Государство и право средневековой франции игпзс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Французское королевство появилось после распада империи Каролингов. В своем развитии оно прошло следующие этапы:

  • IX-XIII вв. – этап феодальной раздробленности;
  • XVI-XV вв. – этап сословно-представительной монархии;
  • XVI-XVIII вв. – этап абсолютной монархии.

Королевство периода феодальной раздробленности состояло из множества феодальных владений (баронств, графств, герцогств и т.д.), формально считавшимися его частью и фактически представляющие независимые политические образования. Власть короля на местах была слабой или вовсе отсутствовала. Полностью контролировать ситуацию король мог только в королевском домене, в своих личных владениях.

Структура государства того времени определялась иерархией феодальных поземельных отношений, которые были отображены в системе вассалитета. В государстве верховным собственником всей земли номинально считался король. Однако большая часть земли находилась в качестве фьефа, подразумевающего условное наследственное владение землей феодалами.

Феодалы считались вассалами короля, а он был их сеньором. Герцоги и графы – вассалы короля, оставляя домен, значительную часть своих владений передавали в качестве фьефов группе феодалов, стоявшей ниже и становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.

В реальной жизни подчинение вассала обуславливалось возможностями сеньора заставить повиноваться себе.

Король, глава государства, был выборным. Его избирали высшие иерархи церкви и представители знати. Единственным органом, имевшим возможность влиять на состояние дел на большей территории страны, была Королевская курия, или Великий совет. По сути это был съезд наиболее крупных феодалов страны.

Управление на местах осуществляли прево, центральное управление осуществляли министериалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Феодалы или их должностные лица (прево и министериалы) судили крестьян.

Этап сословно-представительной монархии

Начиная с XIII века усиливается тенденция укрепления власти короля и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Постепенно происходит отмена выборности короля и растет королевский домен. Королевский домен к концу XIII века стал наиболее крупным феодальным владением во всем государстве. Для укрепления королевской власти существенное значение сыграли реформы Людовика IX.

Реформы Людовика IX включали следующие изменения:

  1. Судебная реформа. Разрешение споров между феодалами мог осуществлять только король или назначенные им судьи. Был создан Парижский парламент - специальная судебная инстанция.
  2. Финансовая реформа. В качестве единственного расчетного средства в домене короля вводится королевская золотая монета (позже это нововведение распространилось на всю страну).

Объединение страны завершилось к XIV веку. Государство приняло форму сословно-представительной монархии, при которой сильная власть взаимодействует с Генеральными штатами (представительством от сословий).

Королевская власть укрепилась благодаря поддержке мелкого и среднего дворянства, городов, а также необходимости борьбы с общим врагом.

Деятельность представительных собраний от сословий дало возможность консолидировать те общественные силы, которые выступали за объединение страны. У королей появилась возможность обращаться к сословиям за поддержкой, минуя при этом правителей крупнейших сеньорий. На представительных собраниях обсуждали проблемы внешней и внутренней политики, в частности, введение новых налогов.

Введение общегосударственных налогов сделало возможным сформировать бюрократический аппарат управления, а также постоянную профессиональную армию, которая пришла на смену рыцарскому ополчению.

В 1302 году были созданы Генеральные штаты - общефранцузское собрание сословий, включающее несколько палат:

  • первая палата – высшее духовенство;
  • вторая палата - выборные от дворянства;
  • третья палата – эшвены, представители городских советов.

В каждой палате был только один голос. Генеральные штаты созывались по желанию короля, который имел возможность навязать необходимое для него решение.

Органами управления того периода являлись Государственный совет По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , который осуществлял контроль и руководство за отдельными звеньями государственного аппарата и орган финансового управления - Счетная палата. На местах территория была разделена на превотажи и бальяжи во главе с прево и бальи, которые осуществляли управление, собирали налоги и наблюдали за судебными органами.

Абсолютная монархия

К началу XVI века оформляется абсолютная монархия. Основная характерная черта: вся власть – законодательная, судебная и исполнительная – сосредоточена в руках короля, наследственного главы.

У короля в подчинении был весь централизованный государственный механизм: полиция, армия, суд, административно-финансовый аппарат. В систему государственного управления входили: высший совещательный орган - Государственный совет, Совет депеш, Совет финансов и т. д. Действовал аппарат местного управления и полиция.

Средневековая Франция по характеру источников права распадалась на две большие части – север и юг. В северных районах преобладало обычное право (неписаное), в основе которого лежали варварские правды V-VII вв. В южных районах преобладало видоизмененное римское право.

Образцом правового источника был Ломбардский сборник. С XIV века все большую роль стали играть такие источники права, как королевское распоряжение, закон, решения высших судов.

С XVII века стали издаваться систематические собрания законов - Торговый или Морской кодексы, Большой ордонанс (1670 г.), который кодифицировал процессуальное право.

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IX-XIII вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI-XVin вв.).

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериа- лы, местное — прево.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица — министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего, это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативой короля или назначенных им судей. Была создана специальная судебная инстанция — Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий — Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов.

Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата — орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы — короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет — высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д. Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

Читайте также: