для утверждения от рода в род и навеки" нового статуса Русской Православной Церкви.

Написана на большом листе пергамента золотом и киноварью. Подлинник был удостоверен подписями всех участников освященного Собора и десятью вислыми печатями: Большой государственной, двумя патриаршими (причем патриарх Иов воспользовался двусторонней печатью Московского патриарха), четырьмя митрополичьими, двумя архиепископскими и епископской. На обороте грамоты собственноручные подписи тридцати двух лиц. Первыми приложили руки патриархи Иеремия и Иов. За ними следовали митрополиты: Ермоген Казанский и Астраханский, Варлаам Ростовский и Ярославский, Иерофей Монемвасийский, Геласий Сарский и Подонский; архиепископы: Иона Вологодский и Великопермский, Иов Суздальский и Тарусский, Сильвестр Смоленский и Дорогобужский, Митрофан Рязанский и Муромский, Захарий Тверской и Старицкий, Арсений Елассонский; епископ Иосиф Коломенский и Каширский. После иерархов подписались архимандриты и игумены монастырей: греческий Христофор, Троице-Сергиева Киприан, Новоспасского Сергий, Чудова Феодосии, Симонова Тихон, Свияжского Мисаил, Андроникова Гурий, Богоявленского Иосиф, Пафнутьева-Боровского Варлаам, Смоленского Борисоглебского Адриан, Рязанского Спасского Иона, Тверского Отроча Феодосии, Переяславль-Залесского Даниловского Иона, Рязанского Рождества Богородицы Солочинского Андроник, Cnaco-Прилуцкого Галактион, Вологодского Корнильева Лаврентий и Переяславского Никитского Никон. Последними поставили свои подписи Троице-Сергиева монастыря келарь Евстафий и монах Варсонофий (Якимов).

Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года

Благоволением всед(е)ръжителя Бога и Отца, иже преже век сый пребывающаго, ниже начинаема, ниже престаема, и поспешением единороднаго Его Сына Слова Божия, безсмертнаго и изволившаго спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Мария, и действом Святаго Духа, истиннаго и животворящего, иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, в Троицы славимаго Бога нашего, неизреченным Его милосердием, молитвами и щедротами нашея христианския заступницы Пресвятыя и Преблагословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, к Ея же мольбам призирая единочадный Сын Слово Божие, иже из Нея прошед неизреченно, и молитв ради святых пророк, и апостол, и всех святых, и великих чюдотворцов московских Петра, Алексея, Ионы, первопрестольников царьствующаго града Москвы, и прочих святых, просиявших в наших государствах Великого Росийского царьствия.

Их предстательством и молитвами к Богу приахом скифетр Великого Росийского царьствия во обдержание и во осмотрение благочестивого нашего Великого Росийского царьствия, з Божиею милостию соблюдати мирно, и немятежно, и от враг непоколебимо мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии, Владимерский, Московский, Ноугородцкый, царь Казанский, Царь Астороханский, государь Псковский, и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермьский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всея Сибирские земли и Сиверныя страны облаадатель, и иных многих государств государь и самодержец.

Изволением человеколюбца Бога и Пречистые Богородицы нашие, заступницы христианские, в наше скифетродержание великого Росийского царствия прииде к нам, к великому государю благочестивому царю и великому князю Федору Ивановичю всея Великиа Росия самод(е)ръжцу и многих государств ко государю и облаадателю, в царствующи(й) град Москву Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и святейший Вселенский патриарх; а с ним Манавасийский митрополит Ерофей, да архиепископ Еласонской Арсеней, и архимариты, и игумены, и священноиноки, и честныя мнихи.

И мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, помыслив о сем превеликом деле с нашею з благоверною и со христолюбивою царицею великою кня(г)инею Ириною, чтоб з Божиею помощию и пречистыя Богородицы милостью в царствующем нашем граде Москве устроити превеликий престол патриарш в почесть святые превеликие соборные церкви пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и первопрестольников великих святых чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы.

И мысль свою царьскую пресвятейшему Еремею, Божиею милостию архиепископу Констянтинополя, Новаго Рима, и Вселенскому патриарху, объявили, понеже наши прародители великие государи цари веса Великиа Росиа приняли святую и непорочную христианскую веру, и поставление патриарша первопрестольники новые чюдотворцы Петр и Алексей Киевъские и всего Великого Росийского царствия и прочие от святейшего патриарха Костянтинопольские церкви, Новаго Рима, ея же, вседержителя Бога милосердием и пречистые Богородицы, и доныне непоколебимо держим.

А ты, пресвятейший Еремей патриарх, по благодати Святого и животворящего Духа того ж превеликого апостольского престола Костянтинопольские церкви приимник и пастырь и отцем отец. — И по изволению б нашего царского величества сие дело совершил еси, по совету с нами и с первопрестольником Иевом, митрополитом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с архиепископы, и епископы, и архиманъриты, и игумены, и со всем освященным собором нашего Великого Росийского и Греческого царствия.

И по благодати Святаго Духа, и нашего царского величества изволением, и избранием твоим, пресвятейшего Еремея архиепископа Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенского патриарха, и прочих вселенских патриархов - Александрейского, Аонтиохийского, Иерусалимского - и всего собору греческого, по правилом божественных апостол и святых отец, благословил и поставил в патриархи, кому Господь Бог и пресвятая Богородица благоволит быти на том превеликом престоле святых великих чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы первопрестольников, в царствующем граде Москве патриархом.

И слышав таковая от благочестиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великия Росиа самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, пресвятейший Иеремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, попремногу благодарив Бога и похвалил мысль и изволение благочестиваго и христолюбиваго великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всея Великия Росиа самод(е)ръжца о начинании таковаго превеликого дела.

И глаголаше сице: "О благоверный и христолюбивый, и Богом венчанный, и Богом почтенный, и Богом украшенный, и Богом превознесенный, и благочестием всея вселенный в концех просиавый, наипаче же во царех пресветлейший и преславный великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росия самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, истинный рачитель благочестию, и богошественный святаго пути богоуставнаго закона, и премудрый исходатай, и благоразумный поспешник истинне, изыскатель отеческому преданию благоразумие, цветуще совершенным благочестием.

Хощеши почтити и украсити святую превеликую соборную церковь пресвятые Богородицы честнаго и славнаго ея Успениа превысоким престолом патриаршества и тем превеликим делом царствующий град Москву и все свое Великое Росийское царство наипаче прославить и возвеличить во всю вселенную, совершенным благочестием сиающу!

Воистинну в тебе, благочестивом царе, Дух Саятый пребывает и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет! Праве и истинно вашего благородна начинание, а нашего смирения и всего освященного собора того превеликаго дела совершение.

Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы - от безбожных турок - обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех.

И по Божию промыслу, и пречистые Богородицы милости, и молитв ради новых чюдотворцов Великого Росийского царствиа, Петра, и Алексея, и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом сие превеликое дело исполнитца."

И по благодати Святаго и животворящего Духа, и изволением благочестиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Великиа Росии самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх, по правилам божественных апостол и святых отец и по совету всех митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимаритов, и игуменов, и всего освященного собора Великого Росийского и Греческаго царствиа, избрал и поставил в патриархи, в почесть святые превеликие соборные и апостольские церкви пречистые Богородицы честнаго и славного ея Успениа, на превеликий престол первопрестольников и великих святителей и чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, царствующего града Москвы Иева преосвященнаго митрополита всеа Русии.

И потом по великой вере и по произволению истинного рачителя благочестию великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росии самод(е)ръжца и многих государств государя и облаадателя, на утвержение совершеннаго ради благочестиа святыя и непорочныя православныя христианскиа веры и в почесть превеликого престола патриарша царьствующаго града Москвы, пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, и святейший Иев, Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии, со всеми митрополиты, и архиепископы, и епископы, архимариты и игумены, и со всем освященным собором Великого Росийского и Греческого царствиа, советовали.

И соборне уложили быти в Великом Росийском царствии в преимянитых и богоспасаемых градех четырем митрополитом: в великом государстве Новгородцком, в царствующих градех в Казани и в Асторахани, в великом княжение града Ростова, близ царствующаго града Москвы на Крутицах.

Да шесть архиепископов: великого княжения на Вологде, в великом княжение в Суздале, в великом княжение Низовские земли в Нижнем Новегороде, в великом княжение в Смоленску, в великом княжение на Резани, в великом княжение во Твери.

Да восмь епископов: в государстве града Пскова, в великом княжение во Ржеве Володимерове, на Великом Устюге, в великом княженье на Белеозере, в великом княженье [1], во княженье удельном на Коломне, в Севере во Брянску и в Чернигове, в княженье удельном в Дмитрове.

А на соборе, и на избрании, и на поставлении патриарше, и на всем соборном уложенье были с благочестивым великим государем царем и великим князем Феодором Ивановичем всея Великия Росия самод(е)ръжцом: пресвятейший Еремей архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх; Иев, святейший патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия; Александр, митрополит великого государства Новагорода и Великих Лук и всего Поморья; Ермоген, митрополит великих царств Казанский и Астороханский; Варлам, митрополит великого княжения Ростовского и Ярославского; Ерофей, митрополит Мановосийский Греческаго царствия; Галасия, митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский; Иона, архиепископ Вологоцкой и Великопермьской; Иев, архиепископ великого княжения Суздальской и Туруской; архиепископ [2] великого княжества Нижнего Новагорода; Селивестр, архиепископ великого княжества Смоленской и Дорогобужской; Митрофан, архиепископ великого княжениа Резанской и Муромской; Захарья, архиепископ великого княжения Тверской и Старицкой; Мисайло, епископ государьства Псковскаго; епископ великого княжества Ржевы Володимеровы; епископ Устюга Великого; епископ великаго княжениа Белоозерской; епископ [3] Иосиф, епископ удельного княжества Коломенской и Коширской; из Северы епископ Брянский и Черниговский; епископ удельного княжества Дмитровской и Кашинской.

Архимариты и игумены были на соборе: Троецкой Сергиева монастыря архимарит Кипреян; из Володимера Рожественого монастыря архимарит ; Спаского монастыря архимарит Сергей; Великого Новагорода Юрьевъской архимарит [2]; Чюдовской архимарит Феодосей; Симановской архимарит Тихон; из Нижнего Новагорода Печерской архимарит Анофрей; Свияжской архимарит Мисайло; Андроньева монастыря архимарит Гурей; Казанской архимарит ; из Иерусалима от Господня гроба архимарит Феодосей; из Великого Новагорода Хутынской игумен Селивестр; Кириловской игумен Марко; из Переславля Горитцъкого монастыря архимарит ; святые горы Синайские архимарит Лаврентей; из Можайска Лужецкого монастыря архимарит Иасаф; из Ростова Богоявленской архимарит Иосиф; святые горы Афонские игумен Сергей; Богоявленской игумен из-за Торгу Иосиф; из Ярославля Спаской архимарит Сергей; из Боровска Пафнутиевской игумен Варламей; Осифова монастыря игумен Левкиа; из Суздаля Спаской архимарит Левкиа; из Смоленска Борисоглебский архимарит ; с Резани Спаской архимарит Иона; из Великого Новаграда Антоньевской игумен Кирил; из Великого Новагорода Духовского монастыря игумен Иона; изо Твери Отроча монастыря архимарит ; из Переславля Залеского Даниловской архимарит Иона; с Вологды Каменого монастыря Спаской архимарит Филарет; Феропонтова монастыря игумен ; Борисоглебской с Устья игумен ; с Резани (Сол)очинской архимарит ; Соловецкой игумен Яков; из Звенигорода Сторожевской игумен Феодосей; с Вологды Прилутцкой игумен Галахтион; с Вологды Троецкой Павлова монастыря игумен Сидор; с Вологды Глушитцкой игумен Никон; из Кашина Колязинской игумен ; с Вологды Корнильевъской игумен ; из Переславля Залеского Никитцкой игумен Никон; из Можайска Колотцкого монастыря игумен ; с Угреши Никольской игумен Лаврентей; из Великого Новагорода Вяжитцкой игумен Закхея; изо Пскова Печерской игумен Мелентей.

Да старцы соборные: Сергиева монастыря келарь Еустафей, старец Варсунофей, строитель Ипацкого монастыря Гурей, Сергиева ж монастыря строитель старец Игнатей, из Володимеря Рожественого монастыря строитель старец Серапион, Кирилова монастыря старец Елеуферей, из Боровска Пахнутьева монастыря старец Галасей; Осифова монастыря старцы: старец Измайло, старец Мосей; Духова монастыря старец Варлам.

И весь освященный собор Великого Росийского царствия и Греческого Царствия соборне уложиша: да и предъидущие лета в Великом Росийском царстве по благодати Святаго и животворящего Духа, и изволением благочестиваго и христолюбиваго великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца и многих государств государя и облаадателя, и по благословению святейшего Иеремея патриарха Вселенского, поставлятися патриархом в царствующем граде Москве от митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимаритов, и игуменов, и всего освященного собору Великого Росийского царствиа, кому Господь Бог и пречистая Богородица благоволит, и благочестивый великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Великиа Росиа и многих государств государь и облаадатель изволит, и по избранию всего освященнаго собора, по правилом божественных апостол и святых отец поставлен будет.

И патриарху новопоставленному царствующаго града Москвы о своем поставлении отписать в царствующи(й) град Костянтинополя к патриарху вселенскому, хто в то время прилучитца, о согласие о своем поставлении. И патриарх Вселенский Костянтинопольские церкви отпишет в своей грамоте к тому патриарху царствующаго града Москвы Великие Росии о его поставление.

А митрополитом, и архиепископом, и епископом богоспасаемых градов Великого Росийского царствиа, по благодати Святаго Духа, изволением великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Великиа Росиа самодержца и по избранию всего освященного собора поставлятися от святейшего патриарха царствующаго града Москвы и всеа Русии.

И о всех о тех великых делех, уложенных на соборе, благочестивый великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, и пресвятейшкй Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, и Вселенский патриарх, и святейший Иев, Божию милостию патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии, и преосвященные митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор всего Великого Росийского и Греческого царствиа — уложиша и утвердиша крепко и непоколебимо и непреложно соблюдати от рода в род и навеки.

И для сего уложениа мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Великиа Росиа самодеръжец и многих государств государь и облаадатель, с пресвятейшим Еремеем, Божиею милостию архиепископом Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенским патриархом, и с первопрестольником с святейшим Иевом, Божиею милостию патриархом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с нашими богомольцы с преосвященными с митрополиты, и архиепископы, и епископы, и с архимариты, и игумены, и со всем освященным собором всего Великого Росийского и Греческого царствиа, сию грамоту, для утвержениа от рода в род и навеки, велели написати.

А на большое утвержение к сей грамоте велели есмя нашу царскую печать привесити. И пресвятейший Еремей, Божиею милостию архиепископ Костянтинополя, Новаго Рима, Вселенский патриарх, и первопрестольник святейши(й) Иев, божиею милостию патриарх царствующего града Москвы и всеа Русии, и преосвященные митрополиты, и архиепископы, и епископы печати свои приложили и руки свои приписали. А архимариты, и игумены, и соборные старцы руки свои приписали.

А уложена бысть и написана сиа соборная грамота в царствующем граде Москве лета от Создания миру 7097 (1589), индикта 2-го, господьствиа нашего (от начала царствования лета) 6-го, а царств наших — Росийского 43, Казанского 37, Астороханского 35-го, месяца маия.

Пергамен, чернила; греческий язык.

106 подписей: 3 патриархов (Константинопольского Иеремии II, Антиохийского Иоакима и Иерусалимского Софрония), 42 митрополитов, 19 архиепископов, 20 епископов.

Вислая свинцовая печать патриарха Константинопольского Иеремии II.

Грамоту доставил в Москву в мае 1591 г. тырновский митрополит Дионисий и 20 июня вручил ее царю Федору Ивановичу.

«Иеремия, милостию Божиею архиепископ Костянтинополя Новаго Рима и вселенский патриарх.

Патриаршая кафедра появилась в Москве только в 1589 году: первым патриархом при царе Федоре Иоанновиче стал митрополит Иов. До этого русская церковь формально подчинялась Константинополю. Иеремия II, патриарх Константинопольский, согласился учредить патриаршество в Москве, возвел Иова в сан и подписал соответствующую грамоту.

Грамота об утверждении Московского патриархата

Иеремея, милостию Божьею архиепископ Костянтинополя новаго Рима и вселенский патриарх.

Егда благоверный и тихомирный самодержец царь всеа земли Росийские, Московский, Казанский, Астороханский, Новгородцкий и иных православных христьян господин Феодор Ивановичь приняв наше смирение (на полях: умерение) телесное и показав к нам приятелство елико имел к Богу благоверие и церкви Христове любовь и приняв попросил достоинства у нас по избранию соборному и по заповеди и по закону да поставим архиепископа Московъского и наречем его патриархом, яко иные нареченные именуютца, первый Констянтинополский вселенский патриарх от святого вселенского перваго собора почтен достоинством блаженнаго и равноапостольнаго царя великаго Констянтина, а потом Александрейский, Антиохейский и Ерусалимскии православные патриархи сю благодать смирения (на полях: умерения) нашего своима очима видехом и порадовахомся данному от Бога царьствию сему распространеннее и величество яко един сей есть ныне на земли царь великий православный да недостойно было не учинити воли его.

И приняв разум его патриарха поставили на Москве господина Иева именем и благодатию святого Духа и грамоту ему патриаршескую (на полях: златопечать) дали и по той грамоте произволил и оставил да он архиепископ Московский (на полях: господин Иев) властвует пятый патриарх и будет (на полях: иметь) патриаршеское достоинство и честь именоватись и почитатись с ыными патриархи во веки всегда тако там сотворихом по месту (на полях: на сие сотвориша там по мест…). И егда Божиею благодатию смирение (на полях: умерение) наше пришли есмы ко престолу своему в Костянтин град и обьявили сие дело, как делалось на Москве, думу и прошенье благовернаго царя явственно и услышав то достоинство и дела достохвальные и прочие святейшие патриархи Александрейский и Антиохейский и Ерусалимьский возлюбили и показалось им благодарно и благословенно.

Грамота подписана патриархами Константинопольским Иеремией, антиохийским Иоакимом, иерусалимским Софронией, 42 митрополитами, 19 архиепископами и 26 епископами, скреплена печатями.

Воспроизведено по изданию: Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Ч.2. Царствование Федора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912. С.351−353.



Кто подписал: сто шесть подписей: трех патриархов (константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония), сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов.


Писец большей части грамоты – дикеофилак Вселенской церкви Георгий (его подпись четвертая сверху в правом крайнем столбце)

Где хранится: Российский государственный архив древних актов. Ф. 52. Оп. 2. № 5. Л. 1.

Читайте также: