Государство благосостояния во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основные вопросы главы

• Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран.

• Кризисы в международных отношениях в период 1960—1970-х гг.

• Разрядка международной напряжённости: причины, основные события, итоги.

1. Социальная сфера

После тяжёлых испытаний, которые пришлось пережить людям в годы Второй мировой войны, и неустроенных послевоенных лет страны Западной Европы благодаря высоким темпам развития экономики вступили со второй половины 1950-х гг. в пору процветания: люди стали жить так хорошо, как никогда раньше.

Причины обращения государства к социальной политике надо искать в опыте военных лет. Тогда людей объединяло чувство общей беды и готовность жертвовать личными интересами ради интересов национальных. Европейцы считали, что это чувство общности следует сохранить и после войны. Кроме того, в этот период усилились позиции социал-демократии, а во Франции и в Италии — компартий. И коммунисты, и социал-демократы выступали за социальные реформы.

В ряде стран Запада была разработана совершенно новая модель общественных отношений, коренным образом преобразовавшая всю социальную сферу жизни общества. Изменения состояли в расширении социальной инфраструктуры — больниц, школ, университетов, спортивных центров, библиотек, которые одинаково бесплатно могли посещать люди как с низким, так и с высоким доходом. Такая политика способствовала стабилизации в обществе: люди стали демонстрировать тягу к сотрудничеству и общественному согласию.


Щвейцарская семья на отдыхе. Фото 1955 г.

Социальные права были сформулированы относительно поздно (по сравнению с гражданскими и политическими). Они имеют свою специфику: менее определённо сформулированы, довольно значительно варьируются от страны к стране (в разных государствах существуют различные представления а социальной справедливости). Развитие социальных прав повышает значимость принадлежности к государству и таким образом укрепляет национальное правительство и гражданскую лояльность.

Постепенно сложились четыре модели социальной политики: консервативная (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург), скандинавская (Швеция, Дания, Финляндия), англосаксонская (Великобритания, Ирландия) и южно-европейская (Испания, Португалия, Греция).

Роль государства в этих странах была различной: от непосредственного участия в формировании специальных фондов, распределении средств и организации социальных служб до более сдержанной позиции государства в области социального страхования.

Например, в скандинавских странах государство контролировало поступления средств и организацию социальных служб и системы социальной защиты. В странах с консервативной моделью государство в большей степени выполняло контролирующую и посредническую роль между государственными и частными фондами.


В магазине бытовой техники


В общественной прачечной

В странах с развитой системой социальной защиты государство не только обеспечивало основные социальные гарантии, но и осуществляло систему поддержания определённого уровня жизни через специальные программы помощи людям с низкими доходами.

Суммарный процент прямых и косвенных налогов, идущих на социальные нужды, в странах со скандинавской моделью мог доходить до 55%, с консервативной моделью — до 44%, англосаксонской — до 37 %.

В средиземноморских странах государство менее активно участвовало в организации социальной защиты, и ответственность за социальное обеспечение возлагалась на семью и церковь.

В большинстве западных стран существует исторически сходная система социальной защиты, основанная на обязательном медицинском и социальном страховании, что позволяет сочетать активное участие граждан, государства и фирм в её организации. В этой системе объём социальных услуг зависит от результатов трудовой деятельности человека — чем более активной и успешной она была, тем больше социальные выплаты. В скандинавских странах и Великобритании, напротив, объём социальных услуг долгое время не зависел от трудовой активности человека.

2. Общие черты экономического развития

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором развития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе проживало 9 % населения мира, производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма мировой торговли.


Автоматизированное производство

Важным фактором, обеспечившим экономический подъём, стало ускорение и углубление научно-технического прогресса, проникновение его в новые сферы производства, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. В 1940-1950-х гг. наступала эпоха научно-технической революции (НТР) — совокупности качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий, оказывающих влияние на социально-экономические условия общественной жизни. Первая волна научно-технической революции привела к возникновению новых наукоёмких, энергосберегающих отраслей экономики и развитию автоматизации производства, контроля и управления им на базе электроники.

Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя. В этот период отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промышленности был сравним разве что с развитием автомобилестроения.


Применение новой техники в сельском хозяйстве

В 1950—1960-е гг. сельскохозяйственное производство в ФРГ и во Франции увеличилось вдвое. Некоторые страны остались аграрными, например в Ирландии сельское хозяйство являлось ведущей отраслью. Это не относилось к другим европейским странам. Доля сельскохозяйственного производства была наиболее высока в Дании и Италии — 20 %, а в других европейских странах — менее 5 %.

Определите значение НТР в подъёме экономики после Второй мировой войны.



Генерал де Голль

Италия. Для восстановления и ускорения подъёма итальянской экономики использовались государственное финансирование и кредитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима. В целом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосударствления, сохранившейся еще с фашистских времён. Под государственным контролем оказались все ведущие банки страны.

Вспомните особенности исторического развития южных районов Италии.

Огромную проблему для Италии представляла отсталость южных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-летний план развития народного хозяйства юга, финансируемый государством. В том же году проведена долгожданная земельная реформа, которая предусматривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных минимальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государством, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы получили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.


А. де Гаспери

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг страны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от северных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсивно, в 1959—1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впечатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печатных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 — 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм — лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.

4. Либеральная рыночная экономика ФРГ, США и Японии

Самым значительным в мире рост промышленного производства был в ФРГ: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное производство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в стране практически не было безработных.


Л. Эрхард

Соединённые Штаты Америки. В США, так же как и в ФРГ, была сделана ставка на рынок. Пиковым послевоенным годом для страны был 1968 г., когда американское промышленное производство превысило треть мирового (34%); после этого началось постепенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совместное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

Политика Рузвельта, который придавал большое значение роли государства, в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были согласны с большими полномочиями федеральных властей и их активной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику. При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических реформ: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной платы. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расширении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обратился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов. По этой программе, к примеру, правительство ежемесячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина которой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.


Дж. Кеннеди

Назовите изменения, характерные для американской социально-экономической модели в 1960-е гг.

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

Япония. Япония также сделала упор на рыночную систему экономики и достигла огромных успехов в развитии страны. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые страны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. — 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвычайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на постепенное сворачивание устаревших производств.

Среди причин успехов Японии выделяются такие, как технологическая помощь США; надёжная и стабильная валюта; низкие налогообложение и бюджетные затраты; преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система); ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции; особенно благоприятная система трудовых отношений; высокий уровень образования населения.


Вид японского мегаполиса

Вопросы и задания

Презентация на тему: " Франция: государство благоденствия Мяхлов Влад 11 А." — Транскрипт:

1 Франция: государство благоденствия Мяхлов Влад 11А

2 Четвертая Республика Политическая модель государство благоденствия прошла во Франции в период Четвёртой республики. Этот период охватывал 12 лет, с 1946 по 1958 год Политическое устройство: парламентская республика Власть президента в республике слабая Флаг Четвёртой республики Герб Франции

3 Президенты Четвертой республики Венсан Ориоль г Рене Коти

4 Путь стабилизации экономики года- Национализация промышленности и банковской системы во Франции 1949 г- отмена карточной системы потребления Уменьшение вывоза капитала за рубеж Поставки продовольствия во Францию согласно плану Маршалла в 1950 году

5 Стабилизация экономики 1950-е годы-восстановление промышленности во Франции Центральный банк Франции в настоящее время

6 Социальная сфера Французская молодежь 50-ых годов Трудовые отношения Восстановление 40 часовой рабочей недели Повышенные расценки за выполнение сверхурочных работ Оплачиваемые отпуска Введение МРОТ с 1950 года

7 Социальная сфера Создание единой системы социального страхования в 50 ые годы Введение пособий для родителей с детьми

Эта статья о системе социальной защиты во Франции. Для организации, занимающейся французской системой государственного страхования, см. Социальное обеспечение во Франции.

Благосостояние во Франции (также известный как социальная защита, из Французский: Социальная защита) включает все системы, целью которых является защита людей от финансовых последствий социальных рисков (болезнь, материнство, старость, безработица).

История социальной защиты во Франции восходит к средневековью, когда братские общества благотворительности. Во второй половине девятнадцатого века системы социальная помощь развивается постепенно, часто запускается работодателями, отмеченными социальный католицизм, то переданный по первым законам. В 1930 г. социальное страхование был создан, предлагая сотрудникам защиту от определенных рисков: несчастных случаев, болезней, инвалидности, материнства, старости, смерти . Во время Второй мировой войны Национальный совет сопротивления разработал систему социальная защита, теперь в основе социальной защиты. Он был создан сразу после Освобождения приказом от 4 октября 1945 года, за ним последовали другие тексты. Постепенно защита охватила все население, в то время как преимущества расширяются.

Создавая Социальное обеспечение, Франция больше подражала Бисмарковская система (страхование рабочих), чем Беверидж один (широкая солидарность). С годами во французской системе постепенно развивалась солидарность (в отличие от системы взносов), основой которой остается концепция страхования. Однако желание создать универсальную систему встретило сопротивление. Это объясняет, почему французская система социального обеспечения является множественной и включает в себя широкий круг участников. Самым главным является общая схема для работников промышленности, торговли и сферы услуг.

Содержание

Обзор

Французская система социальной защиты постепенно становится универсальной, охватывая всех людей. Изначально (конец XIX века) социальная защита строилась как система социального страхования. Страхование было привязано к занятиям, и пособия выплачивались в случае риска потери дохода из-за вынужденного бездействия (несчастный случай, болезнь, безработица, старость). Он распространялся только на рабочих и их семьи. Право на социальные пособия зависит от выплаты взносов на социальное страхование, что само по себе связано с заработком. Не работающие по найму или лица, не внесшие вклад во время своей работы, имели право на пособие, предназначенное для случаев крайней нужды.

С момента создания 4 октября 1945 г. Управления социального обеспечения была поставлена ​​цель постепенно распространить социальную защиту на всех жителей территории. Каждый член национального сообщества теперь имеет право на получение минимального уровня жизни, независимо от того, занимается ли он какой-либо профессией и независимо от способности вносить свой вклад. Действительно, закон от 22 августа 1946 года распространил семейные пособия на все население.

Организация

Социальная защита во многом зависит от государства. Государство - ключевой игрок в сфере социальной защиты. Он выпускает юридические тексты, курирует различные агентства (включая службы социального обеспечения) и частично финансирует социальную защиту за счет налогов или субсидий. Однако он играет более или менее важную роль в различных формах социальной защиты. Универсальная социальная защита разделена на четыре уровня.

Социальная защита


  • общая схема: в нее входят большинство сотрудников, студенты, получатели определенных льгот и обычные жители
  • специальные схемы (в том числе специальные пенсионные планы): они охватывают сотрудников, не работающих в частном секторе (госслужащих)
  • сельскохозяйственная схема: она обеспечивает благополучие фермеров и сельскохозяйственных рабочих.
  • автономная схема: они охватывают отдельных ремесленников, торговцев, промышленников и свободных профессий только для пожилых людей (риск "болезни" лечится в общей системе)

Администрации социального обеспечения, созданные государством в 1945 году, находятся в ведении социальных партнеров (представителей работодателей и профсоюзов). Ресурсы социального обеспечения (налоги на заработную плату, т. Е. Социальные взносы) и расходы (льготы и пособия) определяются с 1996 года законами о финансировании социального обеспечения, ежегодно голосующимися парламентом. Сбор средств осуществляется URSSAF.

Дополнительные схемы

Дополнительные схемы обеспечивают дополнительное покрытие рисков, уже покрытых Социальным страхованием. Некоторые из них являются обязательными (дополнительные пенсионные планы работников частного сектора), а другие - необязательными (взаимное медицинское страхование, пенсионные планы). Социальные партнеры устанавливают только размер доходов и расходов, выделяемых на эти схемы. Однако существуют обязательные схемы (страхование от безработицы или пенсии сотрудников) и схемы, которые остаются факультативными (общества взаимопомощи).

UNEDIC

В UNEDIC (Национальный союз занятости в промышленности и торговле) управляет системой страхования от безработицы.

Центральное правительство

В центральное правительство а местные администрации оказывают некоторую помощь, в основном поддержку беднейшим слоям населения. Социальная помощь включает социальные пособия, определенные законом, и поэтому предоставляется при соблюдении условий. Они предоставляются и финансируются в основном департаментами, но также и центральным правительством (RMI или пособия для взрослых с ограниченными возможностями).

Бюджет

Социальные отчисления

В последние годы доля ресурсов, финансирующих социальную защиту, меняется. Традиционно социальная защита во Франции финансировалась за счет взносов, а не налогов. За последние три десятилетия произошло сокращение доли взносов (хотя они по-прежнему являются основным источником финансирования) и увеличение финансирования за счет более широких фискальных мер. В частности, доходы от Общего социального взноса (CSG), созданного в 1991 году, значительно увеличились и стали вторым по значимости финансовым потоком во Франции (после НДС). Это событие возникло из-за необходимости финансировать социальную защиту не только за счет отчислений из заработка, но и из более широкой базы. Это также помогает отличить финансирование выплат, соответствующих национальной солидарности, от финансирования, покрываемого страховкой. Таким образом, Франция приблизилась к средней структуре финансирования социальной защиты членов Европейского Союза, хотя она остается среди стран, имеющих самый высокий процент прямых взносов по отношению к доходам.

Социальные отчисления составляют основную часть социального обеспечения (66% в 2007 г.). Действительно, социальная защита была построена во Франции на логике системы социального страхования, вдохновленной тем, что внедрил Бисмарк в Германии в конце девятнадцатого века. Их доля имеет тенденцию к уменьшению с 1990-х годов, поскольку они заменяются фискальными ресурсами, а также из-за различных освобождений от взносов.

Назначенные налоги

Общий социальный вклад

В Общий социальный вклад (CSG) - это налог для финансирования семейных пособий по медицинскому страхованию и Пенсионного фонда солидарности (FSV).

Взносы центрального правительства

Взносы центрального правительства и связанных с ним органов составили 10% социальной защиты в 2007 году. Они финансируют расходы в целях солидарности, включая Revenu Minimum d'Insertion (обеспечение минимального дохода) и Fonds de solidarité vieillesse (выход на пенсию из фонда солидарности). Они также частично финансируют освобождение от взносов работодателей для низкой заработной платы и субсидируют некоторые схемы (пенсионные планы определенных профессий, в которых количество активных вкладчиков меньше, чем количество пенсионеров).

Пособия

Социальные выплаты составляют 30% валового внутреннего продукта и около 45% дохода домохозяйства. Три четверти этих пособий выплачиваются системой социального обеспечения. В ежегодно публикуемом отчете о социальном обеспечении выделяются пять категорий пособий для максимального количества рисков:

  • Риск пенсии и выживания. Самое главное, это 44% пособий из-за веса пенсий.
  • Риск для здоровья. Сюда входят болезни, инвалидность, несчастные случаи на производстве и заболевания. В 2006 г. на него приходилось 35% выплат.
  • Материнский и семейный риск. Оно включает суточные, пособие на детей младшего возраста, семейные пособия, помощь по уходу за ребенком и большую часть жилищной помощи. Это составляет 9% выгод
  • Риск занятости. Он состоит из пособий по безработице, помощи в трудоустройстве и профессиональной реабилитации, а также из досрочного выхода на пенсию, составляя 7% пособий.
  • Риск бедности и изоляции. Его берет на себя 80% минимального дохода (RMI), и на его долю приходится 2% пособий.

История

1789 г. французская революция заменили солидарность дома или в бизнесе (корпорации) национальной солидарностью, основанной на помощи, официально объявленной в ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека. На практике государство мало что сделало. Долгое время существовали частные общества, обслуживающие небольшие группы семей среднего класса, которые стремились застраховаться на смерть и погребение. [1]

Во время промышленной революции девятнадцатого века появились новые формы защиты. В братские общества благотворительности, сменив корпорации Старый режим упразднен в 1791 году на основе добровольного коллективного предвидения и ограничен некоторыми видами деятельности или некоторыми видами бизнеса. Они были официально признаны в 1835 году, а в 1898 году получили полную свободу создания и поддержки со стороны государства, что привело к созданию сотен обществ взаимопомощи с добровольным членством. Их основной целью было обеспечение здоровья и похороны своих членов. Они достигли семей среднего класса и квалифицированных рабочих, но мало бедных. К 1904 году новая Национальная федерация мутуалистов Франции (FNMF) насчитывала 2 миллиона членов. [7]

Недавняя эволюция

В последние годы растет обеспокоенность по поводу роста социальной изоляции среди населения. Согласно опросу, опубликованному CREDOC, треть людей в возрасте от 25 до 59 лет испытывала трудности с трудоустройством (безработица более года, получатели минимального дохода). социальная помощь или помогли заключить контракт). 2 октября 2007 г. новоизбранный президент Франции Николя Саркози объявил об организации Grenelle Insertion посвященный трансформации интеграционной политики. Посвященный возвращению к работе, вставка Grenelle была завершена 27 мая 2008 года. Она настаивала на необходимости реформирования системы вставки.

Различные меры, принятые для борьбы с социальной изоляцией, в частности пособие по поддержке дохода (RMI), пособие для родителей-одиночек (API) и пособие для взрослых с ограниченными возможностями (AAH) - подвергались критике за поддержку безработицы и работающей бедности, социальной изоляции и нестабильности. Действительно, правительство заявило, что выгоды от возвращения к работе после периода безработицы были компенсированы сокращением социальных пособий, выплачиваемых в предыдущий период. Это привело к пороговым эффектам и ситуации ловушки бездействия. Национальная обсерватория бедности и социальной изоляции отметила, что число исключенных людей сокращается, в то время как число работающий бедныйросло (1,7 млн ​​в 2005 г.).

В Grenelle Insertion был инициирован в ноябре 2007 года с целью наладить в течение 6 месяцев переговоры и переговоры между социальными партнерами для переосмысления всей системы внедрения. Примечательно, что было решено, что доход от активной солидарности (RSA) быть реализованным. RSA призвано компенсировать потерю определенных социальных льгот при возобновлении работы и обеспечивает дополнительный доход работающим беднякам.

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Важным фактором, обеспечившим экономический подъём, стало ускорение и углубление научно-технического прогресса, проникнове­ние его в новые сферы производства, превращение науки в непо­средственную производительную силу общества . В 1940-1950-х гг. на­ступала эпоха научно-технической революции (НТР) - совокупно­сти качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных до­стижений и открытий, оказывающих влияние на социально-эконо­мические условия общественной жизни . Первая волна научно-техни­ческой революции привела к возникновению новых наукоёмких, энергосберегающих отраслей экономики и развитию автоматизации производства, контроля и управления им на базе электроники.

Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя.

В период экономического развития после Второй мировой войны отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промыш­ленности был сравним разве что с разви­тием автомобилестроения.

Революция в средствах транспор­та

Производство автомобилей было свя­зано с революцией в средствах транспор­та. Железные дороги по своему значе­нию стали уступать автомобильному транспорту, вырос объём перевозок граж­данской авиации. В 1958 г. число тех, кто пересекал Атлантику морем и по воздуху, сравнялось. В отличие от США, почти во всех европейских странах авиакомпании принадлежали государству . Конкуренция частных компаний обеспечила более низкие цены на авиабилеты в США, чем в странах Западной Европы.

В 1929 г. Европа ввезла 17 млн тонн нефти, в 1967 г. - 450 млн тонн. К 1966 г. доля нефти в энергоснабжении ЕЭС составила уже 50 %.

В 1960-е гг. ФРГ еже­годно выпускала 3 млн легковых автомобилей, в то время как Англия и Франция 1,5-2 млн, Италия в 1963 г. - 1 млн. В 1961 г. 1 млн немецких автомобилей экспортировался, причём 200 тыс. - в США, что ранее было немыслимо.

Вместе с тем оказалось, что материальное благополучие само по себе не может являться единственным условием достойной челове­ческой жизни. Историческим свидетельством тому стало революционное движе­ние молодёжи 1968 г., которое существенным образом изменило духовно-нравственную сферу жизни современного общества. Изме­нились мораль, культура, мода и сами люди. Следствием этих собы­тий следует считать расширение национальной, культурной, рели­гиозной толерантности.

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира , производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Для восстановления и ускорения подъёма экономики Италии после Второй мировой войны использовались государственное финансирование и кре­дитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима . В це­лом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосудар­ствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государ­ственным контролем оказались все ведущие банки страны.

Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсив­но, в 1959-1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впе­чатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печат­ных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 - 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм - лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.

Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.

После Второй мировой войны созданный при Муссолини Институт промышлен­ной реконструкции превратился в эффективный государственный холдинг, получивший определённую независимость от правительст­ва. Институт проводил исключительно динамичную политику, осно­ванную на быстром промышленном росте, финансируемом за счёт реинвестиций - повторного или дополнительного вложения ка­питала в различного рода предприятия. Институт стремился под­держать уровень занятости на своих предприятиях.

Его успех побу­дил итальянское правительство создать ещё несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них было государственное неф­тепромышленное объединение ENI (Ente Nazionale Idrocarburi), созданное в 1953 г. для рацио­нального использования энергоресурсов. В 1960 г. ENI контроли­ровало уже 200 предприятий.

Огромную проблему для Италии представляла отсталость юж­ных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-лет­ний план развития народного хозяйства юга, фи­нансируемый государством . В том же году проведена долгожданная земельная реформа, которая предусмат­ривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных мини­мальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государст­вом, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы полу­чили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг стра­ны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от север­ных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Вопросы к этой статье:

· В чём заключалось влияние государства на экономи­ческое развитие Италии?

В отличие от Франции и Италии, в Велико­британии дела шли не так успешно.

Во второй половине 1940-х гг. была осуществлена широкая программа национализации предпри­ятий важнейших отраслей экономики, большое внимание уделялось социальным программам.

Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала про­водиться жёсткая монетаристская политика - регу­лирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор зани­мал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнер­гии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.

В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное про­изводство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.

В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производ­ство превысило треть мирового (34%); после этого началось по­степенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совмест­ное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

Политика Рузвельта , который придавал большое значение роли государства , в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были со­гласны с большими полномочиями федеральных властей и их ак­тивной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику.

При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических ре­форм: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной пла­ты. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расши­рении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обра­тился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство еже­месячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина кото­рой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые стра­ны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. - 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвы­чайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на посте­пенное сворачивание устаревших производств.

Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:

· техноло­гическая помощь США;

· надёжная и стабильная валюта;

· низкие налогообложение и бюджетные затраты;

· преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);

· ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;

· осо­бенно благоприятная система трудовых отношений;

· высокий уро­вень образования населения.

Вопросы для самопроверки

Определите основные причины Японского экономического чуда

Читайте также: