Живопись академизм реализм передвижники 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

    , сентиментализм, романтизм, реализм.
  • их дополняют — модерн, символизм, сюрреализм и экспрессионизм.

Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Начало передвижничества в России

И.Крамской . Автопортрет

Цели художников-передвижников

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.

На полотнах нашли отражение:

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Жанры и темы живописи у художников-передвижников

Бытовой жанр

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.

Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

В.Маковский. Автопортрет

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко

Портреты современников

И. Репин Автопортрет

И. Репин Автопортрет

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

и молодой просвещенной девушки

У Репина этой же тематике посвящены

Крестьянская тематика передвижников

Современные вопросы передвижнической живописи

И.Крамской.

Религиозная тема


Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

Патетикой, трагичностью веет от этих полотен.

А в картинах В. Сурикова

освещены героические события в русской истории.

Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников

В. Васнецов Автопортрет

В. Васнецов Автопортрет

Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Пейзаж у передвижников

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

И.Левитан. Автопортрет

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.


А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:

  • море Айвазовского,
  • лес Шишкина,
  • лунная ночь Куинджи
  • и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.

XIX век – яркий период в истории России. Он пополнил список выдающихся деятелей искусства целой плеядой громких имен, обогативших национальную культуру произведениями мирового значения.

Художественные стили в изобразительном искусстве XIX века

В XVIII и начале XIX столетия в русской живописи преобладал классицизм. Петербургская Академия художеств поддерживала именно такой, традиционный, стиль, хотя к 30-м годам XIX века он постепенно утратил былое общественное значение, став сосредоточием консервативных канонов, далеких от реальной жизни.

Любые попытки свободы творчества академией строго пресекались. Художникам навязывали написание полотен на мифологические и библейские сюжеты. Ключевое учреждение в области изобразительного искусства казалось молодым талантам косным и слишком официальным, поэтому многие живописцы того времени обратились к портретному жанру.

Крамской за работой

Эпоха национального подъема отразилась в русском искусстве расцветом такого европейского направления, как романтизм. Он отвергал строгие, не приемлющие отступления принципы академизма, позволяя воплощать на холсте всю неповторимость и многообразие окружающего мира.

Кроме таких привычных жанров, как пейзаж и портрет, идеология Просвещения и общественного прогресса дала толчок к развитию бытовой картины, к которой обратились многие мастера второй половины столетия. В начале же века на первом месте оставался исторический жанр – последний оплот классицизма, хотя и здесь уже просматривались романтические идеи и тенденции. Победа в войне с Наполеоном стала катализатором развития народного самосознания и роста интереса общества к истории своей страны и национальной культуре, что отразилось и на полотнах художников того времени.

В конце 50-х годов XIX века в русском изобразительном искусстве произошел осознанный поворот в сторону демократического реализма. Это было обусловлено революционными настроениями в стране и просветительской работой ряда радикально настроенных общественных деятелей. Ключевой фигурой в картинах становится народ, причем не только в образе угнетенном и страдающем, но и в роли творца истории, борца за свободу и созидателя лучшей жизни.

Передвижники


жанровая картина

Знаменитые русские живописцы XIX века

Тропинин

Наиболее известные работы:

Брюллов

Известным мастером портрета был Карл Павлович Брюллов. В искусствоведческих кругах его работы относят к академизму и романтизму, однако художник вышел далеко за рамки этих направлений в поисках своего собственного стиля. Помимо многочисленных портретов известных личностей, Брюллов прославился такими полотнами, как:

картина Брюллова

Венецианов

Основой живописи Алексея Гавриловича Венецианова были бытовые сцены из крестьянской жизни. Художник желал выделить жанровую картину в отдельное, самодостаточное направление, и даже создал школу, преподавая в которой, полностью отвергал классицистские каноны Академии художеств. Его кисти принадлежат такие выдающиеся картины, как:

Иванов


Кипренский

Кисти Кипренского принадлежат многочисленные портреты государственных деятелей и людей культуры, однако апофеозом его мастерства многие искусствоведы считают автопортрет художника, который жаждала иметь престижная итальянская галерея Уффици.

Щедрин

Сильвестр Феодосиевич Щедрин является мастером русского пейзажного романтизма с присущим ему лирическим осмыслением природы. Как один из лучших учеников Академии художеств, окончивший полный курс по пейзажной живописи с золотой медалью, Кипренский получил право на учебную практику за границей и долгое время прожил в Италии. На многих его полотнах изображены виды Сорренто, Неаполя, Рима.

Федотов

Павла Андреевича Федотова считают одним из родоначальников русского критического реализма. Выдающийся рисовальщик и живописец изображал сцены из городской жизни, при этом четко и с юмором подмечая типичные черты разных сословий и уклад их жизни. Наиболее известные работы Федорова:


Айвазовский

Главной темой и героем картин Ивана Константиновича Айвазовского было море. Живописец считается самым известным русским маринистом. Айвазовский практически никогда не писал с натуры, но всегда мог точно передать красоту и силу необузданной водной стихии. На его счету около 6 тысяч живописных полотен, самыми известными из которых являются:

Крамской

Несомненно, список выдающихся русских живописцев XIX века можно продолжить, но перечислить всех в рамках одной статьи не представляется возможным. Достаточно вспомнить, что в тот же период творили такие метры изобразительного искусства, как:

  • Саврасов;
  • Васнецов;
  • Верещагин;
  • Ге;
  • Суриков;
  • Серов;
  • Репин;
  • Перов;
  • Васильев;
  • Шишкин;
  • Левитан;
  • Куинджи.

Каждый из этих художников – целый мир, достойный отдельного повествования. Касательно их произведений, можно сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Стили и направления в живописи, как и в остальных видах изобразительного искусства, весьма разнообразны и многогранны. Единый принцип художественного мышления и есть тот самый ключевой признак, в соответствии с которым работы мастеров могут быть отнесены к тому или иному течению. Исторически сложилось так, что основные направления в живописи сменяли друг друга в зависимости от смены восприятия искусства. Сыграли свою роль в этом вопросе и определенные события.

направления в живописи

Направления в живописи 19 века

направления в живописи 19 века

Классицизм

Это направление развивалось во Франции с семнадцатого по девятнадцатый век. Оно характеризовалось гармонией и стремлением к идеалу. Классицизм определял собственную иерархию, согласно которой к высокому положению причислялись религиозный исторический и мифологический жанры. А вот портрет, натюрморт, а также пейзаж считались незначительными и даже бытовыми. Совмещать жанры было запрещено. Многие традиции художников обязаны своим появлением именно классицизму. В частности, речь идет о законченности композиции и согласованных формах. Произведения классицизма призывают к гармонии и созвучию.

Академизм

Направления в живописи не просто менялись со временем в порядке очереди. Они проникали друг в друга, тесно переплетались и следовали какое-то время вместе. И бывало зачастую так, что одно направление возникало из другого. Так случилось с академизмом. Возник он как следствие классического искусства. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Ключевыми моментами, которые в полной мере характеризуют это течение, были идеализирование натуры, а также высокое мастерство в техническом исполнении. Самыми известными художниками этого направления были К. Брюллов, А. Иванов, П. Деларош и другие. Конечно, современный академизм больше не занимает ту (ведущую) роль, которая была отведена ему во времена зарождения этого стиля.

новые направления в живописи

Романтизм

Нельзя рассматривать основные направления живописи 19 века, не упомянув о романтизме. Эпоха Романтизма зародилась в Германии. Постепенно она проникала в Англию, Францию, Россию и другие страны. Благодаря такому внедрению мир живописи и искусства обогатился яркими красками, новыми сюжетными линиями и смелым изображением обнаженной натуры. Художники этого направления в ярких красках изображали все человеческие эмоции и чувства. Они выворачивали наизнанку все внутренние страхи, любовь и ненависть, обогащая полотна огромным количеством спецэффектов.

Реализм

Рассматривая основные направления живописи второй половины 19 века, в первую очередь следует упомянуть реализм. И хотя возникновение этого стиля датируется восемнадцатым столетием, все же наибольший его расцвет приходится на середину и вторую половину девятнадцатого века. Основным правилом реализма этого периода являлось изображение современной действительности во всем разнообразии ее проявлений. Большое влияние на формирование этого течения в живописи оказала революция, которая произошла во Франции в тысяча восемьсот сорок восьмом году. А вот в России развитие этого направления в искусстве было тесно связано с веянием демократических идей.

Декаданс

Период декаданса характеризуется изображением безнадежности и разочарования. Этот стиль искусства пропитан упадком жизненных сил. Он появился в конце девятнадцатого века как форма сопротивления общественной морали. И хотя в живописи декаданс так и не сформировался в отдельное направление, все же художественная история выделяет отдельных творцов в этой области искусства. Например, Обри Бердслей или Михаил Врубель. Но надо отметить, что художники-декаденты, не боясь экспериментировать с разумом, часто балансировали на грани. Но именно это и позволяло им шокировать публику своим видением мира.

основные направления в живописи

Импрессионизм

Основные направления русской живописи 19 века (первая половина)

Особенно яркой страницей в культуре России считается первая половина девятнадцатого века. В самом начале столетия основным направлением в русской живописи оставался классицизм. Но уже к тридцатым годам его значение было утрачено. Вся культура России вздохнула по-новому с появлением романтизма. Его основным постулатом было утверждение индивидуальной личности, а также человеческих мыслей как основной ценности во всем искусстве. Появился особенный интерес к внутреннему миру человека. Направления русской живописи первой половины девятнадцатого века возглавляются романтизмом. Причем вначале он имел героический характер, а позже трансформировался в романтизм трагический.

Говоря о первой половине девятнадцатого века в истории культуры России, исследователи делят ее на две четверти. Но какие бы разделения не существовали, все равно определить временную грань между тремя стилями в изобразительном искусстве практически невозможно. Направления русской живописи 19 века (классицизм, романтизм и реализм) в первой его половине так сильно переплетались, что разграничить их можно лишь условным образом.

С уверенностью можно сказать, что в первой половине девятнадцатого столетия живопись в жизни общества заняла гораздо больше места, чем в восемнадцатом веке. Благодаря победе в войне 1812 года русское самосознание получило сильный толчок к развитию, в результате чего интерес народа к собственной культуре сильно возрос. Впервые возникли организации в обществе, которые считали своей первейшей задачей развивать отечественное искусство. Появились первые журналы, в которых рассказывалось о живописи современников, а также первые попытки устроить выставки работ художников.

Выдающихся достижений в этот период добилась портретная живопись. Этот жанр наибольшим образом объединял художника и общество. Это связано с тем, что наибольшее количество заказов в тот период было именно портретного жанра. Одним из выдающихся портретистов первой половины 19 века был Владимир Боровиковский. Также следует отметить таких известных художников, как А. Орловский, В. Тропинин и О. Кипренский.

основным направлением в русской живописи

Именно в начале века развивается также русская пейзажная живопись. Среди художников, творивших в этом жанре, следует выделить прежде всего Федора Алексеева. Он был мастером городского пейзажа, а также одним из родоначальником данного жанра в русской живописи. Другими известными пейзажистами упомянутого периода были Щедрин и Айвазовский.

Лучшими художниками России во второй четверти девятнадцатого века считались Брюллов, Федотов и А. Иванов. Каждый из них внес свой особый вклад в развитие живописи.

Карл Брюллов был не только достаточно ярким, но еще и сильно противоречивым живописцем. И хотя основным направлением в русской живописи второй четверти девятнадцатого века был романтизм, все же художник оставался верен некоторым канонам классицизма. Возможно, именно поэтому его творчество ценилось столь высоко.

Александр Иванов сумел обогатить глубиной философской мысли не только русскую, но и европейскую живопись девятнадцатого века. Он обладал очень широким творческим потенциалом и был не только новатором исторического жанра и пейзажной живописи, но и прекрасным портретистом. Ни один из художников его поколения не умел воспринимать окружающий мир так же, как Иванов, и не владел таким разнообразием приемов.

Важный этап в развитии реалистической живописи в России связан с именем Павла Федотова. Этот художник первым сумел придать бытовому жанру критическое выражение, поскольку обладал талантом сатирика. Персонажами его картин обычно выступали горожане: купцы, офицеры, бедняки и другие.

Вторая половина 19 века

В конце пятидесятых годов девятнадцатого столетия началась совершенно новая глава в истории реалистической живописи в России. Глобальное влияние на эти события оказало поражение царской России в Крымской войне. Оно послужило причиной демократического подъема и крестьянской реформы. В 1863 году четырнадцать художников восстали против требований писать картины на заданные темы и, желая творить исключительно на свое усмотрение, создали художественную артель, возглавляемую Крамским. Если реализм в России первой половины девятнадцатого столетия стремился к раскрытию в человеке исключительно прекрасного и назывался поэтическим, то тот, что пришел ему на смену во второй половине века, был назван критическим. Но поэтическое начало не покинуло этого течения. Теперь оно проявлялось в негодующих чувствах творца, вкладываемых им в свое произведение. Основным направлением в русской живописи второй половины девятнадцатого века стал реализм, шествующий по пути критики и обличения. По сути это была борьба за признание бытового жанра, который бы отражал естественное положение вещей в России.

Восьмидесятые годы перенесли внимание искусства с человека, который переживал о народе, на сам народ. Это время расцвета творчества И. Репина. Вся сила этого художника заключалась в объективности его произведений. Все образы его картин были жизненно убедительными. Целый ряд его полотен был посвящен революционной тематике. Своим искусством Репин пытался ответить на все волнующие его и весь остальной народ вопросы, возникающие в повседневной жизни той эпохи. В то же время другие художники искали те же ответы в прошлом. В этом и была особенность и сила искусства великого живописца. Еще одним известным художником этого периода был Васнецов. Его творчество опиралось на народное искусство. Через свои полотна Васнецов пытался донести мысль о великой мощи русского народа и его богатырском величии. Основой его работ служили легенды и предания. В своих творениях художник не только использовал элементы стилизации, но и сумел достичь целостности образа. В качестве фона на своих полотнах Васнецов, как правило, изображал пейзаж средней полосы России.

основные направления живописи второй половины 19 века

Современные веяния

 направления в искусстве живописи

Несмотря на разносторонние направления в живописи, можно сказать, что главная задача художественного бытия девятнадцатого века сводилась к тому, чтобы максимально приблизить все жанры искусства к повседневной жизни. И она успешно реализовывалась посредством обращения мастеров кисти – и не только – к современным проблемам человечества и внутреннему миру самого художника. Все направления в живописи этого времени позволяют ощутить дух эпохи и получить представление о том, чем жили и что чувствовали люди того времени.


Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799 год © Musée du Louvre, Paris

Героический или революционный классицизм появляется на исходе восем­надцатого столетия, в преддверии Французской революции — отсюда свобо­долюбивый пафос и публицистичность высказывания. Его творцы используют инструментарий уходящей эстетики для прославления идеалов новой эпохи, а на помощь им приходят сюжеты древней истории — прежде всего республи­канский Рим как образец гражданской доблести.


Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год © Wikimedia Commons


Поль Деларош. Полукружия. Фреска (центральная часть). 1841–1842 годы © Wikimedia Commons

Лекции и материалы о том, что без Лермонтова и Гофмана, Гойи и Делакруа, Бетховена и Наполеона наша жизнь была бы совсем другой

Академизм создавался на основах правил европейских академий изящных искусств. Академисты ориентировались на античных творцов и классиков прошлого (Рафаэля, Рубенса, Пуссена), изображали идеализированную красоту, полагались на точность рисунка и равновесие форм, гармоничность красок и оттенков (совмещали рисунок неоклассицизма с цветовой гаммой роман­тизма), ратовали за совершенство в мельчайших деталях. Художники академий рисовали обнаженное тело тем охотнее, чем целомудреннее оно выглядело.


Фридрих фон Амерлинг. Портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми. 1837 год © Wikimedia Commons

Бидермейер — немецкое (и австрийское) искусство первой половины века, по большей части декоративно-прикладное. Живопись бидермейера отражает буржуазные ценности владельцев одноименной мебели: правильные формы, скупой колорит, сентиментальность, поэтизация маленьких жизненных радостей. Этому способствовали политические заморозки: от социальных тревог художников тянуло сбежать в семейную идиллию.


Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811–1828 годы © Neue Pinakothek, München


Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852 год © Wikimedia Commons

Прерафаэлиты вслед за назарейцами страстно отринули правила академизма, провозгласив ориентацию на живопись Средневековья и Возрождения, — но только до Рафаэля. Это значило, что роскоши и величию они предпочитали строгость и правильные формы. Изысканный и элегантный рисунок эти неоромантики совмещали с насыщенной цветовой палитрой. Борясь с условно­стями академизма, они обращались как к сюжетам из средневековой истории, так и к современной буржуазной жизни, как к Шекспиру, так и к озерной школе. От романтиков прерафаэлиты унаследовали эмоциональность, ностальгию и тонкость символики.


Джованни Фаттори. Ротонда Пальмиери. 1866 год © Wikimedia Commons


Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 год © Wikimedia Commons

Реализм был скандален в тематике: отбросив мифологию, религию и историю, он сосредоточился на современности. Реализм был скандален в сюжетах: отби­рал те, которые раньше считались низкими и пошлыми. Реализм был сканда­лен в формате: эти низкие сюжеты он изображал на гигантских полотнах, ранее предназначенных только для академической исторической живописи. Реализм был скандален политически: нападал на ханжескую буржуазию. Но единой школы он не создал — каждый художник-реалист был волен отобра­жать действительность в меру своего понимания.


Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869 год © Wikimedia Commons

Импрессионизм запечатлевал зрительные реакции на окружающий мир в его конкретных состояниях — меняющемся освещении, подвижности воздушной среды. Четкие раздельные мазки смешиваются в глазу зрителя в сложные тона. Метод импрессионистов родился в условиях работы на пленэре — открытом воздухе: художники передавали тончайшие нюансы освещения, воспроизводя природу в изменчивости. В основе импрессионизма лежит научная теория цвета как производного от белого (солнечного) света; импрессионисты утвер­дили новое видение окружающей реальности, показав, что глаз — послушный инструмент человеческого мозга.


Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе. 1901 год © Wikimedia Commons

Пуантилизм — одно из первых художественных течений неоимпрессионизма. В отличие от своих предшественников, с натуры художники делали только этюд, а потом шли работать в мастерскую. Вместо смешивания пигментов раз­личных цветов на палитре они использовали чистые цвета, но в виде мельчай­ших точек. Пуантилисты писали точечными мазками, добавляя к основному цвету дополнительные — контрастные. Художники предполагали, что разные цвета сольются на сетчатке глаза, — как это происходит при восприятии солнечного цвета и света в природе.


Гаэтано Превиати. Пейзаж. Около 1905 года © Wikimedia Commons

Дивизионизм довел работу над восприятием цвета, интуитивно начатую импрес­сионистами и продолженную пуантилистами, до логического заверше­ния, положив его на полностью научную основу. Если для пуантилистов глав­ными все же были точки, то дивизионисты были не против удлиненных мазков и пятен; главное, что они всерьез полагались на оптическую теорию и разделе­ние цветов. С помощью рациональной техники они надеялись сделать картины ярче, лучше передать ощущение световоздушной среды.


Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 2. 1864 год © Wikimedia Commons

Эстетизм отрекался от конкретных сюжетов и дидактики, ведь, по его догме, искусство автономно и самодостаточно. В этом смысле художники-эстетисты были полноправными современниками Готье, Гюисманса и Уайльда. Эмоции зритель должен был получать не от предмета изображения, а от красоты искус­ства ради искусства; вместо этики ему обычно предлагали эротику. К эстети­стам иногда причисляют и тех, кто изображал античные сюжеты, видя в них исключительно источник декадентствующего гедонизма.


Одилон Редон. С закрытыми глазами. 1890 год © Wikimedia Commons

Символизм знаменовал усталость от реального, рационального, современного, прогрессивного, позитивного. Художники пытались указать на инобытие — ирреальное, неясное, невыразимое. Отсюда метафоричность, установка на неод­но­значность интерпретации; отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия. Как и романтизм, символизм — целое течение в культуре, поэтому однозначно опознаваемого живописного символизма не существует.


Густав Климт. Поцелуй. 1907–1908 годы © Wikimedia Commons

Ар-нуво, либерти, югендстиль, сецессион, модернисмо, просто мо­дерн — так в разных странах назывался стиль, прежде всего важный в архи­тектуре, интерьере и прикладном искусстве. Этот стиль пытался охватить, украсить собой все области жизни. Поэтому живопись модерна прежде всего декора­тивна, однако сочетает орнаментальность с утонченным колоритом и четко­стью человеческих фигур на переднем плане. В философии модерн много взял у символизма, поэтому в нем так много женских образов.


Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 год © Wikimedia Commons

Постимпрессионизм — собирательное название для разных течений, которые отталкивались от импрессионизма. Все, кого собирают под этой вывеской, отошли от фиксации непосредственного впечатления от действительности в пользу ее более глубокого осмысления, преображения или развоплощения. Отсюда — новая материальность: иные формы, смелые мазки, особые отношения с цветом и линией.


Поль Сезанн. Мужчина с трубкой. 1890 год © Wikimedia Commons

Сезаннизм назван в честь Поля Сезанна, который перенес акцент с импрессио­ни­стической колористики (разложения сложных оттенков на чистые цвета) на пластические объемы, моделированные цветом. Он считал, что надо не фикси­ровать мгновенные впечатления от действительности, а изучать ее. Сезанн воспринимал видимое аналитически, сводя его до структурных законо­мерностей формы и осмысляя природные формы через взаимодействие простей­ших геометрических тел: цилиндра, конуса, сферы. Сезанн повлиял на развитие живописи начала XX века как мало кто другой; как и их учитель, сезаннисты пытались постигнуть сущности природы и фиксировать на холсте то, что в ней неизменно; определить контраст между неподвижностью натуры и кажущимся движением живописи.

Олег Биркая. Эскиз, копия с житийных клейм иконы

Мария Трудлер: Привет, Олег. Как я рада, что на моем блоге появился такой интересный человек и замечательный собеседник, как ты. Идея для интервью родилась из твоих комментариев, которые переросли в бурную дискуссию о глубине искусства, признанных художниках и обыкновенных зрителях. Такие обсуждения дают шанс посмотреть на вопрос с разных сторон, понять больше, чем обычно и выйти хоть чуть-чуть за рамки своих привычных мнений. Ты художник по образованию, дизайнер, учил Культурологию. Ясно, что искусство тебе близко и скорее всего понятно. А какие направления в живописи ты любишь больше всего?

Олег Биркая: Мария привет! Я и сам рад, что случайно оказался на твоем блоге, знакомлюсь с ним постепенно, но с каждым разом нахожу для себя много интересного, и откровенно говоря, мне начинает очень нравиться твое творчество, хотя в начале оно не произвело сильного впечатления.
Из направлений в первую очередь отмечу свою старую любовь — импрессионизм, постимпрессионизм, как банально это не звучит)). Лепка формы и в целом композиции посредством цвета для меня до сих пор остается волшебством. Из экспериментального искусства мне интересны отдельные художники: Пикассо, Шагал, Модильяни — тут думаю я тоже не оригинален)). Еще большая любовь у меня к русским художникам конца 19-го века: Репин, Серов, Левитан, Коровин. Последнее несколько лет увлекаюсь историей христианского искусства, если быть точным — церковного искусства, правда это больше, чем просто искусство. Изучал технику древнерусской иконописи, три года брал уроки у одного замечательного московского иконописца и искусствоведа.

Олег Биркая. Палатки, эскиз.

Мария Трудлер: Потрясающе, Олег. Тема беседы идеально перекликается с твоими интересами. Ты принимаешь, как традицию, так и новаторство в искусстве. Значит анализ направлений пойдет на высоком уровне. Надеюсь, что разговор с тобой поможет переосмыслить многие вещи. Скажем так, реализм и академизм в живописи так давно закрыты от моего понимания, что я начинаю подозревать, что просто не способна увидеть в них особенности, вызывающее повсеместное и всеобщее восхищение. Я поставила рядом эти направления, так как обыкновенно академизм включает в себя и реализм в том числе. И я вижу в них много общего. Ты любишь русских художников-передвижников, для которых был характерен импрессионизм и реализм, потому что сам прошел академическую школу в живописи?

Олег Биркая. Преп. Иоанн Лествичник.

Мария Трудлер: Неслучайно я объединила академизм и реализм. Общее у этих направлений, на мой взгляд — почти безоговорочное следование традициям, уставам своей школы. Ну и, конечно, в академиях обязательно изучают реалистичный метод живописи и рисования, как необходимую основу знаний. Те же передвижники все вышли из академизма — кто в реализм, кто в импрессионизм. В один момент они взбунтовались, но все равно они дети своей школы и многие вернулись там преподавать. Конечно, отказ от мифологии — это смелый шаг, но все же, все эти художники по своей сути академичны. И далеко от академизма они не ушли. Немного расширили рамки академизма, но остались в нем. Поэтому всех этих художников-бунтовщиков брали и берут за образец. Они идеально вписываются в академизм. Мне кажется, Серов, Левитан, Коровин — настоящие русские импрессионисты, но Репин — абсолютный реалист по содержанию, граничащий с натурализмом, но технически, согласна с тобой, что у него есть черты импрессионизма, и это видно даже по репродукциям. Ты прав, что любое искусство надо рассматривать в историческом контексте. Кстати, на мой взгляд, все русские художники-импрессионисты достойно выдерживают сравнение со своими западными коллегами по направлению. А, по-твоему, какие различия у современного академизма и реализма? И что можно поставить рядом с академизмом?

Олег Биркая. Мч. Лариса Готфская

Я конечно могу ошибаться, но у меня возникло ощущение, что ты хочешь собрать в одну группу всех, кто строго следует канонам цвета, светотени и перспективы (и скинуть их со скалы))). Если так, то тогда в другую группу надо собрать тех, кто им не следует)), но ведь это невозможно. Согласен, что касается сюжетов, то уже очень сложно придумать что-то новое, все уже написано сотни раз, все избито — куда деваться. Вчера в разговоре с женой (она искусствовед) услышал от нее интересную для себя мысль: в искусстве появлялось что-то новое, когда появлялся новый зритель. Например тот же академизм был рассчитан на высокообразованную среду дворянства. Все эти мифы и библейские сюжеты были им хорошо знакомы и художник наполнял до боли известные темы символами, которые и тогда-то с трудом угадывались, а теперь и подавно их не разглядеть. Так вот на счет зрителя… появление Третьяковых и Мамонтовых, появление буржуазного класса, интеллигенции, прогрессивного студенчества, мещанства, народничества и т.д. привело к появлению тех же передвижников. Большинству уже неинтересна и непонятна была та же мифология, да и в Бога уже мало кто верил, — им нужно было нечто более РЕАЛЬНОЕ.

По поводу схожести академизма и религиозного искусства конечно, религиозное искусство доминирует в академизме. Но говоря о канонах, ты наверно имела ввиду церковное искусство? Да, церковное искусство строится на строгих канонах и традициях — там без этого никак нельзя, потому что, — это не только искусство, но и богословие. А в богословии, как и в философских системах все очень четко выстроено — термины, понятия, определения. Поменяешь определение какого-нибудь термина или добавишь одно слово и вся система теряет смысл. Достаточно вспомнить, что спор из-за ЕДИНСТВЕННОГО слова в Символе Веры в итоге расколол Церковь на Восточную и Западную. Но хочу отметить, на самом деле канонические рамки в церковном искусстве не такие жесткие, какими кажутся. Они касаются в основном глубокого символизма в церковном искусстве. Просто там свобода художника находится в несколько другой плоскости, чем в светском искусстве.

Мои воспоминания о годах учебы…))) В строгом смысле слова, я не академист)) я закончил университет а не тбилисскую академию. Факультет Искусства в универе даже считался некоторой опозицией, точнее попыткой опозиции)). К тому же тогда фактическим хозяином академии был небезызвестный Зураб Церетели… но не будем о грустном)). Нет, я ни с кем не спорил из учителей — я их очень уважал. Моей программой минимум на тот момент было не доказать кому-то что-то, а научиться красиво изобразить, передать то, что я вижу вокруг себя. А программой максимум я считал, что пока я не смогу воспроизвести все то, что рисует мое бурное воображение — я не могу называться художником. Из воспоминаний… хм, когда я поднимался в мастерские, в мансарды 1-го корпуса универа, первый вопрос который мне шепотом задавали сокурсники, был: Олег, ты где ходишь? коньяк будешь?))

А что касается моего обучения иконописи… я даже помыслить не мог, чтобы спорить, да и о чем спорить -то?)) — к тому времени я вышел из возраста сопливого максимализма. Чтобы спорить, надо быть хотя бы на одном уровне с оппонентом.

Олег Биркая. Фрагмент, копия с иконы

Олег Биркая: Маша, с тобой очень приятно общаться на тему искусства. И обязательно передам Свете твое восхищение, спасибо большое)).

Сезан, несмотря на такой геноцид в мыслях, насколько я помню почти каждую неделю ходил в Лувр — это так, штрих в сторону академизма)). Почему ты упомянула именно граффити? Ты читаешь мои мысли!)) Я как раз в настоящий момент готовлю статью по стрит-арту для своего блога. Это очень интересная тема. Да у них есть зритель, я бы даже сказал слишком уж большой охват аудитории — они хотят показать свое искусство всем. На мой взгляд, это форма социального протеста, но с разными целями, для кого-то, типа мадридской группы 24/7 — это самоутверждение на грани криминала, для Banksy политический и социальный протест, для Kidult’a — неприятие общества потребления и т.д. Скажем так, академизм сегодняшнего дня — это Реклама, которая и является современным официальным искусством общества потребления. Она и вызывает этот самый протест, как иллюзорная (идеалистичная) визуализация современного общества. Реклама ведь многих порядком достала)), говорю как рекламный дизайнер и профессиональный рекламщик)). Уж слишком она стала навязчива и убедительна. Теперь за ней ничего не разглядеть, — ни лица города, ни оригинального стиля и индивидуализма в образе жизни, вкусах, в одежде и т.д.

Что касается воображения академистов… Сегодня в искусстве полная свобода, вседозволенность, смешение и использование всех стилей. Подобная ситуация была и в конце 19-го века с появлением Эклектики, правда сегодня это все на порядок отвязней)). Первый художник, который мне приходит на ум, у которого есть элементы академизма в модерне и символизме, тот же Климт (вот тебе кстати классический академист!), он великолепен. Или взять например голубой и розовый периоды Пикассо (боже, как это банально прозвучало=)) — это ведь реализм и чисто академическая школа. Просто тех академистов и реалистов, которые начинают пользоваться своим воображением уже именуют иначе)). Я не перешел в полной мере на тот уровень, где смог бы изобразить то, что рисует мне воображение, завидую тебе)). Точнее я отложил кисти в пользу дизайна((. Ну а потом меня очень привлекло церковное искусство, оно очень символично и мистично.

Олег Биркая. Спас на убрусе.

Author name: Maria Trudler Publish date: 14.07.2011 Discussion: 40 Comments Categories: Беседы об искусстве About Maria Trudler: Привет. Меня зовут Мария Трудлер. Я художник. Люблю искусство. Во всех видах и проявлениях. Пишу картины, рисую. Веду рукописный дневник о творчестве в свободное от рисования время. Избранные записи публикую на блоге.

Читайте также: