Обеспечение единства страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Внешнеполитические задачи стоящие перед новой династией российских государств после восхождение на престол:
° Решить вопрос с польским к.Владиславом, который мог претендовать на российский престол (На законных основаниях).
° Вернуть исконно русские земли, утраченные в результате событий Ливонской войны и Смутного времени.
° Решить вопрос после событий Смутного времени, тк Россия фактически оказалась в условиях дипломатической изоляции.
° Решение такой задачи, как выход России к незамерзающим морям.

Культура древней Руси: устное народное творчество, развитие письменности, литература , зодчество и художественное ремесло Даю 30

Николай II Какой он был в семейных отношениях ? Каковы были взаимоотношения в семье ? Стиль ? Методы воспитания детей ? PS, можн

Единство системы органов государственной власти предопределено государственной целостностью России. Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти

- законодательной, исполнительной, судебно-прокурорской (ст.

Механизм государственной власти России включает в себя федеральную и региональную подсистемы.

Систему федеральных органов государственной власти составляют Президент РФ; Федеральное Собрание Российской Федерации; Правительство РФ; федеральные министерства, агентства и службы; Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Уполномоченный по правам ребенка в РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды; прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Центральная избирательная комиссия РФ.

Аналогичные органы государственной власти создаются в субъектах Федерации.

Единство государственной власти обеспечивается координационной деятельностью Президента РФ, который взаимодействует со всеми ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебно-прокурорской. Нормативные указы Президента России, так же как Конституция РФ, федеральные конституционные и ординарные законы, постановления Правительства РФ, обязательны для исполнения не только физическими, но и юридическими лицами, всеми государственными и муниципальными служащими в России .

См.: Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1880.

Большое значение в обеспечении единства государственной власти имеют ежегодные послания Президента народу о положении дел в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Эти послания выполняют организационно-мобилизационную роль для всех органов государственной и муниципальной власти.

Единство государственной власти не следует понимать упрощенно, как соподчинение в механизме власти. Иерархия присутствует в системе исполнительной и судебно-прокурорской власти. Так, например, губернатор региона может освободить от должности префекта округа, начальника департамента; вышестоящий судебный орган может отменить решение нижестоящего, принять дело к своему рассмотрению; Генеральный прокурор РФ может освободить от должности прокурора республики, края, области, автономного округа. Президент РФ влияет на формирование исполнительных и судебно-прокурорских органов, но ему не подконтрольны законодательные (представительные) органы Федерации, регионов и представительные органы местного самоуправления, органы суда и прокуратуры.

Основными каналами воздействия Президента РФ на законодательную власть являются его ежегодные послания, право законодательной (в том числе конституционной) инициативы, контакты с лидерами парламентских фракций, право отлагательного вето (запрет) на принятые законы. В случаях, установленных законом, Президент РФ может распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ и региональный парламент; освободить от должности Председателя Правительства РФ, Председателя Следственного комитета РФ, высшее должностное лицо субъекта Федерации и др.


Российское общество, находящееся на социально-историческом переломе, испытывает острую потребность в конкретном знании целей экономических и политических преобразований, а также в идеях, способных сплотить его для реализации этих целей.

Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. Ведь только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология.

Одним из приоритетов развития демократического правового российского государства на современном этапе его развития и стала выработка общих для всех россиян ценностей, общей национальной идеи. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это имеет особое значение.

По результатам Всероссийской переписи населения Россия является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 200 народов и этнических групп проживают на территории страны. Семь народов, населяющих Россию, - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек[i]. Как констатируется в "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ 15 июня 1996 г.: "Благодаря объединяющей роли русского народа сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов"[ii]. Таким образом, русский элемент общности, экономики, культуры, психологии является определяющим для других этносов и всего государства.

Российское общество, находящееся на социально-историческом переломе, испытывает острую потребность в конкретном знании целей экономических и политических преобразований, а также в идеях, способных сплотить его для реализации этих целей.

Развитие российского государства свидетельствует, что имперская идеология царской России, а затем коммунистическая идеология потерпели крах.

После распада Советского Союза, когда не стало объединяющей идеи, тем не менее удалось сохранить единое федеративное государство. Как справедливо отмечает Р.Г. Абдулатипов: "Альтернативы межнациональному взаимодействию и единству, объединению разнонациональных сил в Российской Федерации не существует"[iii].

После выборов Президента РФ 1996 г. в обществе с особой остротой развернулась дискуссия о выработке национальной идеи. Сторонником этого был и глава государства. Выступая на встрече со своими доверенными лицами 12 июля 1996 г., он сказал, что "в истории России в XX веке были разные периоды - монархизм, тоталитаризм, перестройка. На каждом этапе была своя идеология. А у нас ее сейчас нет. И это плохо. Подумайте над тем, какая национальная идея, национальная идеология - самая главная для России"[iv].

В качестве объединяющих предлагались различные идеи: национальное самоутверждение, государственность, религиозное возрождение и другие[v]. Полагаем, что когда речь идет о формировании единой государственной идеологии, нужно ясно сознавать, что это должна быть идеология всеобщая.

Особая роль в формировании государственной идеологии принадлежит конституции. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что "конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей. и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества"[vi]. В учении о конституции при рассмотрении ее сущности отдельно выделяется ее идеологическая функция, которая заключается в том, что она является средством идеологического воздействия. "Конституционные ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются"[vii]. Если учесть, что Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и легитимностью, так как принята непосредственно народом на референдуме, то можно утверждать, что россияне признают идеологические нормы, закрепленные в ней, а государство обязано обеспечить всеми законными средствами их пропаганду в обществе.

В целом взгляды ученых-государствоведов в отношении формирования единой государственной идеи разделились на два полярных лагеря.

Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Мы присоединяемся к суждениям ученых, полагающих, что формирование наднациональной концепции государственности России служит предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая обеспечила бы постепенное формирование единой российской нации.

По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа - российской нации может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия[viii].

Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональной России государственная идея не может быть наднациональной. По мнению Ф.З. Дзапшбы, цивилизационные параметры современного западного федерализма задаются во многом выступающим несущим сверхконцептом "постнационального общества"[ix]. В России так или иначе системообразующим центральным сверхконцептом выступает "полиэтническое государство"[x].

Действительно, характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств.

Полагаем, что объединяющей и примиряющей национальной государственной идеей вполне может выступать идея единой и неделимой России.

По мнению аналитиков, события последнего года и особенно трагедия в Беслане заставили Кремль по-новому взглянуть на лозунг обеспечения единства страны, сделав его главным и системообразующим. По мнению заместителя главы Администрации Президента РФ Владислава Суркова, тезис Президента РФ "Россия должна быть единой" вполне подходит для новой национальной идеи[xi]. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2003 г. так и называлось "Сильная Россия - единая Россия"[xii].

Именно Президент РФ и Федеральное Собрание должны разрабатывать и утверждать государственную идеологию. При этом необходимым условием должно быть привлечение широкого круга политической, религиозной и научной общественности. Как отмечают В.И. Коваленко, Е.В. Голошумов, "без четкого научного обеспечения. она может обернуться еще одним монстром, которые уже не раз терзали Россию, стать средством политического манипулирования, направленного против страны и народа"[xiii]. Кроме того, считаем целесообразным вынесение соответствующей концепции на всенародное обсуждение.

В рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме. "Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка"[xiv].

Анненкова В.Г., кандидат юридических наук, доцент, директор филиала ГОУ ВПО СГАП в г. Балаково.

Анненкова В.Г. Единая национальная идея - основа и смысл единства Российского государства // "Государственная власть и местное самоуправление", 2005, N 9

[i] Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. С. 14 - 15.

[ii] Российская газета. 1996. 10 июля.

[iii] Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 379.

[iv] Цит. по: Пантелеев С.Ю. Государственная идеология в постсоветской России // Российское государство и общество. М., 1999. С. 430.

[v] См. об этом: Цыбулевская О.И. О нравственном аспекте реализации принципа "Единство прав и обязанностей" // Материалы международной научно-практической конференции (7 - 8 декабря 2000 г.). Саратов, 2001. С. 153.

[vi] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 15.

[vii] Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 31.

[viii] Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка / Совет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. 30 января. 1995. С. 7 - 14.

[ix] См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1996. С. 60.

[x] Дзапшба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика / Под ред. В.М. Долгова. Саратов, 1999. С. 184.

[xi] Рудаков В. Слава - России. Кремлевских чиновников озарила национальная идея // Профиль. 2004. N 36. С. 15 - 17.

[xii] Российская газета. 2003. 17 мая.

[xiii] Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник МГУ. Сер. 12. 1998. N 4. С. 19.

[xiv] Маркедонов С. Апология Российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 6.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи России в XXI веке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи России в XXI веке

Задачи России
в XXI веке

Понятие национальных задачОбщенациональные задачи – это задачи, от решения ко.

Понятие национальных задач
Общенациональные задачи – это задачи, от решения которых зависит выживание и успешное развитие нашей страны как участницы мирового сообщества свободных и суверенных стран

Национальные целиПостроение в России свободного общества свободных людейОбесп.

Национальные цели
Построение в России свободного общества свободных людей
Обеспечение высокого уровня и качества жизни большинства членов российского общества (до уровня среднеразвитых стран Европы)
Построение зрелого демократического государства и сильного гражданского общества
Укрепление позиций России как одного из полюсов многополярного мира

Победа над бедностьюСегодня только 1% россиян может позволить себе приобретат.

Победа над бедностью
Сегодня только 1% россиян может позволить себе приобретать все, что угодно
Еще 12% россиян могут позволить себе все, кроме машины, квартиры и дачи
Чтобы наше общество было устойчивым, жизнеспособным и стабильным, средний класс должен объединять не менее половины его членов
Инструменты решения задачи

Повышение пенсий
Улучшение материального положения работников бюджетной сферы
Улучшение материального положения семей с несовершеннолетними детьми

Установление справедливого общественного и морального порядкаСегодня только 1.

Установление справедливого общественного и морального порядка
Сегодня только 10% россиян считают, что наше общество устроено в целом справедливо, а 78% - что несправедливо

Признание большинством членов общества его устройства справедливым – ключевое условие динамичного развития страны, социального мира в ней, легитимности власти

Инструменты решения задачи

Построение эффективной демократииСуверенная демократия – тип политической сис.

Построение эффективной демократии
Суверенная демократия – тип политической системы, в которой органы власти выбираются только самим обществом и действуют, руководствуясь интересами только этого общества
Только 20% россиян считают, что от простого избирателя в нашей стране зависит многое, 43% полагают, что зависит немногое, а 34% - что вообще ничего не зависит
Инструменты решения задачи

Административная реформа
Обеспечение реальной независимости и авторитета судебной системы
Развитие местного самоуправления
Передача части государственных функций общественным организациям
Воспитание ответственной национальной политической элиты

Обеспечение единства страныНарастание экономического и социального неравенств.

Интенсивное развитие транспортной инфраструктуры
Специальные бюджетные программы выравнивания уровня жизни в различных регионах
Укрупнение регионов, ликвидация матрешечной структуры Федерации
Повышение географической мобильности граждан
Межрегиональная ротация управленческой элиты

Сбережение народаНеобходимо остановить депопуляцию, вымирание российской нац.

Сбережение народа
Необходимо остановить депопуляцию, вымирание
российской нации, стабилизировать численность населения страны, создать предпосылки для его постепенного роста
Национальные проекты:
Современное образование
Качественное здравоохранение
Доступное жилье
Сельское хозяйство
Инструменты решения задачи

Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в т.ч. связанных с алкоголизацией
Снижение смертности от ДТП
Снижение младенческой смертности
Реализация государственной демографической программы, направленной на поддержку семей с детьми
Разумная иммиграционная политика

Умножение человеческого капиталаГлавный конкурентный капитал и источник разв.

Умножение
человеческого капитала
Главный конкурентный капитал и источник развития любой страны – её граждане
Чтобы страна стала богатой и процветающей, её жители должны быть здоровыми, сильными, свободными и уверенными в себе гражданами
Инструменты решения задачи

Переход от индустриальной – к информационной модели экономикиАмерика – миров.

Переход от индустриальной –
к информационной модели экономики
Америка – мировой финансовый и инновационный центр
Китай – мировой завод
Россия – должна стать мировым технологическим центром
Конкурентные преимущества России

Фундаментальное образование
Уникальная инженерная школа
Значительный технологический задел в ряде секторов
Инструменты решения задачи

Модернизация Вооруженных силВ тревожном и непредсказуемом мире XXI века без.

Модернизация Вооруженных сил
В тревожном и непредсказуемом мире XXI века

без мощных и современных Вооруженных сил

невозможно не то что участвовать в решении вопросов общемирового значения,

но и сохранить собственный суверенитет и территориальную целостность
Инструменты решения задачи

Реорганизация системы финансирования ВС
Массированное перевооружение армии
Модернизация ракетно-ядерной триады ВС
Перевод армии на смешанный контрактно-призывной принцип комплектования
Создание полностью профессионального сержантского корпуса
Широкий диалог между государством и обществом по проблемам военной реформы

Вопрос внутреннего единства России

По словам президента, для этого нужно переработать Стратегию государственной национальной политики в России до 2025 года.

- В России плохо применимы принципы территориальной гражданской нации, которую у нас пытаются создать, - говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – В нашей истории, как границы государства, так и конституционные основы менялись очень сильно. У нас это не константы, а переменные. И это не то, что нас делает субъектом истории, народом. Связывает нас русская культура и историческое самосознание. Это то, на что государство может опереться. Нация, основанием которой является русская культура, может являться, да и является по факту открытым сообществом, принимающим в себя людей с самой разной кровью, но считающих русскую культуру своей. Но пока я не вижу, что в нашем государстве появилось понимание необходимости поднять этнокультурное самочувствие русского народа, а также необходимости интеграции общества на базе русской культуры. Ничего не говорится о том, что Россию надо сохранять как страну с преобладание русской культуры. Поэтому основной центростремительный фактор выносится за скобки государственной национальной политики, что делает её беспомощной.

Достаточно в законе прописать основные цели и инструменты осуществления государственной межнациональной политики. Хотя это и так уже прописано в Стратегии национальной политики в России до 2025 года. Закон мог бы поднять это на более высокий уровень. И всё же я ожидаю, что этот закон просто закрепит парадоксальную конфигурацию пространства нашей национальной политики, в которой отсутствует осевое звено, каким является крупнейший народ России, на базе которого этого общество было создано и воспроизводится.

- Предложение провести год единства российской нации озвучил Владимир Зорин, - говорит принимавший участие в астраханской встрече член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. – А предложение принять закон о российской нации выдвинул академик, глава Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. В общем-то, их предложения проистекают из той концепции, которой они давным-давно придерживаются. Столь же давно эта концепция подвергается критике со стороны ряда экспертов. Тем не менее, последние события показывают, что руководством страны сделана ставка на то, что нынешняя политика приведёт к сохранению и даже укрепление внутреннего единства. Это важно, когда в условиях экономического кризиса это единство может быть подвергнуто серьёзным испытаниям.

Я предполагаю и надеюсь, что в законе будет прописан механизм воздействия, в том числе, на национальные республики России, которые сейчас порой допускают во внутреннем законодательстве противоречия законодательству федеральному.

Лично я хотел выступить на Совете с докладом о том, что в настоящее время ряд общественных этнических объединений пытаются путём давления воздействовать на политику России. В целом, пока можно считать, что обеспечение внутреннего единства является приоритетной задачей для России, о чём говорит и заявление Владимира Путина.

- Насколько я могу судить, вряд ли такой статус будет закреплён за русским народом в ближайшее время. На мой взгляд, как бы этот закон не назывался, он будет благом для русского и других народов, если поможет обеспечить межэтнический мир в России. Поскольку при нынешней международной обстановке любые внутренние волнения будут иметь крайне тяжёлые последствия как для русских, так и для России.

Читайте также: