Два пути облегчения человеческих страданий по а шопенгауэра кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения, так или иначе, затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди придают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Многие уже верят только в технические разработки.

ВложениеРазмер
filosofiya_a.docx 60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

по специальности "Сервис"

" Философия А.Шопенгауэра и его значение для современности "

Выполнила: Егорова Наталья

Современное демократическое общество стремительно шагает вперёд, достигая всё новых и новых результатов в своём развитии. Происходящие изменения, так или иначе, затрагивают все страны вне зависимости от культуры. В большинстве своём люди придают внимание материальным ценностям, а демократическая культура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Результатом служат технические открытия, которые мешают общаться человеку с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться общаться с Богом. Многие уже верят только в технические разработки.

Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были философы Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. Многие философы делали неоднократные попытки познать душу разной культуры, однако их старания были тщетны, ведь они не могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии получило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также значение его взглядов для современности.

Исследовать взгляды и идеи Артура Шопенгауэра

Исследовать его учение о бытие, а также взгляды философа на развитие общества и государства.

Исследовать этику Шопенгауэра,

1.Раскрыть роль и специфику философии А. Шопенгауэра в истории европейской философской мысли.

2. Выяснить содержание и обосновать место воли и свободы в жизни человека с позиции А.Шопенгауэра.

3. Определить и проанализировать основные детерминанты философских взглядов А. Шопенгауэра.

1. Биография А.Шопенгауэра.

1). Мозг и всё тело человека - это лишь его собственные представления, аналогично тому, что всё телесное, материальное есть продукт самосозерцания потустороннего бытия.

Другой путь противоположен первому, и он ведёт к материализму: 2). Сознание есть продукт деятельности человеческого мозга. Как ни странно, Шопенгауэр иногда вступает именно на этот материалистический путь. Возникает одно из тех противоречий, которые подрывают его философскую систему, - самое, пожалуй, разительное, хотя далеко не единственное противоречие [6] .

Что же такое потусторонняя сущность действительности, обычно выступающая на поверхность мира представлений в закамуфлированном, так сказать, виде? Всякое познание понятий здесь прекращается, "вещь в себе" доступна лишь интуитивной догадке, на которую обычные люди почти не способны, тем более что корыстолюбие туманит и деформирует их и без того слабые познавательные возможности. Но людей, способных к глубинному интуитивному прозрению, подвинуть хотя бы к тени знания о мировой сущности может такое обстоятельство, что эта сущность сама является своим собственным вестником. Эта сущность есть мировая воля, одна и единственная, хотя в мире своих явлений (представлений) она выступает в виде беспредельного многообразия. Это не Кантова моральная воля, обусловленная потусторонней свободой, но безличностный сверхобъект, совпал со свободой как полным антиморальным произволом. Эта свобода иррациональна и, действуя как вечное становление, бесцельное стремление, способна породить любое зло. Недаром Шопенгауэр в качестве историко-философских аналогий приводит мнение древнегреческого философа Анаксимандра, что многообразие вещей, порождаемое "беспредельным началом", оказывается тем самым причастным злу. Ссылается он и на убеждение Эмпедокла, что одной из двух всеобщих космических сил является "вражда".

Апеллирует философ и к Якову Бёме, у которого злая деятельность выступала как необходимый результат самораскрытия мировой Божественной сущности [7] .

От того, что чем более совершенный и сознательный уровень обнаружений мировой воли достигается, тем более жестокий для неё самой и притом морально отрицательный характер они приобретают. Моральные страдания людей прямо пропорциональны их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Больше развиты, значит больше страдают. В жизни социальной преобладает ограничение ума и приобретённые грехи зависти и лицемерия. Писк собственной выгоды прикрытой помощью ближним и доставки счастья угнетённым становится константой дня, маскировка национализма приносящего пользу есть призыв к патриотизму, маскировка личностного и группового эгоизма является парламентёрская болтовня, маскировка показной набожности есть публичное демонстрирование религиозных чувств.

Вывод: Зарождение пессимистической философской позиции Артура Шопенгауэра было обусловлено несколькими причинами.

1) Читая жизнеописание Артура Шопенгауэра, мы находим ответы на вопрос источника причинности пессимистической философской позиции. Когда Артуру было 16 – 17 лет в его дневнике были записи, в которых прослеживались пессимистические взгляды на жизнь увиденного им и тёмные стороны жизни привлекли наибольшее внимание Артура. Красивый город Лион напоминает ему ужасы революции. Уже тогда ему неприятно само время – оно для него всеразрушающее. Он призывает в своих цитатах бежать от времени. Во время путешествия он ведёт дневник, в котором уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда на жизнь – её темные стороны особо привлекают его внимание.

2) Когда Артуру было 18 лет, умер его отец. Это был широко образованный человек, у которого энергичный характер представлял выдающуюся черту, переданную сыну в наследство, но вместе с этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические ненормальности, которые были не чужды отцу: на него находили болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме наклонности к меланхолии, Артур унаследовал от отца предрасположенность к бредовым идеям; так, например, по временам (с раннего детства) его охватывал по разным поводам бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям [11] .

3) Когда Артуру Шопенгауэру исполнилось 25 лет, то есть в 1813 году, После упорной работы, изучив Платона и Канта, перечитав Гердера, Маймона, Бека, Шульца, Фриза и многих других, он представил в Иене факультету диссертацию: “О четверичном законе корня достаточного основания” и успешно защитил её. Это сочинение, заключающее в себе теорию знания Шопенгауэра, представляет уже вполне зрелое произведение, по мнению современных критиков. Как докторская диссертация, оно было встречено сочувственными рецензиями [12] .

4) Мы полагаем, что на истоки философской позиции Шопенгауэра повлияли совокупность причин его жизненных ситуаций и соприкосновение с работами величайших философов мыслителей Платона, Канта и Гердера, Маймона, Бека, Шульца, Фриза и других философов и мыслителей того времени.

1.2. А.Шопенгауэр о воле и свободе человека

Итак, главный вопрос философии Шопенгауэра – роль воли и свободы в жизни человека. Смысла в человеческой жизни нет и быть не может. Вот к такому выводу приходит Шопенгауэр в своей философской работе "Мир как воля и представление". Таким образом, самым правильным путём к познанию себя Шопенгауэр называет уединение, к которому он и призывает на страницах "Афоризмов житейской мудрости". Уединение, отказ от контактов с обществом, путешествий и так далее - необходимый фактор в познании сущности мира и философ настаивает на приучении к одиночеству с юношеских лет, хотя признаёт, что истинное наслаждение одиночество начинает приносить лишь в зрелом возрасте и в старости. Аскетизм выражается в добровольной и намеренной нищете, наступающей вследствие раздачи имущества для облегчения чужих страданий и служащей для намеренного умерщвления воли. Мало того, аскет не только должен отказываться от всего, что ему приятно. Напротив, он должен делать всё, что ему неприятно, дабы тем самым максимально придушить волю. Также как духовную волю, он умерщвляет и своё тело. Ведь тело это тоже проявление вечной воли. То есть наш герой мало ест, не моется, не бреется и не лечит болячки. Когда же смерть простирает к нему свои сухие длани, он радостно ступает в её объятья с чувством выполненного долга. Ибо со смертью кончается мир, кончается страдание. Постоянное стремление к смерти, как достижение желаемого спасения есть краеугольная формула Шопенгауэра.

Волюнтаризм - от латинского voluntas - воля; идеалистическое направление в философии, считающее волю высшим принципом бытия [14] . Выставляя на главную роль волю в духовном бытии, волюнтаризм противополюсной интеллектуализму (или рационализму) - идеалистическим системам философии, считающим фундаментом всего существующего ум. В философии Августина уже проявлялись элементы волюнтаризма. Эта философия основой всех процессов духовности ставила свободу. Иоанн Дунс Скот говорил, что воля выше мышления, тем самым он принизил интеллект и главенство дал свободе перед интеллектом.

У А.Шопенгауэра волюнтаризм тесно связан с пессимизмом, представлениям о бессодержательности мирового процесса, что имеет источником бессознательную и слепую волю [15] .

С религиозной точки зрения на мир известно, что в мире существует Бог. Люди представляют Его по-разному. И очень большое место занимают в их представлениях теории великих философов. По нашему мнению, немецкая классическая философия сделала попытку представить Бога. Это происходило изолированно, потому что разные великие философы увидели различные аспекты Бога, но в целом определенную картину можно составить. Возникает вопрос: где и как увидели Бога классики немецкой философии? Божественный Разум просвечивается у Гегеля. Разум Бога присутствует при написании определения абсолютной идеи и мирового духа. Чувство является Богом у Шеллинга. Следствием этого появление мирового духа и мирового искусства в идее эстетического направления.

Воля у Шопенгауэра является Богом. Случайности нет здесь. Безумственная воля есть беспомощная. Бесчувственная воля есть не имеющая любви и опасная. Поэтому остаётся выбирать единственное направление, зная, что у Бога и ум, и чувства, и конечно воля, а свобода воспринятая Артуром и приравненная мировой воле отражает Божественную волю. Артур Шопенгауэр ставит знак равенства между Божественной и мировой волей. Из интересной биографии Шопенгауэра видим его романтическую философию, постоянно создающиеся им незавершённые философские системы. Он непостоянен, он последовательно развивается. Видим оставленные после его смерти от семи до девяти систематизированных эскизов философии. Каждая следующая система разнится с предыдущей системой. Самое главное, что все эти системы придерживаются определяющего единства. Каждая определённая духовная ступень развития есть материал. Эта ступень необходима вообще для развития. Здесь Шопенгауэровская философия соприкасается с философией Гегеля.

1) первый - это удары судьбы, жизни, на которые наталкивается каждый человек. Это болезненный опыт несправедливости, насилия, предательства и т.п. со стороны других людей. Эти удары оставляют следы в душе человека, а если человек - творец, то это непременно отражается и в его творчестве. Например, художник может увидеть в мире только зло, только негатив.

2)Второй фактор определим так: человеческое сознание пропускает через себя большой поток мыслей. Проходящие сквозь сознание человека мысли не всегда могут им различаться. Чужие это мысли или свои? Такой результат показывает опытная часть науки. С точки зрения религиозного сознания, в мире есть царство зла. Представители этого царства зла, которые находятся в потустороннем мире, очень влияют на человека. Убийца-маньяк убивает людей. Тёмный мыслитель действует шире. Насилие, страх, жестокость, цинизм, которые пропитывают некоторые результаты человеческого творчества, влияют на сознание людей, будоражат тёмные инстинкты человека, вызывают реальную жестокость или депрессию. Именно так, по мнению Шопенгауэра, происходит противостояние добра и зла в мире.

На каком фундаменте стоит уверенно чувствующий себя философский пессимизм? Сие есть некая величина называемая постоянство характера. Никто и никогда не изменит в своём характере чего либо, индивидуальность неизменяема и постоянна. Следствие его теории - человек не может меняться и изменяться. Никогда согрешающий не станет праведнейшим. Люди не могут духовно развиваться, в какой степени развития они есть, в такой и остаются. Полугрешные такие и будут. Многогрешные такие и останутся. Люди не в состоянии измениться. Всё это есть индивидуальность. Рассуждения философа не говорят о абсолютном постоянстве характера. Он говорит о относительной неизменяемости характера. Собственной самобытности не сбросишь. Индивидуальность сохраняет свою цвет полностью пока не становится другой - цвет может меняться. Опять мы видим противоречия в его философии.

Философ возлагает надежды на достижение полнейшего истребления всего существующего. Философская трактовка пессимизма у него является не чем иным, как настрой ума на трезвое и целеноправленное стремление к истине. Свобода есть некончающийся, бесконечный родник жизни, но вместе с тем и родительница вообще всех бед. Воля стремится к идеалу, но он недостигаемый. Вот это то и определяет наши страдания. Чтобы избежать их, важно отказаться от желания бытия, жизни наслаждения, надо принять аскетизм. Путь, который ведёт к нравственности, именно в том и заключается, чтобы воля была обезоружена умом, обратилась бы к самой себе [27] .

Философ утверждает, что сущность Христианства, Буддизма и других религий заключается в утверждении и отрицании воли. В частности, он ссылается на стоиков, которые предлагают, не забывать, об условиях человеческой жизни и всегда помнить, что наше бытие, в сущности очень грустная и жалкая судьба, а беды, которым мы подвержены, действительно не исчислимы. Мировоззрение стоиков говорит смириться с несовершенством всех вещей.

1.3. Учение А.Шопенгауэра о воле.

Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 начала 20 вв.

1.4. Этика А. Шопенгауэра.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) отверг своим учением многие принципы классической философской традиции, в особенности ее представление о том, что нравственность должна формироваться на основе разумности.

Задача личности – победить эгоистические установки, которые побуждаются ее волей.

Но сделать это и тем самым преодолеть страдания возможно лишь путем полного отказа от воли к жизни, выбора позиции недеяния, ведущей к нирване.

Несомненно, в этих утверждениях А. Шопенгауэра, навеянных восточной философией, обнаруживается пессимистический характер его этических размышлений. Согласно его идеям, жизнь практически оказывается лишь ожиданием смерти.

Требование недопущения несправедливости, непосредственно понимаемое как запрет на несправедливость в отношении других, обладает и другим, очень важным в этическом плане аспектом – не совершать по отношению к другим несправедливости, так же, как и в отношении себя.

В результате соблюдение справедливости в отношении к другим полагает исполнение и своих обязанностей. Но также справедливость в отношении себя должна предполагать отстаивание своих собственных прав.

Актуальность учения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что большое количество его мыслей многие философы взяли за основу для дальнейшего развития философских понятий. Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался "посеять" в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического постреализма своего времени. Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни. Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать, воспитывать.

Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно. Несмотря на то, что популярность пришла в последние годы жизни, а всю жизнь он неустанно отстаивал свои взгляды, философия Шопенгауэра оказала огромное влияние на многих известнейших в дальнейшем философов. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений.

Слова , сказанные Шопенгауэром более ста лет назад , не потеряли своей актуальности и сегодня.

Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали

Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие иррационалистической философии XIX века.

Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию. Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий, господствующих в жизни. По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.

Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается, согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения, в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании, источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.

Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.

Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями:

1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.

2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.

Воля есть беспрерывное хотение бытия, и из этого-то хотения непрерывно рождается мир явлений. Пока будет существовать воля, будет существовать и вселенная. Индивидуумы рождаются и умирают, говорит Шопенгауэр, но воля, хотение, их порождающее, вечна подобно Идеям, по образу которых она их создаёт. Рождение и смерть касаются не самой воли, а только её проявлений. Сущность нас самих, воля не умирает.

Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни. Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.




Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.

Этика Шопенгауэра основывается на положении о том, что в борьбе мировых сил должно явственно ощущаться стремление первоосновы всего бытия – воли – возвратиться к своему истинному, бессознательному бытию. Оно выражается на фоне скорби, боли и страданий, господствующих в жизни. По мнению Шопенгауэра, истинное содержание жизни – постоянная борьба воли, в которой она, томясь, стремится к покою своего бессознательного бытия.

Мир, как арена этой борьбы – не лучший, а худший из всех миров. Влечение воли возвратиться к своему общему бытию более всего обнаруживается, согласно Шопенгауэру, в двух явлениях: в процессе размножения, в котором индивид стремится воспроизвести общее, род; и в сострадании, источнике всякой морали, где индивид в подобных ему тварях сознает себя родом.

Чем более человек отрешается от своей индивидуальности и возвышается ко всеобщему, тем более он освобождается от житейских страданий – вот основной пункт этики Шопенгауэра.

Он говорит, что это освобождение может совершаться двум путями:

1. Возвышение над страданием через искусство, которое, будучи символическим изображением общего объективирования воли, в погружении духа в бытие и чистом беспристрастном его созерцании дает возможность забыть житейские невзгоды.

2. Освобождение от страдания через отрицание воли к жизни. Относительно оно осуществляется в аскетизме, а совершенно – в добровольном отречении от жизни, в самоубийстве.

Воля есть беспрерывное хотение бытия, и из этого-то хотения непрерывно рождается мир явлений. Пока будет существовать воля, будет существовать и вселенная. Индивидуумы рождаются и умирают, говорит Шопенгауэр, но воля, хотение, их порождающее, вечна подобно Идеям, по образу которых она их создаёт. Рождение и смерть касаются не самой воли, а только её проявлений. Сущность нас самих, воля не умирает.

Все поступки, мотивированные желанием личного блага, Шопенгауэр расценивает как эгоистические и исключает их из числа нравственных.Воля к жизни (эгоизм) пользуется для своего удовлетворения убийством, кражей, ложью, но также и трудом, экономией. Поэтому труд, упорное прилежание, бережливость – все это только утонченный эгоизм, плод воли к жизни. Положительной добродетели нет, ибо в основании всего того, что обычно называется добродетелью и этикой, мы находим эгоизм, волю к жизни и к наслаждению. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки друг к другу, что чужое страдание воспринимают как свое. Такое отношение возможно лишь при взаимной симпатии, поэтому симпатия — единственная, реально существующая форма нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий.

Учение Шопенгауэра оказало большое влияние на философию Ницше, последующую буржуазную этику, экзистенциализм и др.

Все жизнепонимание Шопенгауэра проникнуто глубочайшим пессимизмом. Мир — юдоль скорби и страдания — таков лейтмотив его философии. Все его сочинения представляют собой нескончаемые вариации на эту тему.

Убеждая своих читателей в несостоятельности и беспочвенности как ригористической, так и эвдемонистической и стоической этики, внушая им, что ни долг, ни счастье, ни равнодушие не могут служить основанием разумной жизни, Шопенгауэр противопоставляет всем предшествующим этическим учениям иные, по его убеждению единственно истинные, нравственные принципы.

Резигнация и дезиндивидуализация смыкаются в жизнеотрицающей этике Шопенгауэра воедино. Если воля к жизни — химера, а личность — ничтожество, то что же остается прозревшему человеку, кроме умерщвления собственной воли, аскетизма, самоотречения?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*)

Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*) Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН. 2006.Когда заходит речь об этике Льва Толстого, у нас – в соответствии с традицией, сложившейся еще до революции 1917 года, но закрепленной и освященной

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдания в христианстве; Л.Н. Толстой

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдания в христианстве; Л.Н. Толстой IПо принятому плану, мы теперь рассмотрим мнение, которое в религии видит достаточное основание для полного человеческого счастия и совершенства и признает

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Несправедливые страдания

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Несправедливые страдания IЗлострадания порождены и порождаются стремлением человека к личному обладанию абсолютным естественным совершенством. Что они составляют следствие греха и именно наказание за грех, этому учит Слово Божие. Но несомненно также и то,

Глава VIII ЭТИКА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ

Глава VIII ЭТИКА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ § 1. Нравственное значение судебных прений Судебные прения — яркая и обычно эмоциональная часть судебного разбирательства, в которой наглядно проявляется состязательное начало процесса. Стороны обвинения и защиты, адресуясь к суду,

Глава 8 СТРАДАНИЯ И МАХАСАМАДХИ БХАГАВАНА

Глава 8 СТРАДАНИЯ И МАХАСАМАДХИ БХАГАВАНА Начиная с 1998 года здоровье Бхагавана стало ухудшаться. Постоянно увеличивающийся поток преданных и посетителей вместе с колоссальной работой по поддержанию ашрама требовали огромных затрат его времени и сил. И это при том, что

VIII. ПРИЧИНЫ СТРАДАНИЯ

VIII. ПРИЧИНЫ СТРАДАНИЯ Отвечая на второй вопрос, о причинах страдания, буддизм прибегает к психологическому анализу и метафизическим умозрениям. "И вот благородная истина о причине страдания. Поистине эта причина — страстная жажда, вызывающая обновление становлении,

VIII. ЭТИКА

VIII. ЭТИКА Различия отдельных личностей, их конечное существование и индивидуальность носят случайный характер и не выражают истины, которая лежит в их основе. Индивид не откроет тайну душевного спокойствия и уравновешенности, пока он не отбросит мысль о своей кажущейся

d. Смысл страдания

d. Смысл страдания То же самое открывается еще с другой стороны – давая вместе с тем и новое обогащение нашего умудренного неведения – при рассмотрении зла в явлении страдания. Страдание есть некий общий, всеобъемлющий аспект несовершенства, внутренней надломленности и

ЗНАЧЕНИЕ СТРАДАНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ СТРАДАНИЯ Было бы чересчур удивительно и совершенно недостойно такого великого философа, как Капила, если бы он имел в виду только обыкновенные страдания, выпадающие на долю всех сынов земных. Он должен был знать, что для них существует также и счастье и нечто

Глава 7. Достоевский: письмо страдания и прощения

Глава 7. Достоевский: письмо страдания и прощения Апология страданияВ тревожном универсуме Достоевского (1821–1881), несомненно, властвует скорее эпилепсия, чем меланхолия в клиническом смысле этого термина[142]. Хотя Гиппократ отождествлял два этих слова, а Аристотель

СТРАДАНИЯ

СТРАДАНИЯ "Из страданий рождаются драгоценные камни".Невозможно спрятаться от страданий. На каждом шагу они подстерегают каждого из нас, но тем не менее редко можно наблюдать к ним сознательное отношение. Страдания обычно застают врасплох, никто к ним обычно не

Артур Шопенгауэр — крупнейший философ-иррационалист XIX века. Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля. Центральное место в его философских размышлениях занимают проблемы взаимосвязи мира и человека, смысла человеческого бытия, возможности преодоления трагизма жизни и достижения счастья, проблемы отношения к смерти и бессмертию.

Основные произведения Артура Шопенгауэра

Учение Шопенгауэра о бытии

Человек, по мнению Шопенгауэра, создает различные схемы, свою логику, которые накладывает на окружающий его мир, но тот постоянно выходит за границы всех человеческих схем и логик. Приспосабливаясь, человек на какое-то время упорядочивает этот мир, что позволяет ему достигать своих целей, но, в конечном счете, воля все сметает и поглощает. Поэтому человеческий разум очень ограничен в своих возможностях.

Учение Шопенгауэра о человеке

Пессимизм Шопенгауэра все же имеет свои пределы. Он полагает, что человек способен освободиться от власти воли. Ему может помочь в этом искусство и моральное самосовершенствование.

Эстетика Шопенгауэра

Цель искусства состоит в освобождении человека от желаний и, как следствие, от страданий и горестей жизни. В эстетическом опыте человек воспринимает предмет не заинтересованно. Он начинает понимать бесполезное, т.е. то, что не связано с ненасытным желанием. Созерцая произведения искусства, человек забывает свое страдание. По мнению Шопенгауэра, искусство может дать человеку нечто большее, чем просто освобождение от страданий. С помощью искусства человек обнаруживает новые смыслы своего существования. В связи с этим особенное внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – это сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Человек уже не ощущает себя центром мира. В то же время у него появляется предчувствие единства с миром, и это не подавляет, а возвышает человека.

Этика Шопенгауэра

Философия Шопенгауэра оказала большое влияние на формирование и развитие иррационалистической философии, явившись одним из теоретических истоков взглядов Ф.Ницше. Рассуждения Шопенгауэр о трагичности человеческого существования, критика исторического оптимизма поставили под вопрос убежденность в разумных основаниях действительности, веру в прогресс в истории человеческого общества.

Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, который считается одним из основоположников субъективного идеализма и одним из первых философов-иррационалистов.

Основой философии Шопенгауэра является понятие воли, которая является основной сущностью личности и проявляется в виде мировой воли, что и лежит в основе всего сущего. Воля независима от разума (слепое желание), но является неотъемлемой частью человеческой природы.

По мнению философа жизнь человека раскрывается в категориях желания и удовлетворения. Желание, в конечном счете, становится страданием так как, удовлетворив его, человеку становится скучно и он впадает в отчаяннее. Счастье для человека - не благо, а временное избавление от страданий которое ведет к новому страданию - скуке.

Страдание - форма проявления жизни, от которого можно избавиться только каком-либо конкретном выражении. То есть человек не способен полностью избавится от страданий, а лишь от некоторых, которые имеют место быть в его жизни.

Мир находится под господством неискоренимого зла, счастье является всего лишь фикцией (иллюзией), страдание в этом мире неизбежно ведь оно коренится в самой "воле к жизни".

Чтобы избавится от зла, по мнению Шопенгауэра, необходимо вести аскетичный образ жизни.

Итак, философия Шопенгауэра пессимистична, но позволяет переосмыслить нашу жизнь, задуматься над тем, что ценно и важно.

Читайте также: