Государственный строй сословно представительной монархии в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

СПМ - это такая форма правления, при которой глава государства (монарх) в процессе управления опирается на представителей от различных сословий.

Органы государственной власти:

1. Великий князь, или государь, который обладал большими полномочиями в сфере законотворчества, управления и суда.

2. Боярская Дума – постоянно действующий орган при великом князе,

решающий вопросы законотворчества, управления и суда. В основе формирования Боярской Думы лежал принцип местничества – чем выше родовитость, тем выше должность. В состав входило 4 группы чинов: боярин, окольничий,

3. Земский Собор - центральный представительный орган при царе, принимавший важные гос. решения (Пример: Соборное Уложение), вопросы о правителях, войны и мира. Полностью включал Боярскую Думу, Священный Собор (Высшее духовенство), входили дворяне, городские представители. Непостоянно действующий орган. Созыв Земского

Собора объявлялся царской грамотой.

4. Приказы - орган центрального отраслевого управления (исполнительная власть). В данный период происходит усложнение систем. Приказы – это аналоги нынешних министерств. Структура: Во главе каждого приказа стоял начальник (судья, казначей,

печатник, дворецкий и т.п.), который назначался из состава БД, из думных чинов (бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков). Некоторые судьи руководили несколькими приказами одновременно. В помощь судьям в приказы для ведения делопроизводства назначались дьяки,

происходившие из родов мелкого дворянства, духовенства и купечества. Дьяки вместе с судьями рассматривали дела и принимали решения. Техническую и канцелярскую работу делали подьячие, подготавливая тексты, составляя справки, ведя архив приказа. Приказы делились на столы, а столы - на повытья. Столы возглавляли дьяки.

Разрядный приказ - организация гос. управления Поместный приказ - выделение и оформление земельных наделов и суд по земельным делам; Ямской приказ - организация ямской гоньбы и полицейско - надзорые функции за перемещением лиц и грузов; Приказ Большого прихода - организация сбора общегосударственных налогов и пошлин. и т.д.

Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

5. Местное управление

Ликвидация системы кормления. Она была заменена органами губного и земского самоуправления, а именно действовали губные избы (выборные органы из бояр) и земские избы (в состав входили выборные местные представители; земский староста) С начала 17 в. из центра на места стали назначаться воеводы, которые являлись руководителями приказной (съезжей) избы. Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты,

дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-opredelenie

Экономические и политические предпосылки возникновения

В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.

Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.

Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.

Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;

Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.

Характерные черты сословно-представительной монархии в России

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-v-rossii

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Земский собор 1549 г.

Характерные особенности Земских соборов:

Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;

Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;

Отсутствие законодательной инициативы;

Земские соборы не ограничивали самодержавие.

На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:

  • Царь;
  • Боярская дума;
  • Представители духовенства;
  • Помещики.

Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:

  • Необходимость проведения судебной реформы;
  • Решение о формировании местного самоуправления;
  • Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.

Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии

В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.

В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.

Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:

  • 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
  • 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.

После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.

Потеря значения, переход к абсолютной монархии

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итоги

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

Государственный строй в период сословно-представительной монархии

В середине XVI в. В России утверждается сословно-представительная монархия. Можно выделить следующие общие признаки, присущие этой форме правления:

  1. она являлась промежуточной между раннефеодальной и абсолютной монархией;
  2. это такая форма правления, при которой монарх делит власть с органами сословного представительства как в центре, так и на местах (земские соборы, органы губного и земского самоуправления);
  3. основную социальную опору царской власти составляют дворянство и верхи городского населения — купцы, опираясь на которые, она ведет борьбу с феодальной аристократией, противившейся централизации государства;
  4. для нее характерен более высокий уровень централизации бюрократического аппарата и создание постоянного войска.

Царь. Начиная с 1547 г. монарх стал называться царем. Ему принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть. В начале рассматриваемого периода царская власть укреплялась в борьбе с боярским сепаратизмом. Наиболее ярко это проявилось в опричнине, введенной Иваном IV в декабре 1564 г.

Опричнина существовала до 1572 г. Она укрепила централизованное государство, но боярство не было окончательно подорвано и с ним приходилось считаться

Иван Грозный пошел еще дальше, по сути, ликвидировав удельные порядки. В духовной 1572 г. он старшему сыну отказал все царство, а младшему — удел. Но этот удел оставался под верховной властью старшего сына. Таким образом удельный князь превратился в слугу великого князя.

Зато появилась так называемая Ближняя дума (Комнатная или просто Комната). Образцом такой думы была Избранная рада Ивана Грозного, в которую входили его ближайшие помощники, друзья, отбиравшиеся по деловым качествам, а не по родовитости.

Земские соборы. Они были олицетворением сословно-представительной монархии. В них нашли свое выражение притязания тех слоев общества, которые являлись опорой царя.

Первый Земский собор, на котором Иван Грозный выступил с призывом примирения, состоялся в 1549 г. Затем они собирались по мере надобности, рассматривали наиболее важные вопросы государственной жизни: принимали законы (например, Соборное уложение 1649 г.), избирали царей, решали вопросы войны и мира, финансовые вопросы, устанавливали (изменяли, отменяли) налоги, сборы, повинности. Особое значение Земские соборы приобрели в первой половине XVII в., после изгнания польских и шведских интервентов, когда налицо был экономический упадок, а власть царя еще слабой.

В научной литературе высказывалось мнение (Л.В. Черепинин), что состоялось всего 57 Земских соборов — с 1549 по 1684 г. (чаще последней датой созыва Земского собора называется 1653 г., когда был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией).

Круг проблем, решавшихся на Земских соборах, включал жизненно важные для страны вопросы. С известной долей условности Земские соборы можно разделить на четыре основные группы:

  1. созываемые царем по своей инициативе — их было больше всего;
  2. созываемые царем по инициативе сословий (например, в 1648 г.);
  3. созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него (в 1611 — 1613 гг., когда у власти был польский королевич);
  4. избирающие на царство (таких было восемь).

Предметы ведения соборов не были регламентированы, равно как не были урегулированы очередность, сроки созыва, порядок формирования, время работы, процедура принятия решений и пр. Поэтому некоторые соборы действовали один-два дня, другие — по нескольку лет (Земский собор 1613 г. после избрания на царство Михаила Федоровича не был распущен и продолжал работу почти три года).

Земский собор включал:

  • Освященный собор (высшее духовенство во главе с патриархом);
  • Боярскую думу;
  • выборных от дворян, детей боярских, посадских людей и черносошных крестьян (например, Земский собор 1613 г., в котором частновладельческие не участвовали).

Выборы проводились не всегда. Известны случаи, когда на Собор призывались представители московского посада и находившие в столице по каким-либо делам дворяне с периферии, а также направлялись из ближайших уездов по указанию местных властей.

Центральные органы управления. В рассматриваемый период произошел расцвет приказной системы. Число приказов достигало 80. но постоянных было около 40. Так, в 1698 г. имелось 36 приказов (2739 служащих).

Приказы можно разделить на четыре основные группы:

Часто создавались временные приказы. От других их отличали конкретность выполнявшихся задач и функций, а также экстерриториальность. Например, в 1627—1629 гг. существовало шесть сыскных приказов.

Приказы обладали административной властью, наделялись судебными правами. К ним приписывались определенные территории, на которых они собирали налоги и подати. По отношению к населению этих территорий приказы осуществляли полицейско-судебные функции (за исключением относившихся к исключительной компетенции Разбойного, Сыскного и некоторых других специализированных органов). Так, даже Посольский приказ выступал в роли судебно-полицейского ведомства в отношении жителей двух приписанных к нему слобод Москвы.

Уже тогда возникла проблема сокращения административно-управленческих расходов. Например, с 1628 по 1646 г. финансирование подьячих сократили на 25%.

Некоторым государственным чиновникам (дьякам и подьячим) доставались вотчины, большинство же наделялось поместьями. Дьяки и до половины подьячих имели собственные дворы в Москве.

Денежные оклады у думных дьяков составляли 200—250 руб. в год (в 2 раза меньше, чем у бояр), приказные дворяне получали 50—80 руб., подьячие — 1—2 руб., иногда до 20 руб. в год.

В пограничных районах страны власть наместников и волостелей сохранялась. Но постепенно происходило объединение гражданского и военного управления, которое воплощал воевода. В связи с этим происходила и замена наместников воеводами. Со временем должности воевод начали вводиться в районах с губным и земским самоуправлением (известны случаи, когда жители просили оставить у них только воеводское, или, наоборот, только губное управление) и фактически подменять его.

В XVII в. создаются пешие и конные солдатские, рейтарские, драгунские полки, комплектовавшиеся из дворян и посадских. В середине XVII в. из крестьян начали брать в войско так называемых даточных людей: от 25 дворов одного человека (своего рода предшественник рекрутского набора).

Государство и право в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)

В XVI-XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов.

Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством.

В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов.

Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия. Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию оснований для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.

В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.

Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. В 1533 г., после смерти Василия Ш, остро встал династический вопрос, поскольку трехлетний Иван 1У, находился под властью матери Елены Глинской, чье регентство оспаривал брат Василия Ш Юрий и дядя Елены Михаил Глинский. После смерти Глинской началась череда смены правительственной власти (1539 – Шуйские, 1542 – Бельские, 1547 Глинские), междоусобицы, убийства и разорение политических противников, что ослабляло государственную власть. В январе 1547 г. Молодой Иван 1У принял новый для Руси титул Царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом 1547 г. В Москве разразился страшный пожар, приведший к стихийному бунту посадских людей против бояр.

Эти события, грозившие повториться в других частях измученного усобицами и беспорядком государства, заставили царя задуматься о проведении серьезных реформ. В 1549 г. Собирается первый в истории Руси Земский собор – сословно-представительный орган совещательного характера. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы – принципиально новый орган государства. Через них царь привлек к государственному управлению определенные круги дворянства и посадского населения.




Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их созыва и существа обсуждающихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже.

Состав земских соборов был непостоянным. Самым многолюдным (примерно 700-800 человек) был собор, созванный в 1613 г., для выборов царя. Был единственный случай, когда на нем присутствовали представители стрельцов, казаков, чернотяглых крестьян. Победила группировка, которая поддержала 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку.

Земские соборы можно условно разделись на четыре основные группы:

1) созванные царем по своей инициативе;

2) созванные царем по требованию сословий;

3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствии царя либо направленные против него;

4) соборы, избирающие на царство.

Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90. Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казна чей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы. Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр.

Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года.

В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил: продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения; было создано постоянное стрелецкое войско. С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.

Государство и право в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)

В XVI-XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян. Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов.

Создание единого государства дало необходимые ресурсы для активной внешней политики. В середине XVI в. Россией были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, а Ногайская орда (Приуралье) признала вассальную зависимость от России. Далее в состав России вошли Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала. В 1582 г. началось покорение Сибири, и к концу XVII в. вся Сибирь была присоединена к России. В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Таким образом формировался многонациональный состав Русского государства. К XVII в. Россия по своей территории и численности населения стала крупнейшим в мире государством.

В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов.

Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия. Начиная с 1547 г. глава государства стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию оснований для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.

В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем. Централизации государства способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.

Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. В 1533 г., после смерти Василия Ш, остро встал династический вопрос, поскольку трехлетний Иван 1У, находился под властью матери Елены Глинской, чье регентство оспаривал брат Василия Ш Юрий и дядя Елены Михаил Глинский. После смерти Глинской началась череда смены правительственной власти (1539 – Шуйские, 1542 – Бельские, 1547 Глинские), междоусобицы, убийства и разорение политических противников, что ослабляло государственную власть. В январе 1547 г. Молодой Иван 1У принял новый для Руси титул Царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом 1547 г. В Москве разразился страшный пожар, приведший к стихийному бунту посадских людей против бояр.

Эти события, грозившие повториться в других частях измученного усобицами и беспорядком государства, заставили царя задуматься о проведении серьезных реформ. В 1549 г. Собирается первый в истории Руси Земский собор – сословно-представительный орган совещательного характера. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя. Земские соборы – принципиально новый орган государства. Через них царь привлек к государственному управлению определенные круги дворянства и посадского населения.

Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их созыва и существа обсуждающихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже.

Состав земских соборов был непостоянным. Самым многолюдным (примерно 700-800 человек) был собор, созванный в 1613 г., для выборов царя. Был единственный случай, когда на нем присутствовали представители стрельцов, казаков, чернотяглых крестьян. Победила группировка, которая поддержала 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку.

Земские соборы можно условно разделись на четыре основные группы:

1) созванные царем по своей инициативе;

2) созванные царем по требованию сословий;

3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствии царя либо направленные против него;

4) соборы, избирающие на царство.

Система приказов как органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90. Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничьих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казна чей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Вопросами организации государственной службы и финансирования госаппарата занимались приказ Большого прихода, Разрядный, Поместный и Ямской приказы. Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Территориальные приказы по сбору налогов и Земский приказ ведали сборами в столице и ее пригородах. Чеканкой монеты занимался Денежный двор, подчиненный приказу Большой казны. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приказ, Печатный приказ и пр.

Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1-2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат — приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, рассыльщики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года.

В рассматриваемый период была проведена реформа вооруженных сил: продолжалось упорядочение организации дворянского ополчения; было создано постоянное стрелецкое войско. С начала XVII в. появляются постоянные полки: рейтарские, пушкарские, драгунские и т. д. Эти полки были прообразом постоянной и регулярной армии, сформировавшейся в России только в XVIII в.


Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского.
  • 3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
  • 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение.
  • 5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского.
  • 7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
  • 8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  • 9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
  • 10. Судебник 1497 г.
  • 11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
  • 12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
  • 13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
  • 14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления

Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха.

Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Так, для управления стрельцами, был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.

Появились специальные территориальные приказы, ведавшие делами территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы, а в дальнейшем — Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

Из комиссии Боярской думы по разбойным делам сформировался Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями.

Обслуживанием личных потребностей царя ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий и Сокольничий приказы, Постельничий и др.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили привилегию обращаться к суду самого царя, в связи с этим образовался Челобитный приказ.

В конце XVII в. создалась система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский), которые выполняли функции высших судебных органов. Затем все эти приказы слились в единый Судный приказ.

Большое значение имел Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах, он также рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Читайте также: