Гостеприимство казахского народа кратко

Обновлено: 08.07.2024

Без этого негласного, но незыблемого закона выжить в степи было невозможно. Принять путника, обогреть и накормить его – считалось обязанностью каждого казаха.Древняя традиция не забыта и сегодня.

Гостеприимство – это черта, которая в крови у каждого казаха,порой кажется,что уважение к гостямжителям Казахстана передаетсягенетически. Не принять путника издревле был позором для семьи и всего рода,поэтому и в дальнюю дорогу наши предки отправлялись без боязни: знали, что даже если появятся трудности, их в беде не оставят.

Кто-то утверждает,что такое правило в степи ввел Чингисхан, якобы он повелел к каждому путнику относиться с почтением и дружелюбием. И горе тому, кто нарушал приказ. Негостеприимного хозяина ждала лютая смерть. Говорят, что его за ноги привязывали к двум горячим скакунам и пускали их вскачь…

В любом случае, хозяева строго соблюдали этикет принятия гостя. Вошедшего в домне тревожили расспросами и лишними разговорами. Первым делом давали ему умыться, устраивали поудобнее на центральное почетное место (төр), угощали кумысом или чаем, кормили.

Остальных угощает, раздавая по одному кусочку, потом передает голову хозяину дома. Параллельно с головой подают бас табақ – главный, первый по значимости поднос с мясом. Его преподносят пожилым людям и особо уважаемым гостям. Есть также сый табақ (дополнительный поднос с мясом, куда можно выложить любые части), жай табақ (стандартный поднос с мясом) и жастар табағы (поднос с мясом для молодежи). Комплектовали подносы исходя из строгой иерархии.Части туши животного служили и служат своеобразными маркерами уважения к гостю. Так, жамбас (тазобедренная кость), практически приравнивался к голове. А угостив какого-нибудь почтенного человека малозначимым жіліком (суставной костью), можно было и обидеть его. К примеру, нельзя давать гостям лопатку, шейный позвонок или голень.

По окончании трапезыгость дает бата–это ответное слово-благословение. В основном его произносили аксакалы, выражая благодарность хозяевам за прием. Остатки (сарқыт) давали с собой в дорогудля детей и внуков. В народе существовал обычай түстену (гостить днем): молодые люди, побывав в гостях, нарочно забывали какую-нибудь личную вещь. Хозяин дома, понимая, что они вновь хотят отобедать у него, приглашал их на званый обед.

О казахском гостеприимствеесть даже легенда. Пришло время аксакалу умирать, и он пригласил для беседы трех своих сыновей. – Дети, – сказал он им, – я умираю. Оставляю вам все свое богатство, которое вы должны разделить на четыре части. – Почему на четыре, – удивились сыновья, – ведь нас трое? – Четвертую часть своего состояния я оставляю вашему гостю, – ответил мудрец. – Пусть он найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость из скромности будет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое.

Казахская семья

Гостеприимство казахов — нормы этикета или особенность культуры кочевого народа? Правила приема гостей характеризуют этнос казахской народности: для казахов отказать путнику в еде и крове считалось грехом. Знания о традициях и обычаях приема гостей помогут оценить богатство культуры казахстанцев.

Традиции приема гостей

Казахская культура щедра на традиции и обычаи. Среди прочего славится гостеприимство казахского народа. У казахов на протяжении веков формировалось особое отношение к путникам и приглашенным гостям. Их всегда встречали с распростертыми объятиями, особым радушием и щедрыми угощениями.

Казахский народ вел кочевой образ жизни, поэтому с пониманием и уважением относился к путешественникам. Таких людей всегда с радостью встречали в казахских юртах.

  • Гостя угощали легкими блюдами казахской кухни и напитками: кумысом, чаем с молоком, айраном или шубатом.
  • К столу подавали лепешки, баурсаки, сары иримшик.
  • Подносили гостю закуски из баранины или конины: казы, шужук, жая и прочее.

В старину такой радушный прием был обыденностью. Если хозяева не оказывали достойного почтения гостю, то сразу порицались обществом. Предки верили, что грех одного казаха падал на весь род. Поэтому казахский народ трепетно относится к традициям приема и строго чтит правила гостеприимства.

Казахская пословица

Казахская пословица о гостеприимстве: NUR.KZ

Традиции и обычаи казахского народа, связанные с приемом гостей, передаются из поколения в поколение. Издавна казахи с особым трепетом относились к этикету. Особое внимание уделяли приветствию гостей:

Одаривание

Их обязательно приглашали на ужин или обед, чтобы поближе познакомиться. Новичкам так было легче влиться в новое окружение. В современном мире эта традиция по-прежнему живет в семьях, которые проживают в многоквартирных домах.

Казахи — гостеприимный народ, о чем свидетельствуют такие обычаи:

Гостеприимство казахов: рассаживание за столом

Традиции казахского народа, описывающие гостеприимство, связаны с угощением гостя. Накрывали праздничный стол — дастархан. Во время застолья действовали определенные правила, как рассадить гостей.

Казахские традиции требуют, чтобы за столом хозяева располагали вошедших в дом в особом порядке. В этом деликатном вопросе учитывались такие факторы:

  • степень родства;
  • возраст и социальный статус;
  • общественное положение.

При рассаживании гостей соблюдали такие обычаи:

  1. Первого к столу приглашали самого почтенного гостя, его усаживали на особенное место — төр. Это место напротив входа в юрту.
  2. Остальных гостей рассаживали согласно их роли и значимости в семье. В западных регионах и на юге Казахстана женщины располагались недалеко от дверей. Старшая из них находилась ближе всего к мужчинам.
  3. Как только все уселись, участники застолья обменивались рукопожатиями с теми, кто сидел рядом.
  4. Хозяева за стол садились последними.
  5. Когда гость опоздал, то он обязан был поклониться, а остальные привставали в знак уважения. Если опоздавшим оказался почтенный человек, то застолье на время прекращали, и все вставали. Пауза длилась, пока опоздавшего не усаживали на почетное место.

Гостя не принято было спрашивать о том, кто он, откуда, с какими намерениями пришел. Первым делом, пришедший в дом должен утолить жажду и голод, а только потом все вопросы.

Дастархан

Отличительные черты дастархана — щедрость и богатство. Той (пир) традиционно проводился в ауле:

Дастархан

Гостеприимство казахов: YouTube/Скауты Великой Степи

Также есть и другие обычаи у казахов, связанные с пиршествами:

Таких праздников было много, но объединяло их одно — собирали родных, близких и всех желающих разделить с хозяевами праздничный настрой.

Пословицы о гостеприимстве

Казахская пословица о госте

Казахская пословица: NUR.KZ

В казахской культуре нередко встречается негласный закон, по которому гостя приравнивают к посланнику Божьему. В древние времени тех, кто не соблюдал правила этикета и традиции гостеприимства, наказывали штрафами.

О гостеприимстве казахов расскажут пословицы, передающие глубокий посыл традиций:

Қонағыңнын алғысы алтыннан қымбат.

(Благодарность гостя твоего, дороже золотого подарка его).

Сыйлы қонағың келсе, итіне сүйек таста.

(Если пришел уважаемый гость, и собаке его кинь кость).

Қонақты сөзбен тойғыза алмайсын.

(Гость не будет сыт словами).

Қонақ келсе, ет пісер, ет піспесе, бет пісер.

(Когда гость приходит, мясо хозяин готовит, если мяса не имеет — лицо хозяина краснеет).

Қонағыңның алтынын алма, алғысын ал.

(Золото у гостя не прости, а лучше благодарность проси).

Благодаря культурному коду, казахов считают одним из самых дружелюбных и гостеприимных народов мира. Сегодня многие следуют культурным традициям предков. И это показывает связь поколений и почтение, с которым казахи относятся к своему культурном национальному наследию.


С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме.

В национальной культуре ритуалу угощения отводится особая роль – любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают, как с помощью конакасы (қонақ – гость, ас – угощение) можно помирить людей, оказать честь уважаемым гостям.

Большое внимание уделялось также посуде – она должна быть красивой и чистой.

За всю свою многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и хранения мясной и кисломолочной продукции, которым пользуются до сих пор, особенно в аулах.

Готовить еду, запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множества блюд, и передавали свои знания из поколения в поколение.

Это и медовый кумыс, и пенистый шубат, нежный курт и сушеный творог (ірімшік, ежігей), янтарное масло (сары май), тающая во рту халва (жент) и др.

Куда бы вы ни поехали, в каком бы ауле ни угощались, национальная еда, приготовленная руками простых женщин, имеет неповторимый вкус, тем более, что готовится она на костре и вкушается на свежем воздухе.

Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единства. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких.

Специально для гостей казахи хранили все самое вкусное. Не у каждого народа есть такие человечные обычаи.

Пожилым, особо уважаемым людям, казахи подавали мұше (специальное угощение).

Особое внимание уделялось также культуре поведения за дастарханом. По казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом.

По законам степи пища у казахов была неоспоримой гарантией правдивости и честности. Клянущийся держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Коран – слово божье (кұдай сөзі), а хлеб – священная еда (қасиетті ас).

Того, кто не умел принять гостя, угостить его как следует, осуждали. Это считалось недостатком не только одной семьи, но и всего рода (ру). За это платили штраф (айып), стыдили, плевали в лицо. Скупых высмеивали.

Но в жизни случается всякое. Иногда человек, совершивший нехороший поступок в отношении кого-либо, по воле случая оказывался у него в доме. Хозяин не прогонял гостя и не напоминал о прошлом, а приглашал к дастархану, подавая ему лопатку, голень, рубец и прочее мясо, которое не подают уважаемым гостям, этим хозяин напоминал о своей обиде. И гость догадывался.

Эти традиции являются показателями национальной культуры, возвышают пищу, говорят о взаимном уважении людей.

Казахи делили еду на три вида: ак (белая) – молочные продукты, кызыл (красная) – мясные продукты и көк (зеленая) – зелень, овощи и фрукты. Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов.

Так какие же продукты присутствуют на традиционном дастархане степей?

Приглашенным гостям в первую очередь подают хлеб.

По народному поверью казах, отправляющийся в дальний путь, должен съесть кусок хлеба, чтобы вернуться назад. Оставшийся хлеб хранится в доме и доедается по возвращении. Об этой примете забывать нельзя.

Иногда известные люди специально навещают старших по возрасту, чтобы оказать им свое почтение. Для уважаемых гостей режут барана и подают голову.

Если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма. Это блюдо готовится очень быстро. Байбише (хозяйка), печет на огне таба нан (каравай).

Особенность этого блюда в том, что для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. Только что испеченный хлеб перемешивают с маслом в карыне (вычищенном, выдержанном в соленом растворе и высушенном рубце барана).

Горячий хлеб, пропитанный сливочным маслом, имеет неповторимый вкус. Знающие люди ценят это блюдо выше, чем мясо, потому что на его приготовление уходит большое количество домашнего масла, и оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.

Для қиықша (лоскут) тесто раскатывают и режут на куски различной формы, крупнее, чем на бауырсаки в середине каждого куска делают небольшие надрезы ножом, жарят в масле, как и бауырсаки.


Дрожжевое или пресное тесто очень тонко раскатывают жарят в раскаленном жиру. Получаются мягкие вкусные лепешки. Шелпек готовят во время айта, жертвоприношений, на поминках и в пятницу, читая молитвы по покойным. За дастарханом шелпек в первую очередь подают людям преклонного возраста.

Топ – простое блюдо, которое готовится из цельного или дробленого пшена (талқан) или риса. Для его приготовления крупу отваривают до однородной консистенции и выкладывают в плоскую посуду (табак). Сверху кладут масло. В голодные 1940-1950-е годы в аулах, где выращивали пшено, это блюдо было основной пищей казахов.

Рис или отбеленное пшено (піскен сөк), предварительно немного отваренные в воде, заливают и доводят до готовности, затем выкладывают в блюдо. В середине бортпе делают углубление, в которое кладут сливочное масло. Блюдо очень вкусное, готовится быстро. Полезно для пожилых людей и детей. Топ и бортпе готовят в основном в земледельческих аулах. Гостям не подают.

Казанжаппа – мучное блюдо. Для его приготовления казан нагревают на огне, затем лепешки средней толщины лепят на стенки казана и переворачивают его на горячие угли. После того, как хлеб испечется, его обмазывают маслом или сметаной. Едят горячим.

Для получения жармы измельчают обжаренную пшеницу или пшено. Употребляют, перемешивая с молоком, сметаной, маслом или айраном. Очень сытное, калорийное блюдо. Уважаемым гостям не подают, готовят только для семьи.

Төңкерме – блюдо быстрого приготовления, легко усваиваемое организмом. Для приготовления блюда сначала в разогретом казане обжаривают пшеничную муку, затем отдельно – жир или курдюк. В казан с жиром наливают воду, молоко, кладут соль и обжаренную муку. Все тщательно перемешивают. Масса получается густой, мягкой и очень вкусной. Төңкерме перекладывают в плоскую чашу и подают на стол.

Нан салма (нан – тесто, салма – класть). Вкус этого блюда можно попробовать в южных районах Казахстана. Готовят его следующим образом: раскатывают 2-3 тонких пласта теста, как для мяса по-казахски. Взбивают яйца со сливочным маслом и жарят, масла нужно побольше. В казане кипятят воду и варят тесто, затем готовое тесто выкладывается в плоское блюдо, жареные яйца кладут поверх него и заливают маслом. Все это аккуратно перемешивается. Блюдо полезно пожилым людям, так как легко усваивается.

Из свежего творога готовят начинку, выкладывают на раскатанное тесто, края защипывают, сверху обмазывают сливочным маслом, перекладывают на сковороду и пекут на горячих углях.

Древняя национальная еда. Тесто для бауырсаков готовят из пшеничной муки, воды или молока с добавлением дрожжей. Готовое тесто разделывают на жгуты, режут на небольшие кусочки и жарят в масле. Бауырсаки намного вкуснее других изделий из муки, при долгом хранении они не покрываются плесенью. Черствые бауырсаки не теряют своих вкусовых качеств. Их обычно едят, макая в чай или а молоко. Бауырсаки – украшение казахского дастархана. Все едят их с большим удовольствием.

Для приготовления теста в молоко или воду добавляют масло, небольшое количество сахара, муку, полужидкое тесто ложкой выливают на сковороду с кипящим маслом и обжаривают. Получаются тонкие, круглой формы лепешки, которые любят как дети, так и взрослые. Готовится очень быстро и легко усваивается организмом.

Традиции гостеприимства в Казахстане

Традиции гостеприимства в Казахстане очень похожи на все восточные устои - очень уважительное отношение к гостям. И при этом, в прошлом, у казахов были очень строгие выговоры за плохую встречу гостя, даже если это незваный гость. Прием гостей начинался с приветствия, затем гостя усаживали на самое почетное место, обычно это дальняя часть в центре юрты, и после этого гостя угощали кумысом, различными закусками, и подавали мясо. В некоторых случаях гостям преподносили различные подарки, почетным гостям дарили шапан (халат), но подарок мог быть и другим.

Традиции гостеприимства у казахов включают в себя множество различных обычаев, которые применяются в зависимости от ситуации и от статуса гостя.

Ат мингизип шапан жабу – обычай самого высокого почета, заключающийся в дарении гостю коня и шапана.

Бата – это благословление при уходе гостя, особенно если гость потом собирается в дальнюю дорогу. Обычно эта традиция выражается в красивой поэтической форме.

Белкотерер – это угощения для самых пожилых гостей, и символизируют заботу и уважение к старшим.

Ерулик – древний обычай гостеприимства в отношении новоселов племени или деревни, когда новым соседям оказывается некоторая материальная помощь, проходит знакомство с жителями, способствующие адаптации к местной жизни.

Коримдик – подарок, который дарит гость за право увидеть молодую невестку или новорожденного.

Конаккаде – это подарок хозяину дома от гостя, и под подарком обычно подразумевается исполнение песни, стиха, и т.д.

Шашу – это обычай осыпать гостей конфетами и деньгами. Он проводится на свадьбах, во время сватовства, и на других похожих мероприятиях.

Читайте также: