Государственное устройство майя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Политическая культура народа, как свидетельствуют политические антропологи, накладывает сильный отпечаток на создаваемые им политические институты. Политическое устройство древних индейцев майя — типичный тому пример.
Начну с того, что политическая культура майя была довольно патриархальной, что повлияло и на колорит их общественно-политического устройства. Напомню, патриархальной политической культуре характерны такие черты, как сила общественных традиций, политические табу и сильное влияние религии. Так, каждый город майя был самостоятельным городом-государством — его общество разделялось на три класса: знать (светская и жреческая), общинники (основа майяского общества) и рабы.
Общественная иерархия майя. Во главе общества стоял халач-виник (великий человек, правитель). Его власть была неограниченной, пожизненной и передавалась по наследству. Как правило, преемником становился его первенец. Иногда трон передавался старшему брату. Халач-виник отличался от всех богатой одеждой с символами царской власти — мантией из шкуры ягуара, отделанной бахромой и перьями птицы кецаль.
У него была корона или плюмаж из перьев редких птиц иногда с подвеской в виде рыбы, клюющей цветок.

Ключевые слова конспекта: Государства майя, аява, религия, письменность, города.

Родиной майя является южное побережье Карибского моря (p-он Белиза). Города майя на территории современной Мексики, Гондураса и Гватемалы возникли в I тыс. до н. э. Находились под влиянием местной ольмекской цивилизации. Город был центром одного из племен майя: кокомы, канепи, тутуль шпу, печи и чели. Города майя представляли собой рабовладельческие деспотии восточного типа, религиозные и политические центры, объединявшие значительное число сельскохозяйственных общин. Основной хозяйственной деятельностью населения было подсечно-огневое земледелие; проводилась мелиорация заболоченных местностей. В обществе майя были развиты ремесла и торговля. Города были не только храмовыми и племенными центрами, но и региональными пунктами обмена. Постройка сложных сооружений (дворцов, храмов и обсерваторий, стадионов, изготовление стрел, оружия) требовало большого числа людей, оторванных от сельского хозяйства, и их высокой специализации.

Города майи часто воевали друг с другом. Войны велись по многим причинам. Установление контроля над территорией, овладение торговыми путями. Но из сохранившихся сведений об истории майя известно, что победоносная война не приводила к присоединению завоеванных земель, ее целью был захват пленных для превращения в рабов и приношения в жертву; вожди были заинтересованы в войне для поддержания своей репутации. Оружием майя были боевые дубины, духовые трубки, стрелы, ножи, копья, топоры, щиты из древесины и кожи животных.

Религия государства майя была политеистической. Пантеон майя состоял из сотен богов. Главными были Бог неба, Бог кукурузы, Бог Полярной звезды, Бог смерти, были боги каждого отдельного дня года и боги каждой из двадцати цифр системы майя. Майя изобрели цифру ноль, которая также была представлена божеством. Боги являлись аналогичными людям смертными существами: были боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривались древними майя как акт продления жизни богов. Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. Основным был ритуал кровопускания — нужно было проколоть тело, протянуть сквозь него хлопковую веревку, а затем сжечь ее на огне. Также совершались человеческие жертвоприношения, через терзание (вырывание сердца), повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племен, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Массовые жертвоприношения характерны для периода до X в. н. э. Затем религия стала играть меньшую роль в жизни общества. Многие храмовые комплексы носят следы намеренного разрушения, возможно, в результате социального выступления против жреческого сословия.

Прежде чем стать жрецом, майя должен был получить знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. Майя верили в цикличный характер времени. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно увязаны с природными и астрономическими циклами. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки.

Применялась иероглифическая система письма. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решетке. Также большой вес имеют пиктографические знаки, часто изображающиеся со многими деталями животных, людей, частей тела и предметов быта. Первую попытку расшифровки предпринял епископ Юкатана Диего де Ланда; он записал несколько сот иероглифов, считал их алфавитом. В 1950-е гг. Ю. Кнорозов расшифровал письменность майя, исходя из версии, что это переходная форма письменности — сочетание идеографического и фонетического письма.

государства майя

Упадок городов майя в IX-X вв. ученые объясняют с помощью различных версий; разрушение тольтеками, изменение климата, оскудение почв, эпидемии, последствие междоусобных войн, восстание против жрецов. Затем в XI в. возникло майя-тольтекское государство со столицей в г. Чичен-Ица, а после его гибели в конце XII в. — в г. Майяпан.

Испанцы, встретившись с майя в 1502 г., уже через несколько лет под руководством Франсиско де Монтехо начали покорять некогда великую цивилизацию. Однако ввиду географической и политической разобщенности племен майя испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В гибели всех цивилизаций Нового света играл большую роль эпидемический фактор.

В научных работах в мировой истории выделяется несколько древних цивилизаций, сохранившиеся археологические памятники которых показывают их определенную развитость в разных сферах деятельности. При этом по разным не всегда полностью выясненным причинам со временем эти цивилизации пришли в упадок и, как считается в науке, либо исчезли, либо так и не вернулись к прежнему уровню развитых государств.

  • Кто такие майя?
  • Где жил древний народ?
  • История цивилизации майя
  • Письменность, цифры и науки
  • Архитектура
  • Календарь майя
  • Оружие
  • Медицина
  • Искусство и религия
  • Технологии
  • Интересные факты об индейцах майя
  • Загадка упадка цивилизации майя

Такие народы обычно привлекают внимание исследователей и интересующихся историей людей, выясняются условия их жизни, конкретные разработки, считающиеся специфическими черты. Цивилизация майя является одним из таких древних народов.

Кто такие майя?

Майя относятся к индейцам, европейцы узнали о них во времена так называемых в науке великих географических открытий в XVI веке, когда ими осваивались американские страны. Наряду с инками и ацтеками майя относятся в исследованиях об Америке до прихода сюда европейцев к значительным и развитием местным цивилизациям.

По научным данным их история насчитывает более трех тысяч лет, первые археологические находки, относящиеся к ним, ученые датируют примерно вторым тысячелетием до нашей эры. Майя не имели единой централизованной государственной территории, они в политическом отношении жили городами-государствами.

Где жил древний народ?

При ответе на вопрос, где жили майя, в науке указывается, что местом расселения племен майя в целом является центральная Америка. На протяжении своей истории они постепенно несколько раз переселялись из южных регионов в северные. Обычно этот факт связывается с уменьшением запасов доставляемой природой еды, сырья, материалов на обжитых местах и поиском по этой причине новых удобных местностей с значительным количеством ресурсов от природы.

индейцы майя

Сегодня наиболее крупными государствами, расположенными на территории, где в более древние времена жили майя, являются Мексика, Гватемала и Гондурас.

История цивилизации майя

В науке выделяется несколько этапов истории майя. Первый из них обозначается как доклассический. Его обычно датируют со второго тысячелетия до нашей эры до 250 года нашей эры. Археологические находки этого времени относятся к территории современного Белиза. Они показывают, что тогда у майя уже были города и другие поселения, в обществе были разные социальные слои. Самым известным городом этого времени считается Эль Мирадор, в нем обнаружена построенная майя пирамида, достигающая в высоту семьдесят два метра (самая высокая из возведенных майя).

Следующий период получил в науке название классического. Он датируется исследователями с 250 до 900 года. В его начале основные и наибольшее число поселений переместились севернее с территории современного Белиза на территорию современных Гватемалы и Мексики. Ранее построенные города были оставлены. В это время наиболее значимыми населенными пунктами считаются Тикаль и Калакмуль. В другом городе Чичен-Ица обнаружены объекты, возведенные с применением технических разработок.

После этого в науке выделяется постклассический этап в истории цивилизации майя, он датируется учеными с 900 до 1521 года. К началу этого времени относится упадок крупных городов прежнего периода Чичен-Ицы и Тикаля. Заметное значение после этого приобрел городской центр Майяпан. Как считается, вследствие уменьшения запасов природных ресурсов в середине XV века значительное число жителей переселилось из него. В данный период сформировалось политическое объединение нескольких городов. Завершение этапа связывается обычно с поселением в Америке европейцев и началом процесса освоения ими американских земель.

Следующий этап истории майя в науке обозначается как колониальный. Он датируется учеными с 1521 до 1821 года. В это время происходили вооруженные столкновения между индейцами майя и европейскими колонизаторами. В науке указывается, что в эти столетия среди майя была достаточно высокая по статистическим показателям смертность от болезней, которое, как считается исследователями, были завезены из Европы.

Письменность, цифры и науки

У майя было письмо, и исследователи предполагают, что их было два вида: одно более раннего времени и одно более позднего. Более ранняя система письменности была обнаружена учеными позже и полностью не расшифрована.

где жили майя

Письменность майя изучается по дошедшим надписям на камне, на стенах зданий и по написанным текстам. Система письменности майя является иероглифической и пиктографической, в ее основе лежат не буквы, а иероглифы и рисунки. В науке считается, что понимание этих знаков достигается через знание фольклора и в целом культуры майя.

Иероглифы представляли собой квадрат с закругленными углами, в нем располагался основной рисунок и дополнительные более простые знаки. Они располагались по вертикальному направлению двумя столбцами. Читались они соответственно сверху вниз и слева направо.

Система счета майя считается учеными очень продвинутой для своего времени и по сравнению с другими древними цивилизациями. Особенно исследователи обращают внимание на наличие у индейцев майя цифры ноль, которой не было, например, у древних греков и римлян. Применение в счислении ноля, по мнению ученых, привело к определенным разработкам в других областях знания, например, в инженерном деле, в астрономии. Всего в системе счета майя было три знака: ноль, который обозначался на письме ракушкой, единица, которая обозначалась на письме точкой, и пять, которая обозначалась на письме черточкой. Эти знаки комбинировались.

У майя существовала система фольклора, представлений об устройстве мира. Сохранившиеся сведения об этом показывают, что индейцы майя интересовались окружающей природой, стремились понять разные явления, находить ответы на вопросы. Все это, как считается, нашло выражение в определенном накоплении майя научных сведений.

древние майя

Поскольку наука у них была сильно связана с верованиями, наибольшее внимание они уделяли исследованию астрономии, небесных тел и явлений. В их городах археологами обнаружены тщательно проработанные и построенные на достаточно высоком уровне объекты для изучения астрономии. Их называют по аналогии с современными такими центрами обсерваториями. Наиболее крупной из них считается Караколе в городе Чичен-Ица. Эти сооружения располагались еще в городах Паленке и Уашактун.

Здание в Чичен-Ице представляет собой тринадцатиметровую башню, расположенную на прямоугольных возвышенных площадках. Сделанные майя вычисления и наблюдения в области астрономии современными учеными характеризуются как очень точные, в определенных отношениях полные и систематизированные.

Архитектура

Именно памятники архитектуры обычно считаются наиболее известными среди других находок, относящихся к цивилизации майя. Достаточно внушительные по размерам здания возводились уже в доклассический период.

Архитектурные сооружения возводились по поручению и в честь правителей. Чем больше было влияние, власть, успехов в политике у правителя, тем более монументальные здания и комплексы строились по его приказу. Наиболее известными, крупными и характерными для цивилизации майя постройками были дворцы правителей, культовые сооружения, среди которых выделяются ступенчатые пирамиды, площадки для спортивных состязаний и для общественных собраний. Возводились комплексы зданий из упомянутых видов сооружений. Среди известных архитектурных памятников цивилизации майя обычно в науке называют пирамиду в Ушмале, пирамиду в Тикале, обсерваторию в Чичен-Ице.

Календарь майя

У майя было несколько календарей. Их точность, основанная на астрономических наблюдениях и расчетах, отмечается учеными. Одним из распространенных календарей был солнечный, который включал триста шестьдесят пять дней и восемнадцать месяцев по двадцать дней каждый. Оставшиеся пять дней у майя характеризовались как неблагоприятные, они обычно связывались с наступлением нового года.

Другим распространенным у индейцев календарем был относящийся к их верованиям. Он включал в себя двадцать месяцев по тринадцать дней каждый и состоял всего из двухсот шестидесяти дней. Через каждые пятьдесят два года по первому календарю оба обозначенных календаря сходились по определенным показателям, индейцы начинали отсчитывать новый исторический цикл. Согласно научным данным, майя полагали, что существует цикличность и повторяемость во времени. С этим были связаны некоторые особенности построения пирамид. По календарям индейцы высчитывали затмения и другие явления. По данным науки, у индейцев были и еще календари (например, еще солнечный, лунный).

боги майя

Оружие

Согласно научным данным, предметы оружия, орудия для труда у индейцев отличались простотой, особенно на фоне их более сложных сооружений в инженерном строительстве, на фоне астрономических расчетов. В качестве материала для изготовления оружия использовались породы вулканов, а не металл, поэтому получившиеся изделия не отличались высокой прочностью. Предметами оружия, по данным археологии, у майя были копья, дубинки, кинжалы, луки со стрелами. Это было в основном оружие для ближнего боя. Сохранившиеся рисунки майя показывают, что они предпочитали вступать именно в прямое сражение.

Медицина

По оценке ученых, в ряде отношений медицинских сведений и опыта у индейцев майя было больше, чем у современных им европейцев. Например, они умели совершать достаточно сложные операции, зашивать раны, лечить зубы. При этом они для лечения использовали знание природы и применяли природные средства. У них были занимающиеся лечением определенных заболеваний люди.

Искусство и религия

Кроме уже упомянутой архитектуры у цивилизации майя были живопись, резьба, танцевальное и музыкальное искусство, пение. Они были в связи с верованиями и представлениями индейцев. Сохранились вырезанные на каменных стенах рисунки с достаточно сложными по сюжету и выполнением изображениями.

Танцы, музыка и пение обычно сочетались в одном зрелище. Существовали разные виды танцев в зависимости от языческих представлений индейцев. Их обычно сопровождало пение и музыкальная игра. Из музыкальных инструментов майя играли на барабане, трубах, флейте. Майя были язычниками. В их фольклоре, надписях, культовых сооружениях содержится информация о многих идолах, почитавшихся майя как боги. Они относились у майя к разным природным явлениям. Индейцы рисовали их по своим представлениям.

история цивилизации майя

Технологии

Из технологических разработок майя наибольшее внимание обычно привлекает система подачи и отведения воды. В местах с большим количеством рек при построении населенных пунктов (что особенно заметно на примере города Паленке) они строили систему каналов, по которой текла вода, чтобы ее разливы не мешали определенному порядку. Также археологические данные привели к появлению теории, что майя организовали подачу воды в дома из рек, фонтаны, ванны. Из других технологических разработок индейцев еще указывается на применение арок в строительстве, на резьбу.

Интересные факты об индейцах майя

У цивилизации майя ученые обнаруживают привлекающие внимание обычаи, привычки, факты повседневной жизни. Например, они особое значение придавали проведению водных процедур в банях. Ими использовался сильный галлюциноген, который они добывали из кактуса. У майя была игра с мячом. Они умели делать шоколадный напиток. Также им был известен табак. Майя разводили индюков в домашнем хозяйстве.

Загадка упадка цивилизации майя

Ученые считают, что пока не известны точные причины постепенного упадка городов майя. Выдвигаются обычно две теории. Согласно наиболее распространенной версии, майя своей деятельностью вызывали изменения в окружающей природе, которые выражались в уменьшении плодородия почв, в уменьшении ее влажности. По этой теории индейцы много рубили деревьев для приготовления извести, которая использовалась при строительстве. Уменьшение деревьев, как предполагают ученые, приводило к понижению влажности. По другой версии города древних майя пришли в упадок вследствие противостояния с другими индейскими племенами.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная — полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, — отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды —карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы —жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. — Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. — Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. — Средний формативный
  • 300 г. до н.э. — 150 г. н.э. — Поздний формативный
  • 150-300 гг. — Протоклассический
  • 300-600 гг. — Раннеклассический
  • 600-900 гг. — Позднеклассический
  • 900-1200 гг. — Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. — Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

Дворец №1. Город Тикаль. Гватемала.

Дворец №1. Город Тикаль. Гватемала.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид — приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период — I (III) -X вв. н. э.— время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями — сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. — узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,— обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло. Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы — индюков. Функцию кошки выполняла носуха — разновидность енота.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур — какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей — 292 г. н. э.— обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Парижская рукопись — полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Выделяются два основных типа построек — дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50—60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение — иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора —штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение — это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета —пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием —традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события — войны рабиналя с киче — накладываются на мифологическую основу — сказание о похищении богини вод—супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Читайте также: