Государство и религия кратко

Обновлено: 03.07.2024

В теории государства и права до сих пор не было принято специально изучать взаимодействие государства и религии. В советское время установился порядок, в соответствии с которым церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически пре-следуясь формально была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Да и не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

Однако как бы сильно люди в отдельные периоды не были настроены атеистически, проблема взаимодействия государства и религии остается и она в историческом плане уходит в глубь человеческого общества.

В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную общественную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать сколь-либо серьезные проблемы для античного государства, и тогда говорить о государственной политике в отношении религии, по существу, не приходилось.

В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла уже большую силу, влияющую и на общественное развитие. Если в античные времена сам государь зачастую рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения. Да и то, эта второстепенная роль признавалась незаконной, если государи не получали своего меча из рук церкви и не обращали его на ее защиту.

В новое время первенство вновь отдается государству. Усилиями таких мыслителей, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. теоретически доказывается тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих. С тех пор цивилизованный мир живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Правда и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Так, мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) почти полностью состоит из теологических нормативов божественных установлений, объективированных в шариате.

Таким образом, в современном мире в целом выделяются теократические и светские государства, и в зависимости от этого строится различная государственная политика в области религии.

Правовое государство - это светское государство. Поэтому важнейшим направлением в деятельности светского государства должна быть правильная постановка проблемы взаимоотношений публичной власти и религии.

Религия - распространенная и важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государствообразующего общества. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих и где бы не было надобности в оптимальном определении этой стороны духовной жизни.

В чисто практическом плане взаимодействия государства и религиозных организаций следует заметить, что теократы, какую бы религию не представляли, своей идеологией, впрочем, также как и этнократы, в конечном счете, в обществе сеют раздор, так как объективно призывают к конфессиальной разобщенности. Их, конечно, можно понять

Лучшее лекарство от теократов - терпеливое просвещение, разъяснение необходимости правоверия, оправдание правовой необходимости всей деятельностью государства. Ведь если глубоко задуматься, то нетрудно прийти к выводу о том, что из многоверной по сути теократии, также как и из многонациональной этнократии, естественное развитие должно привести только к правоверию, к справедливости в взаимоотношениях между различными конфессиями, различными национальностями. Другого пути просто не существует, если само государство не внесет сумятицу в естественно-историческое развитие общества. Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.

Государство и религия – это два социальных института.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии;
  • статус отделения государства от религии.

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:

  • Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Andersen, WIlford W.

Религия и государство идут разными, но параллельными путями. Они наиболее успешны и наиболее эффективны, если защищают и поддерживают друг друга.


Фотоиллюстрация Дэвида Стокера.

Религия и государство подобны супругам, которые иногда переживают сложности в совместной жизни, но понимают, что просто не смогут жить порознь. Чтобы процветать, и религии, и государству необходима независимость, но история показывает, что полный разрыв никому не идет на пользу. Они идут разными, но параллельными путями. Они наиболее успешны и наиболее эффективны, если защищают и поддерживают друг друга.

Государство играет существенную роль в защите и поддержке свободы религии и одобряет роль церквей в обществе. К счастью, большинство государств в современном мире признает, по крайней мере в некоторой степени, свободу религии и гарантирует своим гражданам право поклоняться Богу и исповедовать свою религию согласно голосу своей совести. Однако так было не всегда.

Многие поколения стали свидетелями подавления свободы вероисповедания, что происходит, когда правительство устанавливает государственную религию. Другие пережили падение нравственности, к которому приводит запрещение любой религии на государственном уровне. Мы благодарны за растущее число конституций в странах современного мира, в которых предполагается, что религиозные убеждения и исповедование религии, хотя и отделенные от государства, должны охраняться и быть защищены от преследований 1 .

Вдохновленное свыше правительство, описанное в Книге Мормона, предоставило такую свободу проявления религиозных убеждений и вероисповедания своему народу:

«И ныне, если человек желал служить Богу, это было его привилегией; или, вернее, если он верил в Бога, это было его привилегией – служить Ему; но если он не верил в Него, то не было такого закона, чтобы наказать его…

Ибо был такой закон, что людей следует судить согласно их преступлениям. Тем не менее не было закона против веры человека (Алма 30:9, 11).

Как народ веры, мы должны быть благодарны за государственную защиту, которая позволяет нам принимать и исповедовать свои религиозные убеждения согласно нашему желанию.

Важная роль религии

Возможно, для некоторых людей тот факт, что религия и нравственность играют важную роль в поддержании и развитии преуспевающего и эффективного государства, не является очевидным. Единственное действенное решение многих серьезных проблем, с которыми сталкивается современный мир, лежит в плоскости духовной, а не политической или экономической. Расизм, насилие и преступления на почве нетерпимости, например, – это духовные проблемы, и решить их можно только на духовном уровне. Старейшина Даллин Х. Оукс, член Кворума Двенадцати Апостолов, учил:

Установление нравственного порядка общества в значительной степени зависит от религии и церквей. Государство никогда не сможет построить достаточно тюрем, чтобы вместить всех преступников, порожденных обществом, в котором не хватает нравственности, моральной устойчивости и веры. Развитие этих качеств стимулируется исповедованием религии, а затем законодательным декретом или силами полиции. Государство не может контролировать настрой, желания и надежды человеческого сердца. Однако эти семена прорастают в поступки, которые государство должно регулировать.

В Нагорной проповеди Иисус противопоставляет закон, записанный в книгах, закону, написанному на Небесах.

«Вы слышали, что сказано древним: ‘не убивай, кто же убьет, подлежит суду’.

Но там, где духовные вопросы игнорируются, закон, написанный на бумаге, и правовые механизмы государства в конце концов перестанут действовать. Добиться гражданского порядка в обществе возможно лишь тогда, когда большинство людей будет поступать нравственно не потому, что они подчиняются закону или полицейским, а по причине убежденности в том, что им следует так поступать.

Государство следит за поведением своих граждан. Оно пытается заставить их поступать порядочно и высоконравственно. С другой стороны, религия пытается убедить их обрести желание поступать порядочно и высоконравственно. Президент Эзра Тафт Бенсон (1899–1994 гг.), член правительства под руководством президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра, учил этому существенно важному разграничению:

С этой целью хорошее государство защищает религию и поддерживает свободу вероисповедания. А хорошая религия побуждает людей быть добропорядочными гражданами и соблюдать законы страны.

Хорошему правительству не нужно становиться на чью-то сторону. Оно не должно одобрять одну религию или покровительствовать ей, отказывая в поддержке другой религии. Представители власти должны быть свободны в выборе своих личных верований и ритуалов согласно голосу своей совести. Точно так же хорошая религия не должна ни поддерживать, ни противостоять каким бы то ни было политическим партиям или кандидатам, но ее приверженцы должны быть свободны и даже получать поддержку в том, чтобы участвовать в политических процессах и поддерживать ту партию или кандидата, которых они считают лучшими.

Пусть ваш голос будет услышан


В то время как Церковь, как организация, постоянно утверждает свой политический нейтралитет, Святых последних дней призывают участвовать в политических процессах и возвышать свой голос в публичных обсуждениях. Быть хорошими гражданами, где бы мы ни жили, – это часть нашей религии.

А до этого великого дня религия и государство должны идти по пути истории человечества рука об руку – уважая независимость друг друга и признавая существенный вклад друг друга в общее дело.

См. W. Cole Durham Jr., Silvio Ferrari, Cristiana Cianitto, Donlu Thayer, eds., Law, Religion, Constitution: Freedom of Religion, Equal Treatment, and the Law (2013), 3–5.

Alexis de Tocqueville, Democracy in America, 2 vols. (1835–1840), 1:306.

Boris Yeltsin, in Donald Murray, A Democracy of Despots (1995), 8.

Edmund Burke, A Letter from Mr. Burke, to a Member of the National Assembly; цит. по Answer to Some Objections to His Book on French Affairs, 2nd ed. (1791), 69.

Книга 2: Руководство в Церкви (2010), 21.1.29.

Важное влияние религиозных убеждений

Oaks, Dallin H.

“Наше общество держится вместе главным образом не на законе и его практическом применении, но, что намного важнее, на людях, которые добровольно подчиняются тому, к чему невозможно принудить, благодаря усвоенным нормам праведного или надлежащего поведения. Религиозные убеждения в том, что правильно и что неправильно,оказывают важнейшее влияние на появление такого добровольного согласия большого числа наших граждан”.

Нас призывают тщательно изучать программы и кандидатуры и голосовать за тех, кто, по нашему мнению, будет руководствоваться честностью.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Государство и религия"

Многоконфессиональность России

Истории известны государства, в которых все жители придерживались одних религиозных верований. Но всё же чаще в одной стране, особенно если речь идёт о современности, живут люди, исповедующие разные религии. Россия также является многоконфессиональной страной (конфессией принято называть религиозное направление, ту или иную церковь).


По данным социологического опроса россиян, который в ноябре 2012 года провела автономная некоммерческая организация Левада-Центр, процент верующих в России распределился следующим образом.

К православным отнесли себя 74% опрошенных, к католицизму, протестантизму и иудаизму – по 1%, исламу – 7%, буддизму, индуизму и другим религиям – по менее чем 1%. 10% опрошенных не отнесли себя к какой-либо конфессии (при этом 5% считают себя атеистами). 2% затруднились дать ответ.

Краткая характеристика мировых религий, распространенных в России

Таким образом, в нашей стране живут приверженцы всех мировых, а также многих национальных религий.

Попробуем кратко охарактеризовать основы вероучения некоторых из них.



В буддизме, по мере его распространения и расширения числа верующих выделилось несколько направлений. Одно из них – тибетский буддизм – распространено в Бурятии, Калмыкии и Тыве.



В современном христианстве существует много направлений. Первый крупный раскол в христианской церкви произошёл еще в 11 веке: выделились католичество и православие. Итогом движения Реформации в 16 веке стало появление протестантских церквей. После церковных реформ патриарха Никона в 17 веке произошёл раскол в Русской православной церкви, оформилось старообрядчество. Сейчас существует также много неохристианских общин и сект.

Исторически самой распространённой религией в России является православие, к этой конфессии относит себя практически три четверти верующих нашей страны.



Самой молодой из мировых религий является ислам (мусульманство). Она возникла в 7 веке в Западной Аравии. Её основатель – пророк Мухаммед. Главный догмат ислама – признание единственного истинного Бога – Аллаха, от воли которого зависят все события в мире, как бывшие, так и будущие. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам требует от своих приверженцев соблюдения пяти основных обязанностей: веры в Аллаха, пятикратного ежедневного совершения молитвы, милостыни в пользу бедных, соблюдения поста в рамадан и совершение паломничества в Мекку, хотя бы раз в жизни.

После смерти Мухаммеда ислам раскололся на два течения – суннизм и шиизм. Верующие каждого из этих направлений живут на территории России. Регион преимущественного распространения мусульманства в нашей стране – Татарстан, Башкортостан и республики Северного Кавказа.

Религиозные организации

Большинство верующих объединяются в религиозные организации. Мы уже называли такую крупную организацию верующих как конфессии. Иначе её называют церковью. Церковь имеет сложную структуру. Например, в православной церкви выделяют самостоятельные патриаршества, которые делятся на митрополии, епархии и приходы. Особое место в религиозной организации православной церкви занимают монастыри. Внутри конфессии верующие разделяются на духовенство – священнослужителей, монахов – и мирян – рядовых верующих.

Ещё одним видом религиозной организации является секта, иногда её ещё называют культом. Это объединение верующих, которое возникает как оппозиция, противопоставление господствующим религиозным направлениям. Секты обычно отличаются строгой дисциплиной, принятыми в ней нравственными и поведенческими нормами. Члены секты часто считают себя избранными, противопоставляют себя внешнему миру.

Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них со временем прекращают своё существование, некоторые превращаются в новые конфессии. Так, например, протестантизм сразу после своего возникновения воспринимался как секта внутри католической церкви.

Веротерпимость и свобода совести: история развития

В многоконфессиональной стране задача обеспечения мирных отношений между людьми, предотвращение религиозной розни является важнейшим направлением госу­дарственной политики. Речь идёт о веротерпимости и свободе совести. Веротерпимость – это признание права свободного исповедания любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований.



Гораздо реже веротерпимость встречалась в средневековье и начале Нового времени. Эти периоды насыщены религиозными войнами. Однако были и исключения. Так политика веротерпимости в отношении христианских конфессий была официально провозглашена в сборнике законов Великого княжества Литовского – Статуте 1588 г. Попыткой примирить католиков и протестантов-гугенотов во Франции стал Нантский эдикт Генриха IV в 1598 г.

Конституция и законодательство России о веротерпимости и свободе совести

Верующие могут свободно отправлять свой культ, если при этом не нарушаются права и свободы других граждан.

Школа отделена от церкви, то есть в государственных общеобразовательных учебных заведениях запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма. Изучение основ веры может проходить либо в созданных религиозными общинами школах, либо на факультативных (необязательных для посещения) занятиях во внеучебное время с разрешения и по просьбе родителей учащихся. Разумеется, семья также может воспитывать детей в духе религиозности.

Религиозный мир, стабильность развития общества зависит не только от политики государства, но и от готовности каждого из нас уважать право на свободу совести тех, кто живет вокруг нас. Необходимо также помнить, что наши действия, связанные с отправлением религиозного культа, не должны нарушать права и свободы других людей.

Подведем итог.

· Россия является многоконфессиональной страной.

· Наибольшее число верующих относят себя к православию, но в нашей стране также живут представители всех мировых и многих национальных конфессий.

· Основными видами религиозных объединений являются церковь (конфессия) и секта.

· Государственная политика России в сфере религии основана на принципах веротерпимости и свободы совести.

Для сохранения стабильности в нашем многоконфессиональном обществе необходимо формировать терпимость и уважение к иным взглядам, в том числе религиозным, как качество личности.

Н.У. Мартынов.

Н.У. Мартынов. "Крещение Руси".

Сложившиеся отношения государства и религии, в том числе государства и Русской Православной Церкви, явно не соответствуют современному положению и запросам России. Приходится констатировать, что сегодняшнее публичное почтительное отношение представителей власти к религии является по преимуществу средством приобретения политических дивидендов, а не свидетельством признания религии в качестве фундаментальной области общественной жизни.

Необходимо осознать, что проблема отношения государства и религии по существу является проблемой национального духовного спасения. Ибо процветание России невозможно без духовного оздоровления общества, религиозная идентичность российской нации является основой ее самоидентификации, из глубинной религиозной веры вырастают базовые духовные и нравственные ценности народа. Поэтому религиозное возрождение означает духовное, нравственное, культурное обновление жизни страны, восстановление исторической памяти и национального сознания народа, что позволит не "догонять" передовые индустриальные страны, а предложить Родине и миру собственные ответы на вызовы времени. После десятилетий режима государственного атеизма, атмосферы религиозно-нравственного разложения девяностых годов стране необходимы политические решения в важнейшей области жизни.

Конституция Российской Федерации устанавливает разделение сфер компетенции религиозных объединений и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Конституционные принципы России – светский характер государства, невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом – ни в коей мере не отменяют: 1) необходимости собственной вероисповедной политики государства; 2) возможностей взаимовыгодного регулирования взаимоотношений государства и религиозных конфессий; 3) участия религиозных объединений в решении общественно значимых задач, их права давать оценку действиям властей.

Наследие режима государственного атеизма, антинациональная политика либерал-большевистского режима девяностых годов нанесли серьезный ущерб религиозному здоровью общества, разоружили страну и общество перед духовной агрессией из вне. Но и сегодня в средствах массовой информации господствует атмосфера дискриминации по отношению к религии. Многие СМИ продолжают транслировать враждебные для российского общества ценности, подрывающие духовное здоровье человека.

По существу наша страна и народ столкнулись с новой формой преследования религиозного выбора человека: не на личностном, а на глобальном уровне. Вместе с тем, государство и народ вправе самостоятельно определять приоритеты в религиозной сфере. Каждый народ имеет право на защиту собственной религиозной идентичности. Разрушение традиционной религиозности, органично формировавшейся веками, неизбежно нарушает религиозные права и свободы каждого гражданина страны. Государство вправе оказывать поддержку тем конфессиям, которые являются традиционными на его территории. И.А. Куницын прав в том, что необходимо подвигать российскую власть, чтобы она декларировала принцип суверенитета государства в регулировании религиозной сферы, а также добивалась признания этого принципа на международном уровне, путем заключения Конвенции по защите религиозной идентичности – среди стран СНГ с правом присоединения других стран.

Вместе с тем, в сегодняшней России мы с радостью видим религиозное, духовное возрождение. Эти процессы должны поддержать общественные и политические силы – программами духовного обновления общества и борьбы с целенаправленным разрушением общества и государства.

Распространенной фобией является запрет на официальное преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях – на том основании, что религия отделена от государства. Прежде всего, у нас отменен ленинский принцип отделения школы от Церкви. Далее, практически все преподаваемые дисциплины отражают области знания, не имеющие никакого отношения к государству. Почему в государственных учебных заведениях можно преподавать материалистические физику и химию, даже отделенный от государства атеистический марксизм и ленинизм, а религиозные дисциплины нельзя?! Отторжение от системы образования религиозных основ человеческой культуры и истории искусственно и необоснованно ограничивает сознание людей, ограничивает их право на получение разностороннего образования. Учитывая фундаментальное значение религии в формировании мировоззрения и нравственности человека, необходимо последовательно добиваться включения преподавания религиозных дисциплин, в том числе основ православной культуры и истории религий, в официальные учебные курсы государственных учебных заведений России.

Более того, есть основания требовать в этой области преимуществ Русского Православия. Никого не удивляет, что мы все учимся на русском языке (ибо это родной язык для всего населения страны), что во всех странах в курсе истории в школе изучается преимущественно отечественная история (ибо это наша история), что в курсе литературы большая часть отведена русской литературе (ибо это наша культура). Почему же Русское Православие, несоизмеримое с другими конфессиями по количеству верующих, являющееся основой русской культуры, личной и общественной нравственности, играющее формирующую роль в русской истории, а также в созидании российской государственности, – искусственно изгнано из преподавания в государственных учебных заведениях?! Напомним, что из Конституции вовсе не следует необходимость и даже возможность этого. Поэтому не только православная культура, но и история Русской Церкви, православное предание, богословие могут преподаваться в государственных учебных заведениях там и тогда, где и когда это будет обосновано специализацией учащегося. В христианских странах в каждом государственном университете есть факультет теологии. Там даже в атмосфере секуляризации понимают, что без богословия, как основы человеческого знания, представления человека о мире ограничены и ущербны. Более того, изучение богословия позволяет углубить понимание природы и роли естественно-научных дисциплин.

Историческая обусловленность и защита основных жизненных интересов общества побуждают добиваться законодательного предоставления статуса федеральных традиционных конфессий Русской Православной Церкви, а также российским конфессиям ислама и иудаизма; правовой статус федеральных традиционных конфессий должен распространяться на всю территорию России. В свою очередь Законодательным собраниям субъектов федерации должно быть предоставлено право закреплять статус региональной традиционной конфессии за религиозными объединениями, имеющими социальную базу в пределах соответствующего субъекта федерации. Более того, необходимо добиваться, чтобы традиционным религиозным конфессиям был предоставлен, по формулировке И.А. Куницына, статус корпораций публичного права, что позволяет государству делегировать им ряд привилегий и обязанностей в рамках их уставной деятельности. Скажем, социальное служение религиозных организаций приобрело уже такой масштаб, что государство вполне может делегировать традиционным конфессиям некоторые функции в области социального служения с поддержкой их государственным бюджетом.

После многих десятилетий невиданных в мировой истории религиозных гонений государство призвано вернуть исторический долг верующим. Необходимо добиваться, чтобы государственная помощь традиционным конфессиям в возрождении традиционной религиозности, в ограничении деятельности иностранных миссионеров, а также в создании благоприятных условий для собственно религиозной деятельности была возведена в ранг государственной политики. Религиозная общественность имеет все основания добиваться проведения по отношению к традиционным конфессиям протекционистской вероисповедной политики.

Понятно, что государство в настоящее время обременено многочисленными социальными обязательствами, тем не менее, оно имеет возможность для действенной материальной поддержки традиционных религиозных конфессий. Восстановление исторической справедливости требует возвращения традиционным конфессиям имущества (храмов, недвижимости, земли, религиозной утвари и литературы, икон), насильственно отторгнутого режимом государственного атеизма и до сих пор не возвращенного властью, не осознающей подлинные национальные интересы. Напомним, что ленинский декрет об изъятии церковного имущества был отменен Верховным Советом России в 1990 году, но до сего дня нет правового акта о возвращении неправедно изъятого. Возвращенная собственность позволит создать материальную базу для многосторонней плодотворной для всего общества деятельности традиционных религиозных конфессий.

При этом необходимо учитывать следующие важные обстоятельства. Невиданно жестокие и кровавые десятилетия религиозных гонений создали ситуацию, не имеющую аналогов в мировой практике, из чего следует невозможность руководствоваться в решении вопроса возвращения собственности религиозных организаций распространенными либеральными принципами. Необходимо законодательно признать традиционные конфессии репрессированными религиозными конфессиями, из чего следует правовая возможность предоставления сугубых прав и возвращения насильственно отторгнутого имущества. Необходимо официально признать уникальные исторические заслуги традиционных религиозных конфессий в деле созидания российской государственности, духовно-нравственного воспитания общества и человека в России, из чего следует предоставление особых прав традиционным конфессиям. На возвращение имущества религиозным организациям не должно распространяться обоснованное и общепризнанное положение о том, что в России не следует проводить политику всеобщей реституции как восстановления в прежнем правовом положении частных лиц и частных корпораций, ибо как корпорации публичного права традиционные религиозные конфессии должны обладать в данном вопросе исключительным правом. Никак не обосновано требование возвращать изъятые земли религиозным организациям на общих основаниях – выкупая их; более того, есть все основания выделять новые земли для хозяйственной деятельности религиозных объединений бесплатно.

Русская Православная Церковь, как наиболее массовая, а до революции и государственная Церковь в России, понесла наибольшие жертвы и потери от богоборческого режима. Это – единственная конфессия, которая не имеет зарубежных корней и руководящих центров вне страны. Поэтому РПЦ лишена возможностей получения помощи откуда-либо, кроме России, и поэтому в возвращении церковной собственности интересы РПЦ должны учитываться преимущественно.

Религиозный выбор русского государствообразующего народа совершен тысячу лет назад, на протяжении всей исторической судьбы России он оставался неизменным. Русская Православная Церковь стала духовной родиной для большинства народов и абсолютного большинства граждан России. Сонм новомучеников Российских, явленный при богоборческом режиме ХХ века, а также современное православное возрождение подтверждают этот факт. Православие – духовная основа всех сфер жизни народа. Строительство российской цивилизации и российской государственности вдохновлялось идеалами и ценностями Русского Православия, русская культура основана на Русском Православии. Поэтому необходимо добиваться официального признания Русского Православия цивилизационно образующей, культурно образующей и государственно образующей религией в России.

Таким образом, у православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятного оправдания перед либерал-радикальным напором к активным требованиям и действиям, от имени абсолютного большинства населения страны, с позиций тысячелетних отечественных традиций - русской православной цивилизации.

Читайте также: