Государство и право германии в новейшее время кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ноябрьская революция 1918 г. Крах кайзеровской Германской империи. Веймарская Конституция 1919 г. Государственный строй Веймарской республики. Канцлер. Кризис буржуазной демократии в Германии.

Установление фашистской диктатуры, ее сущность. Наступление на демократические права граждан и осуществление массового террора.

Государственный механизм и политический режим гитлеровской Германии. Законодательное закрепление основных принципов организации и деятельности фашистского государства.

Карательные и разведывательные органы фашистской диктатуры. Роль СА, СС, СД, Гестапо, Абвера.

Крах фашистской Германии. Потсдамские соглашения о Германии. Образование Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии. Оккупационный статут ФРГ 1949 г. Конституция 1949 г. Система органов государственной власти по Конституции. Партийная система ФРГ. Объединение Германии в 1990 г. и его конституционное закрепление. Изменения в политической системе ФРГ после объединения. Особенности организации и деятельности полиции.

Количество часов: 2.

Цель занятия: изучить особенности развития государства и права Германии в Новейшее время.

Задачи занятия: рассмотреть эволюцию развития государственного строя и политического режима Германии в XX в. Проанализировать изменения в законодательстве Германии в XX в.

Учебные вопросы, выносимые на семинарское занятие:

1. Образование буржуазной парламентской республики.

2. Политический и государственный строй фашистской Германии.

3. Восстановление демократических институтов государственной власти Германии после поражения во II Мировой войне.

4. Государственное устройство ФРГ и ГДР. Объединение Германии (1990 г.).

5. Право Германии.

Темы докладов:

1. Первая мировая война. Падение монархии в Германии. Политическое переустройство страны в период ноябрьской революции 1918 г.

2. Имперская судебная палата.

3. Чрезвычайные органы юстиции в период политической диктатуры НСДАП. Правовая политика фашистского государства.

4. Раздел Германии. Оккупационный режим.

5. Боннская конституция 1949 г. Эволюция государственных систем ФРГ и ГДР.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Буржуазная революция в Германии. Особенности Веймарской Конституции 1919 г.

2. Национальное собрание. Государственное устройство Веймарской республики. Рейхстаг, Рейхсрат, президент.

3. Причины установления фашизма в Германии. Государственный механизм и политический режим фашистской Германии.

4. Отличительные признаки германского и итальянского фашизма. Механизм корпоративного государства в Италии.

5. Государственный и общественный строй ФРГ. Конституция 1949 г. Объединение Германии в ХХ в.

6. Гражданское право. Договоры и обязательства из недозволенных действий. Право собственности и владения. Наследственное право. Торговое право. Акционерные законы 1931г. и 1965 г.

7. Развитие уголовного права. Судебный процесс в Германии

8. Трудовое и социальное законодательство (книги социального кодекса).

Терминологическое задание

Тестовое задание

Форма правления Германии согласно Конституции: 1919 г.

1) дуалистическая монархия;

2) социалистическая республика;

3) президенско-парламентская республика;

4) абсолютная монархия.

2. Программа нацисткой партии (25 пунктов) была провозглашена:

3. После января 1934 г. Германия:

2) унитарное государство;

4) нет правильного ответа.

4. На Потсдамской конференции было принято соглашение:

1) о сохранении единой и неделимой Германии;

2) о разделе Германии, до мирного урегулирования, на оккупационные зоны;

3) Германия должна была исчезнуть с политической карты мира;

4) о разделении Германии на два государства.

Рекомендуемая литература:

2. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

4. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии. – М., 2000.

5. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. – М., 1999.

6. Дегтярев Л.М., Максименко Н.П., Соловьев М.Г. Полиция буржуазных государств (США, Англия, Франция, Германия): Лекция / Под общ. ред. Г.С. Меркулова. – М., 1966.

7. Деларю Жак. История гестапо. – Смоленск, 1993.

8. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Отв. ред. Н.А. Крашениникова, О.А. Жидков: в 2 т. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

9. Прокопьев В.П. История германской государственности XIX-XX вв. – Калининград, 1985.

11. Фест И. Адольф Гитлер. Т. 1-3. – Пермь, 1993.

12. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Государство и право Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее в период Нового времени – это государственное устройство, а также особенности законодательной, исполнительной и судебной власти немецкого государства во второй половине XIX века.

На территории современной Германии к началу 19 века существовало более трехсот государств, находящихся в подчинении имперского сейма и императора, но в реальности, являющиеся независимыми. Наиболее купными государствами являлись Саксония, Пруссия, Бавария и Австрия.

Благодаря Наполеону ушла в прошлое Священная Римская империя германской нации. Согласно Парижскому трактату в 1814 году был образован Германский По данной теме мы уже выполнили реферат Образование Германской Империи. подробнее союз, в состав которого входили 34государтсва и 4 вольных города. В этом союзе основная роль принадлежала Австрии.

Германский союз в этот период являлся ни федерацией, ни государством. Руководящая роль в 30-е годы XIX века принадлежала Пруссии. Она обладала значительной промышленной мощью, которая с каждым годом только возрастала.

Наиболее сильными в Австрии и Пруссии были консервативные силы. Их идеологической основой выступала историческая школа права (Савиньи, Гуго, Пухта), которые отрицали правовое развитие нации и выступали против либеральной законотворческой деятельности.

Под влиянием французской революции в Пруссии и других государствах Германского союза возникло буржуазно-демократическое движение, которое переросло в вооруженную борьбу. Правящие круги государств созвали всегерманское учредительное собрание (во Франкфурте на Майне), однако его работа оказалась неэффективной и в июне 1849 года собрание было разогнано правительством Вюртемберга.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1850 году в Пруссии приняли Конституцию, в соответствии с которой король являлся главой исполнительной власти и имел право:

  • законодательной инициативы;
  • роспуска ландтага (парламента);
  • вето на решения парламента.

В 1866 году победа Пруссии над Австрией обеспечила объединение Германии под предводительством Пруссии. Были введены всеобщее обязательное обучение воинская повинность.

Возникло новое государство - Северо-Германским союзом, который после разгрома в войне Франции в 1870 году возникла Германская Империя. Прусский король стал императором объединенной Германии.

Конституция Германии 1871 года

В состав Германской империи вошли 22 монархии и вольные города. Прусский король обладал значительной исполнительной властью. Согласно Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , был сформирован парламент: верхняя палата – бундесрат, или Союзный совет и нижняя палата - рейхстаг.

Некоторую часть депутатов Союзного совета По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Договор о создании Союзного государства подробнее назначал непосредственно император, а другую часть - правительства союзных государств. В бундесрате из 58 депутатов 17 были из Пруссии. Союзный совет обладал законодательной властью, мог издавать указы, которые имели силу закона. По Конституции было введено всеобщее мужское избирательное право.

Канцлер представлял имперское правительство и обладал широкими полномочиями и функциями. Местные правительства исполняли имперские законы. Конституция 1871 года стала выражением компромисса между прусско-германским капиталом и феодально-юнкерским землевладением.

Государственное управление и право Германии в период Нового времени

Во второй половине XIX века в Германии наблюдается промышленный переворот. Значительно возрастает число рабочих, которые начинают формировать новую политическую силу – рабочий класс. Перед социал-демократической партией стояла задача попасть в парламент. Партия отвергала революционный путь захвата власти.

После Первой мировой войны социал-демократы содействовали установлению конституционного строя Германии. В 1896 году было принято Германское гражданское уложение, которое выступило первой для страны кодификацией гражданского права. Однако в силу кодификация вступила только с 1900 года.

Характерные особенности Германского гражданского уложения: отсутствие общих юридических определений; содержание специальных понятий и терминов, имеющих моральное, а не правовое содержание.

Уложение признавало юридическое лицо в качестве субъекта гражданского права. Все юридические лица делились на ферейны (союзы, общества) и учреждения (были образованы частными лицами, выделяющими определенное имущество). Ферейны могут быть хозяйственными и не хозяйственными. Уложение за юридическими лицами признавало широкую правоспособность. В Уложении По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Постановление подробнее описываются неправоспособные общества (рабочие союзы), которые юридическими лицами не признавались.

1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны.

2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года.

3. ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года.

4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии.

1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны

Уже в июне 1946 года госсек­ретарь США объявил о намерении своего правительства объединить американскую зону с британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о созда­нии единого государства Германии тем самым зашло в тупик. Вскоре стало окончательно понятно, что идеологические разногласия и отсутствие консенсуса в вопросах будущего государственного строительства в Германии не приведут к поставленным целям.

Между тем логическим следствием разделения Германии стало образование двух независимых государств – Федеративной Республики Германии на западе и Германской Демократической Республики на востоке. Это окончательно разделило сферы влияния СССР и трех других держав и способствовало тому, что Западная и Восточная части Германии существовали обособленно до 3 октября 1990 года.

2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года

В разработке проекта Основного закона Германии приняли участие представители оккупационного режима и члены Конституционного конвента, выбранные премьер-министрами отдельных земель. Основной закон принимался специально созданным Парламентским советом. Члены этого совета избирались ландтагами земель, а затем утверждались оккупационными властями. 8 мая 1949 года Парламентский совет принял Основной закон; 12 мая он был одобрен оккупационными властями, а уж затем последовала процедура ратификации закона квалифицированным большинством в 2/3 ландтагами одиннадцати германских земель.

Федеративная Республика Германия была определена Основным законом 1949 года как демократическое, социальное (гарантии права на труд, образование, социальное обеспечение), правовое(законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом) государство. Основной закон Германии сохранил историко-правовую преемственность: он учел опыт конституционного строительства Веймарской республики 1919 года. Так, были сохранены основные конституционно-правовые институты: республиканская форма правления; кооперативный федерализм со значительной автономией земель; права человека; всеобщее избирательное право.

Парламентаризм в ФРГ основан на двухпалатном парламенте, состоящем из Бундестага и Бундесрата. Однако в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. Бундестаг как нижняя палата парламента, избирался всеобщим прямым голосованием. В Бундестаге 662 депутата, избираемых по смешанной избирательной системе на 4 года. Лидер партии, одержавшей победу на выборах в Бундестаг, по традиции предлагается федеральным президентом страны на пост канцлера. Соответственно глава правительства – это одновременно и лидер крупнейшей партийной фракции Бундестага, что предполагает приоритет правительственных законопроектных инициатив в последующей работе нижней палаты парламента. В Бундесрате – совете из представителей правительств отдельных земель – 64 члена, избранных по квотам (от 3-х до 5-ти человек от земли). Если законопроект, рассматриваемый Бундестагом, касается изменений Основного закона либо затрагивает интересы земель, то на него требуется согласие Бундесрата. В остальных случаях Бундестаг самостоятелен при принятии закона.

В соответствии с Конституцией главой государства является Федеральный президент. Он избирается (с правом однократного переизбрания) на 5 лет Федеральным собранием, в составе которого – все депутаты Бундестага и такое же число депутатов от ландтагов земель. Президент современной ФРГ обладает ограниченными полномочиями: представляет на ут­верждение кандидатуру на пост главы правительства, представляет страну на международной арене, другие представительские функции, осуществляет право помилования, а также назначает федеральных судей и федеральных служащих. Приказания и распоряжения президента Германии нуждаются в контрассигнации Федерального канцлера или соответствующего министра.

Как уже говорилось, реальное руководство исполнительной властью осуществляло фе­деральное правительствово главе сканцлером. Канцлер – как прави­ло, глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом, имея впоследствии право законодательной инициативы. Срок его полномочий (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание канцлера, обусловленное политической и партийной конъюнктурой (так, К. Адэнауэр был канцлером ФРГ на протяжении 14–ти лет, а Г.Коль занимал эту должность 18 лет). Формально предполагаются выборы канцлера Бундестагом по предложению президента, однако их исход всегда предрешен в пользу лидера партии–победителя, сформировавшей депутатское большинство в Бундестаге. Канцлер предлагает список членов будущего Федерального правительства Германии президенту страны, а последний их назначает. Формально канцлер и его правительство ответственны перед Бундестагом, однако по Основному закону ФРГ имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то он (Бундестаг) обязан большинством голосов избрать преемника такого канцлера. Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Статьи 93, 94 и 100 Основного закона ФРГ посвящены правовому статусу, составу и регламенту деятельности органов конституционной юстиции современной Германии. Фактически Федеральный Конституционный суд (ФКС) был организован в августе 1951 года. Каждая земля страны (кроме Берлина и Шлезвиг-Гольштейна) имеет свой земельный конституционный суд, и это делает процедуру рассмотрения конституционных конфликтов, как правило, двухступенчатой. ФКС осуществляет контроль за соответствием Конституции ФРГ нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязан­ностях высших органов федерации и отдельных земель, выносит реше­ние о запрете политических партий ввиду их антиконституционности.

Федеральный конституционный суд ФРГ, являясь частью судебной системы Германии, не возглавляет систему конституционных судов земель. Поскольку ФКС не вправе контролировать конституционное судопроизводство в отдельных землях, то конституционный суд каждой земли при отклонении от решений либо ФКС, либо конституционного суда другой земли сам обращается за разрешением споров в ФКС, решения которого окончательны, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Помимо Конституции, состав, компетенция, процедура ФКС регулируются Законом о Федеральном конституционном суде 1951 года (с последующими изменениями). Располагаясь в г. Карлсруэ, ФКС умышленно отдаляется от столицы страны. Согласно закону 1951 года, суд состоит из двух сенатов, в каждом из которых – 8 судей. Компетенция таких сенатов разграничена, что не исключает ее перераспределения в случае загруженности одного из них. Возрастной ценз, предъявляемый к судейскому корпусу, колеблется от 40 до 68 лет. Срок службы для судей – 12 лет без переизбрания. Как минимум, трое судей каждого сената – это профессиональные судьи высшего федерального уровня, имеющие стаж работы в таких судебных органах не менее 3-х лет. Остальные – это лица, обязательно имеющие университетское юридическое образование и прошедшие профессиональную стажировку (например, судьями могут стать штатные профессора права из ведущих университетов Германии).

Состав Федерального конституционного суда формируется так называемым парламентским способом. Половина состава судейского корпуса избирается 2/3 общего количества голосов Бундесрата, а другая половина – непрямыми выборами, т.е. коллегией из 12 выборщиков (членов Бундестага), которые должны отдать за каждого судью не менее восьми голосов. Бундестаг и бундесрат поочередно избирают президента и вице-президента ФКС, которые должны заседать в разных сенатах.

ФКС – один из самых авторитетных и популярных органов публичной власти современной Германии, несмотря на то, что ежегодно из нескольких тысяч конституционных жалоб в пользу истца он разрешает лишь несколько десятков. Считается, что территориальная отдаленность ФКС от других институтов публичного права, расположенных в г. Берлине, также гарантирует его беспристрастность и независимость.

1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны.

2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года.

3. ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года.

4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии.

1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны

Уже в июне 1946 года госсек­ретарь США объявил о намерении своего правительства объединить американскую зону с британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о созда­нии единого государства Германии тем самым зашло в тупик. Вскоре стало окончательно понятно, что идеологические разногласия и отсутствие консенсуса в вопросах будущего государственного строительства в Германии не приведут к поставленным целям.

Между тем логическим следствием разделения Германии стало образование двух независимых государств – Федеративной Республики Германии на западе и Германской Демократической Республики на востоке. Это окончательно разделило сферы влияния СССР и трех других держав и способствовало тому, что Западная и Восточная части Германии существовали обособленно до 3 октября 1990 года.

2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года

В разработке проекта Основного закона Германии приняли участие представители оккупационного режима и члены Конституционного конвента, выбранные премьер-министрами отдельных земель. Основной закон принимался специально созданным Парламентским советом. Члены этого совета избирались ландтагами земель, а затем утверждались оккупационными властями. 8 мая 1949 года Парламентский совет принял Основной закон; 12 мая он был одобрен оккупационными властями, а уж затем последовала процедура ратификации закона квалифицированным большинством в 2/3 ландтагами одиннадцати германских земель.

Федеративная Республика Германия была определена Основным законом 1949 года как демократическое, социальное (гарантии права на труд, образование, социальное обеспечение), правовое(законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом) государство. Основной закон Германии сохранил историко-правовую преемственность: он учел опыт конституционного строительства Веймарской республики 1919 года. Так, были сохранены основные конституционно-правовые институты: республиканская форма правления; кооперативный федерализм со значительной автономией земель; права человека; всеобщее избирательное право.

Парламентаризм в ФРГ основан на двухпалатном парламенте, состоящем из Бундестага и Бундесрата. Однако в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза. Бундестаг как нижняя палата парламента, избирался всеобщим прямым голосованием. В Бундестаге 662 депутата, избираемых по смешанной избирательной системе на 4 года. Лидер партии, одержавшей победу на выборах в Бундестаг, по традиции предлагается федеральным президентом страны на пост канцлера. Соответственно глава правительства – это одновременно и лидер крупнейшей партийной фракции Бундестага, что предполагает приоритет правительственных законопроектных инициатив в последующей работе нижней палаты парламента. В Бундесрате – совете из представителей правительств отдельных земель – 64 члена, избранных по квотам (от 3-х до 5-ти человек от земли). Если законопроект, рассматриваемый Бундестагом, касается изменений Основного закона либо затрагивает интересы земель, то на него требуется согласие Бундесрата. В остальных случаях Бундестаг самостоятелен при принятии закона.

В соответствии с Конституцией главой государства является Федеральный президент. Он избирается (с правом однократного переизбрания) на 5 лет Федеральным собранием, в составе которого – все депутаты Бундестага и такое же число депутатов от ландтагов земель. Президент современной ФРГ обладает ограниченными полномочиями: представляет на ут­верждение кандидатуру на пост главы правительства, представляет страну на международной арене, другие представительские функции, осуществляет право помилования, а также назначает федеральных судей и федеральных служащих. Приказания и распоряжения президента Германии нуждаются в контрассигнации Федерального канцлера или соответствующего министра.

Как уже говорилось, реальное руководство исполнительной властью осуществляло фе­деральное правительствово главе сканцлером. Канцлер – как прави­ло, глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом, имея впоследствии право законодательной инициативы. Срок его полномочий (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание канцлера, обусловленное политической и партийной конъюнктурой (так, К. Адэнауэр был канцлером ФРГ на протяжении 14–ти лет, а Г.Коль занимал эту должность 18 лет). Формально предполагаются выборы канцлера Бундестагом по предложению президента, однако их исход всегда предрешен в пользу лидера партии–победителя, сформировавшей депутатское большинство в Бундестаге. Канцлер предлагает список членов будущего Федерального правительства Германии президенту страны, а последний их назначает. Формально канцлер и его правительство ответственны перед Бундестагом, однако по Основному закону ФРГ имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то он (Бундестаг) обязан большинством голосов избрать преемника такого канцлера. Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Статьи 93, 94 и 100 Основного закона ФРГ посвящены правовому статусу, составу и регламенту деятельности органов конституционной юстиции современной Германии. Фактически Федеральный Конституционный суд (ФКС) был организован в августе 1951 года. Каждая земля страны (кроме Берлина и Шлезвиг-Гольштейна) имеет свой земельный конституционный суд, и это делает процедуру рассмотрения конституционных конфликтов, как правило, двухступенчатой. ФКС осуществляет контроль за соответствием Конституции ФРГ нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязан­ностях высших органов федерации и отдельных земель, выносит реше­ние о запрете политических партий ввиду их антиконституционности.

Федеральный конституционный суд ФРГ, являясь частью судебной системы Германии, не возглавляет систему конституционных судов земель. Поскольку ФКС не вправе контролировать конституционное судопроизводство в отдельных землях, то конституционный суд каждой земли при отклонении от решений либо ФКС, либо конституционного суда другой земли сам обращается за разрешением споров в ФКС, решения которого окончательны, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Помимо Конституции, состав, компетенция, процедура ФКС регулируются Законом о Федеральном конституционном суде 1951 года (с последующими изменениями). Располагаясь в г. Карлсруэ, ФКС умышленно отдаляется от столицы страны. Согласно закону 1951 года, суд состоит из двух сенатов, в каждом из которых – 8 судей. Компетенция таких сенатов разграничена, что не исключает ее перераспределения в случае загруженности одного из них. Возрастной ценз, предъявляемый к судейскому корпусу, колеблется от 40 до 68 лет. Срок службы для судей – 12 лет без переизбрания. Как минимум, трое судей каждого сената – это профессиональные судьи высшего федерального уровня, имеющие стаж работы в таких судебных органах не менее 3-х лет. Остальные – это лица, обязательно имеющие университетское юридическое образование и прошедшие профессиональную стажировку (например, судьями могут стать штатные профессора права из ведущих университетов Германии).

Состав Федерального конституционного суда формируется так называемым парламентским способом. Половина состава судейского корпуса избирается 2/3 общего количества голосов Бундесрата, а другая половина – непрямыми выборами, т.е. коллегией из 12 выборщиков (членов Бундестага), которые должны отдать за каждого судью не менее восьми голосов. Бундестаг и бундесрат поочередно избирают президента и вице-президента ФКС, которые должны заседать в разных сенатах.

ФКС – один из самых авторитетных и популярных органов публичной власти современной Германии, несмотря на то, что ежегодно из нескольких тысяч конституционных жалоб в пользу истца он разрешает лишь несколько десятков. Считается, что территориальная отдаленность ФКС от других институтов публичного права, расположенных в г. Берлине, также гарантирует его беспристрастность и независимость.

Читайте также: