Государственный земельный надзор это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.

Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.

Государственный земельный надзор, его суть

Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.

В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.

Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.

Надзорные органы и поднадзорные лица

Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:

  • управлением Росреестра;
  • Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
  • Федеральной службой, ответственной за природопользование.

Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.

Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:

  • представители органов государственной власти;
  • частные физические лица;
  • представители местных органов самоуправления;
  • руководители и представители любых юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели.

Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.

Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

  • плановые проверки;
  • внеплановые проверки;
  • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
  • анализ за исполнением норм земельного права;
  • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Управление Росреестра и полномочия его сотрудников

Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:

  • в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
  • в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
  • в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
  • в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
  • в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).

В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.

В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.

Служба по надзору природользования

Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:

  • выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
  • требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.

Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.

При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.

Фитосанитарный и ветеринарный надзор

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

  • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
  • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
  • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности

Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.

О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.

Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.

За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).

2. Предметом государственного земельного надзора являются:

1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

3. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Организация и осуществление государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.

6. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, - в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

7. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием, целевым назначением земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо, уполномоченное на осуществление федерального государственного земельного надзора, не позднее пяти рабочих дней со дня окончания такого контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты такого контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

8. Органы государственного земельного надзора уведомляют в порядке и случаях, установленных положением о государственном земельном надзоре, единый институт развития в жилищной сфере о фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.

1) частью 23 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2) пунктом 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

10. Государственный земельный надзор за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.



Деятельность


Государственный надзор


Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор Росреестра направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Росреестр осуществляют контроль за соблюдением:

- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

- требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

- проведения плановых и внеплановых проверок;

- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Оформление результатов проверок

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информирование об исполнении государственной функции

Почтовый адрес для направления обращений: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Почтовые адреса, телефоны для справок и адреса электронной почты территориальных органов Росреестра размещены на странице

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 июня 2021 года N 1081

О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)

2. Признать утратившими силу:

3. Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1081

Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями).

2. Предметом государственного земельного надзора являются:

соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков), а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

3. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.

5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;

б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;

г) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

д) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

6. Полномочия, указанные в пункте 5 настоящего Положения, осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) в отношении всех категорий земель.

7. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);

д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

8. Полномочия, указанные в пункте 7 настоящего Положения, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель.

В целях осуществления государственного земельного надзора испытания (лабораторные исследования) почв проводятся федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.

10. Полномочия, указанные в пункте 9 настоящего Положения, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.

11. Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

12. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного земельного надзора земельные участки подлежат отнесению к категориям риска в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

13. Отнесение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 1.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющих государственный земельный надзор, являющихся одновременно по должности главными государственными инспекторами в субъектах Российской Федерации по использованию и охране земель, и их заместителями, главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

При отнесении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) земельных участков к категориям риска используются в том числе:

сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;

сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;

сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

14. Проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет;

для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.

В ежегодные планы плановых контрольных (надзорных) мероприятий подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также используемых на праве аренды гражданами и юридическими лицами, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, который установлен для объектов земельных отношений, отнесенных к категории:

Земельный контроль, как любая мера правовой направленности осуществляет определенные функции, которых всего три: предупредительная, целью которой является предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационная, роль этой функции заключается в сборе данных о подконтрольных объектах, и карательная, последняя функция основанная на привлечении нарушителей законодательства земельной направленности к юридической ответственности.

Что касается классификация видов земельного контроля, то ее можно произвести по нескольким критериям. По критерию субъекта, занимающегося земельным контролем, важно помнить про надзор государственного характера, производственного, а также муниципального и общественного контроля.

При этом обязательно иметь ввиду, что земельный контроль в рамках государства может осуществляться только органами федеральной власти.

Не рассматривается возможность проведения государственного земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ.

Направленность контроля — это один из критериев по которому нужно различать внешний и внутренний земельный надзор.

Хозяйствующим субъектом осуществляется внутренний земельный контроль нося название производственный. Земельный контроль относящийся к организационно не подчиненным объектам показывает себя в форме надзора государственной направленности, а также муниципального и общественного контроля.

Земельный надзор

Государственный земельный надзор — это один из видов деятельности уполномоченный органами исполнительной федеральной власти, целью которого является предупреждение, пересечение и выявление нарушений органов гос.власти, местным самоуправлением и его органами, и юридическими лицами, их управляющими, другими лицами при должности, предпринимателями индивидуального характера, гражданами требований, правил земельного законодательства, которые были установлены посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятие определенных мер законодательством Российской Федерации, которые направлены на устранение или пресечение последствий обнаруженных нарушений, и деятельность отдельно-уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за осуществлением земельных требований от законодательства при выполнении органами гос.власти, органами местного самоуправления, лицами юридического характера, предпринимателями индивидуальной направленности и гражданами своей деятельности.

Земельный надзор государственного характера можно разделить на общий, он осуществляется органами общей компетенции такими как: Правительство и Президент РФ и т д.), а также специальный, это надзор осуществляется органами исполнительной власти, которые обладают специальными полномочиями, в основном это Росреестр.

Земельный надзор государственного характера имеет свои элементы механизма по управлению земельными ресурсами, имея при этом целый ряд особенностей. Первая особенность государственных органов по земельному надзору заключается в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывая при этом все категории земель, а также деятельность субъектов хозяйственной сферы вне зависимости от формы собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля основывается на содержании мер административного принуждения, которые используются государственными инспекторами по отношению к нарушителям законодательства в земельной сфере. К этим мерам также относят административную ответственность (это штраф или более мягкая форма, предупреждение), административное пресечение (меры служащие для пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и.т.д.

Стоить отметить, что перечни должностных лиц тоже утверждены, поэтому лица при должности имеют все полномочия на составление протоколов административной направленности.

Земельный контроль в государстве всегда происходит в форме проверок, которые проводятся в четком плане, но есть случаи и внеплановых проверок. Внеплановые проверк проводятся в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений законодательства в земельной сфере, а также в ситуации, когда документы или другие доказательства, служащие свидетельством правонарушительных действий в рамках земельного законодательства, получаем от органов публичной власти, организаций и самих граждан.

Стоит помнить, что государство рассматривает ряд гарантий индивидуальных интересов юридических лиц и предпринимателей от произвола со стороны надзорных органов посредством распределения обязанностей, ответственности и взаимных прав, а также установления процедур правового характера имеющие прямое отношению к надзору.

  1. Окончание временного срока для выполнения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ранее выданного предписания свидетельствующего об устранении выявленного нарушения требований обязательного характера и требований, которые установил сам муниципальный правовой акт;
  2. Поступление в органы муниципального контроля, а также в органы государственного контроля заявлений от граждан, юридических лиц, предпринимателей индивидуального характера, информации от гос.власти, органов местного самоуправления, средств СМИ о следующих фактах:
    • появление угрозы, которая может причинить вред здоровью и даже жизни граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • нанесение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства, а также угрозы ЧС техногенного и природного характера;
    • Нарушение прав потребителей (в ситуации, когда граждане чьи права были нарушены обращаются в соответствующие органы).

В постановлении отмечается перечень должностных лиц, которые занимаются надзором за этими органами.

Так, инспекторы государственного Росреестра занимаются государственным земельным надзором, который следит за выполняемыми требованиями земельного законодательства о недопущении символьного занятия земельных участков, а также обмена ими в самовольном характере, использованием земельных участков без документов правоустанавливающей направленности и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования земель; исполнение требований законодательства в земельной сфере, а также использование земель по целевому назначению, осуществление обязанностей приводящих земельное состояние пригодное для использования по целевому назначению; исполнение требований о сохранности и наличии межевых знаков границ земельных участков; порядок в котором показываются сведения о состоянии земель и.т.д.

Органы земельного контроля

Что касается контроля земельной сферы, то им занимается росприроднадзор. Этот орган следит за выполнением обязанностей относящихся к рекультивации земель после завершения разработки полезных месторождений для ископаемых мелиоративных, строительных, лесозаготовительных, а также других работ, которые осуществляются для собственных и внутрихозяйственных надобностей; исполнение мероприятий направленных на улучшение земель и охране почв от водной эрозии, ветреных воздействий, и других процессов ухудшающих земельное состояние; пользование лесами и земельными участками в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и.т.д.

Из этого следует, что первый из указанных органов занимается контролем за соблюдением требований по пользованию земель всех категорий; а второй орган учавствует в надзоре за исполнением требования относящихся к защите земель; третий же орган со своими полномочиями имеет влияние на категорию земель сельскохозяйственного назначения и суб категорию сельскохозяйственного пользования, которая входит в состав земельной категории населенных пунктов.

Государственные инспекторы отвечающие за охрану и пользование землями при исполнении своих обязанностей имеют полное право: посещать объекты и организации при наличии служебного удостоверения, обследовать земельные участки, которые находятся во владении, а также собственности и аренде; выдавать предписания обязательного характера относящиеся к вопросам по соблюдению требований законодательства в земельной сфере, а также сообщать о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок; заниматься составлением протоколов свидетельствующих о нарушениях земельного законодательства, а после отправлять их на рассмотрение определенным должностным лицам, которые занимаются административными правонарушениями.

Муниципальный земельный контроль — это вид деятельности, который осуществляется местными органами самоуправления с целью обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, пересечению и выявлению законодательных нарушений в земельной сфере в пределах муниципального образования.

Во время определения объекта муниципального земельного контроля нужно знать о двух обстоятельствах. Первое, при осуществлении этого надзора органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Для этого есть методические рекомендации специального характера, в которых говорится о порядке взаимодействия органов, исполняющих муниципальный земельный контроль, и Росреестра.

Во-вторых, в случае если государственный надзор земельного характера (пункт 1 статья 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (пункт 3 статья 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то земельный контроль муниципальной направленности — только за использованием земель. Этот подход объясняется тем, что надзор по охране за землями является одной из разновидностей экологического контроля, которым с 2006 года 1 января органы местного самоуправления не осуществляют.

Земельный контроль определяется муниципальными и нормативными правовыми документами органов местного самоуправления. Обычно этим контролем занимается комитет местной администрации. Что касается правообладателей земельных участков, то они обязаны: обеспечить присутствие своих представителей или свое присутствие во время осуществления мероприятий по муниципальному контролю земельной направленности; представлять акты свидетельствующие о нравах на земельные участки, о особых режимах использования земель, проектно-технологические, а также иные материалы, которые регулируют вопросы защиты и использования земель; помогать в организационных моментах относящихся к мероприятиям муниципального контроля в земельной сфере, и обеспечивать необходимые условия для специалистов отдела муниципального контроля.

Вместе с муниципальным и государственным контролем земельное законодательство рассматривает возможность на осуществление земельного контроля в общественных масштабах (пункт 3 статья 72 ЗК РФ).

Общественный земельный контроль — это деятельность граждан направленная на проверки и соблюдения установленного порядка для подготовки, а после принятия органами исполнительной государственной власти решений, которые имеют отношение к законным интересам и правам всех граждан, юридических лиц и земель находящихся под защитой.

Земельный контроль общественного характера используется только тремя категориями субъектов: территориальными органами общественного самоуправления, организациями общественной направленности и гражданами. Существует очень важное отличие общественных субъектов экологического контроля, а также субъектов земельного контроля: согласно статье 12 Закона о защите окружающей среде за экологическим контролем следят общественные и другие некоммерческие объединения. В Российской Федерации Земельный кодекс определяет участие общественности в этом смысле более узко (без других объединений некоммерческого характера). Но тем не менее в роли субъекта по экологическому контролю в Законе о защите окружающей среды не отмечаются органы территориального общественного самоуправления.

Основываясь на статье 27 Закона о самоуправлении местного характера под общественно-территориальным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства на части территориальных поселений для самостоятельного и под свою ответственность применения собственных инициатив относящихся к вопросам местного значения. Что касается самоуправления на общественной территории, то оно действует в пределах территорий проживания граждан: многоквартирный жилой дом; подъезд многоквартирного жилого дома; жилой микрорайон; группа жилых домов; населенный пункт сельской направленности, который не является поселением; другие места проживания граждан.

Результаты земельного контроля

На данный момент общественный земельный контроль со своей системой продолжает формироваться. Одной из самых перспективных сфер является создание дополнительных информационных возможностей для осуществления работы государственного муниципального и надзорного органа. Дублирование определенных функций публичного земельного контроля является задачей с небольшим эффектом. Но при этом, если взаимодействие налажено с контролем государственного характера и муниципальными надзорными органами гражданами имели бы возможность сообщать в оперативном темпе о земельных правонарушениях в квартале, микрорайоне или даже дворе.

Земельный контроль производственного характера применяется спец.службой (отдельным работником) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на своем земельном участке и имеет основную задачу по проверке исполнения процессов хозяйственной, и другой деятельности законодательства в области использования, и охраны земель.

Из статьи 73 пункта 1 ЗК Российской Федерации следует, что земельный контроль производственного характера может исполняться всеми субъектами вещных прав на землю, а также некоторых обязательственных прав. Конечно, просто нет смысла заниматься производственным земельным контролем на дачном земельном участке, размер которого 6 соток. Потому что речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей. Но это явление является неизбежным в силу статьи 4 пункта 2 Закона об обороте земель, который предполагает появление больших землевладений, размер которых примерно равен одной десятой от всей площади сельскохозяйственных угодий административно-территориального образования. Также очень актуальной является система земельного контроля юридическими лицами, которая пользуется специальными землями (например земли лесного фонда).

Но все же до конца не ясно, почему основываясь на статье 73 пункта 2 ЗК Российской Федерации лицо, которое пользуется земельным участком, обязано представлять сведения об организации земельного контроля только в отдельный орган, уполномоченный государственным земельным контролем. В такой ситуации орган местного самоуправления не будет иметь нужную ему информацию о осуществлении производственного земельного контроля на своей территории, что едва ли обосновано.

Производственный земельный контроль со своей системой наиболее детально разработан в экологическом законодательстве, которое часто применяется к экологическому контролю имеющему определенную специфику при обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов. Есть ряд случаев, когда сфера действия производственного экологического и земельного контроля совпадают. Что касается производственного контроля, то он обязан включать в себя постоянное наблюдение за окружающей средой, а именно за состоянием почвы. Поэтому почва контролируется по микробиологическим, химическим, радиологическим показателям, а задачей службы производственного контроля является наблюдение за состоянием земель.

Читайте также: