Государственная служба в субъектах рф кратко

Обновлено: 04.07.2024


В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, субъекты РФ, полномочия, органы государственной власти, республики.

— национальное государство (Республика Российская Федерация);

— административно-территориальные (территории, области, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);

— национально-территориальные (автономные округа и области).

Такое разделение обусловлено разным объемом полномочий соответствующих субъектов (часть из них наделена полномочиями государства как такового, остальные-государственного образования) — с одной стороны, и введением новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными-с другой.

Деятельность института государственной службы в субъектах Российской Федерации обеспечивает целостность федеральных основ государственной службы на территории России, а также отражает особенность структуры государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации, системы его органов и их полномочий.

— конституции и уставы субъектов Федерации;

— законы о государственной службе, а в некоторых субъектах Федерации — кодексы государственной службы (в некоторых случаях-государственная и муниципальная служба);

— законы или акты главы исполнительной власти, утверждающие реестры государственных должностей, закрепляющие правовой статус государственных должностей категории «А«, определяющие квалификационные требования к государственным должностям государственной службы;

— законы или акты главы исполнительной власти, устанавливающие порядок проведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностей, порядок проведения аттестации государственных служащих;

— законы или акты главы исполнительной власти о порядке исчисления трудового стажа, денежного содержания государственных служащих, порядке предоставления льгот и компенсаций, предоставления государственными служащими сведений о доходах и имуществе;

— нормативные правовые акты о порядке ведения личных дел государственных служащих, реестров государственных служащих, о порядке увольнения государственных служащих и другие.

На содержание правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы, влияет система органов государственной службы, действующих в регионе, которая определяется, прежде всего, системой органов исполнительной власти, социально-экономическим положением субъекта, бюджетом и бюджетными возможностями, демографическими и другими особенностями.

К органам государственной власти, обеспечивающим организацию деятельности государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации, относятся:

— законодательные и представительные органы государственной власти;

— исполнительные органы государственной власти;

— конституционные, статутные суды, магистратура;

Следует отметить, что законы о государственной службе субъектов Российской Федерации содержат нормы, которые распространяются на государственных служащих федеральных органов исполнительной власти отдельных территорий, находящихся в двойном подчинении: в вопросах финансов, управления государственным имуществом, охраны окружающей среды, земельных ресурсов и землеустройства. Исходя из этого, нет сомнений в том, что для принятия решения по данному вопросу необходимо опираться на порядок финансирования деятельности соответствующих органов и приоритет прямого организационного подчинения.

Следует иметь в виду, что под правовым регулированием государственной службы специалисты в области служебного права понимают нормативное и организационное воздействие на служебные отношения в процессе их формирования с целью их защиты, упорядочения и развития в соответствии с потребностями государства и общества, поэтому в этом вопросе необходимо опираться на опытных специалистов с определенным стажем государственной службы, выполняющих специфическую роль наставничества [2].

Кроме того, особого внимания заслуживает проблема реформирования государственной службы в субъектах Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 их государственным органам рекомендуется участвовать в реализации соответствующих мероприятий в рамках своих бюджетных средств, а также разрабатывать и утверждать программы реформирования своих государственных служб. Эта работа проводится в большинстве регионов Российской Федерации достаточно планомерно, последовательно и умеренно эффективно [3]. Ряд мер, принятых по реформированию государственной службы на региональном этапе, позволил стимулировать работу местных администраций по созданию технической базы для осуществления деятельности государственной службы, контролю за материально-технической базой.

Однако в то же время уже проведенная реформа государственной службы показала достаточно много нестыковок в механизме ее функционирования, определенный ряд задач не решен, несмотря на то, что для их реализации было предпринято много важных шагов. Новая структура федеральных органов исполнительной власти не обеспечила должного развития и эффективной работы этих органов [4].

Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что система государственной службы должна основываться на балансе двух принципов — унитарного и федерального, которые необходимы для эффективного функционирования многонационального государства и крупного по территориальному признаку.

  1. Дмитриев, Ю. А. Административное право / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. — Москва: Эксмо, 2009. — 928 c.
  2. Тараканов, А. В. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации: организационно-правовой аспект / А. В. Тараканов. — Текст: электронный // Киберленинка: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).
  3. Шкель, Т. Местные чиновники в общем строю / Т. Шкель. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).
  4. Петров, И. Служить людям / И. Петров. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: (дата обращения: 06.06.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная власть, орган, акт главы, уровень субъектов, государственная гражданская служба, государственная служба субъектов, правовое регулирование.

Читайте также: