Государство и право в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Права в Средние Века определялись, в основном, традициями тех или иных народов. И хотя феодализм наблюдался не только в Европе, но и в Азии, правовая система в этих регионах в корне различалась между собой. Этим словом обозначается не только вид отношений в социально-экономической сфере, но и целый спектр отношений другого вида, которые не были закреплены в каких-либо правовых документах, а происходили, скорее, из обычного права. Эти отношения касались как обычных граждан, так и королей. Феодальное общество также всегда разделялось на сословия, переход между которыми был крайне затруднителен.

Во времена Средневековья сформировались новые национальные государства, некоторые из которых существуют до сих пор. Тогда и появились основы, на которых построились традиции права в большей части нынешних государств и существующих правовых систем. Сформировалась существующая ныне государственная организация – по роли властных структур в общественной жизни, по взаимоотношениям между всеми ветвями власти и типу применения права. В это же время появился представительный принцип реализации власти, сформированный не во времена античности, а в Средние Века. Тот факт, что права в Средние Века не были столь же многосторонними как в Риме, обусловил относительное бесправие низших слоев общества. Однако со временем в королевствах начали появляться писаные законы, обеспечивающие относительную защиту прав свободных граждан.

Средние века стали временем начала образования контуров будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве государств к Новому времени. Фундаментом для формирования европейской правовой системы стали сложившиеся многими веками традиции и обычаи племен, населяющих данную территорию.

Право средневековой Европы основано на применении двух систем – континентальной и англосаксонской.

Феодальное право

На протяжении нескольких столетий создается феодальное право с региональным принципом функционирования, хотя правовые обычаи еще не фиксируются в письменном виде.

ВНИМАНИЕ! Обычаи, применявшиеся в ленном праве, регламентировали отношения между феодалами и вассалами (по другому – владельцами и пользователями наделов).

Манориальное законодательство служило регулятором отношений между собственниками-феодалами и работавшими на них крестьянами. По прошествии некоторого времени обычаи стали записываться в сводах законов, которые содержали преференции и обязательства различных слоев населения в отношениях с господами.

право европы в средние века

Городское право

Представлено уже в письменной форме. Содержалось в таких сводах правил:

СПРАВКА! Оно не дублировало положения феодального права, а выступило фундаментом для грядущего буржуазного законодательства – заложило его принципы.

Широко применялись материалы документации по международному торговому закону, морские обычаи, сформированные городами Испании, Португалии, Италии.

Таким образом были созданы единые традиции правовой системы на территории Западной Европы.

Каноническое право

Заняло особую нишу в общеевропейской культуре. Изначально представляло собой церковное право, правила поведения, сопряженные с этой сферой жизни людей. По итогам церковного раскола выделяется 2 основных направления:

Восточное направление создается под влиянием греческого православия. Имело широкое применение в Византии, некоторых государствах Юго-восточной Европы, а также на востоке. Хотя оно обладало меньшим влиянием, чем западное.

Могущество и политическая мощь римских католиков, а также папства, делает западное направление канонического права Европы в средние века универсальным для всех государств, избравших данную религию. Оно регламентировало все общественные отношения католиков касательно духовной и гражданской жизни служителей церкви и мирян.

римское право в средневековой европе

Своими корнями уходило в античное время и передавало потомкам основные начала римского закона.

Фундаментом служат источники раннехристианской литературы – Святое письмо, Деяния Апостолов. Впоследствии церковные правовые нормы утверждались правящим лицом – императором, писаниями святых отцов, документацией Церковных Соборов, распоряжениями Папы. Кодифицированные нормы носили название декреталиев.

Папа Григорий VII вводит обязательство по изучению церковных норм в учебные программы университетов.

Рецепция римского права

Под термином рецепция следует понимать восприятие или усвоение. Процесс стартует в 16 веке, в эпоху Реформации. Римское законодательство содержит четкие формулировки частной собственности, торговых взаимоотношений и многих других сфер повседневной жизни социума, отдельных граждан.

Католическая церковь всячески поддерживает введение и распространение римских предписаний, поскольку видит в этом свою выгоду – методы сохранения церковного закона и легализация власти пап, ее увеличение.

городское право средневековой европы

В итоге рецепция признается членами императорской семьи, поскольку есть также интерес в централизованной Европе и подчинении ее единой юрисдикции. Римское право в средневековой Европе оказалось довольно выгодным в то время для сохранения и укрепления полномочий церковников и королевской власти.

Таким образом, классические правовые системы европейцев уходят корнями в глубь веков. Основные принципы были заложены в средние века и затем дополнялись, корректировались.

Европейское Средневековье протянулось более чем на тысячу лет – это период становления государственности, общества и права. В период Средневековья была заложена основа быстрого развития и изменения Европы, интенсивной экспансии европейской цивилизации.

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее существовало несколько форм монархии:

  1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Характерна для периода формирования феодальной собственности, феодалы сосредотачиваются вокруг укрепившейся власти короля. Создаются первые феодальные государства.
  2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Расцветает феодальный способ производства и натурального хозяйства. Начинаются процессы, ведущие к феодальной раздробленности, власть переходит от короля к отдельным феодалам. Государственная власть устанавливается на основе вассальных связей.
  3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). Происходит централизация государства, начинают функционировать сословно представительные органы.
  4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Вся полнота государственной власти (законодательные, судебные, исполнительные функции) сосредоточена в руках короля, создан бюрократический государственный аппарат и профессиональная армия. У короля сосредоточены полный контроль и управление над страной.

Характер политического и общественного строя в средневековой Европе определяли поземельные отношения. Владение землей предоставляло право на осуществление властных полномочий на определенной территории. Атрибутом политической власти выступает феодальная собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль феодального класса в становлении государственности

Класс феодалов является господствующим и представляет собой относительно замкнутую группу лиц, наделенных особыми привилегиями — владением монополией на право участия в суде и управлении, правом собственности на землю и крепостных. Феодальные отношения строились на основе взаимоотношений между феодалами – сеньорами и вассалами. Сеньоры предоставляли вассалам земли, гарантировали им защиту. По отношению к сеньорам вассалы были обязаны военной службой и другими повинностями.

Феодальное владение предоставлялось в пожизненное пользование, однако при нарушении вассальных обязательств отбиралось. Земля сдавалась в пользование под ренту или налоги, землю давали за службу. Количество вассалов и земель определяло статус сеньора, его титул и влияние при дворе.

Отношения сюзеренитета-вассалитета формировали сословность, специфическую политическую иерархию. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер. Желание крупнейших землевладельцев получить полную власть над собственными владениями ослабляли силу феодальных держав. Для сохранения своей власти монархи использовали между феодалами соперничество, использовали методы придворной интриги, заключали династические браки.

Сословное деление выражало неравенство между людьми, для каждой группы населения устанавливалось особое юридическое место. Помимо феодалов и зависимых выделяли духовенство, дворянство, ремесленников, купцов, чиновников и банкиров. Для каждого сословия были определены собственные права и обязанности, неисполнение которых вело к лишению прав. Внутри каждого сословия также выделялась иерархическая система. Значительную роль играли корпоративные связи — гильдии, цехи, общины. Большую роль в жизни государства играла община, выполняющая разнообразные функции: административные, фискальные, судебные, хозяйственные.

Средневековые города плохо вписывались в систему феодальных отношений. Горожане в политической жизни по большей части ориентировались на традиционные античные демократические порядки, игнорируя феодальные методы властвования.

Право в средневековой Европе

В Европе в Средние века функционировали главным образом следующие правовые системы: каноническое право, феодальное ленное право, городское право и римское право. Наблюдается взаимное влияние разных систем друг на друга.

Для правовой системы Средних веков характерно:

  • главное место занимают нормы, которые регулируют поземельные отношения, а также нормы, гарантирующие внеэкономическое принуждение;
  • феодальное право в большой мере закрепляло неравенство разных сословий;
  • в феодальном праве не существовало деления на отрасли права; наблюдалось деление на церковное право, ленное право, городское право и др., что определялось его сословным принципом;
  • на феодальное право огромное влияние оказали церковные нормы, часто видоизменяющиеся в нормы права;
  • отсутствовало единое право на всей территории государства, господствовало право, базирующееся на местных обычаях.

В период позднего Средневековья в Европе закладывались основы будущего правопорядка, судопроизводства, которые восходили к позднеантичному римскому праву.

Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань – распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековой период, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в.

С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжения кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших в ходе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.

Единство эпохе Средних веков придает господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями ее развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей феодализма и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.

Эпоха Средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типа государственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако весьма далеких от ограниченной даже античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической – по политическим и правовым принципам – формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.

В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общества и ее публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви – христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной – от законодательной до судебной – государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государства славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом в европейской, а отчасти и мировой истории стала церковная Реформация. С нее начались искания и идеалы, перенесшие европейские государства и право в Америку.

Эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и в культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

Варварские королевства и варварские правды.

Вестготское королевство

Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. – в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.

В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы – комиты.

В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI – VIII вв.) в Испании.

Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.

Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати – гардинги. На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.

Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).

Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены в военной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.

Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеванием ими в VIII в. Толедского королевства.

Остготское королевство

Другая часть восточногерманской ветви племен – остготы – после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория Остготского королевства (493 – 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.

В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти – и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.

Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. За ним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов. Особым проявлением королевской власти, которая стала усиленно формировать новые социально-правовые связи в государстве, было право покровительства (tuitio). Покровительство могло быть оказано в праве, в подсудности, в обложении налогами или штрафами – отдельным лицам, которые тем самым приобретали особый статус обязанных королю или его вольных слуг. Строгого порядка наследия власти не было; во время войны короли избирались войском, но чаще на это влияли советы знати или советы старейшин, которые, впрочем, уже не были постоянными институтами. Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний.

Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение – комитат. Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.

Дворцовое управление (формирующуюся центральную администрацию) составляли королевский магистр канцелярии (по позднеримскому образцу), компетенция которого ограничивалась только делами дворца, личный секретарь монарха – квестор, комиты священных щедрот и патримония (управляющие общегосударственными финансами и королевскими имениями соответственно). В главном государственное управление осуществлялось через территориальных правителей и особых посланцев.

Традиции римской управленческой системы не только повлияли на полномочия многих ветвей власти королевства. Внешне полностью римским осталось городское управление, полностью были сохранены римская налоговая система и организация скупки продовольствия. Преемственность в государственной организации была настолько велика, что в королевстве сохранялись, по сути, две государственности – одна для римлян, другая – готская, каждая с собственной армией, судами (гражданскими, в уголовных делах был единый суд графов), практически с собственной верховной властью. Это разграничение опиралось и на социальные запреты (так, не разрешались готско-римские браки).

Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

Читайте также: