Психосоциальные проблемы взросления кратко

Обновлено: 05.07.2024

К чему приводит затяжное внутреннее детство

С самого детства мы думаем о том, какой станем, когда будем взрослыми. Вот только очень многие женщины так и остаются в этом представлении: будучи взрослыми, они все еще представляют свой идеал, но не стремятся к нему.

Ощущение несоответствия своим мечтам приводит к таким проблемам, как эмоциональная усталость, апатия, недовольство своей жизнью. Происходит саморазрушение. Негативные эмоции накапливаются, и в итоге приводят к психосоматическим проблемам, то есть душевные проблемы перерастают в физические.

Поэтому так важно заниматься своим психологическим взрослением! Иногда ко мне приходят женщины среднего возраста по документам, но с большими проблемами психологического характера – незрелость, которая усугубилась страхами, душевными травмами, потерями.

Будьте честны с собой

Начните с честности по отношению к себе. Из поколения в поколение передается установка ориентироваться на мнение окружающих. в детстве нам закладывают определенные установки, с возрастом эти установки усугубляются:

Мы сами проживаем нашу жизнь. Поэтому должны проживать ее соответственно своим желаниям, целям, ощущениям.

Первое, в чем стоит быть честной с собой – это принять себя. Я знаю очень мало женщин, которые бы выросли уверенными в себе, своей внешности, своих талантах. Чаще всего родители стараются воспитывать девочку в своем понимании, какой она должна быть.

Следующий шаг – признаться себе, что не все в вашей жизни действительно соответствует тому, что хотелось бы иметь. А затем понять – то, что есть в вашей жизни, было навязано окружающими или действительно ваше желание?

Если вы ощущаете одно, думаете другое, а говорите третье – значит, вы врете сами себе.

Любовь к себе

Поэтому повторяю: учитесь любить и принимать себя такой, какая вы есть! В женщине по природе заложен безграничный источник любви. Но не принимая себя, вы не откроете этот источник.

Меньше критики, больше положительной энергии

Если вы чувствуете внутренний конфликт, постоянное желание критиковать (даже в мыслях!), я рекомендую вам найти свою методику расслабления, очищения головы от лишних мыслей. Это может быть медитация, занятия йогой, ароматерапия или что-то еще.

Представление своей жизни

Я искренне желаю вам проработать свои страхи перед будущим, стать полноценной психологически зрелой личностью, научиться принимать мир таким, какой он есть, и при этом видеть возможности сделать свою жизнь лучше.

А также предлагаю вам к прочтению несколько статей об эмоциональной зрелости:

Психологические проблемы подросткового возраста

Взросление – это процесс преобразования ребенка во взрослого человека, процесс постепенного формирования определенных способностей, позволяющих удовлетворить требования, которые ставят перед ним взрослые, будущая роль родителя, супруга, работника, члена общества и жизнь в целом.

Подростковый период, о котором говорится в данной статье, охватывает анатомические, гормональные, психоэмоциональные изменения и изменения социального функционирования подростка.

Все они выражаются в переходе отдельных функций от незрелости к зрелости.

  • В области интеллектуальных функций: переход от того, чтобы во всем опираться на авторитеты, к поиску доказательств; от концентрации на фактах, конкретике – к объяснениям и базированию на них; от изменчивости и множественности интересов к их концентрации и стабильности.
  • Формирование эмоциональной сферы: от неуравновешенности, детских страхов и избегания конфликтов к балансу, равновесию, взрослой мотивации и стремлению разрешать конфликтные ситуации.
  • В области социального функционирования: от страха быть отверженным, подражания, беспомощности и неопределенности – к стремлению ощутить чувство принятия себя, к самостоятельности и социальной предприимчивости.
  • В области независимости от родителей: от контроля родителей, опоры на них и подчинения к самостоятельному контролю над своим поведением и эмоциями, к стремлению полагаться на себя самого и строить дружбу с родителями.
  • Формирование чувства собственной идентичности: от нереалистичной самооценки и постановки неосуществимых целей, вызванных страхом перед социальной оценкой и неодобрением, к адекватному восприятию собственной личности, самоуважению, спокойному принятию чужого мнения и оценок себя, постановке реальных задач и реалистичному планированию.

Эмоциональное развитие подростка напрямую зависит от степени формирования интеллектуальной зрелости, происходящих гормональных и физических изменений, а также от социально-культурных факторов.

Эмоциональное развитие характеризуется:

Как уже упоминалось, огромное влияние на развитие и формирование подростка оказывают социально-культурные факторы и в особенности семейные взаимоотношения. Максимально значимой в подростковый период является поддержка, оказываемая родителями. Кроме того, семья имеет очень широкий спектр значений.

Задачи семьи заключаются в следующем:

  • удовлетворение потребностей все еще по-прежнему ребенка, хотя и подростка, который постепенно готовится к роли супруга, родителя, работника и т. д.;
  • быть источником опыта и знаний о жизни;
  • формирование личности, вкусов, предпочтений, привычек, обеспечение правильными моделями для подражания (учитывая тот факт, что ребенок копирует своих родителей, любое их поведение, способы справляться с проблемами и стрессом служат ему определенным ориентиром). Когда подросток пугает нас своим поведением, будоражит словами, высказываниями, способом мышления, мы должны задуматься, не дали ли мы ему сами повод думать так и не подали ли плохой пример своими поступками (укоряя ребенка, взгляните на себя);
  • предоставление модели отношения к жизни, мировоззренческих взглядов.

В период подросткового развития происходит также изменение силы влияния семьи на ребенка. Наступает кризис авторитета родителей и взрослых в целом. Учащаются конфликты с родителями, происходит конфликт поколений, вызванный повышением критичности подростка, наблюдением родительских ошибок, более высоким уровнем мышления, что в результате приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей.

То есть происходит рост интеллектуальных возможностей и смекалки, способности ребенка наблюдать и давать всему свою собственную независимую оценку и, следовательно, более критично относиться к недостаткам родителей. Подросток приходит к выводу, что заявленные взрослыми правила и принципы не соблюдаются ими самими, а значит, их теории не находят отражения на практике. Это приводит к общей потере доверия ко взрослым и, как уже было сказано, конфликту поколений. При этом состояние ссоры с родителями, которое приобретает форму доминирующего фона, атмосферы, царящей в родном доме, в свою очередь приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей и безразличию к ее проблемам.

Следующим следствием подросткового периода является признание родителям того факта, что поведение их ребенка является сигналом и подтверждением того, что он больше не нуждается в сильной поддержке и любви, которые получал раньше. Но нельзя представить ничего более далекого от истины – подростка, в контексте удовлетворения психоэмоциональных потребностей, следует рассматривать ровно так же как и маленького ребенка, хотя, конечно, это очень тяжело по причине его высокомерия, конфликтности, а часто и неблагодарности. Возможно, здоровая дистанция взрослых по отношению к молодому человеку, выражаемая посредством слов и общения в определенной форме, поможет предотвратить его психоэмоциональное дистанцирование от семьи.

Причинами происходящих изменений во влиянии семьи являются:

  • неумелое поведение родителей – имеется в виду отсутствие адаптации к изменениям, происходящим в развитии ребенка, его меняющимся потребностям; вместе с развитием ребенка должны произойти изменения методов воспитания детей, так как старые перестают быть эффективными и только ускоряют падение авторитета родителей, которые часто безуспешно пытаются удержать его, используя запреты, предписания, угрозы, наказания, и в итоге получают лишь единственный результат – подросток просто разрывает родственные связи. Только следование за ребенком является эффективным способом поддержания правильных семейных взаимоотношений с ним в период подросткового развития;
  • постепенное взросление молодых людей, изначально внешнее – физические изменения, подражание поведению, стилю одежды других людей и т. д.; расширение социальных контактов, чувство своей высокой готовности к новым свершениям и хорошей ориентации в окружающем мире. Потребность в самостоятельности, единоличном контроле над своей жизнью и поступками, в связи с чем рождается потребность освободиться из-под крыла родителей, сделать что-то самому (в то же время с принятием ответственности за свои поступки и решения у подростков не все так оптимистично);
  • рост критичности – подросток начинает видеть слабости родителей, совершенные ими ошибки, непоследовательность и, соответственно, возникает падение уважения к ним;
  • стыдливость на фоне физиологических изменений – потребность в уединении и ожидание уважения к своей частной и интимной жизни, скрытность в отношениях с родителями, потребность иметь от них какие-то тайны и секреты;
  • конфликты между самими родителями (такие конфликты оказывают деструктивное влияние на каждом возрастном этапе жизни ребенка!) – они способствуют тому, что подростку становится крайне неуютно в своем доме, он живет в нем неохотно, убегает, чему способствуют определенный уровень самостоятельности и наличие контактов со сверстниками, их поддержка. Конфликтность родителей, их развод, алкоголизм и другие проблемы служат подростку примером и, к сожалению, очень часто дублируются им в новых отношениях, которые он пытается строить.

Помня об огромном значении влияния семьи на процесс взросления ребенка и, чтобы предотвратить его ослабление и падение, стоит обратить внимание на атмосферу и стиль воспитания, которые способствуют правильным отношениям в доме.

Демократическая атмосфера выражается в следующем:

  • соблюдение прав ребенка;
  • совместное решение проблем;
  • вовлечение ребенка в семейные дела (позволив ему участвовать в их решении);
  • полное принятие личности ребенка, но не обязательно принятие его поведения;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • мягкие методы воспитания;
  • разъяснение поручений и наказаний.

В период взросления ведущей задачей ребенка в дополнение к удовлетворению физических и социальных требований является построение своей собственной личности, самоидентификации, образа самого себя. Способствуют этому:

  • собственные устремления, проекты, цели, которых хочется достичь;
  • ощущение взрослости;
  • сравнение себя с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

Адекватно сформированная самооценка определяет самочувствие человека и его отношение к миру. Поэтому принятие самого себя идет рука об руку с толерантностью по отношению к другим людям, а также с добротой и доброжелательностью. Для довольного, уверенного в себе, эмоционально уравновешенного подростка мир и окружающие его люди кажутся лучше и более благосклонными.

В заключение: трудности воспитания, появляющиеся в период взросления ребенка, и наблюдаемые нарушения поведения чаще всего связаны с негативной внутренней картиной собственной личности, низкой самооценкой и отсутствием веры в собственные силы и возможности. Родители должны помнить об этом с ранних лет жизни ребенка, так как в первую очередь именно они являются источником сигналов, определяющих значимость малыша, его ценность.

Следовательно, родители в огромной степени определяют самооценку, самоощущение, принятие себя, внутренний настрой, чувство идентичности и отношения ребенка к людям и миру в целом. Они также имеют наибольшее влияние на то, как ребенок справится с проблемами своего подросткового развития. Поэтому постарайтесь быть максимально деликатными и любящими родителями.

Современное общество эпохи постмодерна предъявляет более высокие требования к социальности человека, будучи по сути информационным обществом, увеличивающим объем индивидуальных информационных ресурсов, но также и разрушающем их арефлексивностью современного взрослого, пребывающего в пространстве хаотизации связей, расшатанности иерархии, эклектики аксиосферы, что провоцирует инфантилизацию поколения, трансформацию образа взрослости в обществе.

В эпоху, когда юное поколение на глобальном уровне воспринимается как политический субъект (недаром любой крупный саммит, например G-8, сейчас сопровождается молодежным аналогом), когда стоит вопрос о юном поколении как субъекте общественной жизни — приходит время обращения к психологии взросления и новым воспитательным практикам.

Имеющийся эмпирический материал XX века, внедрение новых практик на рубеже тысячелетий, открытие возможностей для исторических реконструкций — все это позволяет воспринимать юное поколение не только как эйджистскую категорию с неизбежными попытками обосновать психологически обусловленные склонности к девиациям, но как конструируемую социальную общность.

Очевидно, что изменения во многих сферах жизни общества не могут не отражаться на состоянии современного воспитания. Также и в институтах воспитания феномен взрослости нередко устраняется из пространства осмысления воспитывающей деятельности и ее результатов, это связано с тем, что в традиционном воспитании его цель состояла в овладении значениями объективной информации безотносительно к способам индивидуального освоения — распредмечивания мира. Но совокупность определенного объема знаний о хорошем поведении в обществе дает качество воспитанности, не переходящее автоматически в качество социальной зрелости личности.

В настоящее время проблемы взросления в науке закрываются психологическими, социологическими интерпретациями и культурологическими экспликациями, хотя проблема воспроизводства взрослости может решаться на уровне психологии воспитания.

Нерешенность задач взросления в контексте психологии воспитания порождает проблемы инфантилизма, иждивенчества, девиантного поведения, воинствующего нигилизма.

Исследование социальных институтов взросления (школы, клубы по месту жительства, учреждения дополнительного образования, семья) на основе метода параметрической оценки психосоциальных сред позволяет констатировать несколько проблем воспитания, препятствующих воспроизводству взрослости: мифологичность, асубкультурность, стратификация, аномичность, псевдодеятельность, нерефлексивность.

Стратификация как проблема взросления в традиционных воспитательных практиках определяется жестким отделением возрастов, отсутствием разновозрастных коллективов. Возрастная дифференциация облегчает работу педагогам, но затрудняет взросление детей из-за отсутствия заботы о младших как формы проявления взрослости и подражания старшим как антиципации (предвосхищения) себя во взрослости. А.С. Макаренко, И.П. Иванов в свое время поняли и разъяснили, что процесс воспитания принципиально отличается от процесса обучения, если эти процессы протекают в коллективной форме, потому что требуют совершенно разных коллективов.

Таким образом, выявление психосоциальных проблем взросления в традиционных воспитательных практиках позволяет отреф-лексировать проблемы и конструировать воспитательные практики нового поколения.



Подростковый кризис

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Читайте также: