Восточные и западные алфавиты кратко

Обновлено: 08.07.2024

Число букв алфавита примерно соответствует числу фонем языка (20–80), но алфавиты, как правило, лишь приблизительно отражают фонетическую систему языка, т. к. язык изменяется со временем, а состав произведений письменности расширяется и обогащается за счет разнодиалектных и иноязычных текстов, в то время как строй алфавита сохраняется в неизменном виде.

  • графику — совокупность приемов отображения на письме звуков;
  • орфографию — совокупность правил написания слов;
  • пунктуацию — совокупность правил членения письменной речи и оформления письменного текста посредством знаков препинания.

Виды алфавита

  • консонантные,
  • вокалические и
  • неосиллабические.

Буквы консонантных алфавитов (финик., древнеевр., араб.) обозначают согласные звуки или слоги с неопределенным исходом, гласные звуки передаются на письме посредством т. н. матерей чтения (matres lectionis) — букв, обозначающих полугласные или придыхательные звуки,— или диакритическими знаками.

Буквы вокалических алфавитов обозначают согласные и гласные звуки (греч. a, b, g; рус. а, б, в, г), иногда отдельные слоги (рус. е, ю, я), получая тем самым на письме четко различимое звуковое значение.

Буквы неосиллабических алфавитов (инд. деванагари, эфиоп.) обозначают слоги одинакового состава с исходом на гласный, начальные гласные, долготу гласного, огласовки; неосиллабические инд. алфавиты отличаются особым матричным построением, при котором порядок расположения звуков отражает соотношения различительных признаков фонем. Буквы ряда алфавитов имеют числовое значение.

Возникновение алфавитного письма

Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в египетском письме 23 знака со звуковым значением, которые могут рассматриваться как первоначальный прообраз алфавита. Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки.

У западно-семитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского полуострова во 2-й пол. II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется XV–XIII вв. до н.э.; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствует знакам др. семит. алфавитов. Памятники слогового письма Библа (XV в. до н.э.), синайско-палестин. письма сер.— 2-й пол. II тыс. до н.э. предположительно связывают с племенами филистимлян, заселивших в XIII–XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э., считается родоначальником греческого и арамейского письма.

Восточные алфавиты

Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. до н.э. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.–Зап. Индии. Непосредственно от староарам. алфавита образовались персидско-арам. (VI в. до н.э.) и набатейское письмо (II в. до н.э.), инд. А.— индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до н.э.) и брахми (III в. до н.э.). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей.

На основе персидско-арам. алфавита сложилось письмо на иран., тюрк., монг., тунгусо-маньчжурских языках: хорезмийское (II в. до н.э.— Iв. по Р. Х.), пехлевийское (II в. до н.э.— переработка арам. алфавита для среднеперсид. языка в 2 вариантах, манихейском и христ. (VI–VII вв.по Р. Х.), и согдийское (II–IXвв. по Р. Х.), которое лежит в основе тюрк. оригинальных алфавитах — уйгурского (VIII)в., орхонского (т. н. тюрк. рун, начиная с VIII в. по Р. Х.), а также монг. (XIII) в. и маньчжурского (XVII) в..

Набатейское письмо использовалось доVI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI–VII) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др.

Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в V–VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В IV–V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья.

Алфавит на основе греческого письма

Под влиянием финикийского письма в IX–VIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами — вост. (Эллада, М. Азия) и зап. (Италия, Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К VI–V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV–V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. алфавит.

Алфавит на основе латинского письма

Из западногреч. алфавита развивалось этрусское (VII в. до н.э.), лат. (VII в. до н.э.) письмо и др. италийские алфавиты. Классическое лат. письмо сложилось в IV–III вв. до н.э. На основе лат. алфавита образовались письменности народов Зап. Европы: германские руны (II–III вв. по Р. Х.), ирландская (огамическая — IV в., латинская — кон. V) в., английская (VII) в., французская (IX) в., итальянская (X) в., сардская (XI) в., португальская (XII) в., польская (XVI) в. и др. Особенность образования новых письменностей на основе лат. алфавита заключается в их транскрипционном характере: лат. алфавит сохраняет свой состав и звуковые значения букв, используется для записи текстов преимущественно светского содержания. При этом возникало лит. двуязычие: Свящ. Писание, литургическая, богословская, научная литература сохранялись до Реформации на лат. языке, а светская литература, отчасти гомилетика и деловая письменность — на народном языке.

Алфавиты славянские

На основе кириллицы образовались болг. (кон. IX) в., древнерус. (XI) в., серб. (XII) в. с локальным боснийским вариантом, славяноязычные валашская и молд. (XIV–XV) вв., румын. (XVI в., в 1864 переведена на лат. графику), а в составе древнерус.— пермско-зырянская (XIV в., в XV в. вытеснена кириллицей), мордовская (кон. XVII) в. и др. письменности. В качестве делового письма кириллица использовалась также в канцеляриях Далмации (XIV–XVII) вв. и Албании (XIV–XV) вв.. Совр. рус. алфавит (гражданский шрифт) введен Петром I в 1708–1710 гг. как шрифт для светской литературы и письменности и в графическом отношении максимально приближен к начертаниям книжного курсива, который сформировался в посл. трети XVII в.под воздействием украинско-белорус. почерков и шрифтов, испытавших влияние лат. и греч. традиции (количественный и качественный состав А. окончательно определены реформой 1918) г.. В XVII–XX вв. правосл. миссионеры (еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев), митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и др.) разрабатывали основы научного описания тюрк., финно-угор., палеоазиат. и др. языков народностей Российской империи, адаптировали кириллический алфавит, осуществляли переводы текстов, создавали грамматики и словари для ранее бесписьменных языков России и сопредельных стран (чуваш., татар., алеутского, якут., осет., азерб., казах., монг. и др.). На протяжении 2-й пол. XVIII — нач. XX в. модернизированный в нач. XVIII в. рус. вариант кириллицы составил (с учетом местных особенностей) также основу совр. алфавита правосл. слав. стран: Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии и Македонии. В результате многовековых трудов духовенства, ученых-филологов, учителей, гос. администрации образовался единый графико-культурный ареал греко-слав. письменности, включающий многообразные языки и культурные традиции. В 90-х гг. XX в. Молдавия, Монголия и тюркоязычные республики бывш. СССР перешли на лат. алфавит. А.А.Волков

Символика букв алфавита

Возникновение алфавита различными религ. традициями возводилось к божественному источнику, с этим связана и его символическая функция (Bertholet. S. 9). Мистика букв во многих религиях основана на представлении, что между знаком и сотворенным миром существуют определенные отношения и абстрактная система алфавита согласуется с порядком, лежащим в основе мироздания. Так это, напр., в универсалистском мировоззрении древних китайцев, которое основано на идее о всеобщей гармонии между микрокосмом и макрокосмом, это нашло отражение в сложной письменной символике их алфавита (de Groot. S. 343). У древних греков отношение знаков письма ко Вселенной выражалось не только тем, что буквам придавалось числовое значение, но и тем, что мир представлялся приводимым к системе чисел и числовым отношениям. Алфавит понимался как набор знаков, с помощью которого — независимо от употребления этих знаков в языке — мир мог быть отражен в форме пропорциональной аналогии (Dornseiff. Das Alphabet. S. 11–14), а на мир, в свою очередь, можно было повлиять с помощью реализации магической силы, приписываемой буквам А. (о чем свидетельствуют многочисленные примеры из позднеантичной и мусульм. магии — см. Dornseiff. Das Alphabet. 35ff; Hallo. S. 166–174; Winkle). Такое мышление кроме пифагорейцев, гностиков и иудаизма (см. ниже) было присуще также хуруфиям (от араб. huruf — мн. число от harf — буква) — членам ислам. секты, возникшей в кон. XIV в. (см. ниже).

Представление о том, что буквы алфавита являются носителями тайной, более высокой истины, было воспринято европ. культурой через позднеантичное наследие и под влиянием представлений о святости или божественном происхождении букв алфавита, характерных для религий народов Передней Азии. Мистика алфавита использовалась в истолковании Свящ. Писания (см. Экзегеза), апокалиптике, мантике, магии и астрологии.

Христианство

В христианстве алфавит получил символическое истолкование прежде всего в понимании греч. букв Α и Ω как символов Христа (см. Альфа и Омега). Наряду с этим сохранилось и понимание алфавита как символа космоса. В катол. обряде освящения храма епископ вписывает посохом буквы греч. и лат. алфавита в крест, начертанный золой на полу церкви (самый ранний пример описания обряда — Григория Сакраментарии // PL. 78. Col. 153; 2-я четв. VIII в.). Такой крест найден на полу церкви Апостолов в Риме (Dornseiff. Das Alphabet. S. 171), миланские церкви имеют такой крест со вписанными в него буквами и на внешних стенах. С одной стороны, алфавит, написанный на кресте,— это символ космоса с его законами и гармонией, т. к. буквы стоят в должном порядке, с др. стороны, он становится символом Христа, Владыки Церкви и Вселенной, т. к. буквы алфавита сгруппированы в кресте. Иначе это понимает лат. средневек. ученый Ремигий Оксерский (ум. ок. 908): буквы алфавита в кресте символизируют начала и основы свящ. учения (лат. initia et rudimenta doctrinae sacrae (PL. 131. Col. 851)). Др. примером такого понимания алфавита является фреска монастыря аввы Симеона близ Асуана, на которой перед Христом изображены 4 ангела, а ниже — 24 фигуры обозначенные как aahl, bahl, gahl. wahl. Сочетание греч. букв hl (от евр. — Бог, Божий) указывает на принадлежность этих существ к небесному миру (Dornseiff. Das Alpha-bet. S. 168).

Наибольшее число символических толкований на Западе было связано с именем Пресв. Богородицы, особенно среди цистерцианцев. Цезарий Гейстербахский в гомилиях сообщает, что 3 слога имени Марии символизируют Св. Троицу, 5 букв — Закон Моисея (содержащего 5 книг); 5+3=8 — символ 8 тайн Девы Марии (см. Розарий); 3*5=15 псалмов восхождения (см. Степенные псалмы, Антифон).

Иудаизм

Ислам

История возникновения фонематического письма (фонографии). Финикийское консонантное письмо и его роль в становлении письменности других народов. Западные и восточные алфавиты. Три типа алфавитов.

Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи. Эволюция письма в целом проявляется в нарастании фонетизации письма. Идеограммы и логограммы не передают звучания, но ориентация на план выражения все же есть.

Фонетизация характерна для всех словесно-слоговых типов письма.

Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность. Такое письмо не отвлекает мышление от содержания =>экономия мыслительной дея-тельности. Подходит, в отличие от слогового, к языкам любого типа. Фонетизация достигает предела. Устная речь передается полностью. Графема передает фонему. Чтение вслух. Передаются грамматические показатели, лексика, синтаксис. А знаки препинания передают и супрасегментные явления.

Формировалось это письмо во 2-1 тыс. до н.э.

Типы алфавитного письма:

1) Консонантно-звуковое: обозначаются только согласные (Восточные алфавиты). Лишь со средних веков в богослужении гласные стали обозначаться с помощью диакритических знаков.

2) Вокализованно-звуковое: обозначаются и согласные, и гласные (Западные алфавиты).

Зачатки алфавитного письма – в Египте. Но вопрос этот остается спорным.

Гельб считал, что древние греки разработали алфавитное письмо. Но Фридрих и другие ученые считают, что алфавитное письмо возникло в Финикии, т.е. это западно-семитское квазиписьмо, 12-10 вв. до н.э.

Финикийское письмо сформировано на основе протобиблского слогового письма, а протобиблское – на основе шумерской иероглифики => шумерское письмо положило начало всем современным алфавитам, кроме письма народа майя.

Существует три типа алфавитов (различаются способом обозначения гласных):

1) кириллица, латиница и др.: знаки и для гласных, и для согласных;

2) арабский, еврейский, арамейский и др.: гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими знаками;

3) индийский, эфиопский и др.: гласные обозначаются диакритическими знаками, слитыми с согласными.

История возникновения фонематического письма (фонографии). Финикийское консонантное письмо и его роль в становлении письменности других народов. Западные и восточные алфавиты. Три типа алфавитов.

Фонетизация – это процесс передачи графическим знаком звучащей речи. Эволюция письма в целом проявляется в нарастании фонетизации письма. Идеограммы и логограммы не передают звучания, но ориентация на план выражения все же есть.

Фонетизация характерна для всех словесно-слоговых типов письма.

Фонемография – звуковое, или буквенное, или звукобуквенное, или алфавитное письмо. Это венец графической эволюции. Оно очень экономно: несколько десятков простых знаков. Большая условность в письменной форме, чем в устной. Буквы – это полная условность. Такое письмо не отвлекает мышление от содержания =>экономия мыслительной дея-тельности. Подходит, в отличие от слогового, к языкам любого типа. Фонетизация достигает предела. Устная речь передается полностью. Графема передает фонему. Чтение вслух. Передаются грамматические показатели, лексика, синтаксис. А знаки препинания передают и супрасегментные явления.

Формировалось это письмо во 2-1 тыс. до н.э.

Типы алфавитного письма:

1) Консонантно-звуковое: обозначаются только согласные (Восточные алфавиты). Лишь со средних веков в богослужении гласные стали обозначаться с помощью диакритических знаков.




2) Вокализованно-звуковое: обозначаются и согласные, и гласные (Западные алфавиты).

Зачатки алфавитного письма – в Египте. Но вопрос этот остается спорным.

Гельб считал, что древние греки разработали алфавитное письмо. Но Фридрих и другие ученые считают, что алфавитное письмо возникло в Финикии, т.е. это западно-семитское квазиписьмо, 12-10 вв. до н.э.

Финикийское письмо сформировано на основе протобиблского слогового письма, а протобиблское – на основе шумерской иероглифики => шумерское письмо положило начало всем современным алфавитам, кроме письма народа майя.

Существует три типа алфавитов (различаются способом обозначения гласных):

1) кириллица, латиница и др.: знаки и для гласных, и для согласных;

2) арабский, еврейский, арамейский и др.: гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими знаками;

3) индийский, эфиопский и др.: гласные обозначаются диакритическими знаками, слитыми с согласными.

Древнейшая Русь. К возникновению письменности

Тюняев Андрей Александрович (Москва),
президент АФН, академик РАЕН

Существует четыре основных типа письма:

  1. Идеографический;
  2. Словесно-слоговой (логографически-силлабический);
  3. Собственно силлабический;
  4. Буквенно-звуковой (алфавитный).

1. Идеографическое письмо

Считается, что идеографический тип письма существовал лишь как переходный от пиктографии к словесно-слоговому письму. Однако с этим согласиться нельзя, поскольку даже в настоящее время именно идеографически построенная система письма используется службами контроля и организации дорожного движения (полиции и милиции) разных стран. К идеографической системе письма следует отнести и систему нашивок в армии и на флоте, систему геральдических обозначений, систему логотипов компаний и т.д. В этой связи идеографическое письмо следует рассматривать как вспомогательный аспект к другим системам письма, осуществляющий специфические функции (далее это посыл найдёт своё подтверждение).

Идеографический вид письма применялся:

  1. Либо в хозяйственных записях, где число понятий, о которых может идти речь, ограничено самим содержанием текста,
  2. Либо в ритуальных записях как мнемоническое вспомогательное средство.

Подобный разбор можно сделать и для других образцов протославянского идеографического искусства. Как видим, часть работы по деталировке изображений и их трактовке была проведена ещё академиком Б.А. Рыбаковым. В частности, разбирая трипольские изображения (5 – 3 тыс. до н.э.), Б.А. Рыбаков трактовал ряд изображений на трипольских сосудах как вполне отчётливо обозначенные идеограммы воды, дождя, земли, небес, змей, и т.д.

Таким образом, более полным комплексом идеограмм следует считать систему славянских свастических символов. Число таких идеограмм обширно (более 300). Исследование всего комплекса славянских свастических символов – это тема отдельной работы, которая сейчас и ведётся Академией фундаментальных наук. Результаты публикуются в Энциклопедии свастических символов [5].

2. Словесно-слоговое письмо

Основой словесно-слоговой системы письма остаётся прежняя многозначная идеограмма. А конкретная привязка знака каждый раз к определённому слову обеспечивается добавлением знаков, выражающих чисто звуковые элементы слова либо в целом, либо его части (особенно грамматических элементов), и знаками – детерминативами, уточняющими круг понятий, к которому относится данное слово.

Идеографический знак, прикреплённый к определенному слову, называется логограммой.

Такие последовательности – не обязательно являются отдельными слогами. Так, в древнеегипетском письме гласные вообще не передавались, а в аккадском слог мог дробиться на части.

Или в славянском свастическом письме – имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные – М, К, Ж.

Словесно-слоговым письмом могли передаваться тексты любого содержания, т.к. такое письмо обеспечивало достаточно адекватную фиксацию речи и надёжное воспроизведение текста при чтении.

Отсутствие обязательной непосредственной связи первоначальных идеограмм с фонетической стороной речи позволяло использовать одни и те же знаки в качестве логографических элементов для разных диалектов (в Китае) и для разных языков (на древнем Ближнем Востоке). В древнейших видах письма этого типа знаки монументальных надписей долго сохраняли форму рисунков-иероглифов; наряду с ними существовала скоропись (на папирусах, черепках – в Египте, на глиняных плитках – в Передней Азии, на бамбуковых палках – на Дальнем Востоке, и т.п.).

Новые данные археологии и их интерпретация современными учёными, опиравшимися на весь опыт предшествующих исследований, с одной стороны, и имеющими в своём распоряжении мощные современные компьютерные комплексы для исследования, с другой стороны, позволяют выработать систему достаточно централизованного возникновения письменности в целом с последующим распространением вслед за генетической наследственностью археологических культур.

Однако такие объяснения наивны и не выдерживают никакой критики: на Руси тоже много диалектов, но русские не пишут иероглифами.

Более правильным является другое объяснение: иероглифическое письмо было введено в пользование вслед за буквоподобными насечками. Изобретателями этих видов письменности были не протокитайцы, а носители археологической культуры крашеной керамики. Общими признаками культуры крашеной керамики были: господство мотыжного земледелия, сочетавшегося со скотоводством, рыболовством, охотой; появление медных орудий при значительном преобладании кремнёвых; большие, обычно глинобитные, дома; глиняные женские статуэтки, которые символизируют славянскую богиню судьбы Макошь и археологически прослеживаются с 42-го тыс. до н.э.

Логограммы и по сей день применяются в составе вспомогательных подсистем письма, таких как цифры, алгебраические и химические формульные знаки и т.п.

3. Силлабическое письмо

Системы письма, где каждый знак передаёт только какую-либо последовательность звуков как таковую, а не слово, называются силлабическими. Последовательности могут быть:

Есть также знаки для отдельных гласных.

Силлабические системы часто являются результатом упрощения словесно-слоговых систем (среднее развитие кипрского письма из критского главным образом путём опущения логограмм). Считается, что они могут возникнуть и вторично путём введения огласовки в консонантное (см. ниже) буквенно-звуковое письмо.

Наиболее широко распространены силлабические системы письма в Индии и Юго-Восточной Азии. Причина этому ясна – в 3-ем тыс. до н.э. в эти регионы пришли протославянские переселенцы и принесли сначала идеографическое, а потом и сформировали силлабическое письмо. После этого местные веддидо-австралоидные автохтоны так и не смогли улучшить европейское письмо. А протославян, принесших письменность, ассимилировали.

Древнейшим индийским силлабическим письмом, по-видимому, было брахми, происхождение которого неясно. Более важна система кхароштхи (с 3 в. до н.э.), видимо, образованная из арамейского алфавита путём создания вариантных знаков для одинаковых согласных с различными гласными по принципам, выработанным в брахми. Системы брахми и кхароштхи допускают очень точную, близкую к фонетической транскрипции передачу звукового состава текста.

Эти системы, как и большинство позднейших разновидностей письма, распространились в Южной и Юго-Восточной Азии из Северной Индии – региона первоначального расселения пришлых протославян (по Б.А. Рыбакову – наследников Трипольской культуры [3]).

Эти системы письма основаны на подсистеме исходных знаков, часть которых служит для передачи гласных, а большинство – для согласных + гласный -а; если за тем же согласным следует не -а, а другой гласный, то исходный знак соответственно видоизменяется по форме; если за согласным следует ещё согласный или более одного согласного, то из знаков, предназначенных для передачи этих согласных + а, составляется одна буква (лигатура); для передачи отсутствия гласного в конце слова существует особый добавочный значок. Т.к. знаки не закреплялись в типографской форме, в Южной и Юго-Восточной Азии выработались десятки видов скорописей, внешне уже несхожих, но основанных преимущественно на тех же принципах; лишь в 19 – 20 вв. многие из них получили и типографское оформление.

Важнейшая система письма этой группы – деванагари, применяемая для санскрита, хинди и др.

Преимущество силлабического письма – в меньшем числе знаков (100 – 300), а недостаток – некоторая громоздкость и трудность в выборе правильного чтения, особенно при отсутствии словоразделов.

4. Алфавитное письмо

Археологические находки с других мест Русской равнины формируют последовательную цепь доказательств возникновения, существования и развития письменности именно на территории Русской равнины.

Статуэтка богини Макоши

В частности, относящиеся к мадленскому времени письмена представлены на рис. 2 (15 – 8 тыс. до н.э.) [8, 9]. Мадленская культура была распространена на западе Русской равнины, начиная с территорий расселения древних славян (современная Германия) и заканчивая современными испанскими землями.

Часть символов, представленных на рисунке, вполне идентифицируема как различные элементы слогового письма или даже алфавитного.

Часть символов культуры Лепенского Вира, представленных на рис. 3, с высокой геометрической точностью повторяет символы культуры Мадлен (рис. 2). Так попарно идентичны мадленские и лепенские знаки: географическая малоудалённость рассмотренных культур позволяет сделать предположение о преемственности письменной культуры Лепенского Вира достижений культуры Мадлен, а также и достижений носителей культуры Костёнок.

Другой исследователь, Антич, соответствующий репертуар составил из знаков, относящихся к культуре Винча (5 тыс. до н.э.) (см. рис. 4).

Совпадение символов культуры Винча с символами Лепенского Вира мы можем отметить в большинстве случаев. И здесь налицо как географическая и культурная (протославяне), так и временная преемственность письменной культуры.

В репертуаре Антича винчанских знаков имеются графемы практически всех современных букв (если их считать таковыми).

Из представленного видно: нет никаких оснований полагать, что все эти знаки наносились палеолитическими предками славян неосознанно. Тем более, в то время как эти же люди уже несколько тысячелетий пользовались другими, вполне аналогичными, достижениями абстрактного мышления, как то: счёт, магия, ритуал, календарь, астрономические воззрения и т.д.

Отметим: ни один вид письма из приведённых здесь не является пиктографическим или идеографическим. Вполне однозначна персональная идентификация каждого знака.

Алфавитные и силлабические системы письма часто (неточно) объединяют под названием фонетических.

4.1. Финикийское письмо

Однако финикийцы не были семитами. Их история начинается в 5 – 4-ом тыс. до н.э. Уже в это, глубоко досемитское время носителей культуры крашеной керамики, финикийцы основали на берегу Средиземного моря поселения, выросшие постепенно в крупные ремесленные и портовые центры: Сидон, Тир, Библ и др. В начале 2-го тыс. Финикия находилась под верховенством египетских фараонов и поддерживала дипломатические связи с государствами Северной Месопотамии [1, ст. Финикия]. Этнически финикийцы принадлежали к ханаанской ветви европеоидных протославянских племён. Финикийцы были искусными мореходами. Но кораблестроение и мореходство, как и большая часть их культуры, были унаследованы финикийцами из общего протославянского единства.

4.2. Диакритические знаки

Существует два пути диакритизации письма:

  • Первое – для обозначения гласных звуков в деградировавшем заимствованном письме.
  • Второе – для изменения вида заимствованной графемы, используемой для передачи согласного и гласного звуков, отличных от звуков в языке заимствования.

Чем больше используется в письме диакритических знаков, тем более инородным является используемое письмо для данного языка. Когда показатель диакритичности достигает значительных величин, то можно говорить о полном несоответствии языков – языка, у которого письмо заимствовали, и языка, в котором это письмо применяют.

Такая ситуация с еврейским письмом демонстрирует, что:

Максимально нагружены диакритическими знаками также и письменности славянских народов, основанные на латинице. Например, чешская.

4.3. Восточные алфавиты

При этом подходе корнем всех восточных алфавитов представляется арамейское письмо, то есть еврейское. Которое, как мы показали выше, и сейчас является одним из максимально деградировавшим из известных систем письма. Которое и в настоящий момент не смогло осмыслить принципы отражения на письме гласных звуков.

Напомним, само же арамейское (семитское) письмо выводят из финикийского, которое не является семитским.

4.3. Западные алфавиты

В происхождении западных алфавитов наблюдается столько же, мягко говоря, нестыковок, сколько и в происхождении восточных алфавитов.

Ситуация с греческим языком непростая. Она настолько фантастична, что все греческие мифы меркнут по сравнению с ней.

Отсюда становится понятным, что и греческая ветвь алфавитов сформирована не на семитической основе, а на той же, протославянской, произошедшей из финикийского индоевропейского письма. Отсюда и единство букв, и единство их соответствия звукам. Отсюда и тенденция – чем выше степень использования диакритических знаков и вспомогательных букв к основному алфавиту, тем больше отличие языка от индоевропейского.

Переход к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных явился важнейшим культурным достижением.

На основе западно-греческого возникли италийские алфавиты, в том числе этрусский (в 7 в. до н.э.) и из него древнегерманские руны (с 3 в. н.э.); из этрусского же, видимо, развилось латинское письмо (с 6 в. до н.э.).

В эпоху Римской империи латинское письмо приобрело международный характер, сохранявшийся в связи с распространением католической церкви и в эпоху западноевропейского феодализма.

В западной письменной традиции наблюдается то же явление застоя в развитии письма, что и в ранее рассмотренных азиатских многочисленных алфавитах. Обычно это объясняется так: «Вследствие инерции литературной традиции некоторые западноевропейские письменные системы уже много веков не претерпевали значительных реформ.

4.4. Русское письмо

Во-первых, она свидетельствует о наличии у славян докириллического письма. Об этом же свидетельствуют в своей работе [12] В.И. Буганов, лингвист Л.П. Жуковская и академик Б.А. Рыбаков, ссылаясь на летописи.

Во-вторых, как показано в работе [13], ни Кирилл, ни Мефодий не были изобретателями славянского письма. Более того, они и русского языка-то не знали. И более того, ни византийского, ни болгарского, ни солунского языков и видов письменности кирилловского времени вообще не существовало.

В-третьих, уже начиная с 11-го века, берестяные грамоты использовались для письма в следующих русских городах: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий [13].


Надпись на этом камне, обнаруженном на Сардинии, датируется, похоже, IX в. до н.э. и является свидетельством географического распространения первого не клинописного алфавита, который появился в Финикии примерно в 1200 г до н.э.

За тысячу лет до Рождества Христова произошел настоящий переворот: был придуман алфавит. Это не было мгновенным явлением, а длительным процессом. Родоначальниками были финикийцы, расселившиеся на западных берегах Средиземного моря, в Северной Африке, на юге Испании, в Сицилии, Сардинии, на Кипре и даже в Греции и Италии.

Клинопись, иероглифы или китайские знаки — все они имеют то общее, что обозначают либо слова, либо слоги. Уметь читать и писать в этих системах означало знание огромного количества знаков или символов.

Совершенно иначе используется алфавит, который позволяет в принципе при помощи примерно тридцати знаков записывать все. Это тоже непросто, и двадцать шесть букв латинского алфавита, например, обозначают не все звуки — отсюда и возникает трудная проблема обучения школьников орфографии. Но все же двадцать шесть букв — это меньше, чем тысячи иероглифов, которые должен запомнить маленький китаец, меньше, чем несколько сотен иероглифов для маленького египтянина, меньше, чем шестьсот знаков клинописи ученика писца в Месопотамии. По этой причине некоторые считают, что появление алфавита действительно стало началом демократизации знаний.

Первый алфавит, финикийский, не содержал гласных

Греки во II тысячелетии до н.э. имели систему письменности, которая исчезла к 1100 г. до н.э. при разрушении и исчезновении греческой культуры после дорийского нашествия. Через три или четыре века финикийская письменность распространилась в Греции. Никто не знает, откуда пришли эти знаки, обнаруженные на глиняных черепках. Но возможно, и даже вероятно, что этот алфавит возник в результате постепенных изменений некоторых клинописных знаков или, что еще более вероятно, демотического письма Древнего Египта. В чем можно быть уверенным, так это в том, что финикийский алфавит имеет только согласные, то есть звуки, или фонемы, которые существуют в устной речи только тогда, когда «звучат, иначе говоря, появляются только вместе с гласными. Впрочем, особенность семитских языков, таких как иврит и арабский, заключается в том, что они содержат очень мало гласных.


-В XIV в. до н.э. в Угарите, неподалеку от Библа, в Сирии, существовала клинопись, в которой применялось только двадцать два знака. Все они были согласными. Гласные не записывались, они включались при чтении в зависимости от вида слов. Все это позволяет предполагать, что это была первая алфавитная письменность.

Финикийцы, которые в основном были купцами и мореплавателями, торговали со всеми народами Восточного Средиземноморья. Именно эти контакты привели все народы этого региона к необходимости выучить финикийский алфавит.

Появились два новых алфавита. Они были использованы при написании Ветхого Завета.

Через пять веков (примерно в VIII в. до н.э.) в городах на месте современной Сирии, которую называли тогда страной Арам, возник арамейский алфавит, который в некоторых деталях был близок к тому, что применяли финикийцы.

Арамейская письменность значительно повлияла на нашу историю, потому что именно на этом языке были написаны некоторые книги Ветхого Завета.

Но самая большая его часть дошла до нас на языке, письменные следы которого датируются 700 в до н.э. — на иврите.


Эта письменность в ее примитивной форме нс записывала гласных и читалась, как и в арамейском письме, справа налево. Это почти тот же язык, за исключением некоторых деталей, который используется сегодня как официальный язык Израиля.


В «квадратном иврите записывали только согласные, он читался справа налево и как будто бы происходил от арамейского. Здесь фрагмент описания ритуала дня, предшествующего Пасхе, датируется XVI в. Слегка измененный квадратный иврит использовался почти так же, как в современном Израиле.

Ивритская письменность через несколько веков послужила для записи другого языка — идиш, на котором говорили евреи Центральной Европы и который все же весьма далек от иврита, потому что состоит главным образом из слов германского и славянского происхождения. Это заставляет специалистов считать, что письменность — явление, которое частично не зависит от языка (только частично!).

Арабская письменность, как и еврейская, происходит от финикийского алфавита. Каким образом? В результате каких перипетий? Точно это неизвестно, и процесс перехода от финикийской письменности к арабской остается одним из самых загадочных. Но что, видимо, уже установлено, так это то, что на заре нашей эры народности севера Аравии, набатеи, использовали письменность, которая была уже не финикийской, но еще и не арабской.

Установлено, что первые собственно арабские надписи датируются 512-513 гг. н.э. Впрочем, в 622 г. пророк ислама Мухаммед бежал из Мекки, чтобы скрыться в Медине. Эта дата отмечает хиджру — начало мусульманской эры. Это на десяток лет раньше, чем первые текста Корана, священной книги мусульман, были продиктованы Мухаммеду Аллахом и записаны арабским шрифтом примерно в 650 г. н.э. Это значит, что эта письменность несколько старше ислама, но именно благодаря его быстрому и активному продвижению по всему миру и распространилась арабская письменность (больше письменность, чем язык).


Для мусульман письменность имеет священный характер, и пророк Мухаммед продиктовал слово Божье без посредников. Он был настоящим пророком Всемогущего Бога. В отличие от персидских рукописей, где фигурируют изображения людей, что и прославило этот манускрипт, датируемый XVI в. н.э., Коран, эта священная книга мусульман, и сегодня соблюдает религиозные принципы своего первого редактора, Османа, третьего исламского халифа, которые запрещают изображение Аллаха и Мухаммеда. Но при этом встречается много арабских букв, каллиграфически разукрашенных.


Эта деталь убранства мечети «Купол скалы в Иерусалиме представляет другую форму «бисмалла. Арабская каллиграфия часто использует такие буквы, как написанные в мозаичном квадрате, обычно синего цвета, которыми записаны 99 имен Аллаха.

Северная Африка, Малая Азия, Индия и Восточный Китай — территории, где побеждал ислам, — приняли эту письменность. И если бы христианский Запад не смог отбросить сарацинское владычество в средиземноморской части Европы, то, вполне возможно, что вся Западная Европа также писала бы арабскими буквами.

Коран, Библия и Ветхий Завет — эти слова придают письменности священный смысл.

И сегодня в центрах по изучению Корана в странах Африки и Азии, где говорят на других языках, Коран изучают на арабском языке.

По религиозным, а также по другим причинам арабская письменность послужила для записи персидского языка. Это язык современного Ирана — индоевропейский язык, он относится к той же семье, что и латинский, и французский языки, и не имеет ничего общего с арабским, который является семитским языком.

С течением времени арабская каллиграфия создала необычайное разнообразие шедевров.

Как и иврит, арабское письмо пишется и читается справа налево и не обозначает гласных. Оно включает восемнадцать букв, из которых благодаря точкам получается двадцать девять знаков. При скорописи знаки соединяются друг с другом.

Но самое гениальное, что свойственно арабской письменности, — это способность образовывать бесконечное количество форм, подвергаться потрясающим метаморфозам.

Сегодня мы знаем что в регионах, расположенных от Аравийского полуострова до Эфиопии, и в самой пустыне Сахара развивались многочисленные виды письменности, которые, весьма вероятно, тоже произошли от финикийской, Но большинство из них исчезли. Сохранилась только эфиопская письменность и письменность туарегов, тифинаг, которая отличается четкой геометрической формой букв.

Редкий факт в истории письменности — тифинаг был прерогативой женщин. Туарегское общество было матриархальным, в нем, как и повсюду в ту пору, владеть письмом означало иметь власть.

Согласные буквы арамейского алфавита, заимствованные греками, выполняют роль гласных.

Наша культура обязана греческой цивилизации всем или почти всем, включая алфавит.


Одновременно с греческим алфавитом примерно в V-IV вв. до н.э. появилась одна из самых великих литератур всех времен, представленная всеми жанрами: поэзия, театр, рассказ, история, философия. Мы являемся наследниками этой литературы, так же как и письменности, которая позволила ей пережить века. Если греческая письменность дала начало сложным видам письменности — коптской, армянской и грузинской, — то она стояла и у колыбели латинской письменности. или почти так, потому что история достаточно туманна, а утверждения основываются на зыбкой почве.

Известно, что греки были великими мореплавателями и путешествовали по всему Средиземному морю. Возможно, что они дали свою письменность этрускам, которые жили там, где сегодня находится Тоскана.

этрусская ваза

Откуда пришел этрусский алфавит, к которому относят буквы на этом сосуде? От алфавита из греческой колонии в Кампании г. Кумы или от греческого образца из Беотии? Открытие на острове Лемнос идентичной письменности, датируемой VI в., вновь оживило споры: возможно, речь идет о переносе этрусской в Эгейский мир.

Создатели одной из самых богатых цивилизаций античности, этруски оставили на стенах своих надгробий великолепные рисунки, а в самих гробницах — скульптуры потрясающей красоты, необычайно близкие к современности. Там также найдены многочисленные надписи, знаки которых близки греческой письменности. К сожалению, письменность этрусков пока настолько недоступна для нас, что ее называют «этрусской тайной.

Этрусские цари владели Римом до IV в. до н.э. После этого народы, населяющие область Латиум, прогнали их, но римская культура наследовала этрусскую. Победители-латины, будущие римляне, вынуждены были взять этрусский алфавит, чтобы приспособить его к своему, латинскому языку. Но это только гипотеза: некоторые авторы считают, что латинский алфавит происходит напрямую от греческого, не проходя через промежуточную стадию — этрусский к алфавит. Одно ясно — к III в. до н.э. был создан латинский алфавит из девятнадцати букв. К I в. до н.э. в эпоху Цицерона, были добавлены X и Y. Римляне писали на манер греков, которые использовали прописные буквы для камня, строчные — для других носителей — папируса или восковых табличек.


Потом он должен был уже непосредственно на камне нанести мелом полосы, которые обозначали верхнюю и нижнюю границы букв (как делают художники и теперь, когда пишут вывески). Потом буквы рисовали углем между линиями и, наконец, писали краской, только после этого можно было работать резцом.

Как это ни покажется удивительным, но похоже, что индийская письменность имеет то же происхождение, что и латинский алфавит.

Начиная с III в. до н.э. на Индийском полуострове существовали два основных вида письменности: письмо, называемое кхарости, и письмо брахми, к которым нужно добавить многочисленные варианты, служащие для записи множества языков этой большой страны.

Письменность брахми лежит в основе письменности деванагари, с появлением которой связывают священный язык большей части Индии — санскрит, а также один из самых распространенных языков - хинди. Письменность брахми полностью основана на алфавите, имеет знаки и для согласных, и для гласных! Это приводит лингвистов к мысли, что эта письменность родилась не там, где сейчас используется, а преобразовалась из финикийского алфавита.

Верно и то, что Индия, и в частности долина Инда, была средоточием торговых путей между народами Восточного Средиземноморья и жителями Индийского полуострова, которые, в свою очередь, имели многочисленные контакты с Аравией, финикийцами и даже Грецией.


Известно также, что грандиозный поход привел Александра Великого на берега Инда в 326 г. до н.э. Наконец, не нужно забывать, что языки Индии, в том числе санскрит, принадлежат к семье индоевропейских языков! Эти два аргумента поддерживают оригинальную гипотезу.

За четыре века до нашей эры индийцы были уже замечательными грамматистами.


Панини, индиец, родившийся в Салатуре, считался первым грамматиком-лингвистом и смог описать в IV в. до н.э. согласные и гласные языка богов — санскрита. Это частично объясняется тем, что индийская письменность полностью алфавитная и воспроизводит четко структурированную фонетику.


Текст, высеченный на этом камне, найденном в Непале — запись буддийских молитв. Письменность здесь тибетская, производная от деванагари.

На основе письменности Индии путем сложных преобразований строились современные письменности, используемые и сегодня на Тибете, и во многих странах Юго-Восточной Азии: Лаосе, Таиланде, Кампучии (Камбодже) и Бирме.

Современному человеку трудно представить, что в наше время письменность имеют не все народы мира.

В начале нашей эры системы письменности существовали во всем мире. Во всем. да не во всем! И сегодня еще остаются регионы, которые не знают письменности: лингвисты считают, что на свете существует примерно три тысячи различных языков, но едва ли сотня из них имеет свою письменность! Нужно помнить также, что каждый второй человек старше двадцати лет плохо умеет или не умеет пользоваться письмом.

Трудно себе представить, что сейчас в мире живут люди, лишенные удовольствия читать книги, писать письма и узнавать что-либо о других народах и странах, о событиях, происходящих в мире, из-за того, что неграмотны. Этот факт даже мало-мальски просвещенному человеку кажется совершенно невероятным.

карта возникновения письменности

Это приблизительная датировка. В действительности письменность часто возникала одновременно в разных местах.

3500-3000 лет до н.э.

В Шумере эпоха Урука. Пиктограммы появились для обозначения цифр. В Китае письменность перешла от пиктограмм к идеограммам и фонограммам (слоговое письмо).

3000 лет до н.э.

В Индии идет параллельное развитие. Начинает появляться протописьменность на медных табличках.

3000-2500 лет до н.э.

1000-700 лет до н.э.

Финикийский алфавит даст начало греческому в современном виде — с гласными. Арамейцы, распространяясь на Восток, способствуют возникновению древнееврейской и арабской письменности.

600 лет до н.э.

Средние века

Каролингское, готическое и гуманистическое письмо используют латиницу в Западной Европе, а в Восточной Европе появилась кириллица, происходящая от греческого алфавита.

Читайте также: